2020/12/17 08:31:44

Кирилл Корчагин, Novardis: «Как управлять ИТ-поддержкой ключевых бизнес-процессов в условиях пандемии»

Период пандемии стал серьезным вызовом для всех секторов бизнеса. Одними из тех, кто первыми попал под удар и был вынужден оперативно меняться, оказались сети непродуктовой розницы. Многие из них не были готовы к новым условиям работы и требованиям кардинально перестраивать бизнес-процессы. Однако, были и другие компании, технологический уровень развития которых позволил быстро и уверенно адаптироваться, умело распределяя экстремальную нагрузку между собственными ИТ-ресурсами и силами партнера. Как оперативно удовлетворить резко возросший спрос в ИТ-поддержке, на примере крупного технологического ритейлера и лидера российского рынка бытовой техники и электроники – торговой сети «М.Видео-Эльдорадо» рассказал Кирилл Корчагин, директор Центра компетенций SAP компании Novardis.

Кирилл
Корчагин
Весной многие компании столкнулись с острой нехваткой ИТ-специалистов для поддержки онлайн-сервисов

Опишите, пожалуйста, ситуацию с развитием каналов онлайн-торговли непродовольственными товарами в начале 2020 года?

Кирилл Корчагин: Крупные игроки рынка в последние несколько лет достаточно активно развивали каналы онлайн-продаж. Наш клиент группа «М.Видео–Эльдорадо» является технологическим ритейлером №1 в своем сегменте. Компания обладает сильными компетенциями, продвинутой ИТ-инфраструктурой, которая обеспечивает надежность и эффективность бизнес-процессов как в «физической» рознице, так и в онлайн-продажах.

Поэтому к внезапному наступлению новой экономической реальности, связанной с пандемией, у компании была собрана сильная ИТ-команда, часть которой была сосредоточена на работе с решениями, обеспечивающими процессы онлайн-торговли. Но значительная часть продаж по-прежнему осуществлялась через розничные магазины. Соответственно, основные ресурсы службы поддержки ИТ-решений были сфокусированы на офлайн-операциях.

Весной, когда эти операции были фактически приостановлены, многие компании столкнулись с острой нехваткой ИТ-специалистов, способных осуществлять качественную поддержку онлайн-сервисов. В первую очередь это коснулось тех ритейлеров, у которых сервисное обслуживание реализовывалось исключительно силами внутренних специалистов, без привлечения партнера, который мог бы поддержать компании в это непростое время.

Какие произошли изменения в объеме и среднем чеке заказа в онлайн-продажах и в офлайне?

Кирилл Корчагин: Объем онлайн-продаж вырос в два раза, а в пиковые периоды заказов было почти в три раза больше. Общий объем офлайн-продаж значительно упал несмотря на то, что средний чек вырос.

Доля онлайн-продаж выросла. Как это меняет требования к ИТ-поддержке?

Кирилл Корчагин: В первую очередь, это требует трансформации сервисной поддержки. А именно, смещения фокуса ИТ-ресурсов с поддержки офлайн-каналов на онлайн в крайне сжатые сроки, подключения к работе специалистов с другими компетенциями.

Тут для ритейлеров есть два варианта действий: либо оперативно расширять штат, либо обращаться к компаниям, оказывающим услуги ИТ-аутсорсинга.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг

Как показывает практика, для поиска грамотного специалиста в штат требуется время, которого иногда просто уже не остается. В этих условиях многие компании вынуждены в сжатые сроки искать подрядчика, способного обслуживать возросший объем обращений, связанных с онлайн-операциями. Все это, безусловно, может привести к большим финансовым потерям.

В случае с нашим клиентом «М.Видео-Эльдорадо» ситуация была другой. Компания развивает собственный центр компетенций для осуществления продвинутой поддержки пользователей. А мы являемся долгосрочными партнерами, оказываем содействие в регулярной поддержке и решении значительного объема типовых инцидентов. До пандемии большая часть обращений, поступавших в центр компетенций Novardis от бизнес-пользователей, касалась процессов, связанных с офлайн-продажами.

Это связано с тем, что заметная доля продаж компании приходилась на розничные магазины. В самом начале пандемии мы стали участниками процесса быстрой трансформации: группа «М.Видео-Эльдорадо» пригласила нас расширить команду по обслуживанию типовых инцидентов в рамках ИТ-решения для онлайн-продаж.

Мы смогли предоставить требуемые ресурсы в очень сжатые сроки: в нашем центре компетенций работают более 100 специалистов широкого профиля, имеющие большой опыт в решении самых разнообразных задач. Одновременно с обеспечением бесперебойного функционирования критичного для бизнеса процесса поддержки с нашей помощью, внутренние специалисты группы «М.Видео-Эльдорадо» развивали новую экспертизу, опираясь на опыт внутренних менторов Novardis.

Как изменилась работа ИТ-персонала «М.Видео-Эльдорадо»?

Кирилл Корчагин: Большая часть офисного персонала ритейлера перешла на удаленную работу. Несмотря на это сотрудники сумели сосредоточиться на решении ключевых задач по технологическому развитию и их производительность труда повысилась. Для организации встреч и обучения используется Zoom.

Как изменилось техническое обслуживание онлайн-канала продаж?

Кирилл Корчагин: Поскольку онлайн-канал продаж стал еще более востребованным, возникновение ошибок в работе системы стало более критичным для бизнеса. В результате выросло количество инцидентов, требующих оперативного анализа и решения. И бизнес, и руководство ИТ-департамента заказчика стали больше внимания уделять скорости устранения технических ошибок, приводящих к появлению инцидентов. Поэтому команда внутренних экспертов «М.Видео-Эльдорадо» и специалистов Novardis совместными усилиями существенно сократили время реагирования на ошибки в работе онлайн-канала по сравнению со стандартным временем. Это позволило в итоге улучшить работу бизнеса и, соответственно, клиентский опыт. Достигнутые результаты по улучшению клиентского опыта и стабильности процессов активно используются и сейчас.

Как, по вашему мнению, ритейлерам следует скорректировать стратегию в новых условиях?

Кирилл Корчагин: Опыт сервисной поддержки ИТ-инфраструктуры, который приобрели крупные игроки розничного рынка во время пандемии и режима социальных ограничений, стал показательным для компаний, в которых когда-либо вставал выбор между аутсорсингом поддержки ИТ-решений и развитием внутренних подразделений сервисной поддержки.

На примере нашего партнера «М.Видео-Эльдорадо» мы видим, что оптимальным ресурсом для решения комплексных задач поддержки и развития остается собственный центр компетенций. И при этом критически важным становится присутствие надежного партнера для оперативного и четкого реагирования на типовые задачи.

Ранее ключевым фактором привлечения сторонних компаний для сервисной поддержки ИТ-решения, как правило, выступала необходимость в решении типовых инцидентов в режиме 24/7, которую эффективнее и экономически выгоднее передавать на аутсорсинг, чем расширять штат посменными специалистами.

Теперь появился и новый фактор, а именно возможность использования ресурсов, опыта и разнообразной экспертизы партнера для оперативного решения новых задач и роста бизнеса в изменяющихся условиях рынка без потери качества клиентского опыта.