Иностранные агенты в России
Иностранный агент (также зарубежный представитель) — лицо (физическое или юридическое), которое, будучи резидентом одной страны, действует в интересах другой, обычно при отсутствии дипломатического иммунитета. Десятки стран налагают ограничения на деятельность иностранных агентов, как физических лиц, так и НКО.
Содержание[Свернуть] |
Политические НКО
В законодательстве понятие «иностранный агент» появилось в 2012 году, когда Госдума РФ приняла поправки к закону «О некоммерческих организациях». Идея властей была в том, что НКО, которые так или иначе занимаются политической деятельностью, получая при этом зарубежное финансирование, должны предупредить об этом государство. При этом явка с повинной должна была быть добровольной — некоммерческие организации, которые занимались, например, наблюдением за прозрачностью выборов, должны были сами заявить в Минюст РФ, что как-то связаны с иностранными деньгами[1].
До 2014 года в первом реестре иноагентов числилась единственная организация, о работе которой в сфере НКО никто ничего не знал. Ситуация изменилась, когда признание себя иноагентом перестало быть делом исключительно добровольным: отныне НКО могли принудительно признать иностранным агентом по итогам проверок Минюста. Чаще всего такие проверки бывают внеплановыми, но некоторые организации получали статус иноагента после плановых визитов проверяющих. Уже летом 2014 года список пополнили правозащитный центр «Мемориал» и несколько других организаций.
В 2015 году законодатели прописали для НКО механизмы выхода из реестра иностранных агентов. Самый простой способ — просто ликвидировать организацию. Еще можно попробовать доказать, что НКО перестала заниматься политической деятельностью или прекратила получать деньги из-за рубежа. Третий вариант — быстро вернуть иностранные деньги и больше их не получать.
Многие организации смогли выйти из реестра: если на пике там было больше 220 организаций, в 2021 году иноагентами считаются 76 НКО. Все они, по смыслу закона, должны заниматься политической деятельностью. Но поскольку закон трактует это понятие весьма широко, в реестр включены в том числе правозащитные организации, институты поддержки СМИ, а также, например, организации, борющиеся с ВИЧ. Ни одной НКО из реестра не удалось через суд доказать, что политики в ее работе нет.
СМИ-иноагенты
В 2017 году в России приняли закон о СМИ-иноагентах. Ими признаются работающие в России и распространяющие информацию на зарубежные деньги юрлица, зарегистрированные за рубежом, или иностранные структуры без образования юридического лица. При этом на практике до сих пор непонятно, на каком основании то или иное СМИ попадает в реестр, и тем более не ясен механизм выхода из него.
Средства массовой информации создаются именно для распространения информации, поэтому единственным критерием для включения в новый реестр стало иностранное финансирование. Новые нормы закона, по замыслу его авторов, можно применять и к иностранным СМИ, и к российским организациям, и даже к обычным людям, распространяющим информацию.Российский рынок RPA: тенденции, перспективы, крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser
От СМИ-иноагентов требуют того же, что и от НКО — отчитываться о расходовании средств, указывать персональный состав руководства и маркировать свои материалы, рассказывая аудитории о статусе. При этом если у НКО хотя бы есть механизм выхода из реестра, СМИ-иноагенты такой возможности лишены. Теоретически можно попытаться оспорить решение через суд, но в законе о возможности выхода из реестра ничего не сказано.
Более того, у юридического сообщества нет понимания, каким образом происходит процесс включения СМИ в реестр. Если проверки НКО, по итогам которых организации могут признать иноагентами, проводит Минюст, то кто и как проверяет в этом смысле СМИ, непонятно. В законе об этом ничего не сказано.
В конце 2019 года СМИ-иноагентов обязали регистрировать в России свои юрлица. Причем СМИ, признанные иноагентами, вынуждены регистрировать коммерческие организации, а в законе написано, что к таким компаниям могут применяться нормы закона об НКО. Это абсурд с юридической точки зрения: ООО сдают отчеты как НКО, выполняющие функции иноагента.
