ГКНПЦ им.Хруничева
С 1916 года
Россия
Центральный ФО РФ
Москва
121087, ул. Новозаводская, 18
(499) 749-84-21
(499) 749-81-81
Содержание |
Активы | Конечные собственники |
+ ГКНПЦ им. М.В.Хруничева |
Федеральное государственное унитарное предприятие «Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева» — одно из ведущих предприятий российской ракетно-космической промышленности. Основная продукция — ракеты-носители (РН) семейства «Протон» и разгонные блоки к ним. Ведётся разработка перспективного семейства РН «Ангара».
Структура предприятия
В 2012 году в Государственный космический научно-производственный центр им. М.В.Хруничева входят:
- ракетно-космический завод,
- конструкторское бюро «Салют»,
- завод по эксплуатации ракетно-космической техники,
- завод медицинской техники и
- 9 филиалов, расположенных на территории 6 субъектов Российской Федерации – Москва, Московская область, Владимирская область, Омская область, Воронежская область, Архангельская область, а также на Украине (пансионат «Планета»).
История
2023: Создание сверхлегкой ракеты
АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В.Хруничева» создало сверхлегкую ракету-носитель. Об этом пресс-служба «Роскосмоса» сообщила 10 августа 2023 года.
Две ступени на компонентах топлива керосин и жидкий кислород, без применения разгонного блока, длительность выведения полезной нагрузки на орбиту -— до двух часов, масса полезной нагрузки на солнечно-синхронную орбиту — до 600 килограммов, — отметили в «Роскосмосе». |
Там уточнили, что предпосылкой для создания такой ракеты является перспективное направление по развертыванию многоспутниковых систем на базе малых космических аппаратов.
Публичная демонстрация ракеты состоится на форуме «Армия-2023». Там же Центр Хруничева покажет на форуме макеты ракет «Ангара-1.2», «Ангара-А3», «Ангара-А5» и ее модификаций для Восточного, «Протон-М» и «Рокот-М», разгонных блоков «Бриз-М» и КВТК.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Все космические аппараты люди выводят на орбиту ракетами-носителями. Это большие технические устройства, работа которых — разогнать груз до заданной орбитальной скорости. Они создают движение — стрелу скорости с заданной величиной, направлением в пространстве, высотой, географической точкой и временем. С точностью параметров полученного движения в пределах заданных значений.
У ракет-носителей много характеристик, главная из которых — масса полезной нагрузки. Это наибольшая масса груза, которую ракета способна вывести на низкую (около 200 километров) околоземную орбиту с наклонением в первые десятки градусов, или максимальная расчетная полезная нагрузка при пуске ракеты с самого южного своего старта. От высоты и наклонения орбиты зависит расход топлива ракеты на выведение. Иногда приходится отказываться от части груза, чтобы взять больше топлива. Поэтому для разных высот или характерных орбит (для полярных орбит, для геостационарной) приводится разная полезная нагрузка. Массы полезных нагрузок образуют широкий диапазон, на его краях различаясь примерно в 600 тысяч раз.[1]
2022: Вступление в CAD/CAE-консорциум
5 июля 2022 года Росатом сообщил о подписании соглашения о вступлении еще 15 участников в CAD/CAE-консорциум, в том числе и АО «ГКНПЦ им. М.В. Хруничева». Подробнее здесь.
2019: Космический центр размером с "Москва‑сити" построят на месте ракетного завода в столице
На месте заброшенных корпусов Государственного космического научно-производственного центра имени М.В. Хруничева (ГКНПЦ) построят деловой центр, по размеру сопоставимый с «Москва-Сити», пишет в июне 2019 года в среду газета «Ведомости».
Общая площадь территории космического центра рядом с Филевским парком — около 150 гектаров. Речь о застройке шла несколько лет, сначала там предлагалось построить около 1 миллиона квадратных метров жилья, но мэрия Москвы предложение отклонила. В январе 2019 года президент РФ Владимир Путин поручил создать на территории завода Национальный космический центр (НКЦ) и научно-производственный кластер.
