Проект

Действительность паспортов под вопросом. Онлайн-сервис ФМС не работает

Заказчики: Главное управление по вопросам миграции МВД России (ранее Федеральная миграционная служба, ФМС)

Москва; Государственные и социальные структуры

Продукт: Индивидуальная разработка электронных госуслуг
Второй продукт: Oracle Database 11g

Дата проекта: 2006/09 — 2007/09
Технология: Информатизация госфункций
подрядчики - 188
проекты - 633
системы - 122
вендоры - 81
Технология: СУБД
подрядчики - 275
проекты - 788
системы - 311
вендоры - 149

Содержание

Онлайн-сервис Федеральной миграционной службы[1] позволяет любому желающему проверить действительность паспорта гражданина Российской Федерации по его основным реквизитам.

К сервису обращаются в т.ч. нотариусы, сотрудники государственных органов и банков, в чьи обязанности входит проверка действительности паспорта, но, по состоянию на июль 2015 года, информация, предоставляемая сервисом, не обладает юридической значимостью.

Попытка наладить работу кредитных организаций с сервисом через систему межведомственного электронного взаимодействия (для обеспечения юридической значимости), предпринятая в 2013-2014 годах, не увенчалась успехом.

Периодическая недоступность публичного сервиса на сайте ФМС ставит его пользователей (в первую очередь, банки) в затруднительное положение. Не имея возможности проверить действительность паспорта, они вынуждены отказывать клиентам в предоставлении услуг.

История сервиса

2007: Запуск

Сервис, который обращается к базе данных российских паспортов и проверяет наличие в нем введенных паспортных данных, был запущен на сайте ФМС в сентябре 2007 года. Директор миграционной службы Константин Ромодановский тогда сообщал, что база данных создавалась около года.

"Данный сервис поможет заинтересованным структурам проверить любой паспорт, на основе которого будет совершаться та или иная юридическая, финансовая, нотариальная операция или сделка", — говорил директор ФМС в 2007 году.

Тогда же к сервису возникли нарекания. "Из 30 журналистов "Известий", прошедших проверку, лишь пятеро получили подтверждение о том, что их паспорт действителен. Остальным система выдала шокирующее - "данный паспорт не значится по учету выданных паспортов". Или еще хуже - "паспорт недействителен", - писала газета[2].

В ФМС объясняли это тем, что база данных паспортов на момент запуска была заполнена только на 60% от всех имеющихся паспортов.

Константин Ромодановский объявил о запуске онлайн-сервиса проверки недействительности паспортов в сентябре 2007 года. Фото - Коммерсант

В качестве СУБД, по сведениям реестра федеральных государственных информационных систем, ФМС использует Oracle Database 11g[3].

2013: Подключение банков к сервису через СМЭВ

В 2013 году банки получили возможность обращаться к сервису ФМС через Систему межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ) для проверки паспортных данных заемщиков, подающих заявления на получение кредита, а также при проверке вкладчиков, желающих забрать из банка свои деньги.

Информация, передаваемая через СМЭВ, обладает юридической значимостью.

2014: Претензии банков

В июле 2014 года в ходе заседания президиума Ассоциации российских банков (АРБ) ряд ее участников подняли вопрос о проблемах при взаимодействии с ФМС.

Зачастую сервис ФМС не работает в течение нескольких дней и, соответственно, банки не могут осуществить необходимую проверку.

«На практике по этой причине банки часто вынуждены отказывать клиентам – физическим лицам в обслуживании, - говорилось в заявлении АРБ. - Вместе с тем такие отказы, и особенно отказы в выдаче вкладов, неизбежно расцениваются клиентами как признак наличия у банка трудностей, чреватых отзывом лицензии, что в существенной мере вредит имиджу и деловой репутации кредитной организации, а также может легко спровоцировать панику вкладчиков».

По словам источника издания CNews, знакомого с деятельностью ФМС, у сервиса проверки паспортных данных было две существенные проблемы. Во-первых, медленно работала его база данных, во-вторых, он периодически «падал»[4].

Проблема, связанная с периодической недоступностью сервиса ФМС, по информации источника, возникала в связи с возросшей частотой обращений со стороны банков. Ситуацию усугубляли запросы от бюро кредитных историй, которые продавали банкам услугу верификации паспортных данных и также обращались за их проверкой в ФМС.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

Некоторые бюро кредитных историй могли осуществлять проверку паспортов через «дружественные» банки, подключенные к сервису ФМС через СМЭВ, а затем продавать эту услугу другим банкам, что является нарушением закона.

В Минкомсвязи тогда говорили, что к СМЭВ подключились около 800 банков, соответственно, значительно возросла нагрузка и на сервис по проверке паспортных данных: "Сервис ФМС является одним из самых востребованных в СМЭВ. Поэтому служба должна правильно управлять его мощностью".

2015: Отключение от СМЭВ

В июле 2015 года TAdviser стало известно, что ФМС отключил банки от своего сервиса проверки паспортов в СМЭВ. По словам источника издания, причиной стало то, что некоторые кредитные организации "торговали данными".

"Миграционная служба написала письмо в правительство. Там поручили Минкомсвязи выпустить правила подключения банков к сервису. Постановление до сих пор не выпущено. Банки отключены до принятия постановления", - говорит он.

В одном из банков, входящем в топ-30 крупнейших, сообщили TAdviser, что подали официальную заявку в ФМС на подключение к сервису через СМЭВ еще в конце 2014 года, но не получили ответа.

Открытая база ФМС, по словам представителя банка, иногда выдает неточные сведения о действительности паспорта, и банкам приходится отказывать таким клиентам в обслуживании. Такие ситуации происходят крайне редко, и в этом случае клиенту необходимо запросить справку в ФМС, подтверждающую действительность паспорта, и уже с ней повторно обратиться в банк, добавляет он.

С 7 по 10 июля 2015 года не работал и публичный сервис на сайте ФМС. "Обращаем Ваше внимание! Сервис недоступен в связи с проведением технических работ", - говорилось на сайте ведомства.

7-8 июля 2015 года онлайн-сервис на сайте ФМС не работал

Таким образом, в эти дни проверку действительности паспортов осуществить было вообще невозможно.

Собеседника TAdviser, близкого к ФМС, удивляет внимание к тому, что онлайн-сервис на сайте ведомства не работает: "Это ведь источник, не носящий юридического характера. Банки не имеют права отказывать клиентам на основании результатов этого сервиса".

По его мнению, в нынешней ситуации банки должны проверять на признаки подделки бумажный паспорт. Онлайн-сервис в ФМС надеются вывести в юридическое поле в 2016 году. "Вот тогда все упреки банков и прочих товарищей будут обоснованны", - считает он.

Официальные комментарии в ФМС и Минкомсвязи к моменту публикации текста предоставить не смогли.

Примечания