Заказчики: Сбербанк Москва; Финансовые услуги, инвестиции и аудит Подрядчики: Сбербанк-Технологии (СберТех) Продукт: Проекты построения комплексной ИТ-инфраструктурыДата проекта: 2012/03
Бюджет проекта: несколько десятков миллиардов руб.
|
Технология: ИТ-аутсорсинг
Технология: Серверные платформы
|
Содержание[Свернуть] |
Программа «Централизация 2.0» Сбербанка по переводу всех территориальных банков на единую ИТ-платформу стартовала в 2011 году и была завершена летом 2015 года. Ее целями являлись: сокращение сроков вывода на рынок банковских продуктов, создание качественно новых условий для дальнейшей централизации и унификации операционных и бизнес-функций, сокращение расходов Сбербанка на ИТ.
Оценка Германа Грефа: Как только мы построили наш супер data-center, мы пришли к выводу, что мы абсолютно неконкурентоспособны
15 января 2016 года президент Сбербанка Герман Греф заявил о своем разочаровании результатами проекта «Централизация 2.0», в рамках которого кредитная организация создала единую централизованную ИТ-платформу. Ее планируется полностью поменять.
Это был самый крупный и быстрый проект централизации ИТ-инфраструктуры в мире. Но как только мы построили наш супер data-center, все закончили, мы пришли к выводу, что мы абсолютно неконкурентоспособны. Это был ужасный вывод для меня лично, это был удар. Мы бежим семимильными шагами, но видим, что не успеваем, — заявил Греф во время выступления на Гайдаровском форуме (цитата по РБК). |
Он сообщил, что считает конкурентами не другие российские банки, а международные ИТ-компании, отбирающие у Сбербанка «самый сладкий кусок пирога». Герман Греф подчеркнул, что Сбербанк отстает от них по скорости обновления ИТ-систем. В свою банк внес около 40 тыс. изменений в 2015 году, в то время как Amazon делает 10 тыс. изменений своей системы в день, отметил банкир.
Глава крупнейшего в России банка также рассказал о планах по кардинальным преобразованиям платформы.
Все процессы должны быть перестроены. Нам нужно вывернуть себя наизнанку, мы абсолютно не готовы к этому. Нам нужна гибкая платформа, не такая огромная как сегодня. Если мы сейчас меняем какую-то часть своей платформы, нам нужно два-три месяца тестировать, непонятно, где и что вылезет при этом, это катастрофа, — сказал Греф, добавив, что новая платформа будет основана на системе с открытым кодом с использованием облачных технологий, искусственного интеллекта и машинного обучения. |
Герман Греф также рассказал, что Сбербанк покупает акции российско-американской компании, которая выиграла тендер у таких ИТ-гигантов, как Oracle и IBM, и «оказалась на порядок выше этих крупнейших компаний». Как «Полюс» отказывается от SAP. Опыт российского лидера золотодобычи представлен на TAdviser SummIT
Как уточнил РБК первый зампред правления Сбербанка Лев Хасис, речь идет о GridGain. За эту компанию, согласно данным официального портала госзакупок, в конце декабря 2015 года Сбербанк заплатил $5,6 млн.[1]
Результаты программы централизации
Единая ИТ-платформа
До реализации программы в каждом макрорегионе использовался свой набор основных банковских платформ от разных разработчиков, одних только биллинговых систем насчитывалось семь штук. В рамках «Централизация 2.0» в Сбербанке была создана централизованная ИТ-платформа: «зоопарк» автоматизированных систем территориальных банков заменили на ряд унифицированных систем.
В рамках проекта, в частности, были созданы следующие системы:
- Автоматизированная система «Филиал-Сбербанк» (АС ФС). В ней работают более 80 тыс. пользователей во всех территориальных банках «Сбербанка».
- Единая корпоративная система (еКС). На момент завершения программы в ней содержатся данные 2 млн счетов юридических лиц, 400 тыс. кредитных договоров клиентов-юрлиц, 250 кредитных договоров микробизнеса. В день в системе обрабатывается до 7 млн расчетных документов по счетам юридических лиц.
- Единый кредитный портфель частных клиентов. В нем хранятся данные более 60 млн договоров из которых 15 млн договоров – действующие. С помощью системы проводится порядка 80 тыс. выдач по кредитам в день и 600 тыс. погашений по кредитам в день.
- Единый центр обработки депозитов физических лиц (АС еЦОД). Содержит данные 630 млн счетов, из которых 425 млн счетов являются действующими. Через систему проводится порядка 290 млн операций по счетам ежедневно.
- Единый платежный сервис (АС еПС) для осуществления биллинговых платежей. Взаимодействует с более чем 100 тыс. поставщиков различных услуг (коммунальные службы, детские сады, энергетические компании и др.), в отношении которых происходит около 6 млн платежей в день.
- Единый кассовый центр (еКЦ), которым пользуются около 400 кассовых центров Сбербанка по всей стране.
Все системы базируются в едином ЦОДе «Южный порт». Филиалы «Сбербанка» работают с ними через тонкий клиент.
Помимо централизации ИТ-инфраструктуры территориальных банков «Сбербанк» также стандартизировал и унифицировал бизнес-процессы.
