Стратегии цифровой трансформации компаний топливно-энергетического комплекса (ТЭК)
Большинство крупных российских компаний топливно-энергетического комплекса приступили к реализации стратегий цифровой трансформации. Они содержат в себе ключевые направления развития бизнеса в области цифровизации и состоят из наборов приоритетных программ цифровой трансформации. Как правило, есть ключевые программы цифровой трансформации и есть поддерживающие. Такие программы формируются в каждой части бизнеса компаний по отдельности, по всей цепочке создания стоимости конечного продукта или услуг, что позволяет достичь синергетического эффекта в реализации стратегии цифровой трансформации, получить более выраженный бизнес-эффект.
Материал входит в обзор TAdviser "Информационные технологии в ТЭК".
Содержание |
2020
TAdviser ознакомился с актуальными на конец 2020 года стратегиями цифровой трансформации некоторых крупных предприятий топливно-энергетического комплекса России.
«Россети»
Концепция «Цифровая трансформация 2030» была утверждена ПАО «Россети» в декабре 2018 года. Документ рассчитан на период до 2030 года и предполагает полное преобразование энергетической электросетевой инфраструктуры. Общий объем инвестиций - 1,3 трлн. рублей. Подробнее - здесь.
В рамках цифровой трансформации в «Россетях», в частности, будут внедрены такие технологии и решения, как:
- автоматизированная система оперативно-технологического координирования;
- интеллектуальные коммутационные аппараты;
- комплексная смарт-система энергомониторинга;
- цифровые подстанции и цифровой электромонтер.
Целью цифровой трансформации в компании видят изменение логики процессов и переход компании на риск-ориентированное управление на основе внедрения цифровых технологий и анализа больших данных. Ее задачами в «Россетях» обозначают следующие возможности и процессы:
- адаптивность компании к новым задачам и вызовам;
- улучшение характеристик надежности электроснабжения потребителей.
- повышение эффективности компании;
- повышение доступности электросетевой инфраструктуры;
- развитие кадрового потенциала и новых компетенций.
- диверсификацию бизнеса компании за счет дополнительных сервисов.
Цифровая трансформация «Россетей» имеет также и ряд практических задач:
- снижение операционных и инвестиционных расходов компании;
- сокращение потерь электроэнергии;
- повышение надежности, доступности электроснабжения;
- создание набора дополнительных услуг для клиентов.
Цифровая трансформация, как рассчитывают в «Россетях», позволит:
- повысить надежность, качество, доступность оказания услуг по передаче электроэнергии и технологическому присоединению потребителей;
- предоставить потребителям возможность участия в регулировании собственного потребления;
- предоставить им дополнительные сервисы (личный кабинет, управление нагрузкой и т.д.);
- создать условия для появления новых потребительских сервисов;
- сдерживать темпы роста тарифов;
- сформировать новую инфраструктуру для максимально эффективного процесса передачи электроэнергии между субъектами электроэнергетики;
- развивать конкурентные рынки сопутствующих услуг.
При этом для цифровой трансформации «Россетей» определены также конкретные значения целевых параметров:
- повышение доступности технологического присоединения - в 1,5 раза;
- снижение операционных затрат на 30%;
- снижение капитальных затрат на 15%;
- увеличение сроков службы активов на 10%;
- снижение в среднем на 50% показателей SAIDI/SAIFI (ключевых показателей надежности электроснабжения).
«Федеральная сетевая компания» (ФСК ЕЭС)
Программа цифровой трансформации на 2019-2030 годы была принята компанией в марте 2020 года. До 2030 года, согласно документу, ФСК ЕЭС вложит в цифровую трансформацию 89,6 млрд рублей. В обозримой перспективе - 2020-2024 гг. - 37,6 млрд рублей.
Проекты программы цифровой трансформации компании касаются четырех основных направлений:
- управление технологическим процессом и цифровая сеть;
- цифровое управление компанией;
- дополнительные сервисы;
- комплексная система информационной безопасности.
В рамках реализации программы в компании будут, в частности, внедрены такие решения и технологии, как:
- системами телемеханики (на энергообъектах);
- технологии «Цифровой подстанции»;
- цифровые двойники технологических процессов, оборудования и систем;
- системы учета и измерений;
- инфраструктура для хранения и обработки данных;
Помимо этого, программа подразумевает:
- автоматизацию и цифровизацию технологических и бизнес-процессов, включая внедрение юридически значимого электронного документооборота;
- типизацию и стандартизацию технических решений при строительстве и техническом перевооружении в компании;
- перевод энергообъектов на дистанционное управление;
- формирование единого источника Big Data;
- проработку коммерческих цифровых продуктов с использованием технологий работы с Big Data;
- расширенное использование сервисов цифрового инжиниринга и робототехники;
- развитие собственной сети цифровой связи;
- создание разветвленных экосистем цифровых платформ и сервисов.
