2023/06/27 09:21:10

Роман Шишков, ИТ-директор ГК «Красный Яр»: Не все подрядчики готовы идти в ногу со временем

Зимой 2022 года в ГК «Красный Яр» завершился ИТ-проект, повысивший надежность кассовой инфраструктуры. ИТ-директор группы компаний Роман Шишков побеседовал с нами о том, что представляет собой модернизация кассовых решений крупной торговой сети, о требованиях к ИТ-подрядчику и кассовой системе, о самообслуживании, работе с маркировкой и потерями на кассах.

Роман
Шишков
При ускорении обслуживания увеличилась пропускная способность кассового узла и сократились очереди.

Роман, добрый день! Давайте познакомимся поближе и дадим нашим читателям краткий портрет ГК «Красный Яр» в цифрах.

Роман Шишков: Наши магазины работают в 39 населенных пунктах Красноярского края, Республики Хакасия и Республики Тыва. Сеть работает в двух форматах: гастрономы под брендом «Красный Яр» и дискаунтеры «Батон» — суммарно 234 торговые точки на 660 классических касс и 140 касс самообслуживания. Ежедневно у нас совершают покупки более 200 тысяч человек, а программой лояльности пользуются более 1 000 000 покупателей. В 2022 году гастрономы «Красный Яр» и дискаунтеры «Батон» были признаны лучшими торговыми сетями Красноярска.

Проект обновления кассового софта — процесс, который может занять месяцы, требует ресурсов. Такие решения принимаются нелегко. Что стало катализатором для вас?

Роман Шишков: В большой сети обновление кассовой системы происходит, как правило, в ситуации, когда вендор не справляется с реализацией запросов заказчика или система не отвечает потребностям современного рынка. Я имею в виду не только функциональность, которая позволит ритейлеру конкурировать с другими игроками, но и адаптацию под изменения законодательных норм, которые влекут за собой серьезные изменения во многих бизнес-процессах. Рациональнее всего выбрать сильного поставщика ПО и оборудования, чтобы идти с ним вместе. Но не всегда сразу находишь подходящее решение — а, к сожалению, не все подрядчики готовы идти в ногу со временем.

Какие задачи вам не удавалось решить, что не устраивало?

Роман Шишков: Одной из главных сложностей в нашем случае были потери при транспорте данных. Обмен между ERP и кассами был организован через текстовые файлы. По этой причине часто происходили сбои в доставке информации в обе стороны, из кассы и на кассу: то смена не дойдет (а без Z-отчета не построить аналитику и не сделать автозаказ), то товары не загрузятся — и появляется проблема актуальности ассортимента и цен. Приведу пример. Предположим, где-то повреждаются сектора жесткого диска на кассе и файл чека невозможно восстановить — у нас нет данных об одном чеке или, еще хуже, о смене. Мы закрыли смену, сформировали Z-отчет, а файл с данными о продажах поломался и не сохранил данные об оплатах по всей смене. При импорте в ERP-систему специалист проводит аудит товародвижения, начинает анализировать смену, восстанавливает данные по онлайн чеку, из лог-файлов касс или из ОФД. Такое происходило в среднем пару раз в неделю, а на некоторых кассах с оборудованием более старых версий — чаще.

С нашей стороны в адрес подрядчика было много задач — и от ИТ, и от бизнеса. Большую часть изменений инициировали мы. Проекты ставились в очередь, но очень долго внедрялись и не все задачи решались. Например, мы так и не смогли организовать продажу подарочных сертификатов на кассах или внедрить схему с уценкой, когда покупатель сам выбирает, какой товар будет уценять (сам клеит наклейку, скажем, «-30%» на товар, а кассир эту скидку проводит). Не удалось внедрить СБП.

В момент, когда вы приняли решение менять кассовую систему, какие цели были в приоритете?

