Заказчики: Министерство внутренних дел РФ (МВД) Москва; Государственные и социальные структуры Подрядчики: СВЭКО ФСО, TrueConf (Труконф) Продукт: TrueConf ServerДата проекта: 2013/03 — 2015/09
|
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
Технология: Видеоконференцсвязь
|
Содержание |
CNews стали известны подробности об одной из крупнейших в мире сетей видеоконференцсвязи, построенной для нужд МВД России[1].
Решение о создании новой системы видеоконференцсвязи (ВКС) МВД возникло в 2012 г. при появлении правительственного «Плана мероприятий по созданию в 2012 – 2014 годах единой системы информационно-аналитического обеспечения деятельности МВД России».
До построения единой системы ВКС МВД эксплуатировало несколько различных ВКС-решений одновременно. Согласно этому правительственному плану, МВД должно было получить единую систему обмена информацией для всех подразделений МВД «с возможностью входа с автоматизированных рабочих мест».
Тендер на создание единой системы ВКС для МВД был объявлен в августе 2013 г. под шифром «СВКС-м». Его проводила подведомственная организация МВД «НПО «Специальная техника и связь», назначившая стартовую цену 100 млн рублей.
Конкурс привлек двух участников: разработчика систем видеоконференцсвязи компанию «Труконф Софт» (TrueConf) и предприятие-интегратора Федеральной службы охраны СВЭКО, которое и стало победителем тендера с предложенной ценой 97,2 млн рублей против 99,5 млн рублей у TrueConf.
Победив в открытом конкурсе, СВЭКО ФСО провело собственный закрытый тендер, в котором победу и право поставки ВКС-решений для МВД получил TrueConf. Как субподрядчик TrueConf, так и главный исполнитель СВЭКО не сообщают никаких подробностей об этом закрытом тендере.
Директор по развитию и продажам TrueConf Дмитрий Одинцов пояснил CNews, что в действительности система сейчас обслуживает 300 тыс. абонентов - то есть всех сотрудников МВД, у которых есть рабочие места. Тем не менее, СВКС-м способна обеспечивать видеоконференцсвязью 1,003 млн человек - предельную численность МВД, определенную законодательством.Метавселенная ВДНХ
Учетные записи для работы во внутренней сети ведомства уже имеются у каждого из сотрудников МВД, но для подключения к системе ВКС им не хватает оборудования.
По словам Одинцова, в мире в госведомствах существуют другие крупные непубличные внедрения на основе Microsoft Lync и других решений для ВКС, но о системах более, чем на 100 тыс. пользователей ему неизвестно.
Изучение открытых источников и обращение CNews к вендорам-разработчикам ВКС действительно не выявили более масштабных систем ВКС (не считая публичных сервисов, например, Skype).
Устройство единой системы ВКС
Как рассказали CNews в TrueConf, потребность во внедрении единой системы ВКС МВД была обусловлена тем, что, в результате самостоятельных внедрений ВКС региональными управлениями, ведомство стало располагать широким спектром программных и аппаратных решений («зоопарком») с ограниченной емкостью, затрудненными возможностями масштабирования и без подключения к федеральной сети.
Соответственно, одной из главных целей создания СВКС-м была замена разнородных решений на единую централизованную систему коммуникаций.
Кроме того, новая система ВКС должна была размещаться в сети МВД и имела требования к безопасности и отказоустойчивости, работе в условиях низкой пропускной способности каналов связи, и к интеграции с другими ведомственными системами.
В результате внедрения СВКС-м была построена инфраструктура с развертыванием серверов в центральном аппарате МВД России и в каждом российском регионе, включая Севастополь и Крым.
Как рассказали представители TrueConf, при создании СВКС-м требовалось обеспечивать совместимость с различным оборудованием, поддерживающим протоколы H.323/SIP, и вести запись видеоконференций, поэтому в архитектуру была заложена «некоторая избыточность». В системе использованы 16-ядерные 1U-сервера на серверах HP под управлением Windows, рассчитанные на 12 тыс. абонентов каждый. На таких серверах работает серверная часть ВКС-решения TrueConf Server.
При создании СВКС-м TrueConf потребовалось внести в свои решения доработки. Была осуществлена интеграция с Единой системой авторизации МВД (СУДИС), с системой журналирования и с системой хранения пользовательских данных. Кроме того, был обновлен дизайн приложения.
Только Windows
Интересно, что единственной средой, под управлением которой способен работать TrueConf Server, сейчас является ОС Windows. Она же используется в серверах СКВС-м. Представители TrueConf Server заверили CNews, что «в разумные сроки и с соответствующим финансированием в рамках импортозамещения мы готовы разработать серверное ПО под Linux и доработать наш Linux-клиент под нужды заказчика».
Клиентское оборудование на рабочих местах сотрудников МВД, согласно контракту, должно работать под управлением ОС Windows в версиях XP, 7 и 8 (впрочем, представители TrueConf заявляют, что для их ПО тип используемой периферии неважен).
Сколько это стоило
Сколько заработал TrueConf на поставке своего решения для СВКС-м, неизвестно.
Однако, известно, что при развертывании новой сети ВКС в сумму контракта вошли закупки региональных серверов, основного сервера TrueConf для центрального аппарата МВД, систем хранения данных и периферийного оборудования (около 2,5 тыс. комплектов для руководства и для тестирования системы в регионах).
Кроме того, МВД провело отдельный конкурс на закупку недостающих около 20 тыс. экземпляров периферийного оборудования.
Изолированная система
Промышленное использование СВКС-м началось в декабре 2014 г. после принятия системы заказчиком.
Получившаяся система СВКС-м, как рассказывают CNews в TrueConf, закрыта. По внутренним нормативам МВД, рабочие станции ведомства должны быть подключены к внутренней сети ИМТС (интегрированная мультисервисная телекоммуникационная система), представляющей собой крупную внутриведомственную VPN. Быть подключенным одновременно к ИМТС и интернету ПК не может.
В силу изолированности ИМТС, количественных данных об использовании работающей в ее среде СВКС-м, не существует.
Со слов представителей TrueConf известно, что после запуска системы в ней совершалось более 13 тыс. звонков продолжительностью полумиллиона минут в неделю, и каждые два месяца этот показатель удваивался.