SSJ100 - Sukhoi Superjet 100

Продукт
Разработчики: Региональные самолёты (ранее Гражданские самолеты Сухого)
Дата премьеры системы: 2007/09/26
Дата последнего релиза: 2018/09/25
Отрасли: Машиностроение и приборостроение,  Транспорт

Содержание

Sukhoi Superjet 100 (SSJ100) — это региональный 100-местный самолет, который объединяет в себе современные технологии в области авиастроения. Разработан и производится компанией АО «Гражданские самолеты Сухого» при участии Finmeccanica-Alenia Aermacchi.

По словам производителя, SSJ100 предлагает комфорт пассажирам, значительные экономические преимущества перевозчикам, удобство для экипажа и экологическую безопасность для окружающей среды.

Технические характеристики

На сентябрь 2018 года максимальная крейсерская скорость Sukhoi Superjet 100 – 0,81 Маха, крейсерская высота 12 200 м. Длина полосы для базовой версии самолета составляет 1731 м, для версии с увеличенной дальностью полета – 2052 м. Дальность полета для базовой версии – 3048 км, для версии с увеличенной дальностью – 4578 км. Sukhoi Superjet 100 оснащен двумя турбовентиляторными двигателями SaM 146.

SSJ100 сертифицирован АР МАК, европейской EASA и несколькими национальными авиационными властями. На SSJ100 установлена полноценная система fly-by-wire (FBW). Она была специально разработана для оптимизации управления, снижения нагрузки на экипаж, и обеспечения максимальной эффективности расхода топлива.

Авиалайнер Sukhoi Superjet 100

2024

ГК «Элемент» заключила контракт на поставку микроэлектроники для самолетов SSJ 100 и МС-21

В ноябре 2024 года группа компаний «Элемент» подписала соглашение с Объединенной авиастроительной корпорацией (ОАК) о поставках микроконтроллеров, микросхем памяти и силовых транзисторов для производства самолетов SSJ 100 и МС-21 на сумму более ₽2 млрд. Контракт рассчитан до 2030 года. Подробнее здесь.

Авиакатастрофа в Подмосковье

12 июля 2024 года в Подмосковье потерпел крушение самолет Sukhoi Superjet 100, принадлежащий российской компании «Газпром-авиа». Катастрофа произошла после технического обслуживания воздушного судна на авиационном заводе.

Как сообщает газета «Коммерсантъ», лайнер взлетел в 14:52 по московскому времени с аэродрома Третьяково. В состав экипажа вошли опытный командир Евгений Булавко с налетом более 5 тыс. часов, второй пилот Владислав Харламов, а также бортпроводник Максим Лукманов. Планировалось, что экипаж совершит перегоночный рейс до аэропорта Внуково, а посадка намечалась в 15:40.

Аварийная ситуация на борту начала развиваться вскоре после взлета при наборе высоты. В последний раз пилоты вышли на связь с диспетчером Домодедово-Круг столичного авиаузла в 14:57, то есть, примерно через пять минут после отрыва от земли. В этот момент лайнер находился на высоте приблизительно 1,5 км. После этого самолет начал снижаться со все возрастающей скоростью. Вскоре отметка Sukhoi Superjet 100 исчезла с радаров — воздушное судно потерпело крушение. Все члены экипажа погибли.

Отмечается, что пилоты уводили борт от жилых дачных домов — благодаря этому на земле нет жертв. Лайнер разбился под Коломной. На место крушения отправили два отряда спасателей и вертолет Ми-8. Горящие обломки были обнаружены в лесу в районе деревни Большое Карасево.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация ритейла»: 280 разработчиков и поставщиков услуг 14.7 т

По факту катастрофы следственные органы Западного межрегионального следственного управления на транспорте СКР возбудили уголовное дело по ч. 3 ст. 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц). Согласно предварительной версии (на 12 июля 2024-го), крушение может быть связано с техническим состоянием машины. С 3 мая 2024-го лайнер проходил техобслуживание в ПАО «Луховицкий авиационный завод им. П. А. Воронина».[1]

2023: Жалобы от российских авиакомпаний на недостатки системы навигации

24 мая 2023 года стало известно о том, что российские авиакомпании недовольны функциональностью системы навигации среднемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100 (SSJ-100), разработанного корпорацией «Иркут». Основные претензии связаны с неполнотой информации в навигационной базе данных и отказами.

