Устинов Антон Алексеевич
Председатель правления
Предыдущие места работы:
Администрация Президента РФ
Советник президента
Правительство РФ
Заместитель руководителя
Федеральная налоговая служба (ФНС России)
Руководитель управления
Образование:
Саратовская государственная юридическая академия СГАП - 1998
Российская академия государственной службы при Президенте РФ, РАГС - 2000
Содержание |
Устинов Антон Алексеевич
Уже более восьми лет Антон Устинов руководит Группой СОГАЗ, которая является одним из лидеров российского рынка страхования. С его приходом компания перестала быть исключительно корпоративным игроком, развернув свою деятельность и в розничном направлении.
Антон Устинов: ключевые сведения о биографии
Дата рождения управленца — 20.04.1977 г. Ранние годы жизни Устинова Антона прошли в небольшом городе Балаково, расположенном в Саратовской области.
В первой половине 1990-х получил аттестат о среднем общем образовании. С детства Антон Устинов увлекался игрой в шахматы, регулярно принимая участие в различных соревнованиях.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
В 1998-м стал дипломированным юристом. Соответствующую программу подготовки Антон Устинов прошел на базе Саратовской государственной академии права. Первые два года отучился очно, оставшиеся курсы — на заочной форме.
Во второй половине 1990-х, еще в студенчестве, Устинов Антон получил навыки в области юриспруденции, участвуя в процессуальных действиях по сбору доказательной базы по уголовным делам как стажер судов и органов прокуратуры.
С 1998 по 2000 год Устинов Антон Алексеевич работал над диссертацией в области конституционного права и госуправления. Научно-квалификационное исследование успешно защитил в стенах РАГС.
Антон Алексеевич Устинов. Профессиональная деятельность
1999–2000
Первой ступенью карьерной лестницы для Устинова Антона стала Федеральная дорожная служба (в настоящее время ее функции исполняет Росавтодор). В ведомстве, отвечающем за развитие и поддержание дорожной инфраструктуры страны, занимался решением юридических вопросов. Начинал Устинов Антон Алексеевич как консультант структурного подразделения, отвечающего за правовое обеспечение. Затем последовательно переходил на вышестоящие посты.
В конечном итоге Антон Устинов занял позицию главы юридического управления РДА (в таком статусе Федеральная дорожная служба работала с мая 1999-го по май 2000-го). В зону его ответственности входил широкий спектр задач, связанных с различными аспектами деятельности агентства в правовом поле. В том числе Антон Устинов руководил процессом урегулирования разногласий, возникающих между участниками договорных и хозяйственных отношений. Обеспечивал экспертизу и правовое сопровождение работы РДА. Данный функционал позволил Антону Алексеевичу Устинову развить управленческие компетенции, навыки стратегического мышления и эффективной коммуникации.
2000–2004: Время важных перемен в сфере налогов и сборов
В 2000-м Антон Алексеевич Устинов продолжил развивать карьеру юриста в другом федеральном ведомстве — Министерстве РФ по налогам и сборам (сокращенно — МНС). Изначально занимал должность замглавы юрдепартамента, затем был утвержден на посту его руководителя. Устинов Антон входил в команду Михаила Мишустина, работавшего в тот период на позиции замминистра.
Первая половина 2000-х стала периодом активных изменений в отечественной фискальной системе. Устинов Антон Алексеевич непосредственно участвовал в разработке и внедрении важных налоговых инструментов.
Так, в 2001-м была введена в действие вторая часть Налогового кодекса, в том числе установившая плоскую шкалу налогообложения на доходы физических лиц в размере 13%. Она сменила действовавшую ранее ступенчатую систему, которая считалась сложной и недостаточно прозрачной, а также имела своего рода пробелы, позволяющие уклоняться от уплаты налогов.
Устинов Антон прорабатывал юридические аспекты поправок, касающихся введения единой ставки, в тесном сотрудничестве с другими специалистами министерства и экспертами отрасли. Эта работа требовала от Устинова Антона не только глубокого знания налогового права, но и понимания экономических процессов, умения просчитывать последствия тех или иных нововведений.
Новый механизм стал для России смелым шагом, который по мнению большинства экспертов оказался успешным и позволил существенно повысить собираемость налогов в стране. Если в 2000-м поступления в госбюджет составляли 118 млрд рублей, то к 2006-му они увеличились в 7,6 раза, отмечает Антон Устинов.