Роман Шишков: Главная большая цель — выбрать современное решение, которое развивается и идет в ногу с рынком. Далее шли более конкретные задачи. Среди них — ускорение обслуживания. Мы за него боремся всегда и везде разными способами, не только программными решениями, но и изменением алгоритма работы на кассе, сменой оборудования и т.д.

Расскажите, как шла подготовка к проекту и выбор нового партнёра?

Роман Шишков: Рассматривали двух вендоров кассовых систем, оба — крупнейшие игроки рынка. Изначально идея была сделать 2 параллельных пилота, чтобы проанализировать в цифрах и фактах работу разных решений. Камнем преткновения стала карточная система с бонусами для покупателей на базе внешней программы лояльности Loymax. Один из участников обещал сделать интеграцию с этой системой, но потом отказался, предложив взамен собственную программу лояльности. Этот момент стал решающим. Перенос бонусной базы данных и функциональности на новое ПО не только занял бы много времени, но и стал бы существенной статьей расходов. В итоге мы выбрали программу Set Retail от компании CSI, которая уже в коробочной версии содержит интеграцию с Loymax. Осенью 2021 запустили с ними пилот в одном из магазинов «Красный Яр» и по итогам тестирования приняли решение установить Set Retail на все кассы сети.

По каким критериям вы оценивали эффективность пилотного запуска?

Роман Шишков: Скорость работы касс, удобство для покупателей и сотрудников магазинов. Мы усовершенствовали централизованное управление кассами, обеспечили надежный транспорт данных: исключили возникновение битых файлов и потерю информации при обмене. Без труда интегрировали программу лояльности. Важным моментом стала и коммуникация с командой подрядчика — в таком глобальном проекте очень много нюансов, и мы очень благодарны CSI за профессиональный подход к ведению дел, отзывчивость и внимание ко всем деталям.

В таком масштабном проекте наверняка не обошлось без трудностей. Поделитесь?

Роман Шишков: Трудности, безусловно, были. Благодаря слаженной командной работе мы их поэтапно устранили. «Кристаллу» («Кристалл Сервис Интеграция», CSI), например, пришлось адаптировать свое кассовое решение под новую операционную систему и новые модели касс самообслуживания — наши кассы ранее работали на Windows, новое решение устанавливалось уже на Ubuntu от Linux на 64-разрядные системные блоки. Программное решение Set изначально написано под определенные модели касс и рассчитано на операционную систему Linux TinyCore 32 бит. Ребятам пришлось в сжатые сроки переводить своё решение на другую версию ОС, что, конечно, вылилось в дополнительные трудности для проекта, но в итоге они справились. Плюс с отказом от ОС Windows мы получили сопутствующую выгоду, исключили проблемы с поддержкой в связи с уходом компании из РФ.

Много копий было сломлено об интеграцию с фискальными регистраторами, их производитель не был готов внедрять необходимые доработки. По этой причине мы сначала долго настраивали интеграцию, и даже получили от производителя исходный код драйверов, но параллельно переводили сначала часть магазинов, а затем и всю сеть на новые фискальные регистраторы от CSI — эта мера стала необходимостью для стабильной работы ПО.

Все ли цели достигнуты, как вы оцениваете результаты?

Роман Шишков: Проект огромный, работа частично продолжается. Мы с нетерпением ждем новую версию Set Retail SCO — по заявлению CSI, в новой версии продукта скорость работы касс самообслуживания будет выше, для нас это важно, а для текущей версии это является точкой роста.

Пока идет процесс обновления фискальных регистраторов в сети, рано говорить о снижении нагрузки на ИТ-департамент, но как только этот процесс завершится, ИТ-специалисты высвободят огромный ресурс своего времени. Игорь Лейпи, ГК Softline: Объем поставок российских операционных систем в ближайшие годы увеличится как минимум вдвое 2.4 т

Безусловно, кассы стали работать стабильнее. Мы поддержали действующую систему лояльности. Обеспечили техническую возможность продажи через кассы подарочных сертификатов. Легко и быстро установили СБП от Райффайзен Банка – эта опция содержится в коробочной версии Set. Со Сбером запустили для покупателей возможность обналичить нужную сумму со своей карты прямо на кассе при оплате покупок по банковской карте.