Физлица-СМИ-иноагенты
Член Совета по правам человека Ева Меркачева уточнила в 2021 году у представителей Минюста, за что журналист может быть персонально признан иноагентом. Оказалось, что причиной может быть, в том числе, пресс-тур или поездка на конференцию, оплаченные иностранной организацией, а также зарубежные премии за победу в конкурсах и даже переводы от родственников из-за рубежа. В законе об этом ничего не сказано.
Обычные люди, которые персонально признаны иноагентами, тоже должны открыть свою компанию. Если в случае с организацией принцип понятен — государство может применять меры ответственности только к российскому юрлицу, — то почему люди-иноагенты должны создавать компании, причем на практике получается, что именно коммерческие, с точки зрения права непонятно.
У человека или организации, попавших в реестр, есть месяц на создание юрлица и еще месяц, чтобы сдать отчетность. Причем уведомление о создании по закону можно отправить или через сайт или Почтой России. И если НКО могут загрузить форму прямо на сайте Минюста — такой функционал там есть, — то для СМИ за годы с момента появления закона такую обещанную законом техническую возможность так и не обеспечили. Поэтому путь один — ногами на почту.
Зарегистрировать компанию довольно сложно: нужно правильно заполнить все бумаги, что для человека без подготовки почти нереально, найти бухгалтера, даже если отчетность будет нулевой, нужно открыть счет и иметь в банке как минимум 10 тысяч рублей в качестве уставного капитала. Еще юрлицу нужен адрес регистрации. При этом ни в какой реестр иноагентов это юридическое лицо по закону не включается.
Организации, созданные физлицами-иноагентами, по закону тоже должны сдавать отчетность в налоговую по специальным формам. А сами физлица должны ежеквартально сдавать отчеты в Минюст. В отчете нужно расписать, откуда получены деньги и на что потрачены — условно говоря, 20 тысяч на питание, 3 на покупку бумаги, 5 на корм кошке. При этом нигде не указано, как именно это учитывать, нужно ли хранить и прикладывать к отчетности чеки. Отчеты сдаются по формам, утвержденным для НКО-иноагентов, но гражданам, признанным иноагентами, приказ Минюста позволяет, например, не указывать в документах ОГРН и информацию об органах управления.
С 2022 года формы отчетности серьезно изменятся. Например, если раньше нужно было отчитываться ежеквартально, то, если не будет изменений, касающихся отчетов СМИ-иноагентов, скоро государству нужно будет 7 отчетов, сдавать которые придется с разной периодичностью и в разные сроки в течение года. Физлицам-иноагентам остается ждать, что Минюст выпустит новый приказ, как им сдавать отчетность.
Рано или поздно, когда для СМИ и журналистов появится механизм выхода из реестра, ООО многим больше не понадобятся и их надо будет ликвидировать. Это сложная процедура, которую самостоятельно людям без юридического образования и бизнес-практики тоже не осилить. Если юрлицо просто бросить, рано или поздно его исключат из ЕГРЮЛ, но тогда учредитель-журналист на три года лишится права учреждать любые другие организации.
Реестр иностранных СМИ, выполняющих функции иностранного агента
Основная статья: Реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента (СМИ-иноагент)
2024
Роскомнадзор оштрафовал иноагентов за отсутствие маркировки в общей сложности на 1 млрд рублей
Роскомнадзор оштрафовал иноагентов за отсутствие маркировки в общей сложности на 1 млрд рублей. Об этом 8 сентября 2024 года рассказал работающий в ведомстве начальник управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникациях Евгений Зайцев. По его словам, с начала 2024 года наложено штрафов на сумму более 12 млн рублей, и по требованию Роскомнадзора владельцы интернет-ресурсов удалили запрещенный контент, либо к нему был ограничен доступ в отношении 27 тыс. интернет-страниц, содержащих недостоверный контент.
Из реестра иноагентов в России исключили 25% человек, которые ранее были в нем
Из реестра иноагентов в России исключили 25% человек, которые ранее были в нем. Об этом в начале сентября 2024 года сообщил глава Минюста Константин Чуйченко. По его словам, речь идет об исключении 209 лиц, из которых 71 человек исключены по личному заявлению.