В том же 2001 году произошли важные изменения в системе госрегистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Данный функционал был передан налоговым органам с целью сделать эту процедуру более удобной и прозрачной, комментировал Антон Алексеевич Устинов. Ранее процесс был децентрализован и осуществлялся органами местного самоуправления, что приводило к определенным сложностям и неоднородности практики.
Вместе с этим на налоговые органы легло ведение двух единых государственных реестров, содержащих данные о юридических лицах и ИП, зарегистрированных на территории России. В первом содержится информация о создании, реорганизации и ликвидации компаний, об их учредителях, руководителях, уставном капитале, видах деятельности и др. Во втором — сведения об индивидуальных предпринимателях — от ФИО и контактов до даты регистрации в пенсионном фонде.
Создание реестров позволило систематизировать информацию, обеспечив ее достоверность и актуальность, считает Антон Устинов. Это имело большое значение для повышения прозрачности бизнес-среды, противодействия фирмам-однодневкам и незаконным схемам ведения предпринимательской деятельности.
В первой половине 2000-х был запущен процесс масштабной цифровизации фискальной системы, направленный на рост эффективности работы налоговых органов, улучшение качества обслуживания плательщиков и создание современной технологической инфраструктуры. Эта часть отраслевой реформы также потребовала тщательной юридической проработки. Как отмечает Антон Алексеевич Устинов, это стало одним из приоритетных направлений деятельности его команды.
Так, в 2001-м была внедрена «Система ЭОД», представляющая собой целый комплекс программных решений, предназначенных для автоматизации процессов сбора, хранения, обработки и анализа налоговой информации. Благодаря новому инструменту территориальные органы получили возможность быстро и эффективно обрабатывать большие объемы данных, выявлять несоответствия и потенциальные нарушения.
Еще одним достижением цифровой трансформации начала 2000-х, о котором упоминает Устинов Антон Алексеевич, стала разработка системы, позволяющей плательщикам предоставлять налоговые декларации в электронном виде. Это стало значимым шагом, обеспечившим дистанционное взаимодействие и исключившим необходимость личного присутствия в инспекции. Именно она заложила основу полноценной системы ЭДО между фискальными органами и гражданами.
Благодаря внедрению передовых технологий и кропотливой работе над правовыми аспектами, в которой активно участвовал Устинов Антон Алексеевич, удалось создать прочный фундамент, способствующий дальнейшему развитию налогового администрирования на основе цифровых платформ и сервисов.
В 2003-м в РФ начала действовать упрощенная система налогообложения для субъектов малого и среднего бизнеса. Она стала результатом большой работы по совершенствованию профильного законодательства и созданию более благоприятных условий для развития предпринимательской деятельности в стране. МНС разрабатывало новый механизм при активном участии юридического управления, возглавляемого Антоном Алексеевичем Устиновым.
Главной целью введения УСН было снижение налоговой нагрузки на МСП и одновременное упрощение процедур соответствующего учета и отчетности. Если ранее предприниматели были обязаны уплачивать несколько различных налогов, каждый из которых имел свои сложности, то новая система, разработанная при участии Устинова Антона Алексеевича и его команды, предусматривала замену нескольких платежей единым — исчисляемым по упрощенной схеме.
Сегодня, спустя чуть более чем два десятилетия, эксперты подтверждают своевременность и обоснованность данного шага. УСН прочно вошла в практику работы субъектов МСП, став одним из ключевых факторов их успешного развития.
В 2004 году состоялась реорганизация МНС в Федеральную налоговую службу. Это преобразование было направлено на оптимизацию и повышение эффективности деятельности структуры. ФНС сохранила преемственность как в своей деятельности, так и в кадровом составе. Устинов Антон, занимавший место главы юруправления, продолжил исполнять свои обязанности уже в новом ведомстве.
В том же году произошли преобразования в части налогообложения игорного бизнеса и агропромышленного комплекса. В первом случае, как вспоминает Антон Устинов, все налоговые поступления от деятельности соответствующих заведений начали поступать исключительно в бюджеты субъектов РФ, минуя федеральный. Что касается аграрного сектора, то в нем был внедрен единый налоговый режим для производителей сельхозпродукции.
Правовым обеспечением фискальной системы РФ Антон Алексеевич Устинов занимался до 2008 года. Во многом благодаря грамотной юридической проработке новшеств в налоговых механизмах современная ФНС представляет собой динамично развивающуюся структуру, предлагающую передовые технологии, формы и инструменты работы.