Следует отметить, что программа также предполагает проработку и пилотирование перспективных продуктов. Реализация «пилотов» направлена на поиск наиболее эффективных технологий. Решения о тиражировании будут приниматься с учетом полученных результатов. Помощник или конкурент? Чем ИИ может быть полезен в HR-процессах
Как заявляется в отчете ФСК ЕЭС за 2019 год, в целом до 2025 года компания планирует реализовать на единой национальной электрической сети более 30 комплексных цифровых проектов, перевести на телеуправление свыше 100 подстанций. Охват цифровой связью к этому сроку, по планам, должен будет вырасти до 100%, а все энергообъекты ФСК ЕЭС наблюдаться дистанционно из единых центров управления.
По словам заместителя председателя правления «ФСК ЕЭС» Павла Корсунова, приводящимся в отчете, приоритетным направлением цифровизации для компании является создание малообслуживаемых цифровых энергообъектов высокой степени надежности.
Основной эффект программы для потребителя - уменьшение аварийности, а, значит, рост надежности и качества услуг. Для компании - снижение операционных и капитальных затрат, повышение производительности труда, - отметили в ФСК ЕЭС. |
Говоря о том, какие сложности могут возникнуть у компании при реализации программы, в ФСК ЕЭС обратили внимание TAdviser на то, что цифровая трансформация предусматривает изменение самой логики процессов и переход на риск-ориентированное управление компанией.
При разработке программы компания ориентировалась на стратегию всей группы «Россети» и опиралась на лучшие мировые практики. Однако любые новые подходы требуют время на адаптацию и формирование выводов, которые станут основой для дальнейших действий, - отметили в ФСК ЕЭС. |
«Росатом»
Третья версия единой цифровой стратегии (ЕЦС) была принята госкорпорацией «Росатом» весной 2020 года. Первую версию единой цифровой стратегии «Росатом» утвердил еще в 2018 году. Данный документ подразумевает цифровую трансформацию всех входящих в госкорпорацию дивизионов и компаний, в частности - концерна «Росэнергоатом». В процессе реализации в цифровую стратегию «Росатома» вносятся актуальные дополнения - по итогам года. Соответственно, по результатам 2019 года компания внесла в документ очередные обновления.
Стратегия включает в себя три ключевых направления:
- участие в цифровизации России;
- цифровые продукты АО «Атомэнергопром»;
- внутренняя цифровизация;
Стратегия состоит из десяти фундаментальных блоков:
- сквозные цифровые технологии и управление данными;
- цифровизация процессов сооружения АЭС, включая цифровые двойники АЭС;
- единая цифровая платформа атомной отрасли;
- цифровая экономика;
- цифровое импортозамещение;
- цифровые продукты и маркетинг;
- информационная безопасность;
- стратегические партнерства и слияния и поглощения;
- организационные изменения;
- цифровые компетенции и «цифровая» культура.
Первоочередная цель стратегии - решение внутренних проблем атомной отрасли. Речь о таких проблемах, как:
- сложности с соблюдением сроков и стоимости сооружения АЭС;
- слабая коммуникация между дивизионами;
- нехватка систем сбора и анализа данных для принятия решений; риск остановки производства в случае ограничений или отзыва лицензий на импортное ПО;
- неэффективное использование рабочего времени и кадрового потенциала из-за недостатков корпоративных ИТ-приложений и нехватки цифровых знаний у сотрудников.
Документ предусматривает внедрение на объектах атомной отрасли таких технологий и решений, как:
- систем «Умный полигон», «Умный карьер» и «Умная шахта», объединенных на Цифровой платформе жизненного цикла добычи твердых полезных ископаемых «Умный рудник»;
- технологии BIM-моделирования;
- автоматизированной системы управления технической документацией;
- систем юридически значимого электронного документооборота;
- систем интеллектуального промтелевидения за оборудованием.
Газпром
Компания «Газпром» утвердила комплексную целевую программу развития единого информационного пространства (ЕИП) группы «Газпром» на период 2018–2022 годов в ноябре 2017 года.
В основу утвержденной программы заложены три основных принципа: интегрированность, инновационность, импортозамещение. Речь идет о применении передовых ИТ-решений, обеспечивающих максимальную интеграцию информационно-управляющих систем и синергетический эффект для бизнеса «Газпрома». Предпочтение при прочих необходимых функциональных возможностях отдается отечественным разработкам.
