2020/10/16 11:49:30

Мониторинг транспорта и навигация
(рынок России)

Появление относительно дешевых GPS-датчиков и стремительное распространение систем сотовой и спутниковой связи привело к созданию самых разнообразных компьютеризированных систем управления наземным транспортом, позволяющим диспетчерам в реальном времени не только отслеживать на экранах мониторов истинное местонахождение интересующих их транспортных средств (легковых и грузовых машин, самосвалов, автобусов и т. д.), но и следить за текущим состоянием этих машин (уровнем топлива в бензобаке, температурой в салоне автобуса или в грузовом отсеке рефрижератора и т. д.). При этом серверы, на которые стекаются данные от бортовых систем, могут находиться как в самих диспетчерских, так и в облаках (частных или публичных).

Содержание

Объем рынка

2019: Российский рынок ИТ-услуг для транспорта растет на 24% в год

По оценкам НП «ГЛОНАСС», российский рынок ИТ-услуг для транспорта растет на 24% в год, а к 2030 году его объем может увеличиться до $1,6 трлн. Об этом в середине октября 2020 года рамках международного форума «Автонет 2020» сообщил президент НП «ГЛОНАСС», со-руководитель рабочей группы НТИ «Автонет» Александр Гурко.

По его словам, к середине октября 2020 года около 30% автомобилей в стране подключено к системам ГЛОНАСС и «Платон», благодаря чему активно развиваются такие сегменты, как системы мониторинга транспорта, аппаратные решения для спутниковой навигации.

Согласно расчётам НП «ГЛОНАСС», объем российского рынка услуг на основе телематических транспортных и информационных систем в 2019 году составил 140,9 млрд рублей, а в мире — $50,4 млрд. Расходы на услуги интеллектуальной мобильности (логистика людей) достигли 850 млрд рублей (в мире – $90 млрд).

Российский рынок ИТ-услуг для транспорта демонстрирует рост на 24% в год

Также в некоммерческом партнёрстве подсчитали, что российский рынок транспортно-логистических услуг в 2019 году достиг 3,6 трлн рублей (в мире – $5,6 трлн). Сюда входят услуги E-Logistics, складской логистики и автономные грузовые перевозки.

Александр Гурко назвал Россию одним из мировых лидеров в части развития цифрового транспорта, а также поставил Китай в пример по реализации проекта сбора информации с транспортных средств. В КНР успешно внедрили комплексную концепцию 3S: умный автомобиль, умная дорогая, умный город. Китайцам удается развивать Big Data в этом направлении, подчеркнул президент НП «ГЛОНАСС».Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко выступит на TAdviser SummIT 28 ноября. Регистрация 5.6 т

Заместитель руководителя Росстандарта Алексей Кулешов сообщил, что всем участникам рынка необходимо активно включаться в процесс разработки нормативно-технического регулирования беспилотного транспорта в рамках ООН, поскольку международные правила являются основой для всех стран.[1]

2018: Данные Omnicomm

Основные цифры:

  • По итогам 2018 года объем основных сегментов рынка составил около 14,9 млрд руб. и вырос на 8,5% по сравнению с данными 2017 года (13,7 млрд руб.);
  • Структура рынка: 10,5 млрд руб. приходится на доходы от абонентской базы платформ для мониторинга транспорта, по 2,1 млрд руб. – на сегменты терминалов и датчиков уровня топлива;
  • Более 2 млн. транспортных средств и стационарных объектов подключено к системам мониторинга транспорта, объем накопленной абонентской базы вырос на 6,6% по сравнению с 2017 годом (1,95 млн. объектов);
  • Прирост абонентской базы у основных разработчиков ПО для мониторинга транспорта составил: OMNICOMM – 27%, Gurtam – 14%, ТехноКом - 7%.

Согласно данным «Автостат»[2], на начало 2019 года доля грузового и легкого коммерческого транспорта в структуре российского автопарка, который преимущественно использует телематику, составила 14,4% или около 8,3 млн. транспортных средств. Эксперты аналитического центра Omnicomm отмечают, что в 2018 году рынок мониторинга транспорта продемонстрировал стабильный рост – в пределах 8%. Объем новых подключений составил 250 000 терминалов и 190 000 датчиков уровня топлива. По оценке Omnicomm, суммарная доля проникновения технологий мониторинга транспорта достигла 15-17%, но этот показатель существенно отличается по сегментам. Самый высокий показатель – до 50% ‒ в дальнорейсовых перевозках, а в легком коммерческом транспорте доля составляет всего 5%.