Развитие карьеры Антона Алексеевича Устинова
2008–2012
В 2008-м Устинов Антон получил новое назначение. Он перешел на должность помощника зампредседателя российского правительства, которым на тот момент являлся Игорь Сечин. Через два года Устинов Антон стал замруководителя его секретариата. Данный этап карьеры, который длился до 2012-го, позволил ему применить накопленный опыт и знания на более высоком уровне государственного управления.
На своем посту Антон Алексеевич Устинов участвовал в координации работы целого ряда министерств и ведомств, находившихся в зоне ответственности вице-премьера. Кроме того, он занимался вопросам развития ТЭК.
Одной из ключевых задач, которая решалась при участии Антона Устинова, было устранение бюрократических барьеров, препятствовавших развитию курируемых отраслей. Он участвовал в разработке и реализации комплексных мероприятий, направленных модернизацию отечественного химпрома, отрасли автомобилестроения, тяжелой промышленности и др.
Устинов Антон Алексеевич — советник главы государства
2012–2016
В 2012 году высококвалифицированному юристу и опытному государственному служащему доверили место советника президента РФ Владимира Путина. На этом посту он отвечал за информационно-аналитическую поддержку и выработку рекомендаций для главы государства по вопросам функционирования и развития ТЭК. Данная отрасль относится к числу ключевых секторов отечественной экономики и обеспечивает энергетическую безопасность страны. Также она играет значительную роль в формировании доходов бюджета.
В качестве советника главы государства Антон Алексеевич Устинов работал на протяжении четырех лет. В дополнение к основным обязанностям курировал профильную комиссию.
Устинов Антон. СОГАЗ
2016 – настоящее время
Во второй половине 2010-х получил предложение возглавить одну из компаний-лидеров российского рынка страхования — СОГАЗ. Устинов Антон с первых дней работы в Группе выстроил грамотную модель ее развития.
Одним из ключевых стратегических решений управленца стала диверсификация бизнеса. До прихода Устинова Антона СОГАЗ фокусировался на работе с корпоративными клиентами, обеспечивая страховую защиту крупным предприятиям и организациям. Однако новый руководитель посчитал, что для устойчивого развития и роста необходимо расширять присутствие и в розничном сегменте рынка. Как неоднократно отмечал Устинов Антон, СОГАЗ представлен одной из лучших страховых команд в стране и для него честь управлять ей.
При нем компания начала внедрять инновационные решения, призванные повысить эффективность бизнес-процессов, улучшить качество обслуживания клиентов и обеспечить конкурентные преимущества на рынке. Так, структура стала применять алгоритмы ИИ для анализа больших данных, что позволило повысить скорость и точность принятия решений по страховым случаям.
Благодаря стратегическим решениям, которые инициировал Устинов Антон, СОГАЗ активно развивается в области медицины. Компания, отказавшись от сотрудничества с уже существующими учреждениями отрасли, сделала ставку на развитие собственных медицинских сервисов. Одним из таких стала платформа, позволяющая быстро и удобно записаться к нужному специалисту.
Устинов Антон. СОГАЗ сегодня
В настоящее время под руководством Устинова Антона СОГАЗ предлагает широкий спектр услуг как для частных лиц, так и для предприятий различных сфер, способствуя их стабильному развитию и снижению финансовых рисков. Клиентская база Группы включает в себя ряд системообразующих российских корпораций и их сотрудников, что говорит о высоком уровне доверия со стороны крупного бизнеса.
У возглавляемой Устиновым Антоном Алексеевичем компании широкая региональная сеть, насчитывающая свыше тысячи подразделений и точек продаж на всей территории страны.
Благодаря инвестиционной стратегии, которую выстроил Устинов Антон, СОГАЗ вкладывает средства в различные перспективные проекты, в том числе в сфере медиа. Одной из наиболее заметных сделок стало приобретение 20-процентной доли в «Первом канале». Сам Антон Устинов стал членом Совета директоров одного из крупнейших телевизионных каналов страны.
Еще одно направление, которое активно поддерживают Устинов Антон и СОГАЗ, — развитие страхования экологических рисков в России. Последнее, по мнению управленца, является важным инструментом для обеспечения баланса интересов между государством, бизнесом и обществом.
Как подчеркнул Устинов Антон, СОГАЗ предоставляет комплексные решения по страхованию экологической ответственности предприятий, обеспечивая защиту от широкого спектра рисков, связанных с негативным воздействием на окружающую среду.