Показатели деятельности
2022: Нижегородские разработчики ПО для Mercedes и наушников JBL получили рекордный заказ от американцев перед тем, как их уволили
Как выяснил TAdviser, в 2022 году выручка ООО «Харман», центра разработки Harman Connected Services в Нижнем Новгороде, выросла на 38%, до 2,4 млрд рублей. Чистая прибыль составила 113,5 млн рублей.
Анализ финансовых результатов ООО «Харман» показывает, что это самый крупный годовой объём выручки за время работы компании с 2006 года – с этого момента публично доступны её финансовые показатели.
Из пояснений к бухгалтерскому балансу и финотчётности ООО «Харман», опубликованных в базе ФНС, следует, что подавляющую часть оборота – более 2,38 млрд рублей – R&D-центру в 2022 году принесли услуги по разработке ПО и прочие услуги, оказанные связанным с ней иностранным юрлицам. Из них 2 млрд рублей пришлось на работы, выполненные для базирующихся в США компаний Harman Connected Services Inc. и Harman International Industries Incorporated.
Там же указано, что по состоянию на январь 2022 года в R&D-центре работало 635 человек, а в декабре 2022 года там осталось всего 13 человек, которые заняты в общехозяйственной деятельности.
В пояснениях к финотчётности говорится, что расторжение трудовых договоров с сотрудниками происходило в течение года на фоне «изменения геополитической и экономической ситуации в мире» и санкций. Учредитель компании принял решение о переводе высокотехнологичных проектов в другие страны. В связи с этим с января 2023 года прекратилась основная деятельность нижегородского R&D-центра – разработка ПО.
При этом у компании «отсутствуют намерения по ликвидации».
Учредитель ООО «Харман» – базирующаяся в Германии компания Harman Connected Services GmbH, владельцем которой, в свою очередь, является Samsung Electronics. В 2016 году последняя приобрела американскую компанию Harman за $8 млрд.
Нижегородский центр разработки существует с 90-х гг. и до перехода под крыло Harman он носил разные названия. Компания прошла путь от разработки ПО для пейджеров до продуктов в сфере ИИ. В последнее время она специализировалась на услугах в сферах облачного программирования, ИИ, нейросетей, IoT, услугах по разработке и тестированию встроенного ПО для мобильных устройств и устройств связи, автопрома и здравоохранения, реализации клиент-серверных решений, разработке приложений под Android, QNX, iOS, Java, Linux/QT/QML, Brew, Windows Mobile и пр.Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
При этом центр исследований и разработок Harman Connected Services в Нижнем Новгороде включал команду лаборатории инноваций Harman X – одну из четырех таких команд у Harman в мире.
Среди клиентов центра разработки были такие компании, как Samsung, Jaguar Land Rover, Mercedes, OnStar/GM, PSA Peugeot-Citroën, MSC Cruises, Nielsen, Huawei, Thales, Roсhe, MainCare, Facebook и многие другие.
У связанной с ООО «Харман» российской компанией «Харман РУС СиАйЭс» в 2022 году финансовые результаты вышли намного хуже. Это юрлицо представляет подразделение Harman Kardon, которое специализируется на разработке акустических продуктов и решений под такими брендами, как JBL, Mark Levinson, Infinity и др. Его выручка сократилась на 73%, до 4,1 млрд рублей, чистый убыток составил 320,4 млн рублей.
Нижегородский R&D-центр занимался разработкой софта и для ряда акустических продуктов Harman. Например, для геймерских наушников JBL Quantum, в т.ч. для модели Quantum One. На момент выхода это были уникальные наушники с 3D-звуком, единственные на рынке с таким качеством звука. Нижегородские программисты, в частности, разрабатывали софт синхронизации этих наушников с компьютером во время игры и настроек звука.
История
2022
Бизнес-центр компании в Нижнем Новгороде выставили на продажу за 380 млн рублей
Пятиэтажный бизнес-центр на улице Салганской, 24 в Нижнем Новгороде в декабре 2022 г выставили на продажу за 380 млн руб. Объявление опубликовано на Avito. Ранее в здании располагалось отделение компании Harman.
Площадь бизнес-центра составляет 6,2 тыс. кв. м. Офисные помещения рассчитаны на 600 сотрудников, на первом этаже – кафе и конференц-зал. Собственником здания является юрлицо.
Закрытие представительства после начала спецоперации России на Украине
После начала спецоперации на Украине Harman Kardon закрыла российское представительство.
2021
Интервью TAdviser с главой Центра исследований и разработок Борисом Тарасуллой
Центр исследований и разработок HARMAN в Нижнем Новгороде активно задействован и в международных проектах головной компании, и имеет амбициозные планы по дальнейшему развитию на российском рынке. В их числе – развитие бизнеса в новых для себя вертикалях в России, например, в здравоохранении, и новые подходы к привлечению талантливых разработчиков на фоне дефицита ИТ-кадров. Подробно о текущих проектах и планах в интервью TAdviser в декабре 2021 года подробно рассказал Борис Тарасулла, глава нижегородского Центра исследований и разработок HARMAN. Подробнее здесь.