Как сообщает газета «Коммерсантъ», проблемы в работе платформы навигации «Суперджетов» стали проявляться после того, как французская Thales прекратила обновлять программное обеспечение для авиалайнеров в России в связи со сложившейся геополитической обстановкой. После этого «Иркут» одобрил применение баз данных компании «Авиа-брифинг» из Санкт-Петербурга как единственного поставщика.

Российские авиакомпании недовольны функциональностью системы навигации среднемагистрального пассажирского самолёта Sukhoi Superjet 100

Жалобы на функционирование системы навигации поступили, в частности, от авиаперевозчика «Россия» (входит в состав группы «Аэрофлот»), который является крупнейшим эксплуатантом SSJ-100. Отмечается, что «Россия», столкнувшись с трудностями, попросила заменить навигационную систему лайнеров на альтернативную: речь идёт о разработке Центра аэронавигационной информации (ЦАИ) от Госкорпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД). Однако корпорация «Иркут» удовлетворить этот запрос отказалась.

«Коммерсантъ», ссылаясь на информацию, полученную от представителя ГК по ОрВД, отмечает, что специалисты ЦАИ выполнили необходимые работы по приведению своих баз данных в формат навигационной системы самолёта. Кроме того, были выполнены различные проверки, в том числе испытания на тренажёре. Однако обращения в компанию «Иркут» были оставлены без ответа. При этом разработчик «Суперджетов» подчёркивает, что «от эксплуатантов, использующих навигационную базу данных сертифицированного поставщика, никаких официальных претензий не поступает».[2]

2022

Дефицит топливных фильтров

Российские «Суперджеты» остались без топливных фильтров, поскольку новые невозможно купить из-за санкций. Теперь грязные фильтры используют повторно — после промывки тормозной жидкостью.

Оригинальные расходники наряду с двигателями для Superjet производила компания PowerJet — совместное предприятие французской Safran Aircraft Engines и «ОДК-Сатурн». Фильтры закончились осенью 2022 г. Запасных на рынке не осталось, а альтернатив пока нет, - The Moscow Times.

Переход на российские тормоза

Корпорация «Иркут» в декабре 2022 г сообщила о сертификации отечественных тормозных дисков для использования на самолетах Superjet 100. Росавиация одобрила возможность установки образцов, которые производятся авиационной корпорацией «Рубин».

Следующим шагом по импортозамещению лайнера, который планирует сделать корпорация «Иркут», станет одобрение на установку российских авиационных шин. Иностранный Michelin планируют заместить расходниками от Ярославского шинного завода. Испытания проведены и на стенде, и во время испытательных полетов. Сертификацию планируют пройти до конца 2022-го, запустить серийное производство в Ярославле уже готовы.

Италия удерживает 5 самолётов SSJ 100 компаний России на фоне конфликта на Украине

По данным на ноябрь 2022 года Италия на фоне конфликта на Украине удерживает как минимум пять самолетов SSJ 100, которые планировалось поставить российским эксплуатантам.

Минпромторг направил 5 млрд рублей на производство самолетов МС-21 и SSJ

В начале сентября 2022 года стало известно о решении Минпромторга направить более 5 млрд рублей гражданских самолетов МС-21 и Sukhoi Superjet 100. Об этом говорится в перечне предложений главных распорядителей средств федерального бюджета по внесению изменений в сводную бюджетную роспись на 2022-й и на плановый период 2023-2024 годов.

«
Наименование мероприятия — субсидии в виде имущественного взноса РФ в государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростех» - сказано в документе, выдержки из которого приводит ТАСС.
»

Минпромторг направил 5 млрд рублей на производство самолетов МС-21 и SSJ

Планируется, что ассигнования в виде имущественного взноса получит госкорпорация «Ростех», а от нее в свой уставной капитал — «Объединенная авиастроительная корпорация», которая находится под управлением «Ростеха» и выпускает оба самолета.