Достаточно установить факт прекращения деятельности по совокупности признаков иностранного агента, тогда лицо будет исключено из реестра. Такая процедура может быть инициирована как самим иностранным агентом, так и Минюстом, — пояснил министр. |
2023
Денежные вливания США в российских иноагентов за год выросли на 40% и достигли 1,3 млрд рублей
Согласно данным Министерства юстиции России, денежные вливания из США в организации, признанные в России иностранными агентами, в 2023 году увеличились на 40%, достигнув суммы в 1,3 млрд рублей. Об этом 26 июня 2024 года сообщил заместитель министра юстиции Олег Свириденко.
По его словам, в 2023 году объем денежных средств, поступивших от США в российские иноагенты, значительно вырос по сравнению с 2022 годом, когда сумма составила 785 млн рублей. В то же время финансирование со стороны 23 других стран, таких как Дания, Израиль, Ирландия, Испания, Италия, Канада и Швеция, практически полностью прекратилось, что может быть связано с усилением контроля и законодательных мер по регулированию деятельности иностранных агентов в России.
Это хорошая тенденция, пускай занимаются своими делами в своих странах, — отметил Олег Свириденко, подчеркивая, что уменьшение финансирования со стороны этих стран является положительным явлением и свидетельствует о снижении их вмешательства во внутренние дела России. |
Как пишет агентство ТАСС, в рамках борьбы с иностранным влиянием, Роскомнадзор также активно работает по привлечению к ответственности иностранных агентов, не выполняющих требования по маркировке своих материалов. По данным ведомства, только 77 иноагентов (12,7%) начали маркировать свои материалы, тогда как 345 иностранных агентов (56,9%) прекратили свою деятельность в российском информационном пространстве, что отражает эффективность принимаемых мер.
В отношении 184 иноагентов (30,4%) к июню 2024 года ведется последовательная работа по привлечению к ответственности за отсутствие маркировки. В реестре иностранных агентов содержатся сведения о 606 иноагентах, включая 52 ресурса, 92 юридических лица, 34 объединения без образования юридических лиц и 428 физических лиц, что подчеркивает масштаб и важность данной проблемы.[2]
Размещение рекламы у блогеров-иноагентов достигло 133 млн рублей
Объем размещения рекламы у блогеров-иноагентов в России по итогам 2023 года превысил 133 млн рублей. Об этом свидетельствуют данные Единого реестра интернет-рекламы (ЕРИР), который ведет Главный радиочастотный центр (ГРЧЦ) при Роскомнадзоре. Статистика опубликовала в феврале 2023 года.
Как пишет РБК со ссылкой на материалы ЕРИР, рекламой у иноагентов, по данным Роскомнадзора, в 2023 году интересовались компании в сферах дополнительного образования, визовых услуг и оформления гражданства других стран, а также компании, предоставляющие юридические, медицинские и туристические услуги, услуги психологов и продажи цветочной продукции. Всего по итогам 2023 года в ЕРИР поступила информация о том, что рекламные интеграции были заказаны у 15 иноагентов. Роскомнадзор не уточняет, о ком именно идет речь.
В Роскомнадзор в ноябре 2023 года говорили, что рекламу в Instagram (сервис принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) тоже нужно маркировать. Регулятор сообщил РБК, что фиксирует случаи «неисполнения установленных требований» в Instagram и блогерами-иноагентами, но связаны они именно с учётом такой рекламы и её маркировкой. В январе 2024 года ведомство завело из-за таких нарушений более 20 административных дел.
По словам директора по цифровым технологиям рекламной группы АДВ Вадима Мельникова, бюджеты рекламодателей на продвижение в Instagram и у иноагентов «незначимы и незаметны».
Крупные рекламодатели в своем большинстве не готовы брать на себя риски и соблюдают в полной мере требования закона, — отметил он в разговоре с изданием. |
По словам управляющего партнера партнера коллегии адвокатов Pen & Paper Алексея Добрынина, действующее к февралю 2024 года законодательство не запрещает размещение рекламы у иноагентов, однако установление законодательного запрета на такую рекламу неоднократно обсуждалось парламентариями.[3]
Сумма штрафов за отсутствие маркировки иноагентов за 2 года превысила 1 млрд рублей
Сумма штрафов, наложенных на иностранных агентов за отсутствие маркировки, в 2022-2023 гг. составила 1,17 млрд рублей. Об этом в начале февраля 2024 года рассказал начальник управления контроля и надзора в сфере электронных коммуникаций Роскомнадзора Евгений Зайцев.