Доля доходов от абонентской базы ПО составляет более 70% рынка мониторинга транспорта. Лидерами по приросту абонентской базы стали российская платформа Omnicomm Online/Omnicomm (+27% по сравнению с 2017 годом), Wialon/Gurtam (+14%) и АвтоГраф/ТехноКом (+7%). В сегменте терминалов для мониторинга транспорта (15% рынка) лидерами являются OMNICOMM (25%), Навтелеком (19%), который предлагает оборудование в бюджетном ценовом сегменте, и ТехноКом (17%). В сегменте датчиков топлива (также 15%) лидирующие позиции удерживает ONMICOMM (37%), ТехноКом (16%) и «Эскорт» (16%).

Драйверы роста рынка мониторинга транспорта:

Рынок транспортной телематики в сегменте контроля уровня топлива близок к насыщению – доля проникновения достигла 76% в 2018 году. При этом сохраняется высокий рыночный потенциал для дальнейшего оснащения транспортных средств терминалами, интегрированными с онлайн-платформами для мониторинга транспорта. По итогам исследования, корпоративные клиенты заинтересованы в поддержке функции безопасного вождения (25% респондентов), в технологиях контроля температурного режима при перевозке (напр. IQFreeze) – 22%. Спрос на терминалы, которые поддерживают протокол передачи данных в рамках Постановления Минтранса № 153, достигает 20%, интерес к видеотерминалам выразили 15% респондентов.

«
«Важным драйвером рынка мониторинга транспорта является позиция государства, которое стремится взять под контроль грузопотоки, управление инфраструктурой, а также снизить смертность на дорогах. По нашей оценке, рост числа подключений в первую очередь будет реализован на базе действующего коммерческого автопарка. С 1 июля 2019 года вступает в действие тахографический контроль грузового и пассажирского транспорта, который может способствовать росту новых подключений на 40%. Пока большинство тахографов используются для сбора данных о режиме труда и отдыха водителя, но в перспективе могут быть подключены с помощью специальных устройств к онлайн-платформе для мониторинга транспорта и передавать такие параметры, как: скорость движения, масса груза, температурный режим и пр. Например, OMNICOMM совместно с ведущим производителем тахографов разработал решение, которое позволит одновременно соответствовать требованиям Минтранса и получать данные для мониторинга транспорта в режиме реального времени», ‒ комментирует Александр Селиванов, исполнительный директор OMNICOMM.
»

В целом, без учета вклада регуляторов рынка, рынок транспортной телематики может вырасти до 10% за счет продаж коммерческого транспорта и существующих телематических сервисов.

2017

Данные iKS-Consulting

45% всех M2M SIM-карт приходится на транспортную сферу.

Image:Динамика рынка IoT на транспорте 2015-2018, млн SIM-карт.png

Рынок близится к насыщению, прежде всего в сегменте решений для большегрузного коммерческого транспорта. Всё более распространённым явлением в сегменте, является наличие сразу нескольких телематических подключений на одном дальнемагистральном автопоезде – обязательный ПЛАТОН, а также специализированные сервисы мониторинга и контроля фирменные телематические сервисы от производителей грузовиков и полуприцепов.

По оценкам iKS-Consulting, число грузовых автомобилей, оснащенных фирменными телематическими сервисами от производителя, в России превышает 25 000 единиц. Лидирующими по числу подключений являются сервисы от компании Volvo Truck (Dynafleet) и Scania (Fleet Management System). В 2018 году планируется выход на российский рынок системы телематики RIO от компании MAN Truck & Bus. Гибкая система пакетирования основного функционала фирменных систем телематики, а также отсутствие необходимости дополнительных установок каких-либо сторонних систем.

Уже около миллиона грузовых большегрузных автомобилей зарегистрировано в системе ПЛАТОН, которая в ближайшем будущем может стать основой развития единой цифровой платформы транспортного комплекса (ЕЦПТК), которая будет внедряться поэтапно и будет направлена на снижение издержек и унификацию транспортно-логистических решений на одной платформе.

