2010/05/23 00:09:14

ИТ-консультант

Хорошего ИТ-консультанта отличает целый набор факторов — личностные качества, мотивы, профессиональный опыт, знания и навыки, поведенческие характеристики, определяемые целью, заданностью ситуации и должностью. Все это в совокупности и составляет компетенции.


ИТ-консультант должен быть специалистом в своей области — будь то программирование, реинжиниринг бизнес-процессов, внедрение ИС или разработка ИТ-стратегии. Профессиональные знания и навыки остаются основными требованиями, определяющими эффективность его работы. Требования к профессиональным знаниям и навыкам формулируются для определенной должности и включают опыт и стаж работы, образование, специальные условия и т. д. Зачастую они определяются для участников проектной команды в зависимости от конкретного проекта и решаемой задачи.

Базовые компетенции являются дополнительными требованиями в части оценки ИТ-консультанта. Практика показывает, что от ИТ-консультантов требуется большая стрессоустойчивость, умение быстро ориентироваться в новых ситуациях, готовность к командировкам, способность много общаться с самыми разными людьми и ряд других необходимых качеств.

Еще одна особенность ИТ-специалистов — постоянное повышение своего профессионального уровня. Во многом это связано с тем, что сфера ИТ чрезвычайно динамична: многочисленные и быстрые изменения обесценивают предыдущие знания и опыт. Поэтому ИТ-специалисту, как мало кому другому, необходимы регулярное дополнительное обучение, изучение публикаций и самообразование. Все это должно быть частью его основных обязанностей независимо от специализации, направления деятельности или занимаемого положения.

Базовые компетенции ИТ-консультанта, подлежащие оценке:

Компетенция Как проявляется
Клиенториентированность
  • Искренняя заинтересованность в решении проблем клиентов, способность к эмпатии.
  • Заинтересованность в потребностях клиента.
  • Поиск информации о клиенте, которая может понадобиться в дальнейшем.

Ориентированность на результат
  • В меру развитое стремление быть непревзойденным специалистом в своей области.
  • Ориентированность на конечный результат.
  • Способность четко направить внимание клиента на проблемы, над которыми необходимо работать.
  • Реалистичность и способность принять тот факт, что иногда, вследствие сложившихся обстоятельств, приходится принимать неоптимальное решение.

Желание помочь, оказать положительное влияние
  • Умение работать в команде.
  • Желание повысить профессиональный уровень, и собственный, и своих коллег.
  • Искреннее желание способствовать решению проблем каждого клиента.
  • Генерирование идей по улучшению бизнес-процессов и организационной структуры как предприятий-клиентов, так и собственной компании.

Этичность
  • Стремление принять максимально правильное с этической точки зрения решение.
  • Прямой, открытый и честный стиль поведения.
  • Открыто говорит о возникающих сложностях и рисках проекта.
  • Информирует клиента о предполагаемых расходах до начала проекта.
  • Предотвращает попытки внести в ходе проекта изменения, не соответствующие личностным или корпоративным ценностям.

Сила воли, внимание к деталям и предупредительность
  • Не отказывается от поставленных целей.
  • Внимателен к деталям, хорошо подготовлен к решению профессиональных задач.
  • Концентрируется на имеющихся в проекте сложностях и на запросах клиентов.
  • Активно сотрудничает с представителями своего и других подразделений, чтобы получить информацию по всем интересующим вопросам.
  • Должным образом готовится к встречам с клиентами.

Системное мышление
  • Имеет живой ум и способен одновременно решать задачи на нескольких уровнях.
  • Характеризуется гибкостью и подвижностью психики.
  • Способен осмыслить ситуацию, используя метафоры и аналогии.
  • Задает систематизированные, позволяющие исследовать ситуацию вопросы.

Ответственность
  • Всегда выполняет обязательства.
  • Берется за решение сложных задач.

Уверенность в себе
  • Не демонстративная и в то же время очевидная уверенность в себе, вызывающая доверие. Способность самостоятельно строить свое будущее.
  • Объективно видит собственные заслуги и заслуги клиента в успешном мероприятии.
  • Не теряет уверенности в себе, когда кто-либо подвергает сомнению его способности или компетентность.

Оптимизм
  • Уверенность в успехе проекта.
  • Позитивное отношение к жизни.

Коммуникабельность
  • Способность много общаться с самыми разными людьми.
  • Умение задавать открытые вопросы, выяснять требования клиентов, предлагать соответствующие решения и демонстрировать экспертную позицию.
  • Способность эффективно обмениваться информацией, обеспечить «обратную связь» с собеседником.
  • Способность влиться в рабочие отношения внутри проектной команды.
  • Способность конструктивно разрешать конфликты.

Исполнительность
  • Качественно и в установленные сроки выполняет поставленные задачи.

Стрессоустойчивость
  • Способность вести себя адекватно и спокойно в сложных ситуациях.
  • Способность принимать взвешенные решения даже в тех случаях, когда «все в панике и не знают, что делать».
  • Способность выдерживать высокий рабочий темп.

Инициативность
  • Определение новых возможностей и их использование.
  • Творческий подход к работе, умение находить интересные, нестандартные решения.

В качестве критериев оценки ИТ-консультанта необходимо использовать не только профессиональные навыки, но и личностное соответствие. Очень важно, чтобы человек был частью команды и стремился не только получать собственную выгоду, но и развивать бизнес компании, в которой он работает, повышать результативность общего труда. Задача в том, чтобы найти «своего» специалиста, правильно определив его компетенции.Елена Истомина, Directum: Как no-code меняет стоимость проекта 6.3 т

Елена Нижникова

CRN