Заказчики: Министерство здравоохранения Московской области Красногорск; Государственные и социальные структуры Подрядчики: СофТраст (SofTrust) Продукт: ТрастМедДата проекта: 2014/10
|
Технология: Медицинская информационная система
|
Команда проекта со стороны Заказчика | Интегратора-Консультанта |
не указана |
Министерство госуправления, ИТ и связи Московской области стремится отойти от классической схемы создания ИТ-систем за счет бюджетных средств. Вместо этого оно старается привлекать инвесторов, которые вложились бы в проект и затем «отбивали» свои вложения за счет платных сервисов, привязанных к созданной системе. В портфолио министерства уже несколько подобных проектов, однако с одним из важнейших - внедрением электронной медицинской карты - реализовать эту схему не удалось: ведомство не смогло придумать механизмов ее коммерциализации.
В августе 2015 года министр госуправления, ИТ и связи Московской области Максут Шадаев рассказал TAdviser о том, как в его регионе продвигается проект внедрения электронной медицинской карты пациента. По словам Шадаева, подрядчик по разработке решения, на базе которого создается карта, а также по ее внедрению был выбран в прошлом году. По итогам конкурса им стала белгородская компания «Софтраст». Объем контракта с поставщиком составил порядка 90 млн рублей и рассчитан на два года.
Московская область разово лицензировала продукт «Софтраста» и получила право использовать его без ограничений во всех учреждениях здравоохранения региона. До конца 2015 года систему планируется внедрить во всех детских поликлиниках области, а также в женских консультациях. В общей сложности в 2015 году требуется подключить 146 детских поликлиник и 68 женских консультаций.
В 2016 году планируется подключить к электронным картам на базе того же решения и поликлиники для взрослых. Впоследствии электронные карты должны быть также введены в стационарных лечебных учреждениях.
Разработка медицинской электронной карты велась на средства регионального бюджета. Стоит отметить, что в ИТ-министерстве Московской области в качестве наиболее предпочтительной модели финансирования создания ИТ-систем видят частно-государственное партнерство: в рамках него инвестор реализует проект на собственные средства, а затем получает возможность на нем зарабатывать за счет организации вокруг ИТ-системы различных платных сервисов. В регионе есть уже несколько примеров[1] по созданию систем по такой схеме.
Финансирование проекта по созданию электронной карты пациента за счет частных средств также рассматривалось, однако в итоге он был оплачен за счет средств областного бюджета, рассказал TAdviser Максут Шадаев.
«Это одна из немногих историй, где мы не смогли придумать механизм коммерциализации», - заявил он TAdviser.
Одной из идей, по словам Шадаева, является предоставление на коммерческой основе доступа к электронным историям болезней страховщикам, проводящим экспертизу счетов на услуги, которые по линии ФОМС предоставляют медицинские учреждения для получения финансирования. В некоторых случаях страховщики направляют своих представителей непосредственно в медучреждение, где те поднимают первичную документацию медицинских карт и оценивают соответствие того, что написано в карте тому счету, который выставлен.
Доступ к электронным историям болезней позволил бы им более эффективно проводить экспертизу, избавившись от необходимости ездить в медучреждения, рассуждает министр. Его ведомство ведет дискуссии со страховщиками по этому поводу. Финальной стоимости такой услуги, которую можно было бы обозначить страховщикам, пока нет. По словам Шадаева, в конце года, когда система будет внедрена в детских поликлиниках, можно будет сформировать конкретное предложение. Метавселенная ВДНХ
Система электронных карт пациентов, как и остальные системы региона, в обязательном порядке интегрируются с федеральными системами, говорит министр.
Когда Московская область определялась с тем, как строить в регионе стратегию здравоохранения, изучался, в том числе, опыт Москвы в этой области, в том числе – по электронным медицинским картам.
«Отличие нашего проекта от аналогичного московского состоит в том, что мы делаем очень глубокое внедрение, но на конкретно взятом сегменте – детском, а не идем всюду ровным слоем, - говорит Шадаев. - Мы исходили из того, что на начальном этапе нам надо закрыть только детский сегмент, но полностью. Потому что дети – это наше все и, кроме того, у детей нет длинной накопленной истории болезни, которую очень сложно перевести в электронный вид. После этого мы сможем оценить с точки зрения финансовых ресурсов, какие у нас остаются возможности, чтобы закрыть взрослый сегмент».