Метавселенная ВДНХ
Вселенная знаний, игр и технологий — для развития и виртуальных прогулок. Метавселенная ВДНХ — уникальный проект Департамента информационных технологий Москвы, который объединил высокие технологии и игровые механики с образовательным, культурно-историческим и развлекательным контентом. Для реализации проекта была взята актуальная 3D-копия территории ВДНХ из Цифрового двойника Москвы и доработана с применением игровых механик и образовательной составляющей. Проект запущен в пилотном режиме 5 августа 2024 года: жителям со всех уголков России доступны прогулки по территории выставки и интерактивная экскурсия в развлекательном формате.
Содержание |
Метавселенная ВДНХ: цели и разработчики
ВДНХ — второй по посещаемости объект столицы после Красной площади. В рамках проекта по созданию цифровой копии было оцифровано более миллиона квадратных метров территории выставки: здания, сооружения, дороги, интерьеры, экспонаты — все до мельчайших деталей. На сегодня в метавселенной ВДНХ уже более 80 объектов и 400 экспонатов.
По замыслу создателей, благодаря тщательной проработке виртуального пространства, геймификации и участию в проекте популярных артистов, МетаВДНХ будет интересна пользователям разного возраста из разных регионов, от молодежи до старшего поколения.
«Метавселенная ВДНХ позволяет пользователям всех возрастов узнать больше о главной выставке страны, посмотреть на знакомые павильоны с совершенно нового ракурса. Для города это первый подобный проект, который в будущем может стать основой для целого комплекса образовательных и туристических цифровых инициатив, а также площадкой для проведения онлайн-мероприятий, организованных самими пользователями», — Эдуард Лысенко, министр правительства Москвы, руководитель столичного Департамента информационных технологий. |
Направления развития проекта — популяризация внутреннего туризма, предоставление виртуального пространства для спецпроектов, и главный — сохранение исторического и культурного наследия. В перспективе с помощью инструментов виртуальной реальности можно, например, восстановить уже утраченные павильоны ВДНХ, «заархивировать» значимые выставки, чтобы на них можно было попасть в любой момент времени.
«ВДНХ изначально задумывалась как место, где люди смогут увидеть все достижения нашей страны в различных отраслях экономики. Оцифровка выставки — это возможность сохранить и передать следующим поколениям ее 3D-образ, который мы имеем сегодня», — Александр Белавин, директор Департамента стратегического развития и управления территорией ВДНХ. |
Метавселенная разработана Департаментом информационных технологий (ДИТ) города Москвы при поддержке Института развития интернета (АНО «ИРИ») и непосредственно ВДНХ.
Чем заняться в Метавселенной?
Погулять по ВДНХ с друзьями, причем неважно, в каком городе России они находятся. Вместе зайти в некоторые павильоны и рассмотреть экспонаты. Для виртуальных посетителей оцифрованы интерьеры и внутреннее убранство знаменитого павильона «Космос», масштабного павильона №1 «Центральный» и Зеленого театра — амфитеатра под открытым небом, в котором проводятся массовые мероприятия.
Но в МетаВДНХ доступны не только прогулки. Можно попасть и на первую виртуальную экскурсию по ней, которую проведет артист с миллионной аудиторией Ваня Дмитриенко (точнее, его оцифрованная, но реалистичная копия). В игровой форме посетители узнают об истории развития атомной промышленности (в том числе смогут запустить виртуальный ядерный реактор); о технологиях, которые позволяли снимать фильмы в формате 360 градусов более 50 лет назад; об этапах освоения космоса и даже смогут совершить путешествие во времени — побывать в прошлом, настоящем и будущем главной выставки страны.
Процесс создания МетаВДНХ
Метавселенная ВДНХ — это копия выставки из платформы Цифровой двойник города Москвы, доработанная с использованием технологий игровой индустрии.
Создателям проекта было необходимо раскрыть потенциал метавселенной ВДНХ и продемонстрировать все возможности цифровой копии. Сейчас все актуальнее становятся проекты, которые сочетают в себе образовательный и развлекательный элементы. Поэтому в виртуальное пространство тщательно воссозданного архитектурного ансамбля было решено добавить интерактивную составляющую с игровыми механиками и возможностью взаимодействия с представленными объектами. Важно было показать историю развития ВДНХ, различные этапы и эпохи ее существования. Так появилась виртуальная экскурсия.