Целевыми ориентирами цифровизации «Газпром» являются внедрение автоматизированных решений на всех уровнях управления группой и эволюция возможностей единого информационного пространства, соответствующая современным тенденциям перехода к цифровой экономике.
Программа развития ЕИП содержит перечень приоритетных мероприятий, способствующих, в частности, повышению эффективности операционной, инвестиционной и сбытовой деятельности, управления финансами в «Газпроме». Документ предполагает функционирование в компании:
- информационно-управляющих систем, автоматизирующих наиболее значимые бизнес-процессы;
- систем производственного учета и планирования;
- платформы по управлению инвестиционными проектами;
- системы мониторинга, моделирования и прогнозирования технического состояния производственных активов;
- платформы, обеспечивающей вертикальную интеграцию всех элементов - от контрольно-измерительных приборов и систем управления технологическими процессами до управляющих систем головной компании;
- единой цифровой модели Единой системы газоснабжения России;
- цифровых двойников действующих производственных объектов;
- роботизированных комплексов, нейротехнологий и технологий искусственного интеллекта в анализе «больших данных»;
- виртуального единого хранилища данных, в которое в режиме реального времени будет поступать информация с производственных объектов;
- центра обработки данных.
Ожидается, что использование передовых цифровых технологий даст значительный экономический эффект. Например, в производственной деятельности - за счет оптимизации режимов работы оборудования и, как следствие, увеличения его производительности, оптимизации запасов материально-технических ресурсов, требуемых для ремонтов.
В диспетчерском управлении цифровые технологии потенциально помогут сократить удельные затраты на транспортировку газа и расходы на эксплуатацию объектов газотранспортной системы за счет оптимизации газовых потоков и минимизации затрат топливного газа и электроэнергии.
В сфере управления финансами и маркетинга новые цифровые решения будут способствовать, в том числе, увеличению процентных доходов от управления временно свободными денежными средствами, доходов от реализации энергоресурсов.
«Лукойл»
Компания «Лукойл» реализует стратегию под названием «Цифровой Лукойл 4.0». В ней сформулированы цели, задачи цифровой трансформации в нефтегазодобыче на всех уровнях - от скважины до аппарата управления. Компания приняла решение о разработке цифровой экосистемы, а точнее о создании архитектуры цифровизации во всех бизнес-сегментах, в рамках которой осуществляются не только внедрение и централизация информационных систем, но и вывод из эксплуатации нерентабельного оборудования. Данные решения, как заявляют в компании, позволили ей оптимизировать парк оборудования, что привело к сокращению инвестиционных и операционных затрат.
В 2018 году компанией был утвержден другой «цифровой» документ - информационная стратегия группы «Лукойл». Он, в частности, предполагает применение в компании интегрированного моделирования, программного комплекса на основе нейронных сетей для анализа большого массива данных, а также предиктивных инструменты на основе интеллектуальных цифровых моделей.
Главная цель, которую себе ставит «Лукойл», развивая информационные технологии - полностью перейти на единый информационный шаблон компании. В «Лукойле» рассчитывают, что он приведёт к работе в едином интегрированном информационном поле, в единой информационной системе.
Реализация стратегии, согласно планам, должна привести к:
- повышению эффективности разработки месторождений;
- оптимизации режимов технологических процессов;
- снижению операционных затрат;
- росту энергосбережения;
- повышению производительности труда;
- повышению качества управления и выполнения работ на основании достоверной и актуальной информации.
«Татнефть»
Стратегия цифрового развития «Татнефти» охватывает все направления деятельности компании: добычу и переработку нефти, реализацию нефтепродуктов, шинный бизнес, энергетику, машиностроение и т.д. Документ, в частности, предполагает функционирование в компании цифровых геологических моделей, цифровых двойников объектов нефтедобычи, аналитики big data, а также роботизацию управления.
Как заявляют в «Татнефти», в результате цифровой трансформации компания должна получить производство, обеспечивающее минимальную нагрузку на природу, кратное снижение вероятности различных техногенных происшествий. Как результат - экономическая эффективность и качество управления должны увеличиться. Как и стоимость компании.
Только на Ромашкинском месторождении благодаря внедрению таких технологий, как «цифровой двойник» и «цифровое месторождение», мы добились снижения себестоимости добычи на 30%, - отмечают в «Татнефти». |
В результате реализации стратегии в компании рассчитывают получить к 2021 году до 21 млрд. рублей экономического эффекта.
Читайте также
- Информационные технологии в ТЭК. Обзор TAdviser
- Российский рынок автоматизации энергетики
- ИТ в энергетике. Обзор TAdviser