«Теперь принято решение, что застраивать территорию ГКНПЦ будет принадлежащая столичному правительству компания «Мосинжпроект». <…> Вместо заброшенных корпусов там построят НКЦ и деловой центр с технопарками общей площадью около 2,89 миллиона квадратных метров», — говорится в статье. |
По объемам застройки проект сопоставим с деловым центром «Москва-сити», где уже построено около 2,5 миллионов квадратных метров недвижимости.
Проект планируют реализовать в два этапа. Сначала на площади 10 гектаров построят НКЦ. Для этого московская мэрия внесет в уставный капитал «Мосинжпроекта» около 25 миллиардов рублей, а «Роскосмос» – земельный участок. Завершить строительство планируют в 2022. В новый комплекс переедут головные подразделения почти двух десятков предприятий ракетно-космической отрасли, расположенных сейчас в Москве и области.
«Предполагается, что там будут работать около 20 тысяч сотрудников «Роскосмоса», а ежегодная экономия для госкорпорации составит 607 миллионов рублей», — отмечается в статье.
На втором этапе построят промышленно-общественный комплекс, еще 4 гектара выделят на строительство жилья по реновации.
По словам заммэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимира Ефимова, территория может получить статус особой экономической зоны, освобождающий от налогов на имущество, землю, добавленную стоимость на ввоз товара. Кроме того, предполагается снижение налога на прибыль с нарастающим итогом. Это позволит создать новые рабочие места для молодых специалистов, а также поддержать предприятие ГКНПЦ, находящееся в затруднительном финансовом положении.
Проект планируют реализовать до 2023-2025 годов. По словам Ефимова, для проекта нужно построить транспортную инфраструктуру — дополнительный мост через Москву-реку, пешеходный мост для связи с Мневниковской поймой, где будут две станции метро. Размер инвестиций на транспортно-инженерную инфраструктуру — примерно 8,5 миллиардов рублей. Общий размер инвестиций пока оценить сложно, так как точные параметры застройки еще не определены.
Строительные работы могут начать уже в этом году. По словам Ефимова, в 2019 году на проект в бюджете Москвы заложены 8 миллиардов рублей, в 2020 и 2021 годах — 8 и 9 миллиардов.
«Партнер Colliers International Владимир Сергунин оценивает размер инвестиций в 150–170 миллиардов рублей», — добавляется в статье. |
2015
СК РФ возбудил уголовное дело о растрате против центра им. Хруничева
В конце мая 2015 года главное следственное управление СК РФ возбудило уголовное дело против руководителей Ракетно-космического завода в Филях, входящего в структуру Центра им. Хруничева и являющегося основной его производственной единицей, в отношении растрат по закупочной деятельности, передают "Известия"[2].
Речь идет о признаках преступлений, предусмотренных ч.4 ст.160 УК РФ. Под следствие попали бывший директор завода Владимир Петрик, замдиректора по экономике Юрий Яковлев и начальник отдела РКЗ Виктор Ларин.
По информации "Известий", перечисленных лиц обвиняют в противоправном выборе подрядчиков по поставке черного и цветного металла, а также кабельной продукции для изготовления ракет-носителей "Протон-М" и "Ангара" в 2013 году. Тогда без проведения конкурсных процедур и прочих надлежащих условий договор на сумму свыше 292 млн рублей был заключен с компанией "МеталлРесурс".
В дальнейшем ситуация усугубилась — Владимир Петрик издал приказ, согласно которому "МеталлРесурс" назначался единственным поставщиком алюминиевого металлопроката, титана и прочей продукции для РКЗ на период с 2013 по 2014 годы. Как выяснилось в при доследственном расследовании, выбор завода был основан на миллионных откатах, которые руководство РКЗ получало через фирмы-однодневки.
Стоит отметить, что в настоящий момент сотрудничество завода с "МеталлРесурсом" завершено, и что двое фигурантов уголовного дела — Владимир Петрик и Юрий Яковлев — уже не работают на заводе, третий же — Виктор Ларин — занимает прежний пост начальника отдела.
Центр Хруничева начинает масштабные сокращения персонала
Руководство Космического центра имени Хруничева, который занимается изготовлением ракет-носителей "Протон", начинает масштабные сокращения персонала, сообщает газета "Известия"[3].
