HP продает компьютерный бизнес
22.08.11, Пн, 12:20, Мск,
Бизнес HP по производству ПК будет продан китайским компаниям, считают аналитики. Apple станет лидирующей компанией среди производителей персональных компьютеров.
Вывод, который аналитики сделали после заявления HP об уходе с рынка производства-продажи ПК: глава HP Лео Апотекер (Leo Apotheker) прекращает выбрасывать деньги на ветер (после покупки Palm за $1 млрд.) и переносит внимание туда, где видит возможность получения прибыли – корпоративные сервисы.
Как сообщила Wall Street Journal, Апотекер, говоря о смещении интереса потребителей от ПК к планшетам как об одной из главных проблем подразделения персональных компьютеров компании (PSG), отметил: «Влияние планшетов - реальность, а продажи TouchPad не соответствуют нашим ожиданиям». Сейчас HP рассматривает разные возможности дальнейшего существования этого бизнеса, которые «могут включать в себя его отделение посредством создания дочерней компании или другие варианты».
Такой прецедент на рынке уже был: объявление IBM о решении продать свой компьютерный бизнес китайской компании Lenovo в конце 2004 года вызвало всеобщее удивление. Сделка с Lenovo хорошо сказалась на работе IBM, закрепившей свои позиции, улучшившей рентабельность от предоставления сервисов предприятиям. Lenovo тем временем выросла и стала одним из пяти крупнейших производителей ПК: согласно данным Gartner, Lenovo занимает 12,1% мировой доли продаж ПК во втором квартале (10,2 млн. ед.). Ее опережают только Dell (10,6 млн.) и HP (14,8 млн.).
Причину ухода HP из бизнеса производства ПК аналитики видят в следующем: этот рынок не достаточно прибылен для компании. Группа персональных систем (PSG) сумела сгенерировать $41 млрд. от продаж примерно 48 млн. персональных компьютеров. Прибыль при этом составила $2 млрд. или около $40 на один компьютер.
В тоже время поставки ПК корпоративным клиентам создают отличную возможность заарботать на дальнейшем сервисном обслуживании. Тем не менее, в своей бизнес-модели IBM вообще оказалась от продаж предприятиям компьютерного оборудования под собственным брендом, что не мешает ей зарабатывать на сервисах и установке компьютеров других компаний. TAdviser выпустил новую Карту российского рынка информационной безопасности: 250 разработчиков и поставщиков услуг
Редактор-аналитик издательства Guardian Чарльз Артур (Charles Arthur) считает, что бизнес HP по производству ПК будет вероятнее всего продан китайской компании. Он назвал двух наиболее вероятных кандидатов: Lenovo и Huawei. Альтернативой могла быть Dell, но для Майкла Делла (Michael Dell) возможность подобной сделки – большой вопрос, поскольку рынок ПК на Западе сокращается. Во втором квартале американский рынок упал примерно на 5% (в основном из-за слабости потребительского спроса), а на прошлой неделе Gartner сообщила, что европейский рынок ПК упал на 19%.
Dell усиливает свои позиции в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так же как и Lenovo. Азия и Латинская Америка - единственные регионы, где продажи ПК реально растут, а проблема Dell в том, что продажи потребителям в этих регионах будут жесткими и будет трудно противостоять хорошо финансируемым (поддерживаемым китайским капиталом) компаниям.
Последние обнародованные финансовые результаты Dell показывают, что у компании высокие доходы - $16,2 млрд., при этом чистая прибыль в потребительском секторе рынка - $890 млн. Но достаточно ли у Dell средств для покупки PSG? Стандартная цена для такого бизнеса составляет примерно 10-кратный размер прибыли. Таким образом цена PSG может достигнуть $20 млрд. Для Dell, которая занимается корпоративной реструктуризацией, в то время как цены на ее акции падают, такой порядок цифр слишком высок.
В итоге, на рынке ПК остаются две американских компании: Dell и Apple. Dell недавно заявила, что она реорганизуется и переносит внимание на корпоративный сектор. Apple чувствует себя наиболее комфортно в бизнесе производства и продаж ПК: она делает примерно семикратную прибыль от каждой проданной машины в сравнении с HP. (Стоит обратить внимание, что Apple, по данным Gartner - единственная компания, увеличившая европейскую и американскую долю рынка в прошлом квартале).
Тот факт, что Apple самая дорогая компания в мире по рыночной капитализации, может означать, что рынок акций ожидает от Apple получения средств, имеющихся у потребителей трех основных рынков: персональных компьютеров, смартфонов и планшетов. Уже известно, что это наиболее прибыльный (и самый большой, по доходам) производитель мобильных телефонов, и это справедливо для планшетов. Бизнес ПК для Apple, может быть, не самый выгодный, считает аналитик, но, если дать компании немного времени, все может измениться. Чарльз Артур считает происходящее переломным моментом для компьютерной индустрии.