Потребительский сегмент рынка подключенных автомобилей также переживает бурное развитие, концепция подключённого легкового автомобиля уже становится реальностью. Во многом это обеспечивается растущей конкуренцией за доступ к данным от connected car. За доступ, к которым, начинают бороться новые игроки рынка - интернет компании, с их мультимедийными платформами, автопроизводители со встроенными ещё на конвейере модулями connected car, а также страховые компании и ряд других игроков, которые раннее не были представлены в сегменте транспорта.

Государственные проекты, становятся одним из потенциальных драйверов роста рынка подключенных автомобилей. Проект ЭРА ГЛОНАСС помимо важнейшего функционала по обеспечению безопасности и экстренного реагирования при авариях, является базисом для развития коммерческих услуг на базе уже подключенных автомобилей. К концу апреля 2018 года уже почти 1,9 млн. автомобилей подключено к системе и порядка 150 тысяч (~8% от всех подключений) являются подписчиками платного сервиса по оказанию помощи на дороге. При этом уже до конца 2018 года общее число подключённых автомобилей превысит 3,5 млн.

Помимо государственных проектов на рынке появляется множество специализированных поставщиков приложений и платформ Connected Car, на базе которых формируются новые цифровые сервисы.

Image:Прогноз развития рынка подключенных автомобилей 2018.png

Российский рынок IoT в сегменте транспорте остается высококонкурентным и при этом сильно фрагментарным. Основные проекты, которые стимулируют развитие сегмента IoT на транспорте:

  • Проекты беспилотного транспорта, которые тестируют как производители автомобилей (КАМАЗ), так и поставщики услуг (например, Яндекс)
  • Проекты каршеринга, которые реализуются совместно с муниципалитетами городов России (более 10 операторов в 3 городах РФ)
  • Развитие специализированных концепций, таких как Autonet 2.0, которые помогают внедрить и адаптировать текущие стандарты регулирования (как технические так и юридические) под новую экосистему сервисов

Данные Омникомм-Сервис

По данным Омникомм-Сервис, рынок в России восстанавливается: в 2017 году он показал рост на 14%. Большая доля в общем обороте остается за пятеркой лидеров – Gurtam, Omnicomm, ТехноКом, СКАУТ и Fort Telecom. При этом 43% новых подключений в России в 2017 году сделала компания Gurtam. Для определения этого показателя учитывалось общее количество новых подключений, а также средняя стоимость абонентской платы.

По данным Omnicomm, общая доля Gurtam по количеству объектов на рынке мониторинга транспорта в России составляет 29%. Это 568 000 подключений из 1 950 000 объектов, которые были подключены за 2010-2017 годы.

Новые инструменты сокращения расходов для автопарков

Согласно новому отчёту «Глобальный рынок коммерческой телематики» от исследовательской компании Allied Market Research, представленному в начале июля 2017 года, объём мирового рынка коммерческой телематики к 2020 году достигнет $49,1 млрд. Среднегодовые темпы прироста рынка в период с 2014 по 2020 гг. ожидаются на уровне 18,4%. Под автомобильной телематикой аналитики Allied Market Research подразумевают информационные и телекоммуникационные продукты, объединяющие компьютеры и телекоммуникационные услуги по передаче больших объёмов данных на ТС в режиме онлайн.

Среди решений в области уменьшения затрат на корпоративных автомобилях эксперты выделяют технологии анализа стиля вождения и реконструкции ДТП.

Скоринг как основа

Технология анализа стиля вождения обеспечивает контроль за поведением водителя и эксплуатацией транспортного средства на базе десятков параметров, получаемых с телематического устройства. Это своеобразный интеллектуальный диспетчер, который отслеживает манеру вождения каждого подключенного к системе водителя и выставляет объективную (скоринговую) оценку на базе собранной информации.

Скоринговый бал формируется за счет таких параметров, как: превышение скорости, резкое торможение, ускорение, повороты, изменение направления движения, смена полос движения. Индикаторы стиля вождения основываются на кинематике движения автомобиля: скорость и ускорение во времени.

Среди основных причин использования подобных систем на коммерческих автомобилях выделяют следующие: контроль дисциплины вождения (соблюдение скоростного режима и др.); повышение безопасности грузов, автомобилей и персонала; снижение аварийности; исключение небрежной эксплуатации автомобиля; дополнительная оценка персонала и наполнение системы мотивации.

Согласно исследованию, проведенному аналитиками «Группа Т-1» на базе результатов пилотных проектов по внедрению систем анализа стиля вождения на коммерческом транспорте, более чем в два раза сокращается количество ДТП и штрафов водителям за нарушение ПДД.