"В Центре Хруничева идет реформа, предполагающая, помимо прочего, сокращение административного персонала. В центральном офисе мы уже расстались с 600 менеджерами, а это половина от управленцев, работавших осенью 2014 года. И сейчас мы продолжаем снижение численности административно-управленческого персонала и сотрудников вспомогательных производств. Предлагаем людям уйти, в том числе и по соглашению сторон", — сообщил генеральный директор предприятия Андрей Калиновский.
Он добавил, что снижение численности управленцев дало возможность в 2014 году повысить зарплату основным рабочим на 10%, а в 2015 году работникам Ракетно-космического завода в Филях на 23%, а сотрудникам конструкторского бюро "Салют" — на 25%.
Калиновский не стал конкретизировать масштабы увольнений в подразделениях. Однако источник "Известий" уточняет, что самые большие сокращения предстоят на РКЗ, где планируют расстаться с 2 тысячами сотрудников - сейчас там работают около 7 тысяч человек. Штат конструкторского бюро "Салют" могут сократить на 20–25%.
В опубликованном газетой объявлении (судя по всему, для внутреннего пользования на РКЗ) говорится: "В связи с подготовкой мероприятий по оптимизации численности работников РКЗ в целях снижения накладных расходов, руководство РКЗ приняло решение разрешить увольнение по соглашению сторон с выплатой трех среднемесячных заработков до 21.12.2015г. <…> Данное решение принято для снижения напряженности при проведении предстоящей процедуры увольнения по сокращению численности персонала".
2012
31 августа 2012 года Президент России Владимир Путин своим распоряжением освободил от должности генерального директора центра Владимира Нестерова, удовлетворив прошение об отставке последнего. Нового главу главного космического центра будут назначать в Роскосмосе. На этот момент в руководство предприятия входили следующие персоны:
- Нестеров Владимир Евгеньевич - Генеральный директор.
- Сычев Василий Николаевич - Первый заместитель генерального директора.
- Анисимов Сергей Викторович - Заместитель генерального директора по внешне-экономическим связям
- Антаков Станислав Иванович - Заместитель генерального директора по безопасности.
- Арзуманов Юрий Леонович - Заместитель генерального директора, Директор КБ «Арматура».
- Бахвалов Юрий Олегович - Первый заместитель генерального конструктора, Начальник Конструкторское бюро `Салют`
- Коптев Иван Тихонович - Заместитель генерального директора -Генеральный директор ВМЗ.
- Додин Игорь Соломонович - Заместитель генерального директора.
- Иванов Владимир Леонтьевич - Заместитель генерального директора .
- Иванов Вячеслав Николаевич - Заместитель генерального директора по опытно-конструкторским работам.
- Караченков Евгений Михайлович - Заместитель генерального директора по кадрам.
- Кузин Анатолий Иванович - Заместитель генерального директора по cтратегическим исследованиям и планированию развития РКТ.
- Кобзарь Александр Иванович - Заместитель генерального директора по качеству.
- Митинский Глеб Маркович - Заместитель генерального директора по социальным вопросам .
- Мураховский Григорий Мойсеевич - Заместитель генерального директора, Генеральный Директор ПО "Полет".
- Островерх Александр Ильич - Заместитель генерального директора по экономике.
- Петрик Владимир Андреевич - Заместитель генерального директора, Генеральный директор КБХМ им. А.М. Исаева.
- Селиверстов Александр Иванович - Заместитель генерального директора, Директор ракетно-космического завода .
- Глазкова Инесса Анатольевна - Заместитель генерального директора по информационным системам.
- Макаров Михаил Иванович - Директор НИИ КС им. А.А.Максимова.
- Петухов Андрей Петрович - Директор «Хруничев Телеком».
- Иванов Вячеслав Яковлевич - Заместитель генерального директора ФГУП «ГКНПЦ им.М.В. Хруничева», директор ЗЭРКТ.
1993-2009 гг.
7 июня 1993 года на базе машиностроительного завода имени М. В. Хруничева и конструкторского бюро «Салют» был образован Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева.
