Учитесь учиться: зачем IT-специалисту университеты
10.01.21, Вс, 10:00, Мск,
Образование человека, претендующего на карьеру в сфере инновационных технологий, должно начинаться в вузе и продолжаться всю жизнь, считает технический директор швейцарской компании Octonion Technology Андрей Шелег.
Содержание |
Самых значимых инноваторов в области периферийного искусственного интеллекта (Edge AI) назвали аналитики американской консалтинговой компании Gartner. Список Tech innovator in Edge AI, включающий всего 12 компаний мира опубликован в конце прошлого года. Среди топ-инноваторов — Octonion Technology, швейцарская компания с центром разработки в Минске. Аудиторы консалтинговой компании особо выделили продукт из области промышленного интернета вещей Octonion Machine Intelligence, который разработчики Octonion Technology создали под руководством технического директора Андрея Шелега.
Почему инновационные разработки невозможны без фундаментального образования, зачем бизнесу сотрудничество с университетами и как превратить учебу в образ жизни? Размышляем об этом вместе с экспертом в области IT Андреем Шелегом.
Желание развиваться
Продолжающаяся пандемия Covid-19 внесла свои коррективы в рынок IT-специалистов, утверждает Андрей Шелег. Порог вхождения в отрасль вырос. Многие компании остановили набор как начинающих, так и опытных сотрудников из-за неопределенности, а поставщикам IT-услуг для ресторанного бизнеса и туризма и вовсе пришлось сокращать штат. Найти работу в таких условиях непросто. Особенно если это работа в IT-компании, которая занимается инновационными проектами.
Андрей Шелег — технический директор Octonion Technology, швейцарской компании, центр разработки которой находится в Минске. Высокие требования, предъявляемые здесь к сотрудникам, в том числе к их образованию, объясняются специализацией компании – разработки в области Edge AI. Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
Продукты Octonion Technology в сфере периферийного искусственного интеллекта, инициированные Андреем Шелегом и разработанные под его руководством, например, мультиспортивный трекер PIQ, решения в области промышленного интернета вещей Brainium и Octonion Machine Intelligence, высоко оценили потребители и эксперты. Трекер PIQ в 2015–2020 годах разошелся в Европе и США в количестве 130 000 экземпляров, а в 2017-м победил в категории Wearables как лучшее носимое устройство на крупнейшей в мире профессиональной выставке спортивных товаров и услуг ISPO. Успех трекера, разработанного под руководством Андрея Шелега, стал результатом прорывных для своего времени технологий, позволивших внедрить AI в миниатюрное устройство.
Что касается продуктов из области IIoT, также разработанных командой талантливого технического директора, то они, как мы уже упоминали, в конце прошлого года принесли Octonion Technology место в списке «12 технологических инноваторов в области периферийного искусcтвенного интеллекта», составленном аналитиками американской консалтинговой компании Gartner.
У самого технического директора Octonion Technology два диплома о высшем образовании, оба получены в Белорусском государственном университете информатики и радиоэлектроники (БГУИР).
«Моя первая специальность называлась `Проектирование и технологии электронных вычислительных средств`. Если сильно упрощать, наше отделение выпускало специалистов по разработке современных компьютеров, – говорит Андрей Шелег. – Но я и дня не работал по специальности из-за того, что возможности для таких специалистов в Белоруссии были очень ограничены». |
Свой диплом Шелег оценил лишь через 10 лет, когда стал техническим директором.
«С 2013 года я управляю командами, которые занимаются разработкой программно-аппаратных решений, на стыке железа и софта. Поэтому мое первое образование, начиная знаниями в области электротехники и заканчивая низкоуровневой программной разработкой, мне очень пригодилось», – говорит он. |
Что до второго диплома, инженера-программиста, его Андрей Шелег считает полезным дополнением к первому.
Высшее образование давно не входит в число обязательных требований при найме IT-cпециалиста: и в Google c Apple можно устроиться без диплома колледжа. Однако это правило не относится к работе в областях, связанных с решением сложных задач, экспертом в которых является Шелег: в них без фундаментальных знаний, которые дает академическое образование, успешно трудиться почти нереально.
«Кроме того, учеба в университете учит учиться, что важно в динамичной сфере IT. А учеба в престижном университете дает еще и полезную для карьеры сеть контактов, – замечает Андрей Шелег. - Уж не говоря о том, что образование позволяет получать отличную зарплату и должность и увидеть мир». |
Разработчики Octonion Technology определенно разделяют точку зрения своего вдохновителя и технического директора.