В сентябре 2022 года также стало известно, что АО «Пермский завод "Машиностроитель"» вложит более 2 млрд рублей в расширение производства реверса и иных узлов двигателя ПД-8 для Sukhoi Superjet. Об этом сообщил генеральный директор предприятия Владимир Ломаев. По его словам, новые производственные мощности позволят увеличить производство с трёх до 18 (а в последующем — до 44 единиц) реверсивных устройств в год.

В июне 2022 года глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что «Аэрофлот» планирует договориться о приобретении 300 самолетов МС-21, Ту-214 и Sukhoi Superjet 100. Министр также говорил, что до 2030 года в России поставят более тысячи самолетов для нужд гражданской авиации.

Как отметил гендиректор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь, серийное производство самолетов SSJ New, который будет состоять почти полностью из российских деталей, и МС-21 с российскими двигателями планируется запустить в 2024 году. [3]

Первый полет импортозамещенного Sukhoi Superjet 100 запланирован на середину 2023 года

Первые полеты импортозамещенного самолета Sukhoi Superjet 100 запланированы на середину 2023 года. Об этом 15 августа 2022-го сообщил генеральный директор Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Юрий Слюсарь.

По его словам, ОАК намерена заменить у самолетов Superjet (SSJ) 100 российско-французские двигатели SaM-146 на российские ПД-8. Министр промышленности и торговли Денис Мантуров ранее поручил ускорить работы в этом направлении, чтобы сертифицировать компонент за год или 14 месяцев.

Когда взлетит Sukhoi Superjet 100

Первостепенной задачей ОАК Слюсарь назвал продление летной годности SSJ100 «на максимально длительный срок».

«
Вариант ремоторизации на новые двигатели тоже существует, мы ведем его проработку: общаемся с авиакомпаниями, с лизинговыми компаниями. Понятно, что это дополнительные затраты, которые нужно самортизировать, — уточнил он (цитата по «Интерфаксу»).
»

По оценкам корпорации, стоимость замены иностранных комплектующих, на которые на данный момент приходится около 70% всех компонентов SSJ100, составит около 50 млрд рублей. В эту сумму не входит стоимость двигателей.

1 августа 2022 года гендиректор корпорации «Иркут» Андрей Богинский анонсировал поставку первых двух импортозамещенных самолетов Superjet New до конца 2023 года.

По его словам, в марте 2023 года должен состояться первый полет опытного самолета Superjet New, для этого уже в октябре-ноябре этого года «Иркут» должен приступить к полетам на летающей лаборатории Ил-76 с двигателем ПД-8, который входит в комплектацию Superjet New.

Вопрос импортозамещения в гражданской авиации актуален на фоне отказа от сотрудничества с российскими авиакомпаниями мировых лидеров Airbus и Boeing, последовавшего за решением Москвы начать специальную военную операцию на Украине. Из-за санкций ограничена и возможность приобретать запчасти для имеющихся зарубежных самолётов. [4]

2020

План импортозамещения 97% иностранных комплектующих

Глава «Ростеха» Сергей Чемезов в декабре 2020 г сообщил, что госкорпорация намерена начать производство обновленного самолета Sukhoi Superjet 100, заменив в нем порядка 97% иностранных комплектующих. По его словам, прежде всего, в новой версии самолета заменят российско-французский двигатель Sam146 на полностью российский ПД-8. Кроме того, в самолете планируют также заместить бортовое оборудование и агрегаты.

Остановка поставок оборудования Honeywell из-за санкций США

Российские самолёты SSJ100 остались без запчастей. Речь идёт о поставках бортового радиоэлектронного оборудования, производимого американской компанией Honeywell. Причиной срыва поставок стали антироссийские санкции. Перебои с комплектующими наблюдаются с начала года.

«Ростех» продаст сам себе 60 «Суперджетов» за деньги из бюджета

В мае 2020 г стало известно, что руководство российского самолетостроения нашло решение проблемы отсутствия спроса на Sukhoi SuperJet 100 - первый пассажирский лайнер, созданный в стране после распада СССР.

Госкорпорация «Ростех», владеющая «Объединенной авиастроительной корпорацией» (ОАК), в которую входит производитель «суперджетов» «Иркут», - продаст 60 машин сама себе.

Самолеты возьмет в лизинг авиакомпания Red Wings, которая также находится в собственности «Ростеха» (через ОАК).

