Содержание |
Основные статьи:
Давыдов Степан Иванович - русский композитор, оставил глубокий след в развитии русского музыкального искусства доглинкинского периода. Образованный музыкант, творчество которого питалось русскими национальными истоками, он прокладывал путь к русской классике, во многом предвосхитив образный строй опер М. Глинки и А. Даргомыжского.
Биография
Родился 1 января (по старому стилю) 1777 года в Черниговском наместничестве Малороссии в шляхетской семье. Его отец капитан Иван Давыдов умер в период с 1786 по 1789 гг в возрасте около сорока лет. Мать Елизавета Давыдова "рождения 1758 года" жила в Малороссии.
Как другие русские знаменитые композиторы второй половины XVIII века начинал с пения в Певческой капелле.TAdviser выпустил новую Карту «Цифровизация промышленности»: свыше 250 разработчиков и поставщиков услуг
С 15 лет Давыдов сочинял духовную музыку.
Первые его опусы на духовные тексты исполнялись в концертах капеллы, нередко в присутствии царствующих особ. В России в это время работал известный итальянский композитор Джузеппе Сарти и Давыдов был определен к нему в качестве пенсионера. Занятия с Сарти продолжались до 1802 г. вплоть до отъезда итальянского маэстро на родину.
В годы тесного общения с учителем Давыдов вошел в круг петербургской художественной интеллигенции. Он бывал в доме Николая Львова, где собирались поэты и музыканты, подружился с Дмитрием Бортнянским, с которым Давыдова связывала "искренняя и постоянная приязнь и взаимное уважение". В этот первый "учебный" период композитор работал в жанре духовного концерта, обнаружив блестящее владение формой и техникой хорового письма.
1800: Служба в Дирекции императорских театров
Ярче всего талант Давыдова заблистал в театральной музыке. В 1800 г. он поступил на службу в Дирекцию императорских театров, заменив ушедшего из жизни Евстигнея Фомина. В том же году мать Степана Давыдова перебралась в Петербург, а позже вместе с сыном переехала в Москву.
По заказу двора Давыдов написал два балета - "Увенчанная благость" (1801) и "Жертвоприношение благодарности" (1802), прошедших с заметным успехом.
Давыдов — автор первой русской «волшебной оперы» — «Русалка» («Днепровская русалка»), пользовавшейся большой популярностью, в которой создал и первые в русской музыке образцы романтической оркестровой пейзажной звукописи.
Оперный цикл композитора начался с феерической комической оперы-зингшпиль Ф. Кауэра «Дева Дуная» (другие переводы: «Дунайская русалка», «Дунайская нимфа», 1795 г) по пьесе К. Ф Генслера «Дунайская нимфа». В 1803 году, занимая пост главного капельмейстера императорских театров в Петербурге, совместно с драматургом Н. С. Краснопольским отредактировал оперу на русский лад: Краснопольский перенес действие с западноевропейского Дуная, как было в оригинале, к восточно-европейскому Днепру и переименовал персонажей на славянский лад, Давыдов ввел в музыку русские национальные напевы. В результате опера была переименована в «Днепровскую русалку» и под этим названием прошла по сценам сначала Петербурга, затем Москвы и других городов России. И не снималась с репертуара очень долго, это была самая частая постановка музыкальных театров России первой половины XIX века. О популярности оперы в России свидетельствуют обращения к ней в русской литературе. Именно арию из первой части оперы Кауэра упоминает Пушкин в «Евгении Онегине»:
И запищит она (Бог мой!) Приди в чертог ко мне златой!..
Многие музыкальные части из кауэровской оперы «Дева Дуная» нередко исполнялись отдельно, в частности, Л. Н. Толстой в своей книге «Детство. Отрочество. Юность» вспоминает кадриль из этой оперы. К этому времени Давыдов был смещен с казённого поста, который занял К. А. Кавос, который отредактировал оперу на свой лад. В результате получилась вторая опера. Однако Давыдов, учитывая сценический успех оперы Кауэра, решил продолжить работу и совместно с Н. Краснопольским сочинил продолжение к опере Кауэра — уже своё оригинальное произведение. Эта опера получила название «Леста, Днепровская русалка» и была признана музыкальной критикой верхом творчества композитора. Опера была поставлена на Петербургской императорской сцене и прошла с огромным успехом.