По его словам, за два года служба заблокировала более 4200 сайтов и отдельных материалов нежелательных организаций. Зайцев заявил, что распространение контента экстремистского характера является одним из факторов, дестабилизирующих общественно-политическую обстановку. За 2022-2023 гг. заблокированы или удалены свыше 792 тыс. материалов, содержащих такой контент.
Согласно действующему к февралю 2024 года российскому законодательству, люди и организации, признанные Минюстом иноагентами, обязаны предварять все свои публикации специальной маркировкой. За её отсутствие для физических лиц предусмотрены штрафы от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юридических — от 300 тыс. до 500 тыс. Третье нарушение в течение года может стать поводом для уголовного дела с максимальным наказанием до двух лет колонии.
Кроме того, в июле 2023 год президент РФ Владимир Путин подписал законы, усиливающие контроль за исполнением законодательства об иноагентах. В частности, Минюст сможет контролировать исполнение закона не только самими иноагентами, но и теми, кто взаимодействует с такими гражданами: они не должны будут помогать иноагентам обходить ограничения. Помимо этого закон лишает иноагентов возможности получать финансовую и имущественную поддержку от государства, в том числе для осуществления творческой деятельности.
Согласно данным Минюста, среди физических лиц, внесенных в реестр иноагентов, доля журналистов за 2023 год сократилась с 35 до 19%, доля политиков и политологов подскочила с 8 до 12%, процент парламентариев увеличился с 1 до 5,3, блогеров — с 2 до 4%.[4]
Минюст РФ впервые признал VPN иностранным агентом
17 ноября 2023 года Министерство юстиции РФ впервые внесло в перечень иностранных агентов провайдера VPN-сервиса – компанию Hidemy.network. При этом статус иноагента присвоен ей не за провайдерскую деятельность. Подробнее здесь.
2022
Объем штрафов иноагентов в России за год вырос в 60 раз
В 2022 году Роскомнадзор наложил на иностранных агентов в России штрафы в размере около 228,6 млн рублей, что в 60 раз больше, чем годом ранее (3,8 млн рублей). Такие данные приводятся в докладе Министерства юстиции РФ о деятельности иностранных агентов.
Согласно материалам ведомства, в 2022 году в отношении иностранных агентов составлено 156 протоколов об административных правонарушениях против 58 в 2021-м. Протоколы были составлены по ст. 19.34 КоАП РФ (нарушение порядка деятельности иностранного агента), которая предусматривает наказание в виде штрафа - для граждан в размере от 30 тыс. до 50 тыс. рублей; для должностных лиц - от 100 тыс. до 300 тыс. рублей; для юридических лиц - от 300 тыс. до 500 тыс. рублей. Также отмечается, что по двум протоколам вынесено решение о прекращении производства в связи с отсутствием состава правонарушения.
По состоянию на 31 декабря 2022 года в реестр иноагентов были включены 515 организаций и физических лиц ,из которых 347 были действующими, в том числе:
- 63 некоммерческие организации;
- 35 российских юридических лиц;
- 14 общественных объединений, функционирующих без приобретения прав юридического лица;
- 12 иностранных юрлиц;
- 8 иностранных структур без образования юридического лица;
- 2 иных объединения лиц;
- 213 физлиц.
Всего в 2022 году в реестр иностранных агентов включено 188 лиц, что на 42,6% больше, чем годом ранее (108). Основной прирост обеспечили физические и юридические лица, признанные СМИ-иноагентами: 167 новых фигурантов против 94 годом ранее.
Такую тенденцию Минюст объяснил ростом числа публикаций в СМИ, которые содержали «неконструктивную критику представителей органов власти различного уровня, принимаемых и разрабатываемых решений и законов», были направлены на дискредитацию российской армии и военной спецоперации РФ на Украине, на пропаганду ЛГБТ и «подрыв традиционных российских духовно-нравственных ценностей».