Для финансирования сделки потребуются деньги федерального бюджета - около 100 млрд рублей в виде субсидий и гарантий для покупателя машин, который впоследствии передаст их в лизинг.

Им может стать также входящий в «Ростех» «Авиакапитал сервис». Другие претенденты на деньги - ВЭБ и в лице дочернего «ВЭБ-Лизинга» и принадлежащая Минтрансу ГТЛК.

2019

ФАС: Эксплуатация SSJ100 обходится почти в 2 раза дороже, чем зарубежных аналогов

В августе 2019 г. ФАС предложила снять с авиакомпаний траты за простой самолетов суперджет SSJ100. Для этого предлагается изменить лизинговые договоры и ввести госсубсидии, чтобы исключить удорожание авиабилетов.

Антимонопольщики проверили 51 маршрут "Аэрофлота" и установили, что стоимость билетов на рейсы SSJ100 превышает среднерыночные на 20%. Оказывается эксплуатация нового среднемагистрального российского самолета обходится почти в 2 раза дороже, чем у зарубежных аналогов. Затраты составляют 7 рублей за кресло-километр против средней ставки в 4 рубля.

Дороговизна эксплуатации вызвана длительными простоями этих самолетов в ожидании запчастей и ремонта. В середине июля 2019 г один из эксплуатантов SSJ — авиакомпания «Ямал» — заявлял, что не может использовать половину из 15 лайнеров этой модели из своего парка, а на лизинге простаивающих самолетов теряет до 1 млрд рублей в год.

Крупнейший эксплуатант новой модели лайнера - "Аэрофлот" также стал закладывать свои издержки в стоимость авиабилетов. Ситуация будет усугубляться, учитывая, что в это время в авиапарке российского флагмана 49 лайнеров, а еще 100 - должны поступить к 2026 году.

Суть предложения ФАС заключается в том, чтобы перенести затраты на развитие системы сервиса новых самолетов с авиакомпаний на производителя этого лайнера. В противном случае авиаторы переложат свои издержки на пассажиров, что будет неминуемо приводить к росту стоимости билетов на тех направлениях, где летает Superjet.

Катастрофа в Шереметьево. Погибли 41 человек

5 мая 2019 г. в Шереметьево произошла аварийная посадка самолета "Аэрофлота", пришедшая к пожару на борту.

Видео с камер Шереметьево: "Суперджет" на большой скорости ударяется о полосу, подскакивает, после чего бьётся ещё раз и загорается.

Выжило 37 из 78 человек, находившихся на борту.

Как сидели пассажиры в момент катастрофы Superjet100.

Множество инцидентов

Происшествия с SSJ 100:

Апрель 2019:

  • 5 апреля был задержан рейс Газпромавиа самолёт SSJ Москва - Новый Уренгой из-за неисправности. Был предоставлен новый самолёт.

  • вылет рейса SU 1351 ВоронежМосква отложен почти на одиннадцать часов из-за технического сбоя.

Март 2019: в Шереметьево Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот» совершил экстренную посадку из-за треснувшего лобового стекла.

Февраль 2019:

  • Лайнер SuperJet 100, совершавший рейс из Тюмени, после приземления в столичном аэропорту Домодедово задел крылом фонарный столб.

  • 6 февраля был задержан рейс Газпромавиа самолёт SSJ Уфа - Новый Уренгой из-за неисправности. Был предоставлен новый самолёт.

Как отмечала ранее газета «Ведомости», многие Superjet не могут летать из-за преждевременных поломок двигателя - комплектующие выходят из строя быстрее, чем обещает производитель.

Какие авиакомпании в России используют 167 самолетов SSJ100

С 2011 по август 2018 г. было выпущено 167 экземпляров SSJ100. По данным открытых источников, Superjet используют следующие российские авиакомпании, организации и ведомства:

"Аэрофлот" - получены 50 единиц из 150 заказанных;

"Ямал" - эксплуатируются 15 единиц из 25 заказанных;

"Газпром авиа" - в эксплуатации десять единиц;

"Азимут" - в эксплуатации восемь единиц;

"ИрАэро" - в эксплуатации восемь единиц;

"Якутия" - в эксплуатации пять единиц;

"РусДжет" - эксплуатируется один экземпляр;

ФГБУ "Специальный летный отряд "Россия" - в экплуатации две единицы;

МЧС России - эксплуатируются две единицы из восьми заказанных;

МВД России - эксплуатируется один экземпляр.