Масштабы программы
Программу централизации в Сбербанке называют беспрецедентной по своему масштабу. По данным вице-президента, главного архитектора ИТ Сбербанка Андрея Хлызова, в ее рамках было осуществлено более 700 крупных внедрений.
Создание централизованной ИТ-платформы велось силами «Сбербанк-Технологии», а в общей сложности в реализации программы были задействованы более 32 тыс. человек.
Что же касается финансирования, в одном из выпусков газеты для сотрудников «Сбербанк-Технологии» – СБТ Vision Андрей Хлызов сообщал, что бюджет программы составляет более одного миллиарда долларов.
Программа вышла в финал конкурса IPMA International Project Excellence Award 2015 в номинации «Mega-Sized Projects» (мега-крупные проекты), итоги которого будут подведены в конце сентября.
Андрей Хлызов подчеркивает, что при таких масштабах программа была выполнена в рекордные сроки: проект был завершен за четыре года, в то время как в среднем разработка и внедрение аналогичных программ в мире занимает 10-12 лет.
Эффекты от программы
В качестве одного из наиболее важных результатов централизации в Сбербанке называют ускорение вывода новых продуктов на рынок: если ранее их тираж в среднем занимал неделю, теперь во многих случаях — один день.
Говоря об экономическом эффекте «Централизации 2.0» в банке приводят данные, что чистый дисконтированный доход (Net Present Value, NPV) программы составил около 8 млрд руб. Его удалось достигнуть за счет оптимизации затрат при осуществлении основных бизнес-процессов и сокращения расходов на ИТ. При этом экономический эффект почти вдвое превысил запланированный: изначально в «Сбербанке» ожидали получить 4,6 млрд руб.
Важным результатом стало и сокращение времени технологического простоя ИТ-систем в Сбербанке. В ходе реализации программы была разработана технология онлайн-миграции данных без прерывания сервисов банка и гибким управлением нагрузкой на систему.
В результате централизации существенно повысилась и производительность ИТ-систем банка, отмечают в Сбербанке. Для горизонтального масштабирования обработки данных была внедрена технология Oracle RAC, которая позволила распределить обработку данных территориальных банков по нескольким узлам на базе трех high-end систем IBM Power 795.
Сложности проекта
Перевод территориальных банков на единую платформу не был гладким. Одной из проблем по ходу реализации программы стала неготовность самого мегаЦОДа к «заливке» систем и ограниченность площадей. Об этом Андрей Хлызов рассказывал в корпоративном издании для сотрудников «Сбертеха» – СБТ Vision. Возникали и проблемы на программном уровне: например, при создании централизованной ИАСК (интегрированная автоматизированная система кредитования) физлиц на платформе Oracle.
Ошибка в ПО IBM 9 месяцев тормозила программу Сбербанка
В сентябре 2015 года Андрей Хлызов рассказал TAdviser, что при внедрении еКС (единой корпоративной системы) Сбербанка была выявлена серьезная ошибка в ОС IBM AIX, использовавшейся в проекте, из-за которой затормозились темпы реализации программы.
Внедрение еКС началось в 2011 году. В качестве вычислительной платформы для нее были выбраны новые мощные серверы IBM p795. Данная модель сервера была выпущена в конце 2010 года и еще не была «обкатана» на проектах сопоставимого с проектом Сбербанка масштаба.
Ошибка в ПО дала о себе знать при увеличении нагрузки на машину в режиме SMT4 (SMT - simultaneous multithreading, SMT4 - 4-поточный SMT на ядро). Для еКС планировалось использовать три машины IBM p795. Сначала, в конце 2011 года, режим SMT4 был запущен только на одной из них, и при этом система нормально работала, рассказывает Хлызов. На тот момент к системе были подключены три банка - Западно-Уральский, Западно-Сибирский и Сибирский банки. Однако после того как к машине подключили еще один банк – Уральский, начались серьезные проблемы: система начала падать, и, как выяснилось – падать на уровне ОС.
«Фактически мы столкнулись с недокументированной ошибкой на уровне операционной системы AIX. Окончательно разрешили мы эту проблему только примерно через девять месяцев, - рассказывает главный архитектор ИТ Сбербанка.
По его словам, поскольку это была ядерная проблема ОС, решалась он совместно со специалистами IBM, американскими в том числе, а также со специалистами Oracle и Symantec, ПО которых также задействовано в системе, и специалистами банка. На фоне этого была даже создана специальная регламентированная под-организация внутри банка – CritSit (сокр. от critical situation) - на которую выносятся проблемы, связанные с внешними вендорами и которая разбирает их на уровне ведущих инженеров Сбербанка.
По словам Андрея Хлызова, в банке была уверенность, что проблему удастся победить, однако эта история притормозила темпы реализации программы централизации: «Мы убрали режим SMT4, и ситуация стабилизировалась, после чего в течение почти девяти месяцев мы в систему больше никого не добавляли».
После того как проблема на уровне ОС была решена и банк поставил все обновления, включая обновления Oracle, Symantec и прикладного ПО, режим SMT4 был снова включен и подключение банков к системе продолжилось, сказал Хлызов.