Интервью TAdviser с руководителем направления Максимом Колупаевым
О ходе разработки голосового ассистента для подбора ортопедической обуви – в ноябре 2021 года в интервью TAdviser рассказал Колупаев Максим, руководитель направления в Harman DTS Russia. Подробнее здесь.
Интервью с главой Harman Connected Services в Нижнем Новгороде Борисом Тарасулла
В 2021 году Борис Тарасулла в интервью TAdviser рассказал о том, чем занимаются порядка 650 программистов, работающих в центре исследований и разработок HARMAN Connected Services в Нижнем Новгороде, включая команду лаборатории инноваций HARMAN X – одну из четырех таких команд у HARMAN в мире.
Нижегородский R&D-центр Harman начал штурмовать российский рынок заказной разработки ПО
Центр разработки и исследований Harman Connected Services в Нижнем Новгороде, специализирующийся на заказной разработке ПО, на 2021 год ставит целью расширить базу российских клиентов, рассказал гендиректор этого подразделения Борис Тарасулла на онлайн-встрече с журналистами в апреле.
Мы специально инвестировали в отдел продаж нашего бизнеса в России в этом году и ожидаем, что у нас будет прирост российских заказчиков, - отметил он. |
Примечательны данные планы тем, что с момента своего создания в 1991 году этот центр разработки и исследований обслуживал и продолжает обслуживать преимущественно иностранных заказчиков. До вхождения в состав Harman в 2015 году, он главным образом выполнял для мировых брендов проекты по разработке ПО, в основном связанные с мобильными устройствами. А позже центр оброс новыми компетенциями, продолжая фокусироваться на зарубежных проектах, но уже в более широком спектре отраслей.
По словам Бориса Тарасулла, от иностранных заказчиков компания получает подавляющую часть выручки. При этом и российские клиенты у компании тоже есть, но их пока немного. Так исторически сложилось, пояснил глава компании.
В нижегородском Harman Connected Services отмечают, что инвестиции российских организаций в ИТ растут, и можно ожидать сохранения этой тенденции. А потребность в услугах по разработке ПО за последний год-два еще больше увеличилась. На последнее указывает в том числе и рост выручки компаний, специализирующихся на заказной разработке ПО, таких как, например, «Люксофт» и «Аурига».
Мы видим, что сейчас в России очень востребованы наши услуги. Рынок этого хочет, и мы хотим на это отреагировать, - пояснил Борис Тарасулла, отвечая на вопрос TAdviser о причинах решения именно сейчас начать больше внимания уделять внутреннему рынку. |
В особом фокусе у компании такие отрасли, как телеком, медицина, ритейл. По словам главы нижегородского Harman Connected Services, центр разработки уже ведет переговоры о потенциальных проектах с рядом крупных компаний в России.
В последние годы в России в крупных компаниях наблюдается тенденция к созданию и расширению внутренних команд разработки. В особенности это заметно в крупных банках, розничных сетях, телеком-компаниях. Борис Тарасулла в разговоре с TAdviser отметил, что у всех крупных заказчиков их компании есть собственная разработка. Но ее наличие не означает, что компании не прибегают к услугам аутсорсинга разработки ПО, говорит он.
К примеру, на какие-то новые стратегические исследования компании могут направлять своих инженеров, а текущие разработки отдать партнеру. А какие-то заказчики принимают решение больше не увеличивать собственные мощности и в связи с этим передают часть работ партнеру. Кроме того, некоторые клиенты хотят получить экспертизу, которая у них отсутствует в собственных центрах разработки.
Борис Тарасулла подчеркнул, что нацеленность на увеличение объема бизнеса с локальными компаниями не означает наличия планов по снижению таковой с иностранными заказчиками. Доля российских клиентов может пока оставаться небольшой, но в денежном выражении ее объем будет увеличиваться.
На встрече с журналистами он также отметил, что нижегородское подразделение Harman Connected Services является прибыльной организацией, и на фоне пандемии не испытывало финансовых проблем. Большая часть выручки у него в долларах, что на фоне падения курса рубля только сыграло компании на руку.
По данным базы юрлиц «Контур.Фокус», в российской валюте выручка ООО «Харман» - юрлица нижегородского центра разработки Harman Connected Services – по итогам 2020 года составила порядка 1,6 млрд рублей с ростом примерно на 3%. Чистая прибыль вышла в размере около 51,8 млн рублей.
А выручка офиса Harman в Москве (ООО «Харман РУС СиАйЭс»), продающего другие продукты и услуги компании, по данным того же источника, в 2020 году составила около 11,1 млрд рублей, чистая прибыль – порядка 634,9 млн рублей.