С 1995 года участвует (совместно с «Lockheed Martin») в проекте International Launch Services (ILS). В сентябре 2006 года Lockheed Martin продала свою долю собственности в совместных предприятиях International Launch Services (ILS) и Lockheed-Khrunichev-Energia (LKE). Собственниками компании ILS стали Space Transport Inc. (Делавэр, США) и Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева с РКК «Энергия» им. С. П. Королева.
C 2006 года сотрудничает с южнокорейским космическим центром Наро. По аналогии с разрабатываемой ГКНПЦ им. Хруничева ракетой-носителем «Ангара», произведена первая разгонная ступень для ракеты-носителя KSLV-1. 25 августа 2009 года состоялся первый запуск Южной Кореей KSLV-1 (Korea Space Launch Vehicle-1).
3 февраля 2007 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал указ о создании вертикально-интегрированной структуры по производству ракетно-космической и авиационной техники на базе ФГУП «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», в соответствии с которым к Центру им. М. В. Хруничева присоединилось 4 предприятия ракетно-космической промышленности России, в том числе и омское производственное объединение «Полет».
В конце мая 2008 года Государственный научно-производственный центр имени М. В. Хруничева стал владельцем контрольного пакета акций в компании International Launch Services (ILS). International Launch Services сохранил эксклюзивное право на маркетинг ракеты «Протон» и перспективной российской ракеты-носителя «Ангара» на мировом рынке.
В августе 2009 года указом Президента Российской Федерации Дмитрия Медведева Государственный космический научно-производственный центр им. М. В. Хруничева стал распоряжаться акциями КБХА.
7 сентября 2011 года вблизи Ярославля потерпел катастрофу самолёт Як-42Д, взятый в лизинг авиакомпанией «Як-Сервис» у центра имени Хруничева.
1960-1993 гг.
В конце 1959 года завод переориентируется на ракетную тематику, в связи с чем, работа над новыми крупными авиационными и авиационно-космическими проектами была прекращена.
Среди прекращенных разработок - самолет-снаряд «Буран» со сверхзвуковой скоростью полета. «Буран» был оснащен прямоточным двигателем, а старт его осуществлялся с помощью четырех стартовых ускорителей.
Первой практической задачей в области ракетной техники явилась отработка системы управления универсальной боевой ракеты УР-200, разрабатывавшейся на базе ракеты Р-14 конструкции М.К. Янгеля.
С 1962 года началось создание семейства межконтинентальных баллистических ракет второго поколения типа УР-100, предназначенных для размещения в шахтных пусковых установках.
С 1962 года было начато проектирование мощной ракеты-носителя (РН) для космических целей. Чтобы ускорить начало полетов, первоначально ракета запускалась в двухступенчатом варианте.
16 июля 1965 года с ее помощью был выведен на низкую околоземную орбиту научный спутник «Протон», название которого впоследствии закрепилось и за ракетой-носителем.
С 1967 года начались запуски ракеты в ее современном виде – в 3- и 4-ступенчатом вариантах. Этими пусками было положено начало использования ракеты-носителя «Протон» в программе исследования околоземного космического пространства, Луны, Марса и Венеры.
С помощью ракеты-носителя «Протон» в космос выведены спутники «Космос», «Экран», «Радуга», Горизонт», спутники для исследования Луны, Марса, Венеры, кометы Галлея, орбитальные станции серии «Салют», «Алмаз», «Мир» и т.д.
Относительная простота устройства, высокая стабильность производства и большой опыт летной эксплуатации сделали ракету «Протон» одним из самых надежных носителей в мире.
В цехах Государственного Космического Научно-Производственного Центра имени М.В. Хруничева были изготовлены все российские орбитальные станции: «Салют», «Мир» и «Алмаз», все тяжелые модули, стыкующиеся с орбитальными станциями на орбите, а также трехместные возвращаемые аппараты.
Орбитальные станции первого поколения, к которым относятся «Салют», «Салют-2», «Салют-3», «Салют-4», «Салют-5», имели только один стыковочный узел, что существенно ограничивало возможности пилотируемого полета.
Орбитальные станции второго поколения («Салют-6», «Салют-7») имели уже два стыковочных узла, что обеспечило постоянное присутствие на борту сменных экипажей и значительно расширило их возможности участия в программе исследований.