За 2022 год в реестр было включено 11 НКО, которые при установленном участии их в политической деятельности также получали денежные средства от иностранных источников (в 2021 году - 10).[5]
Доклад Минюста РФ об иноагентах за 2022 г.
Расходы США на финансирование иноагентов в России за год выросли в 4 раза
США по итогам 2022 года стали самым крупным спонсором иноагентов в России. Об этом в конце мая 2023 года сообщил глава комиссии Госдумы по расследованию вмешательства извне Василий Пискарев.
В Telegram-канале комиссии сообщается, что в 2022 году США потратили около 270 млн рублей на финансирование иностранных агентов в РФ против 60 млн рублей годом ранее. По словам Пискарева, это только официально отслеживаемые суммы, реальные в разы больше.
Он также привел данные, согласно которым всего в 2022-2024 годах США выделят «на поддержку демократии в мире» около $9,5 млрд. Депутат привел пример того, как американская неправительственная организация Freedom House «отрабатывает» полученные деньги. Пискарев рассказал, что Freedom House подготовила доклад, в котором зафиксировала крупнейшее падение рейтинга России по показателям демократии за последние 30 лет. Одной из стран, в которых этот показатель растет, названа Украина.
Дальше можно было бы не комментировать, но хочу обратить внимание на один факт. По признанию авторов доклада, свои выводы они основывают на сведениях, поставляемых иноагентами, — написал Пискарев. |
Он добавил, что Вашингтон не жалеет средств на «антироссийскую стряпню», а их подручные, которые громко возмущаются неудобным для них статусом иноагента, «готовят дурно пахнущие отчеты с целью опорочить свою страну».
В конце 2022 года Госдума приняла закон о совершенствовании регулирования статуса иностранного агента. В частности, иноагентам запретили проводить митинги и демонстрации у ряда мест, вести образовательную и просветительскую деятельность в отношении несовершеннолетних.[6]
В России создается единый реестр физлиц, аффилированных с иноагентами
22 июня 2022 года стало известно о создании в России единого реестра физических лиц, аффилированных с иностранными агентами. Отвечать за его ведение будет Министерство юстиции РФ. Подробнее здесь.
2021: ФСБ назвала данные, за сбор которых можно стать иноагентом
В конце сентября 2021 года Федеральная служба безопасности (ФСБ) России перечислила данные, за сбор которых можно стать иностранным агентом. Это не гостайна и несекретная информация.
Как сообщает «РИА Новости» со ссылкой на соответствующий приказ ФСБ, 60 пунктов вошли в перечень сведений в области военной и военно-технической деятельности, не относящихся к гостайне, но которые, будучи переданы другим государствам или иностранцам, могут использоваться против безопасности России, а лица, целенаправленно собирающие такие данные для зарубежного заказчика, могут быть признаны иноагентами.
В список среди прочего вошли:
- сведения об оценках и прогнозах развития военно-политической и стратегической обстановки;
- информация о дислокации Вооруженных сил и подразделений силовых структур;
- данные о морально-психологическом климате в российской армии;
- сведения о методах боевой подготовки военнослужащих;
- сведения о применении квантовых технологий и искусственного интеллекта при создании нового оружия и спецтехники;
- сведения о целевых программах «Роскосмоса», сведения о порядке, сроках и объемах финансирования компании;
- сведения о проблемах, в том числе финансово-экономических, сдерживающих развитие «Роскосмоса»;
- сведения о создании и внедрении космических технологий в интересах обороны страны и безопасности государства;
- сведения о развитии космической ядерной энергетики;
- сведения, раскрывающие исходные данные для заключения международных договоров в области космической деятельности;
- сведения об оценках производителем качества образцов российского вооружения, военной и специальной техники, их боевых возможностей, за исключением сведений, содержащихся в открытом доступе;
- данные о ходе и результатах рассмотрения сообщений о преступлениях в армии, которые расследуются ФСБ и военным следствием СК (за исключением случаев, когда это разрешили сделать сотрудники ФСБ и Следственного комитета).[7][8]