Великолепный актерский ансамбль, роскошная постановка, балетные сцены, прекрасно поставленные балетмейстером А. Огюстом, яркая, колоритная музыка Давыдова - все способствовало огромному успеху "Лесты". В ней Давыдов нашел новые музыкально-драматургические решения и новые художественные средства, объединив 2 плана действия - реальный и фантастический. С волнующей силой передал он драму простой крестьянской девушки Лесты, ставшей повелительницей русалок, и ее возлюбленного, князя Видостана. Удалась ему и характеристика комического героя - слуги Тарабара. Охватив широкий диапазон чувств этого персонажа - от панического страха до безудержной радости, Давыдов заметно предвосхитил образ глинкинского Фарлафа. Во всех вокальных партиях композитор свободно пользуется музыкальной лексикой своей эпохи, обогащая оперный язык русскими народно-песенными интонациями и танцевальными ритмами. Интересны и оркестровые эпизоды - живописные картины природы (рассвета, грозы), яркие колористические находки в передаче "волшебного" пласта. Все эти новаторские черты сделали Лести Давыдова лучшей сказочной оперой того времени.
Успех оперы способствовал возвращению Давыдова на службу в Театральную дирекцию. В 1807 г. он написал музыку к последней, четвертой части "Русалки" на самостоятельный текст А. Шаховского. Однако музыка ее полностью до нас не дошла. Это была последняя работа композитора в оперном жанре.
Эти оперы составили целый совместный цикл и были изданы в 1804—1806 гг.
1814: Учитель музыки и директор музыки Императорских театров в Москве
Осенью 1814 года переехал Москву, где работал учителем музыки в московской конторе Императорских театров. Впоследствии стал директором музыки Императорских театров в Москве. Он воспитал выдающихся артистов, составивших славу московской оперной труппы, - Н. Репину, П. Булахова, А. Бантышева.
Музыка Давыдова часто звучала на торжественных концертах, посвященных крупным историческим событиям. Рожденная героической эпохой, она была по-особому близка героям и участникам Отечественной войны 1812 г. Знаменитые московские гулянья в Сокольниках, под Новинском, на Воробьевых горах, в Марьиной роще послужили основой для давыдовских дивертисментов, музыка которых в значительной части основывалась на народно-песенном материале. Из дивертисмента "Первое мая, или Гулянье в Сокольниках" особой популярностью пользовались 2 песни: "Кабы завтра да ненастье" и "Среди долины ровныя", вошедшие в городской быт как народные.
Умер Степан Иванович Давыдов 10 (22) мая 1825 г. в Москве в возрасте 48 лет.
Сочинения
Духовные музыкальные сочинения
- Четырёхголосная литургия
- 17 концертов
Светская музыка
Балеты:
- «Увенчанная благость» (на День коронации Александра I, 1801),
- «Жертвоприношение благодарности» (аллегорический балет на День тезоименитства Александра I, 1802),
- «Граф Кастелли, или Преступный брат» («трагический балет», совместно с Джузеппе Сарти и В. Мартин-и-Солером, 1804);
Оперы:
- «Русалка» (1803, вместе с Кауэром и Кавосом),
- «Леста, днепровская русалка» (1805) (точных данных по разным редакциям и авторствам этой серии опер сохранилось мало и они варьируются);
- комическая одноактная опера «Лукашка, или Святочный вечер» (1816);
Концертная увертюра. Песни (в том числе музыка к ставшей «народной» известной песне «Среди долины ровныя»).
Балеты-дивертисменты:
- «Русский деревенский праздник» («интермедия-дивертисмент с хорами и плясками», 1812),
- «Семик, или Гулянье в Марьиной роще» (1815; постановка и исполнение Исаака Аблеца),
- «Гулянье на Воробьевых горах» (совместно с Д. Н. Кашиным и И. Керцелли, 1815),
- «Филатка с Федорой у качелей под Новинском» (1815),
- «Торжество россиян, или Бивак под Красным» («Торжество победы», 1816),
- «Первое мая, или Гулянье в Сокольниках» (1816),
- «Свадебный сговор при возвращении ратников на родину» (1817),
- «Цыганский табор» (1819),
- «Смотр невест, или Деревенские святки» (1821),
- «Праздник колонистов близ столицы» (1821),
- «Праздник жатвы» (1823),
- «Русские в Германии, или Вечер на ярмарке» (совместно с К. А. Кавосом, 1823),
- «Праздник на Пресненских прудах» (1824) и др.
Кантаты «Приношение русскому народу», «Песнь русским воинам на возвращение в Отечество» и др..
Музыка к «историческому представлению» «Жан Калейский, или Мореходец и принцесса Португальская» (1819)
Хоры и антракты к «трагедиям на музыке»:
- «Сумбека, или Падение Казанского царства» С. Н. Глинки (1807),
- «Ирод и Мариамна» Г. Державина (1808),
- «Электра и Орест» А. Н. Грузинцева (1809),
- «Амбоар и Оренгцеб, или Нашествие монголов» П. А. Корсакова (1814)
- предположительно: «Дмитрий Донской» В. А. Озерова (1807)