Для доставки грузов использовались транспортные корабли снабжения (ТКС) серии «Космос».
На предприятии было изготовлено четыре летных корабля: «Космос-929», «Космос –1267», «Космос-1443», «Космос – 1686».
Важным шагом в развитии космических аппаратов стало создание автоматических непилотируемых орбитальных станций «Алмаз». Первая из них, получившая обозначение «Космос-1870», работала на орбите с 25 июля 1987 года по 30 июля 1989 года. Высококачественные радиолокационные изображения земной поверхности, полученные со станции, были использованы в интересах обороны и народного хозяйства страны.
С 31 марта 1991 года по 17 октября 1992 года на орбите работала станция «Алмаз-1» с модернизированным радиолокатором, который позволял получать изображение Земли с высокой разрешающей способностью.
Экспериментальный аппарат «Полюс» 100-тонного класса был разработан на базе функционального грузового блока по модульному принципу. Он служил полезной нагрузкой при первом пуске ракеты-носителя «Энергия» 15 мая 1987 года.
Многоцелевой, постоянно действующий орбитальный комплекс «Мир» – был предназначен для реализации российской национальной космической программы, а также для проведения совместных работ по программам международного сотрудничества.
Запуск базового блока комплекса «Мир» – орбитальной станции «Мир» – был осуществлен 20 февраля 1986 года. Станция имела два узла, к которым могли пристыковываться космический аппарат «Союз» для доставки и смены экипажей, а также беспилотные модули различного назначения и грузовые корабли «Прогресс».
Астрофизический модуль «Квант» был запущен на орбиту 31 марта 1987 года. В модуле размещались астрофизические приборы, электрофоретическая установка для получения в невесомости сверхчистых биологически активных веществ, оборудование для визуальных наблюдений земной поверхности, служебное и экспериментальное оборудование.
В декабре 1989 года в состав станции был включен модуль «Квант-2», который был предназначен для дооснащения комплекса системами жизнеобеспечения космонавтов и повышения его энерговооруженности. На модуле устанавливались системы управления движением с использованием силовых гироскопов, системы электропитания, новые установки для получения кислорода и регенерации воды, приборы бытового назначения.
В июле 1990 года к комплексу был пристыкован модуль «Кристалл», предназначенный для отработки новых технологий получения в условиях невесомости конструкционных материалов, полупроводников и биопрепаратов с улучшенными свойствами. Андрогинный стыковочный узел на модуле «Кристалл» был предназначен для стыковки с многоразовыми кораблями типа «Буран» и «Шаттл».
1916-1960
В апреле 1916 года Правление Русско-Балтийского акционерного общества приобрело большой земельный участок на окраине Москвы, где началось строительство крупного завода, получившего в 1917 году название «Второй автомобильный завод «Руссо-Балт». Через пять лет, в 1922 году, завод выпустил первые пять автомобилей «Руссо-Балт».
В 1923 году было принято решение о передаче завода в концессию на 30 лет немецкой самолетостроительной фирме «Юнкерс» для создания цельнометаллических самолетов и моторов к ним, после чего до 1925 года на заводе были изготовлены первые 50 самолетов Ю-20 и 100 самолетов Ю-21.
С середины 20-х годов на заводе начинается производство российской авиационной техники.
В 1927 году - самолет Р-3 (АНТ-3) авиаконструктора А.Н. Туполева.
ТБ-1 (АНТ-4) – цельнометаллический тяжелый двухмоторный бомбардировщик стал прообразом многомоторных бомбардировщиков свободнонесущей моноплановой схемы и находился на вооружении до 1936 года.
В сентябре 1929 года на самолете ТБ-1 (АНТ-4) был совершен фантастический перелет по маршруту Москва – Нью-Йорк.
ТБ-3 (АНТ-6) – первый в мире тяжелый цельнометаллический четырехмоторный бомбардировщик – свободнонесущий моноплан, в различных модификациях серийно производился на заводе до 1935 г . На этом самолете в 1935 году был совершен перелет Москва – Париж – Москва.
