Конечные собственники
История
2022: Создан отечественный PLM-комплекс для машиностроения. К 2025 году им смогут пользоваться авиа- и судостроители
Российские предприятия массово используют иностранное инженерное ПО – Siemens, Dassault Systemes, Autodesk и др., т.к. отечественных полнофункциональных аналогов тяжелых PLM-комплексов в России нет. Те российские решения, которые доступны на рынке, пока закрывают лишь часть функционала иностранных CAD, CAE, CAM, CAPP, MES, PDM, PLM и других инженерных систем. С их помощью до недавнего времени нельзя было создавать сложные проекты, включающие миллионы деталей, например, турбины, самолеты, морские и речные суда.
В 2015 году российские разработчики инженерного ПО объединились в консорциум «Развитие», чтобы эволюционно из отдельных систем и решений на основе собственного геометрического ядра собрать полнофункциональный PLM-комплекс, который сможет конкурировать с западными разработками. По состоянию на 2022 год в «Развитие» входят «Аскон», ТеСИС, Eremex, ADEM, АПМ и «Сигма Технология». Партнерами консорциума выступают «Ладуга», SeaProject, «Цифровая мануфактура».
Председатель совета директоров ГК «Аскон» Александр Голиков рассказал, что в 2019 году консорциум опубликовал дорожную карту создания тяжелого PLM-комплекса. К апрелю 2022 года создано решение, которое позволяет проектировать машиностроительные изделия высокой сложности. Оно проходит апробацию на производстве, после чего будет дорабатываться. По его словам, российский PLM-комплекс уже может применяться в машиностроении.
Сквозное PLM-решение консорциума позволяет:
- планировать работы в рамках НИОКР;
- делать теоретические расчеты;
- осуществлять эскизное проектирование;
- производить рабочее проектирование (механическая часть);
- производить рабочее проектирование (приборостроительная часть);
- проводить прочностные расчеты;
- оформлять конструкторскую документацию;
- планировать работы по технологической подготовке производства;
- проектировать технологию изготовления;
- разрабатывать управляющие программы для станков с ЧПУ;
- оформлять технологическую документацию;
- согласовывать документы и данные;
- регистрировать, хранить, выдавать и осуществлять абонентский учет документов;
- проводить изменения;
- передавать данные об изделии в производство;
- управлять производством;
- осуществлять учет несоответствий в эксплуатации.
По словам Александра Голикова, пользователям отечественного PLM-комплекса, созданного компаниями консорциума «Развитие», уже доступны:
- Системная инженерия и управление требованиями;
- Конфигурирование электронных структур;
- Работа с большими сборками (на несколько десятков миллионов деталей);
- Новые типы конечных элементов (можно строить новые расчетные модели);
- Гармонический анализ;
- Уникальные методики расчета обледенения крыла;
- Моделирование приводнения спускаемого аппарата;
- FSI-модели (Fluid–structure interaction);
- Алгоритмы позволяющие снизить износ инструментов при 5х-обработке;
- Наследование разработок (импорт проектов и библиотек из иностранных САПР электроники) и др.
С использованием отечественной PLM-системы, по словам Голикова, уже спроектирован российский мобильный комплекс для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти и налажено серийное производство высокоскоростных станций тропосферной связи гражданского назначения.
Мы с партнерами всегда мечтали, чтобы на нашем ПО проектировались самолеты и корабли, и мы сейчас близки к своей мечте, как никогда. Мы успешно продвигаемся по дорожной карте. И пока не столкнулись ни с одной проблемой, которую бы наши специалисты не смогли решить, - сказал Александр Голиков. |
В соответствии с дорожной картой разработчики консорциума «Развитие» в 2022-2025 годах сконцентрируются на создании функционала для авиа- и судостроения, на сложном корпусном проектировании, но новых расчетных модулях кавитации гребных винтов, на расчётах незакрепленного тела, гиперзвуке и т.д. По словам Александра Голикова, много внимания уделяется расширению возможностей для сложнейшего поверхностного моделирования, геометрическое ядро и САПР дорабатываются под задачи проектирования обводов самолетов и кораблей. Также прорабатывается возможность работы со множественной классификацией объектов, которая нужна для работы со сверхтяжелыми моделями, например, корабля. Этот функционал нужен для того, чтобы можно было брать в работу любую часть проекта, будь то отсек или кабельная система судна. Также будут созданы CAM для печатных плат, САПР интегральных микросхем и другой функционал для разработчиков ЭКБ.