У вас были проблемы с оборотом маркированной продукции?

Роман Шишков: Нет, серьезных не было, но дополнительный контроль никогда не помешает. Мы в целом очень тщательно относимся к отстройке процессов приема и продажи маркированной продукции. Сервис Set Mark Centrum установили как финальный этап проверки товаров на все кассы сети: он блокирует транзакции, если обнаруживает нарушения законодательства. Особенно это важно для алкоголя — у нас одно юрлицо, поэтому нужно полностью исключить риск лишения лицензии. Кроме того, сервис позволяет отпускать алкоголь в одно сканирование, это ускоряет обслуживание. Сейчас тестируем дополнительный модуль Set Retail, который помогает предотвратить нарушения при торговле маркированными товарами с ограниченным сроком годности.

Одна из самых распространенных проблем в крупном сетевом ритейле — это воровство на кассах и нарушения кассовой дисциплины, умышленные или непреднамеренные. Как у вас организован видеоконтроль в этой сфере?

Роман Шишков: Мы уже 10 лет используем собственную систему отчетов, сценарии которых разрабатывали специально для магазинов. Для проблемных точек, где есть подозрения на умышленные противозаконные действия со стороны персонала, мы используем специализированное ПО — тоже от CSI, программу Set Prisma. Это система контроля кассовых операций, которая синхронизирует видеопоток с событиями на кассе и предоставляет все подозрительные инциденты на проверку оператору (онлайн или в формате отчета за период). Пока закупили 30 лицензий, продолжаем тестировать систему, ведем активный диалог с командой CSI, чтобы кастомизировать решение под наши запросы.

Какие программные решения рассматриваете сегодня на перспективу? Что планируете внедрять, за чем видите будущее?

Роман Шишков: В этом году мы планируем провести пилот на touch-кассах. Цель — сделать скорость обслуживания еще выше и облегчить труд кассирам: у нас в сети много товаров без штрихкодов, и я считаю, что кассиры много времени тратят на выбор их из пик-листов при помощи горячих клавиш. Используя графический интерфейс, точно можно ускориться. Вторая идея, которую я горячо поддерживаю — это видеораспознавание, которое мы хотим внедрить на весах самообслуживания в торговых залах и на весах на кассах. Решение позволит быстро работать не только с нештрихкодированным товаром, но и с весовым. Кассиру не нужно спрашивать у покупателя, какая именно у него булочка, или не искать в кассовой системе сценарий «сдоба — булочка — булочка с корицей». Булочка кладется в зону, где стоит камера, камера передает информацию в сервис распознавания, сервис идентифицирует товар и сам добавляет его в чек. Машинное обучение сегодня дает высокий уровень распознавания, поэтому система без труда сможет отличить, к примеру, яблоки Гольден от яблок Гала.

Как планируете подбирать оборудование?

Роман Шишков: Мы два раза в год проводим тендеры, ищем оптимальные решения.

Роман, большое спасибо за интервью. В завершении беседы, расскажите, пожалуйста о себе: как давно вы в «Красном Яре»? Какие проекты внедряли? Читателям будет очень интересен ваш опыт.

Роман Шишков: Я пришел в ГК «Красный Яр» программистом 11 лет назад. Далее возглавил отдел разработки и вот уже 4 года работаю в должности ИТ-директора. Внедрял самые разные решения. Мой главный проект — это, пожалуй, внедрение касс самообслуживания. Много сил вложил в трансформацию процессов внутри ИТ-отдела. Выделил первую линию поддержки, внедрил оценку работы сервисных подразделений. С 2021 года занимаюсь обновлением кассового ПО. Ну и много задач впереди! Мы всегда стремимся внедрять передовые ИТ-решения, чтобы держать высокий уровень сервиса для покупателей, создавать комфортные условия труда нашим сотрудникам и, конечно, обновляться под запросы рынка.