Одновременно с выпуском самолетов ТБ-3 завод изготовил 45 самолетов Р-6 (АНТ-7), которые использовались как многоцелевые самолеты-разведчики, истребители дальнего сопровождения и торпедоносцы.
В 1936–1938 гг. на заводе началось производство первого отечественного скоростного бомбардировщика СБ, скорость которого достигала 480 км/ч , что значительно превышало характеристики иностранных серийных истребителей.
Пикирующий бомбардировщик Пе-2 конструкции В.М.Петлякова начал серийно выпускаться в 1940 году. По скорости Пе-2 почти не уступал истребителям и превосходил немецкие бомбардировщики Хе-111 и Ю-88.
Во время Второй мировой войны завод переориентируется на выпуск бомбардировщиков дальнего радиуса действия, таких, как Ил-4 и Ту-2, способных нести значительную бомбовую нагрузку.
Ту-2 превосходил по своим характеристикам все существовавшие в то время фронтовые бомбардировщики.
После войны, в 1947–1949 гг., параллельно с выпуском бомбардировщика Ту-2 завод приступил к производству экспериментального реактивного бомбардировщика Ту-12. Летные характеристики машины были несколько лучше, чем у самолета Ту-2, однако уже не удовлетворяли современным требованиям. Поэтому в 1948 году прошел испытания реактивный бомбардировщик Ту-14, который отличался от Ту-12 наличием третьего двигателя в хвостовой части фюзеляжа, но в серийное производство запущен не был.
В середине 1949 года завод приступил к серийному производству тяжелого четырехмоторного бомбардировщика Ту-4. Освоение его производства позволило быстрыми темпами выйти на мировой уровень развития автоматики и бортовых электронных систем, а также начать производство самолетов с существенно большей взлетной массой.
Ту-4 обладал мощным вооружением с дистанционным управлением огнем, был оснащен современным радиолокационным оборудованием и поэтому в течение долгого времени оставался основным самолетом дальней авиации.
В 1951 году было образовано конструкторское бюро под руководством В.М. Мясищева. В период с 1951 года по 1960 год в нем создано несколько тяжелых стратегических бомбардировщиков – М-4 и 3М, более известного в мире как «Бизон».
При их создании были решены проблемы обеспечения динамических характеристик самолета с гибким стреловидным крылом, высокого аэродинамического качества, взлета-посадки самолета массой порядка 200 тонн и др. Многие конструктивные решения значительно опережали мировой уровень.
В апреле 1951 г . началось проектирование самолета М-4, а уже 20 января 1953 года был совершен первый полет. Стратегический реактивный бомбардировщик М-4 по своим характеристикам значительно превосходил самолеты, имевшиеся тогда на вооружении: по высоте и дальности полета в 1,5–2 раза, по взлетной массе в 3–4 раза.
В начале 1955 года совершил первый полет и вскоре был запущен в серийное производство новый самолет 3М, на котором впервые была осуществлена дозаправка топливом в полете.
В середине 50-х годов началась разработка сверхзвукового стратегического бомбардировщика дальнего действия М-50. Самолет был выполнен по классической схеме с треугольным крылом и стреловидным хвостовым оперением. Отличительной особенностью М-50 явилась возможность поддержания крейсерского режима на сверхзвуковой скорости, тогда как в зарубежных самолетах предусматривалась возможность полета на сверхзвуковых режимах только в течение короткого времени. Такие возможности были достигнуты за счет применения системы перекачки топлива для изменения центровки в полете и полностью поворотного горизонтального оперения.
М-50 имел оригинальную энергоустановку с турбогенераторами. Передняя стойка шасси при достижении определенной скорости автоматически выводила самолет на взлетный угол. Такой способ взлета был впервые применен в мировой практике.
Разновидностью М-50 был самолет М-52 – ракетоносец с внешней подвеской под фюзеляжем самолета-снаряда дальнего радиуса действия. Самолеты М-50 (М-52) в серийное производство запущены не были в связи с переориентацией оборонной стратегии России на ракетное вооружение.
В 1960–1961 гг. на заводе серийно изготавливался вертолет МИ-6 авиаконструктора М.Л. Миля.