670 сотрудников, большинство проектов для иностранных заказчиков
За свою историю компания прошла путь от разработки ПО для пейджеров до продуктов в сфере искусственного интеллекта. На 2021 г нижегородское подразделение Harman Connected Services специализируется на услугах в сферах облачного программирования, искусственного интеллекта (AI), нейронных сетей, интернета вещей (IoT), оказывает услуги по разработке и тестированию встроенного ПО для мобильных устройств и устройств связи, автомобильной промышленности и здравоохранения, реализации клиент-серверных решений, разработке различных приложений под Android, QNX, iOS, Java, Linux/QT/QML, Brew, Windows Mobile и пр.
По состоянию на 2021 год штат компании составляет порядка 670 сотрудников.
Подавляющее число проектов компания выполняет для иностранных заказчиков. Среди ее клиентов такие компании, как Samsung, Jaguar Land Rover, Mercedes, OnStar/GM, PSA Peugeot-Citroën, MSC Cruises, Nielsen, Huawei, Thales, Roсhe, MainCare, Facebook и многие другие.
2019: Рост выручки двух юрлиц на 42% до 13,1 млрд руб.
По итогам 2019 года компания Harman заняла 17 место в Ранкинге TAdviser: 50 самых доходных представительств иностранных ИТ-компаний в России. Показатель Harman по России включает выручку юрлиц ООО «Харман РУС СиАйЭс» и ООО «Харман». Выручка компании за 2019 год составила 13 100 462 тыс руб., что на 42% выше показателя 2018 года.
2018
Выручка двух юрлиц - 9,2 млрд руб.
Выручка Harman в России (ООО «Харман РУС СиАйЭс» и ООО «Харман») за 2018 год составила 9 206 846 тыс руб.
План разработки приложений для российской мобильной ОС Sailfish
Открытая мобильная платформа (ОМП), разработчик Sailfish Mobile OS RUS, первой российской операционной системы для мобильных устройств, заключила в феврале 2018 года соглашение с Harman International, дочерней компанией Samsung Electronics, специализирующейся на технологиях для автомобильных, потребительских и корпоративных рынков. Как сообщили в компании, сотрудничество направлено на расширение экосистемы и развитие приложений для Sailfish OS.
Harman Connected Services, как партнер ОМП по разработке ПО, будет участвовать в развитии экосистемы для Sailfish Mobile OS RUS. Технические компетенции команды Harman Connected Services повысят качество и скорость появления новых инновационных технологий и приложений для пользователей Sailfish Mobile OS RUS.
Открытие лаборатории ИИ
Лаборатории Harman X — обособленное инновационное подразделение в Harman. Его внимание сфокусировано на инновациях во всех направлениях деятельности, в том числе в сфере интеллектуализации продуктов компании.
С целью развития портфеля интеллектуальной собственности, основанной на принципах ИИ и машинного обучения в 2018 году в нижегородском офисе Harman Connected Services была создана команда Harman X Future Intelligence Labs. Она является одной из четырех команд Harman X в мире. Другие три находятся в США, Китае и Индии.
По состоянию на 2021 год в нижегородской лаборатории Harman X работают и проводят научные исследования более 40 специалистов, что составляет почти половину сотрудников всего подразделения Harman X. В составе нижегородской команды есть кандидаты наук в области машинного обучения, обработки данных и сигналов, нейропсихологии.
2015: Присоединение к Harman
В 2015 года Symphony Teleca, включая ее нижегородское подразделение, вошла в состав корпорации Harman.
2012: В составе Symphony Teleca Corporation
В феврале 2012 года произошло слияние компаний Teleca AB и Symphony Services Corporation, что привело к появлению нового бренда – Symphony Teleca Corporation (STC).
В период 1992 по 2012 среди партнеров российской компании были такие мировые бренды как Motorola, Kyocera, Samsung, LG, Sony Mobil, Nokia, AMD, TI, Qualcomm, On Star, Sirius XM, Yota Devices, Blackberry, Vertu, Microsoft, и многие другие.
2006: Вхождение в состав Teleca AB
В апреле 2006 года компания вошла в состав шведского холдинга Teleca AB.
1992: Первый контракт с Motorola по локализации пейджеров
В 1992 был заключен первый контракт с компанией Motorola по локализации и адаптации пейджеров, который перерос в долгосрочное сотрудничество вплоть до кризиса 2008 года. За это время было реализовано более 200 проектов для пейджеров и мобильных телефонов Motorola.
1991: Создание компании "Тэлма" на базе отдела внешнеэкономических связей НИИТОПа
Компания основана в 1991 году на базе отдела внешнеэкономических связей НИИТОПа (Нижегородский институт технологии и организации производства). Группа специалистов работала над масштабным проектом по сборке итальянских ультразвуковых сканеров. Под этот проект и было решено создать многопрофильную коммерческо-производственную фирму «Тэлма» — «Технология ЭЛектроника МАркетинг».
Компания последовательно занималась продажами, разработкой ПО для мобильных устройств, продажей и сервисом пейджеров и сотовых телефонов, строительным и медицинским бизнесом, вела разработки для автомобильной и газовой промышленности. В определенный момент было принято решение о фокусировке на двух основных направлениях развития – разработке ПО для мобильных устройств и строительстве.