2018: Множественные инциденты

Октябрь 2018: Самолет Sukhoi Superjet 100 авиакомпании «Аэрофлот», направлявшийся из Москвы в Ханты-Мансийск, вернулся в Шереметьево по технической причине. По предварительным данным, у самолета сработал датчик невыпуска стойки шасси.

Октябрь 2018: самолет Sukhoi Superjet 100 выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы в Якутии.

Июль 2018: испытательный cамолет Sukhoi Superjet 100 приземлился без стойки шасси в подмосковном Раменском.

Июнь 2018: самолет Superjet 100, следовавший из Иркутска в Санкт-Петербург, совершил аварийную посадку в аэропорту Барнаула. По предварительным данным, возможной причиной инцидента стало ложное срабатывание пожарной сигнализации на борту.

Таблица инцидентов с самолётами "Суперджет" с 2012 по начало 2019 г

2012: Катастрофа в Индонезии: самолет врезался в гору

9 мая 2012 года в Индонезии произошла катастрофа новейшего российского самолета Sukhoi Superjet 100, разработанного компанией "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), входящей в состав холдинга "Сухой".

Ближнемагистральный самолет Sukhoi SuperJet-100 (SSJ-100) в рамках демонстрационного тура по шести странам Азии 9 мая 2012 года прибыл в столицу Индонезии Джакарту.

Ранее самолет побывал в Мьянме, Пакистане и Казахстане, где его показали членам правительств этих государств и военному руководству. После Индонезии было запланировано посещение еще двух азиатских стран: Лаоса и Вьетнама.

Из аэропорта Джакарты "Халим-Перданакусума" лайнер должен был совершить два вылета продолжительностью по полчаса каждый.

Первый полет прошел успешно. Примерно через 20 минут после начала второго полета, в 14.35 по местному времени (11.30 мск), воздушное судно пропало с экранов.

Связь с самолетом была потеряна, когда он находился в районе горы Салак (Salak) на Западной Яве, в 59 километрах от аэропорта.

Аварийный маяк международной системы КОСПАС-САРСАТ пропавшего с радаров самолета Superjet-100 не отвечал ни на одной частоте — с борта не поступали сигналы от датчиков приводнения, столкновения с возвышенностью и на аварийной частоте.

Незадолго до потери связи самолет запросил разрешение на снижение с высоты 10 тысяч футов (около трех километров) до шести тысяч (около 1,8 километра). Разрешение он получил и стал поворачивать направо и снижаться.

По данным наблюдения из космоса, во время полета российского авиалайнера SSJ-100 склон горы Салак был полностью затянут облаками.

Высота облачного покрова превышала 11 километров.

На борту самолета находилось 45 человек: восемь россиян, один француз, один гражданин США, две итальянки, остальные пассажиры были гражданами Индонезии.

Самолет пилотировал опытный экипаж: шеф-пилот компании "Гражданские самолеты Сухого" Александр Яблонцев и второй пилот Александр Кочетков.

Александр Яблонцев стоял у истоков создания SSJ-100 и участвовал во всех его летных испытаниях: 19 мая 2008 года он впервые поднял этот новый лайнер в небо. Яблонцев имел налет более девяти тысяч часов, за свою летную карьеру освоил более 80 типов воздушных судов.

Александр Кочетков, летчик-испытатель ГСС, присоединился к проекту SSJ-100 в 2010 году после испытательной работы в ОАО "ОКБ имени Яковлева". За свою летную карьеру освоил более 20 типов воздушных судов, среди которых были истребители, транспортные и гражданские авиалайнеры. Параллельно с испытательной деятельностью работал линейным пилотом в авиакомпаниях гражданской авиации. Имел налет свыше 2,7 тысячи часов, в частности, более тысячи часов на испытаниях.

Кроме того, на борту находились штурман Олег Швецов, полетный инженер Алексей Киркин, ведущий инженер по летным испытаниям Денис Рахимов. Также в демонстрационный полет отправились заместитель начальника летно-испытательного центра комплекса ГСС Николай Мартыщенко, директор по продажам компании ГСС Евгений Гребенщиков и менеджер по контрактам Кристина Куржупова.