«МетаВДНХ — это не просто пространство, по которому можно погулять и рассмотреть архитектуру выставки, это еще и огромный объем контента — об истории выставки, ее павильонах, их экспозициях. Нам очень хотелось поделиться этим с нашими пользователями — с теми, кто привык и кому интересно получать информацию именно в таком увлекательном и игровом формате. Так возникла идея создания виртуальной экскурсии, тем более это позволило нам протестировать возможности метавселенной для проведения мероприятий в ней», — Евгения Кузнецова, начальник управления внешних коммуникаций Департамента информационных технологий Москвы. |
Над проектом работали несколько сотен человек. Реалистичность аватара виртуального гида достигнута благодаря множеству ракурсов съемки, технологиям 3D-сканирования и lip-sync (синхронизации звука с мимикой человека). Образ, в котором артист появляется в МетаВДНХ, был разработан специально в футуристическом стиле, но с привычными и узнаваемыми элементами одежды.
«Это очень большая и крутая работа: все настолько реалистично, что в какой-то момент ты перестаешь ощущать, что находишься в игре, и становишься участником события, которое происходит в экскурсии. Границы между реальной жизнью и виртуальным миром стираются. Участники виртуальной экскурсии могут узнать больше о каждом из объектов, взаимодействовать с представленными в них экспонатами. Можно спокойно провести часа два, потому что это невероятно интересно и увлекательно», — гид по метавселеной ВДНХ Ваня Дмитриенко. |
Первые шаги в МетаВДНХ
Впервые метавселенная ВДНХ была презентована весной этого года — тогда профессиональное сообщество высоко оценило проект в рамках конференции «Цифровая индустрия промышленной России». А уже в августе во время форума-фестиваля «Территория будущего. Москва 2030» МетаВДНХ была представлена жителям: за время работы площадки «Цифровые технологии Москвы» на Манежной площади почти полмиллиона гостей смогли увидеть виртуальную копию главной выставки страны, оценить ее масштаб и детализацию, узнать больше о перспективах и возможностях применения проекта.
В сентябре 2024 года в рамках фестиваля «Портал 2030-2050» в инновационном центре «Сколково» прошел паблик-ток «МетаВДНХ. От создателей», на котором разработчики проекта обсудили применение высоких технологий и интеграции игровых механик в культурные, образовательные и креативные проекты Москвы, а также рассказали, как и зачем была создана метавселенная главной выставки страны. Тогда же в Сколкове открылось интерактивное пространство «МетаВДНХ». Пространство было физическим воплощением виртуальной копии ВДНХ — дизайн инсталляции сочетал грани 3D-макета и узнаваемые архитектурные элементы павильонов выставки. Здесь посетители могли погрузиться в виртуальное космическое пространство, «запустить» квантовый компьютер, пройти квиз на знание секретов кинематографа и «телепортироваться» в метавселенную главной выставки страны не покидая территорию инновационного центра.
За почти три месяца существования МетаВДНХ в пилотном режиме страницу проекта посетили более 40 тысяч человек.
Как отправиться в метавселенную?
Официальный сайт проекта — https://metamsk.mos.ru/. Принять участие в виртуальной экскурсии либо прогуляться по территории можно двумя способами.
Первый: онлайн. Чтобы попасть в МетаВДНХ достаточно авторизоваться на сайте проекта с помощью учетной записи портала mos.ru и выбрать подходящие дату и время. За 10 минут до начала мероприятия на email участника приходит напоминание.
Второй: без предварительной записи. Для этого потребуется скачать программное обеспечение «МетаВДНХ» с официального сайта (https://metamsk.mos.ru/) (есть требования к минимальному аппаратному обеспечению). В этом случае авторизация уже не потребуется.
В пилотной версии проекта записаться на экскурсию можно и со смартфона, и с компьютера, но пока участие в мероприятиях доступно только с десктопа. Такой формат позволяет гостям метавселенной получить наилучший пользовательский опыт: изучить пространство на достаточно большом экране, детально рассмотреть все элементы архитектуры, экспонаты и природу выставки, почувствовать эффект погружения в локацию, а также удобно управлять своим цифровым аватаром с помощью клавиатуры и мыши — как в компьютерных играх. Требования к интернет-соединению для онлайн-прогулки: 20 мегабит/сек.
МетаВДНХ — вселенная, в которую может попасть каждый. Забронировать бесплатные билеты можно здесь.