Ниже приведены примеры внедрения решения в автопарке на 1200 транспортных средств (ТС):

Экономия на топливе в результате бережливого обращения с ТС

На первом графике очевидно, что за счет внедрения системы анализа стиля вождения транспортная компания сократила расходы на топливо в год на 15%, что в общем зачете превысило 300 тысяч руб. Важную роль в данном случае сыграла система внутрикорпоративной стимуляции водителей эксплуатировать автомобиль максимально бережно.

Экономия на затратах на ремонт ТС при ДТП

Вторая схема отражает сокращение убытка компании в два раза за счет ремонта автомобиля при ДТП и его простоя.

Реконструкция ДТП

Сервис реконструкции ДТП — сравнительно новый для России инструмент, но уже зарекомендовал себя как инструмент объективной оценки аварии. За счет точного гироскопа и акселерометра телематическое устройство определяет скорость и ускорение. На основе этих данных система определяет степень и силу удара, место удара (ударов) а также реконструирует само ДТП, что позволяет предположить виновность участников ДТП. Анализ ДТП происходит в режиме реального времени, что позволяет оперативно связаться с водителем и обозначить полученные повреждения.

Детальный отчет по каждому ДТП дает возможность индивидуально разобрать факты нарушений положенных правил вождения с помощью визуализации их на карте.

В целом сервис реконструкции ДТП позволяет компаниям:

  • дифференцировать водителей;

  • избежать мошенничества в страховых вопросах;

  • классифицировать ДТП, наиболее аварийные участки и создавать менее аварийные маршруты для водителей.

По предварительным оценкам экспертов, компании, внедрившие различные инструменты мониторинга и стимуляции водителей автопарка сократили годовые расходы на ГСМ на 15-20% в зависимости от объемов автопарка и сроков эксплуатации, вдвое сократили аварийность, а также оптимизировали использование автомобилей примерно на 10%. По отзыву руководителей компаний, при сохранении подобных тенденций они готовы тратить средства на повышение комфорта водителей на корпоративных машинах, внедряя дополнительные «умные» решения.

2016: Прогноз Allied Market Research

Согласно докладу Allied Market Research рынок LBS-услуг (сервисов на базе геолокации) вырастет к 2022 году до $61,897 млн с $11,994 млн в 2015 (ежегодный рост в 26,6%). И если в 2015 году фаворитами по выручке на рынке были картографические и навигационные приложения, то, по прогнозам, далее рынок будет развиваться за счет внедрения инновационных технологий и услуг, на базе которых будут создаваться новые бизнес-модели. Основными драйверами мирового развития навигационной отрасли в ближайшие годы станет монетизация коммерческих информационных, платежных и медиа- сервисов, сервисов ЭРА+ и страховой телематики; расширение возможностей умного «подключенного автомобиля» (Connected Сar); развития технологий V2X, информационного обмена «автомобиль – автомобиль» V2V, «автомобиль – инфраструктура V2I», «автомобиль – человек» V2P; мобильные и безопасные города; разработка робомобилей, БПЛА, БАС и роботов; создание единого навигационного пространства для потребителя путем интеграции разнообразных технологий: спутниковой, инерциальной, indoor-навигации; технологий навигации повышенной точности и гарантированной надежности, а также переход на навигационные устройства нового поколения.

В первую очередь предполагается, что значительно изменит как навигационный, так и авторынок развитие технологий и сервисов в «умном» автомобиле. В предстоящие 2-3 года проникновение технологий «connectivity» на российский автомобильный рынок составит 70-80%. Основными драйверами роста являются крупные инфраструктурные проекты: Платон, ЭРА-ГЛОНАСС, Безопасный город, Система 112, Система экстренного реагирования при авариях «ЭРА-ГЛОНАСС», система весогабаритного контроля. Стремительно развивается сегмент invehicleinfotainment – автомобильные информационно-развлекательные системы.

Эксперты едины в одном: навигационный рынок сформирован в России и успешно развивается, наступило время массового внедрения коммерческих сервисов.

