Разработчики: | Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC – China Aerospace Science and Technology Corporation) |
Дата премьеры системы: | сентябрь 2022 г |
Отрасли: | Космическая отрасль |
2022: Анонс
В начале сентября 2022 года пекинский институт космических исследований испытал новый ракетный двигатель, который в два раза мощнее своего американского конкурента в гонке за право посадить следующего астронавта на Луну.
Наземные испытания были проведены 5 сентября 2022 года с полным успехом, сообщила Китайская корпорация аэрокосмической науки и техники (CASC). Двигатель будет использоваться для запуска китайских ракет Long March 9, которые еще находятся в стадии разработки, и для доставки астронавтов в будущих полетах на Луну, сообщили в CASC.
Разгонный ракетный двигатель может генерировать силу в 25 тонн, что более чем в два раза превышает тягу, создаваемую RL10, двигателем американского производства, который, как ожидается, доставит американских астронавтов обратно на Луну. Ракетные двигатели верхней ступени используются на больших высотах для создания дополнительной тяги, чтобы доставить космический корабль к месту назначения.
В CASC заявили, что это крупнейший в мире испытательный запуск двигателя с замкнутым расширительным циклом на сентябрь 2022 года, ознаменовавший прорыв в развитии ключевой технологии для сверхмощных ракет-носителей. Ракетные двигатели с замкнутым экспандерным циклом являются наиболее эффективным источником энергии для полетов человека в космос. Двигатели могут превращать небольшое количество жидкого водородного топлива в газ высокого давления, используя отработанное тепло.
Газ приводит в действие турбины для повышения давления водорода и кислорода в топливных насосах. Затем газ поступает в верхнюю часть камеры сгорания для использования в качестве топлива. Этот цикл, известный как замкнутое расширение, более эффективен, чем процесс сгорания в обычных ракетных двигателях, поскольку он не требует, чтобы ракета несла дополнительный газ для питания насосов.Михаил Рожков, PARMA TG: Большинство наших BPM-проектов выходят за рамки отдельных процессов и организаций
Однако, по словам ведущего научного сотрудника проекта двигателя Чу Баосиня в Пекинском институте аэрокосмического движения, увеличить тягу двигателя с замкнутым расширительным циклом довольно сложно. Сложная миссия, такая как посадка на Луну, требует, чтобы двигатели включались и выключались много раз. Каждый раз двигатель должен вырабатывать достаточное количество избыточного тепла, передавать его жидкому водороду, превращать его в газ и как можно быстрее доводить топливный насос до нормальной рабочей скорости, считает команда Чу. Когда двигатель работает на полную мощность, давление испарившегося водорода может стать чрезвычайно высоким и трудновыполнимым. Чем больше двигатель, тем серьезнее становятся эти проблемы.
Китайские ракетчики заявили, что нашли способ увеличить тягу. Они изобрели новый теплообменник, состоящий из множества ребристых компонентов, которые могут поглощать тепло с поверхности камеры сгорания и передавать его жидкому водороду с беспрецедентной эффективностью, говорится в недавней статье команды в рецензируемом журнале Journal of Rocket Propulsion. Компоненты были изготовлены с использованием новейшей технологии 3D-печати для получения чрезвычайно гладкой поверхности, которая может ускорить теплообмен гораздо быстрее, чем традиционные компоненты.
Исследователи также использовали новые титановые сплавы для изготовления топливных насосов, работающих на газе, которые могут сохранять высокую эффективность при работе в экстремальных условиях, говорится в статье. По словам Чу, для доставки китайских астронавтов на Луну потребуется четыре новых двигателя, работающих вместе.[1]