В 2025 году у России будет свой тяжелый PLM-комплекс, с помощь которого можно будет решать отраслевые задачи не только машиностроения, но и авиа- и судостроения. Мы не стремились догнать и перегнать Siemens, а в кооперации с промышленностью концентрировались на наиболее востребованном функционале. Важно, чтобы система обеспечивала проектирование головных изделий любой сложности. И мы способны решать такие задачи, которые раньше были по силам только тяжелым западным комплексам, - сказал Голиков. |
В 2020 году консорциум скорректировал концепцию развития продуктов. Был взят курс на импортонезависимость и информационную безопасность и принято решение в разработках отказаться MS Windows и проприетарных СУБД Microsoft и Oracle. При этом новая стратегия предполагала создание нативных Linux-версий инструментов разработки и кроссплатформенные версии информационных систем без снижения темпов разработки. Соответственно, проект создания PLM под отечественные ветки Linux должен был быть завершен в 2025 году. При этом консорциум «Развитие» уже обеспечил поддержку СУБД PostgreSQL и Postgres Pro и возможность запуска САПР «Компас-3D» с использованием отечественного эмулятора Wine от Etersoft под ОС «Альт» и Astra Linux.
Генеральный директор ГК «Аскон» Максим Богданов говорит, что участники консорциума из-за санкционного давления и рисков блокировки инженерного ПО иностранного производства прорабатывают возможность ускорения процесса создания тяжелого отечественного PLM-комплекса. По его словам, проработка мер интенсификации разработки должна быть завершена до конца апреля 2022 года. Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
При этом руководитель специальных проектов ГК «Аскон» Павел Щербинин отметил, что за счет тех ресурсов, которые есть у консорциума, ускорить разработку тяжелого отечественного PLM-комплекса под операционную среду Linux без переноса сроков сдачи ряда значимых функциональных модулей невозможно. Он пояснил, что можно ускорить на полгода разработку САПР «Компас-3D» и системы управления жизненным циклом изделия «Лоцман:PLM» под open source ОС. Однако при этом придется отодвинуть на год-два сдачу целого ряда крайне важных для рынка модулей, например, функцию множественной классификации составных частей изделия, поддержку прямого редактирования сложных импортированных моделей, возможность моделирования элементов сложных обводообразующих поверхностей самолетов и кораблей и др.
Олег Бочкарев, заместитель председателя коллегии военно-промышленной комиссии при правительстве РФ, считает, что разработчики не должны жертвовать функциональностью инженерных систем, пытаясь ускорить процесс разработки. По его мнению, участники консорциума «Развитие» должны довести инструменты разработки и информационные системы до того уровня развития, который будет удовлетворять гражданских заказчиков, а уже после этого предлагать полнофункциональный PLM-комплекс компаниям оборонного комплекса.
Максим Богданов считает, что ускорить разработку PLM-комплекса можно было бы за счет привлечения сторонних компаний, однако существующие меры государственной поддержки не предусматривают такой возможности.
Меры поддержки отечественных разработчиков ориентированы на расширение штата самих компаний и не позволяют тратить средства на привлечение аутсорсинговых команд, что не позволяет нам привлекать внешних специалистов на отдельные проекты. А без аутсорсинга ускорение разработки невозможно. Поэтому мы подготовили и направили в Минцифры предложения по дополнительным мерам поддержки отрасли, которые включают в том числе поддержку привлечения аутсорсинговой разработки, - рассказал Максим Богданов. |
Роман Соболев, руководитель направления Департамента проектирования ОАК, прокомментировал, что необходимо гармонизировать работу решений различных отечественных вендоров. Кроме того, важно, чтобы создаваемое инженерное ПО могло взаимодействовать с существующим ИТ-ландшафтом предприятий, в том числе уже используемыми системами иностранного производства. При этом, по его словам, не должно возникать монополизма на внутреннем рынке, заказчик должен иметь возможность выбрать между решениями различных вендоров.
По мнению директора по ИТ и цифровой трансформации ОСК Дмитрия Лебедева, нет необходимости торопиться с разработкой PLM-комплекса под Linux, тем более за счет переноса сроков разработки функциональных модулей.
Заказчики даже для себя пока не могут сформулировать какой функционал инженерного ПО им нужен, а какой нет. Например, мы решили, что нам нужен российский САПР, однако, когда начали это обсуждать внутри корпорации, то поняли, что даже представителям различных направлений кораблестроения сложно договориться между собой. Оказалось, что требования надводного и подводного кораблестроения не совпадают. Поэтому необходимо создавать площадки, на которых заказчики могли бы выдвигать свои требования к инженерному ПО, - считает Дмитрий Лебедев, директор по ИТ и цифровой трансформации ОСК. |
Дмитрий Елисеев, зам директора по ИТ ОДК уверен, что отечественные разработчики не могут в условиях санкций к решению задач подходить также, как они это делали год назад. По его мнению, компании, создающие инженерное ПО, должны перестроить свои процессы, сформулировать свои потребности и выходить с предложениями на государство. При этом представитель ОДК также уверен, что торопиться с переводом инженерного ПО на Linux не стоит, так как на производстве большая часть компьютеров работает по-прежнему под Windows, а переход на open source происходит постепенно.
Мы Linux устанавливаем только на новые компьютеры, те, что работали под Windows, под ним так и работают. Процесс полного перехода займет несколько лет. Поэтому для нас важнее функциональность инженерного ПО. Нет смысла торопиться с разработкой нативной версии под Linux, так как ваши системы уже работают на этой ОС с использованием отечественных эмуляторов, - отметил Дмитрий Елисеев. |