2015

Данные Европейского космического агентства и EricssonConsumerLab

Потенциал навигационного рынка эксперты оценивают как высокий. Согласно отчету Европейского космического агентства рынок устройств спутниковой навигации и сопутствующих навигационных сервисов в 2015 составил 250 млрд евро и растет ежегодно на 7%. Количество устройств, использующих навигационные чипы, в 2016 году превысило 5 млрд. При этом основную долю занимают сервисы на основе геолокации, благодаря широкому проникновению смартфонов и мобильных приложений. В России более половины мобильных сим-карт установлено в смартфоны, при этом навигационными приложениями, согласно исследованию EricssonConsumerLab, проведенному в 2015 году, пользуется около 20% владельцев смартфонов на ежедневной основе и половина – хотя бы раз в неделю.

Данные Омникомм-Сервис

В компании "Омникомм-Сервис" отмечают, что ожидают дальнейшего снижения спроса на системы мониторинга. Однако сразу поясняют, что сегмент контроля топлива, по всей вероятности, вырастет, поскольку прогнозируется рост стоимости топлива от 10 до 20%, что несомненно привлечет новых покупателей, снижающих издержки. Безусловно, на рынке будут востребованы и тахографы. Пики спроса придутся на 1 апреля 2015 года и осень, поскольку на эти даты приходятся расширения перечня подконтрольных транспортных средств, а также повышение уровня деловой активности.

Согласно данным Omnicomm, объем новых подключений на рынке мониторинга транспорта России и стран СНГ в 2015 году составил 200 тыс. единиц транспорта. Объем объектов на обслуживании на рынке мониторинга транспорта в этом регионе составил к концу 2015 году: 1,8 млн единиц транспорта.

По данным нового исследования Berg Insight, количество активного оборудования систем управления в коммерческих автопарках России (СНГ) и Восточной Европы по итогам 2015 года составило 4,2 млн единиц.

Совокупный среднегодовой темп прироста объемов рынка (GAGR) до 2020 года составит 13,5%. Общее количество активного оборудования систем управления в коммерческих автопарках превысит 7,9 млн к 2020 году. Большая часть придется на российский рынок.

2014: Данные Омникомм-Сервис

Согласно исследованию Омникомм-Сервис российского рынка транспортной телематики, рынок вырос в количественном выражении на 340 тыс. оборудованных транспортных средств (ТС). Темпы роста, в сравнении с 2013 годом, отрицательные.

Количество подключений снизилось на 15% - исследование 2013 года показывало нулевой темп роста 2013 года по сравнению с 2012 годом. Менее заметно спад сказался на количестве установленных датчиков уровня топлива - 5% роста - 210 тыс.установок в течение 2014 года.

Динамика новых подключений систем мониторинга и датчиков уровня топлива за 5 лет, 2014

Лидеры рынка среди производителей терминалов в 2014 году:

Доли рынка, 2014

Динамика продаж производителей терминалов за 5 лет, 2014

В сегменте систем контроля расхода топлива, включающих помимо навигационно-телематического терминала, специализированные датчики уровня топлива, лидерами стали компании:

  • Омникомм - 125 тыс. оснащенных ТС,
  • Технотон - 22 тыс. оснащенных ТС,
  • Эскорт - 16 тыс. оснащенных ТС.

Доля рынка каждой компании по сравнению с 2013 годом увеличилась соответственно. Проникновение контроля топлива на рынок мониторинга транспорта увеличилось на 7% и составило 62%.


Объем рынка тахографов достиг 100 тыс. единиц в год. Лидеры в продажах:

Доли рынка продаж тахографов, 2014

Дмитрий Журавлёв, генеральный директор компании «Омникомм-Сервис»: "Рынок мониторинга в 2014 году снижался на фоне отсутствия государственных проектов и активного продвижения тахографов. Интеграторы навигационного оборудования стали перестраиваться на продажу тахографов, некоторые игроки и вовсе покинули рынок. Постоянные изменения законодательства в части оснащения тахографами в течение года привели к неравномерности спроса и демпингу в этом сегменте, одновременно ФБУ Росавтотранс ужесточил условия получения клейма мастерской. Возникшую путаницу в требованиях разъясняли все производители тахографов на тематических конференциях и к концу года стало ясно, что из 900 заявленных мастерских реально работать могут не более 200, а имеют право на это – не более 50. Схему с сублицензионной активацией тахографов признали незаконной. Некоторые мастерские получили весомые штрафы. Никто не может посчитать, сколько теперь клиентов пользуется некорректно установленными тахографами, и введенные в ноябре штрафы лягут бременем на перевозчиков."