«У всех моих подчиненных высшее образование, многие закончили магистратуру в технических вузах, а некоторые учатся в аспирантуре, – говорит Шелег. – Это не мое требование, не требование компании, а желание людей развиваться». |
Сотрудничество бизнеса и университетов
Вместе с тем, высшее образование, которое сегодня дают IT-специалистам в России и Белоруссии, заслуженно критикуют за неспособность идти в ногу с современными технологиями. Из-за оторванности академической среды от реальных задач, стоящих перед IT-компаниями, выпускникам вузов в начале карьеры бывает сложно адаптироваться к актуальным требованиям. Чтобы изменить эту систему, необходимо развивать традицию сотрудничества бизнеса и университетов, которая давно и успешно существует на Западе и выгодна для обеих сторон, считает Андрей Шелег.
«Бизнес работает в реальном мире с его ограничениями, где академический подход с решением задачи `в общем виде` зачастую недостаточно эффективен, – говорит Шелег. – Поэтому университетам выгодно сотрудничество с бизнесом: компании обеспечивают студентов, выпускников, преподавателей практикой с реальными задачами. Это способствует повышению уровня университета в целом и росту его престижности. Что касается интересов бизнеса, то для него это инвестиции в будущее, в подготовку новых кадров». |
Увы, пока эту тему охотнее обсуждают, чем внедряют, а попытки партнерства часто оказываются провальными из-за взаимного непонимания.
«Бизнес должен понимать, что университеты – это не команда на аутсорсинге, которую можно нанять и требовать выполнения проекта, – замечает Андрей Шелег. – Важна корректировка подходов к работе, она занимает время, а бизнес часто его не закладывает и, как следствие, разочаровывается в сотрудничестве». |
Однако пытаться стоит, и у Андрея Шелега есть успешный опыт совместной работы с вузами. Несколько лет назад компания Octonion Technology создала в БГУИР учебный класс, где студентов знакомили с актуальными трендами в мобильной разработке. Шелег был одним из преподавателей первого потока и после прохождения курса пригласил в свою команду нескольких самых перспективных студентов. Эта инициатива Андрея Шелега себя полностью оправдала: некоторые из тех студентов уже более семи лет работают Octonion Technology и сами руководят командами.
Еще одна возможность партнерства – участие бизнеса в научной жизни вузов. В 2016 году, после того как компания Octonion Technology выпустила свой спортивный трекер PIQ, Андрей Шелег рассказал о разработке на Международной научно-технической конференции «Открытые семантические технологии для проектирования интеллектуальных систем» (Open Semantic Technology for Intelligent Systems, OSTIS), организованной БГУИР. Доклад был посвящен топологии искусственной нейронной сети, предназначенной для классификации движений спортсменов, которая работала вопреки ограничениям крохотного микропроцессора.
Показательно, что и сам PIQ представлял собой удачный пример коллаборации студентов и разработчиков: в решении нетривиальной задачи распознавания движений спортсменов Шелегу и его подчиненным помогали преподаватели Брестского государственного университета (БрГУ).
Образование, которое не заканчивается
Подъем по карьерной лестнице в сфере IT сопровождается наращиванием компетенций, в идеале требующих отдельного образования. Помимо крайне желательного технического бэкграунда и универсального для руководителя в любой области умения управлять людьми, нужны еще как минимум два навыка. Во-первых, умение управлять процессами разработки, то есть знание и способность применять на практике гибкие методологии вроде Agile и Scrum. Во-вторых, навык управления продуктом, без которого цель разработки может потеряться в процессе.
«В зависимости от требований компании, проекта и уровня занимаемой должности требования по тому или иному пункту могут разниться, но существенные пробелы в любой из областей не позволят стать успешным IT-руководителем», – говорит Андрей Шелег. |
Весьма полезны для развития управленческих навыков, по мнению Шелега, крупные годичные программы. Например, такие, как курс General Management Program для руководителей среднего уровня в Бизнес-школе ИПМ, который сам он прошел в 2015-2016 годах. В этой программе нет фокуса на IT, но она позволила Андрею Шелегу существенно расширить набор своих управленческих приемов.
Более специализированные курсы, предназначенные для руководителей в сфере IT, дают ключевые инструменты управления в своей узкой области. Такова, например, годовая онлайн-программа `Руководитель отдела` в Школе менеджеров «Стратоплан», которую технический директор Octonion Technology закончил в прошлом году.
Отдельной и серьезной частью работы IT-управленца Андрей Шелег считает самообразование. Несколько часов в неделю он выделяет на онлайн-курсы. Например, сейчас это курсы, посвященные масштабированию процессов разработки. Даже поездки на машине не проходят впустую: за рулем Шелег слушает подкасты с фокусом на управление людьми.
«Самообразование не просто важно, оно критично для движения вперед и поднятия как своего уровня, так и уровня команды», – считает он. |
В ближайших планах у технического директора Octonion Technology – программы General MBA или классической MBA. Образование начинается в университете и продолжается всю жизнь, уверен он. Особенно если эта жизнь связана с динамичной и конкурентной, как никакая другая, областью IT-инноваций.
Автор: Александр Архипов