Власти Индонезии выдвинули версию возможного угона воздушного судна.

Однако вскоре основной стала версия о крушении лайнера. Неактивный кратер Кавах-Рату, находящийся на высоте свыше двух километров от уровня моря на северном склоне стратовулкана Салак, был назван наиболее вероятным местом падения самолета.

Начатую в этом районе поисковую операцию сильно осложняли дождь и темнота. В наземных поисках были задействованы около 250 индонезийских военных и полицейских.

10 мая индонезийские спасатели обнаружили пропавший самолет Sukhoi SuperJet-100 на высоте 5200 футов (1,6 километра). SSJ-100 врезался в вертикальный склон горы, часть фрагментов осталась на склоне, часть упала вниз.

Спасатели МЧС России обнаружили в районе катастрофы российского Sukhoi SuperJet-100 в общей сложности свыше 120 фрагментов самолета.

В поисках обломков самолета и останков погибших российские спасатели совершили 50 спусков в ущелье, обследовали около 1,7 тысячи квадратных метров территории.

15 мая власти Индонезии официально признали, что выживших в катастрофе российского лайнера SSJ-100 не осталось.

16 мая на дне ущелья глубиной около 500 метров был обнаружен самописец разбившегося самолета.

Высокое качество записи переговоров пилотов разбившегося Superjet-100 позволило воспроизвести всю информацию о последнем полете самолета вплоть до момента удара самолета о скалу.

Проанализировав данные, специалисты пришли к выводу: до столкновения с горой все системы самолета работали штатно.

Система предупреждения о столкновении с землей (TAWS) подала сигнал об опасном приближении к земле перед крушением, после чего последовали шесть сигналов предупреждения об опасности столкновения с землей. Командир экипажа отключил TAWS, так как посчитал, что причиной ее срабатывания была проблема с базой данных.

По мнению экспертов, на возможное предотвращение катастрофы у пилота были 24 секунды после первого сигнала системы TAWS.

Проведенная экспертиза подтвердила отсутствие следов алкоголя, наркотиков и запрещенных препаратов в останках тел обоих пилотов российского лайнера.

Расследование авиакатастрофы индонезийские и российские специалисты вели совместно.

18 декабря 2012 года были оглашены официальные итоги расследования катастрофы российского самолета SSJ-100 на Западной Яве. Ни экипаж разбившегося российского лайнера, ни индонезийские диспетчеры не допустили прямых отступлений от правил совершения полетов, причиной катастрофы стало стечение обстоятельств, некритичных по отдельности.

Российские и индонезийские эксперты сошлись во мнении, что причинами крушения стали несколько факторов: действия экипажа лайнера, отсутствие у него достоверных данных о рельефе местности, невнимательность и перегруженность индонезийских диспетчеров.

Экипаж самолета проигнорировал предупреждение системы о столкновении с землей. На радарах в Джакарте не были установлены минимальные границы высоты для самолета, по которому был задан вектор. Радары сами не имели систему звукового предупреждения о минимальной высоте, необходимых при полетах в районе горы Салак. Внимание пилота было отвлечено дополнительными разговорами, не связанными с полетом.

Диспетчерские службы Индонезии при передаче управления в аэропорт Джакарты и обратно считали, что самолет летит в другую тренировочную зону, и перед ними Су-30 военно-воздушных сил Индонезии. Кроме того, индонезийский диспетчер обнаружил исчезновение российского авиалайнера SSJ-100 с экранов радаров только через 24 минуты после катастрофы.

2011: Первый самолёт введён в эксплуатацию

В 2011 году первый серийный самолет SSJ100 был введен в эксплуатацию.

2008

Первый полет Sukhoi Superjet 100 состоялся в мае 2008 года.

2007

26 сентября 2007 года в 12 часов дня по местному времени в Комсомольске-на-Амуре состоялась официальная презентация («выкатка») первого опытного экземпляра Sukhoi Superjet 100.

Примечания



ПРОЕКТЫ (4) ИНТЕГРАТОРЫ (4) РЕШЕНИЕ НА БАЗЕ (1)
СМ. ТАКЖЕ (18) ОТРАСЛИ (4)