2013: Данные Berg Insight и Omnicomm

Ожидания Berg Insight в сфере российской транспортной телематики снизились. В частности, агентство прогнозирует замедление среднегодовых темпов прироста транспортных средств, оснащенных системами мониторинга в России и СНГ до 15,7%. Однако, прогноз долгосрочной емкости российского рынка транспортной телематики остался практически неизменным. Оценка 2013 года в 6,1 млн оснащенных транспортных средств к 2017 году снизилась до 5,9 млн к 2018 году и это означает, что несмотря на нулевой темп роста рынка в течение 2013 года, Berg Insight ожидает продолжения достаточно динамичного роста рынка в ближайшие 3-4 года.

Данные исследования Аналитического центра Omnicomm, вошедшие в отчет Berg Insight свидетельствуют, что в 2013 году российский рынок транспортной телематики в количественном выражении увеличился на 400 000 оборудованных транспортных средств, при этом темп роста относительно 2012 года оказался нулевым. Всего в России, по данным Аналитического центра компании Omnicomm, системами транспортной телематики на конец 2013 года было оснащено не менее 1,5 млн единиц транспорта и специальной техники.


Аналитический центр компании Omnicomm опубликовал в феврале 2014 года результаты исследования российского рынка систем мониторинга транспорта в 2013 году. В исследовании приняли участие 1370 компаний – производителей, дистрибьюторов и интеграторов систем транспортной телематики из России и стран СНГ.

Исследование показало, что в 2013 году российский рынок транспортной телематики в количественном выражении увеличился на 400 000 оборудованных транспортных средств, при этом темп роста относительно 2012 года оказался нулевым. Замедление роста рынка подтвердили и участники прошедшей в конце января 2014 года конференции «Акулы М2М бизнеса». Всего в России, по данным Аналитического центра компании Omnicomm, системами транспортной телематики на конец 2013 года было оснащено не менее 1,5 млн. единиц транспорта и специальной техники.

Лидерами рынка среди производителей систем мониторинга транспорта в 2013 году стали компании

  • Гуртам (135 000 подключенных транспортных средств),
  • Техноком (56 000 подключенных транспортных средств) и
  • Omnicomm (25 000 подключенных транспортных средств).

В сегменте систем контроля расхода топлива, включающих помимо навигационно-телематического терминала, специализированные датчики уровня топлива, лидерами стали компании

  • Omnicomm (130 000 оснащенных датчиками транспортных средств),
  • Технотон (ТехнотонТрейд) (15 000 оснащенных транспортных средств),
  • РКС (10 000 оснащенных транспортных средств).

Общий прирост этого сегмента в 2013 году составил 220 000 оснащений, а темп роста по сравнению с прошлым годом снизился и составил 10%.

При этом исследование показало, что большинство участников рынка транспортной телематики, несмотря на результаты 2013 года, ожидают роста в этом году. Драйвером роста должно стать, в первую очередь, действие приказа № 236 Минтранса РФ об оснащении транспорта тахографами нового образца, которые могут выполнять основные функции мониторинга транспорта и контроля расхода топлива.

2012

Данные Omnicomm

Рынок мониторинга транспорта - один из наиболее динамично развивающихся и перспективных. По данным Omnicomm, в 2012 году на рынке России и СНГ работало более 3200 компаний, а объем этого рынка составил 400 000 терминалов. Лидерами рынка по обороту 2012 году были: ГК «М2М-НИС» – 6300 млн. руб. (данные ГК «М2М-НИС») и компания Omnicomm – 765 млн. руб. (данные Omnicomm). По числу произведенных терминалов лидируют компании: «Техноком» (76 000 шт.), «М2М телематика» (30 000 шт.) и «Русские навигационные технологии» (28 000 шт.). По количеству подключенных транспортных средств к программному обеспечению первые места заняли компания «Гуртам» (85 000 шт.), компания «Техноком» (68 000 шт.) и «М2М телематика» (30 000 шт.). Объем сегмента датчиков топлива в 2012 году составил 200 000 шт., что на 30% превышает показатели 2011 года. Безоговорочным лидером рынка является компания Omnicomm, занимающая 57% рынка, следом идут компании «Технотон» (9%) и «Сапсан» (7%).

По оценке аналитического центра Omnicomm, мировой рынок М2М-оборудования на коммерческом транспорте составляет около $2,7 млрд, а российский рынок оборудования для мониторинга транспорта в 2012 году достиг $150 млн. Таким образом, доля российского рынка – около 6%, но ежегодный темп его роста находится на уровне 20-30%. Отечественные системы мониторинга транспорта становятся более комплексными и сложными, растет количество внедряемых дополнительных сервисов. Участники конференции согласились с прогнозом, что к 2020 году уровень проникновения систем мониторинга транспорта достигнет 20-25%.

Прогноз НП «ГЛОНАСС» на 2010-2012 годы

Рынок навигационных систем в России вырастет за 3 года почти в 10 раз. Согласно прогнозу экспертов (2011 года), к 2015 году оборот средств достигнет 100 млрд рублей. Рекордный рост рынка обеспечит госзаказ. Только за 2012 год навигационным оборудованием ГЛОНАСС оснастят тысячи машин МЧС, МВД, Почты России и других ведомственных структур. Крупнейшие проекты, такие как ЭРА-ГЛОНАСС, позволят масштабировать рынок и обеспечить спрос на десятки миллионов чипсетов с поддержкой ГЛОНАСС. Экспансия на зарубежные рынки начнется со стран СНГ и Индии, на которые планируется поставлять профессиональные высокотехнологичные системы - комплексы управления транспортом, системы контроля за состоянием сооружений и т.д.


По словам главы НП «ГЛОНАСС» Александра Гурко (апрель 2013 года) объем российского навигационного рынка к 2020 г. увеличится в 20 раз по сравнению с 2012 г. и составит 300 млрд руб. Основными драйверами его роста составит система «ЭРА–ГЛОНАСС», реализация крупных проектов, программы внедрения ГЛОНАСС в регионах и вывод на рынок услуг страховой телематики.

2011: Данные НИС ГЛОНАСС

Крупнейшими игроками на рынке навигации в России являются компания "Навигационно-информационные системы" (НИС), получившая статус федерального оператора в области спутниковой навигации, и «М2М Телематика».

Другим заметным игроком является компания Русские навигационные технологии. Компания, по собственным оценкам, занимает 24% российского рынка систем мониторинга автотранспорта, входя вместе с «М2М Телематика» и «Навигатор Технолоджи» (разработчик «Единой Национальной Диспетчерской Системы») в «большую тройку» поставщиков.

Интересно отметить, что общепринятых стандартов на бортовое оборудование для GPS/ГЛОНАСС-систем управления наземным транспортом пока нет. Ни у нас, ни за рубежом. Нет и типового программного обеспечения для поддержки таких систем. Все это приводит к зоопарку соответствующих решений. Который рано или поздно будет ликвидирован. Пока же в нашей стране ситуация на этом рынке выглядит так: по оценкам ОАО `Русские навигационные технологии` (РНТ), примерно 15% этого рынка занимают около тысячи мелких поставщиков. А оставшаяся часть приходится на нескольких крупных игроков. Свою долю на данном рынке (по количеству автотранспортных средств, оснащенных специализированными бортовыми GPS/ГЛОНАСС-устройствами) РНТ (разработчик системы `АвтоТрекер`) оценивает в 28%.

По данным компании, к концу 2011 г. её бортовыми блоками было оснащено 143 тыс. автотранспортных средств. Причем не только в России, но и в более чем двух десятках других стран (Украине, Белоруссии, Узбекистане, Таджикистане, Казахстане, Азербайджане, Киргизии, Египте, Монголии, Бразилии и т. д.).

2010: Данные НИС ГЛОНАСС

В июне 2010 года гендиректор НИС Александр Гурко оценивал весь рынок навигационных услуг в России в $550 млн с учетом абонентских приемников.

По состоянию на июль 2010 года в России из 8,1 млн транспортных единиц системой мониторинга оснащены 250 тыс., уровень проникновения составляет 3%. К 2014 г. компания РНТ ожидает увеличения этого показателя до 16,6%.

Эти сведения не соответствуют действительности - согласно данным сегодня на просторах России находится около 41 млн транспортных средств, из них 33,51 млн легковых автомобилей, 3,56 млн легких коммерческих (в т. ч. микроавтобусов), 3,53 млн средних и тяжелых грузовиков, а также 374 тысячи автобусов. Эксперты утверждают, что в России за последние 3 года автопарк увеличился на более чем 5 млн, а через 5 лет будет насчитывать до 50 млн транспортных средств.

Смотрите также