Заказчики: Пивоварня Москва-Эфес (ГК EFES в России) Москва; Пищевая промышленность Подрядчики: SAP CIS (САП СНГ) Продукт: SAP Integrated Business Planning (SAP IBP)Дата проекта: 2015/04 — 2016/09
|
Содержание |
До: проблемы и возможности
- Процесс планирования спроса выполнялся в электронных таблицах
- Интегрированный сбор данных из исходных систем не поддерживался
- Наиболее детальные прогнозы строились на уровне «Бренд» - «Регион». Дезагрегировать данные в электронных таблицах было очень сложно
- Требовалась поддержка интеграции данных Volume Building Blocks в финальный прогноз.
Этот процесс выполнялся вручную в электронной таблице
Почему SAP?
- Единая интегрированная платформа для поддержки процесса планирования спроса
- Экспертная служба, которая помогла осуществить эффективное внедрение всего за восемь месяцев
- Локальный центр обработки данных в России для размещения облачных решений
После: Результаты, ориентированные на прибыль
- Решение позволило создать интегрированный процесс сбора данных из исходных систем и полуавтоматической очистки данных
- SAP IBP for Demand позволяет обрабатывать огромные объемы данных. Поддерживается большая детализация данных, чем планировалось изначально — на уровне склада / канала / товарной единицы
- Было проведено сравнение окончательного прогноза спроса с ожиданиями AC Nielsen и средним объемом реализации для активной клиентской базы
- Все особые требования Эфес были реализованы в решении
- Точность прогнозирования на предыдущем низком уровне (клиент / регион) улучшилась на 6 п. п. после 1 го месяца работы. (*данные по каналу TT). Улучшение точности прогноза только по каналу TT после 1го месяца работы
- Более чем в 20 раз возросла детализация данных при окончательном планировании спроса
- ~ 20% снижение трудозатрат при планировании спроса
- Улучшение процессов сбора данных, очистки данных и подготовки прогноза
- 8 месяцев от планирования до ввода в эксплуатацию
- Расширение возможностей управления процессами в цепочке поставок
История проекта
В Компании был формализован и апробирован на практике бизнес-процесс планирования спроса, который включал следующие шаги:
- Подготовка базового прогноза спроса с применением методов анализа временных рядов
- Оценка и формирование uplifts продаж и маркетинга, среди которых:
- Учет влияния на прогноз вывода на рынок новинок, в том числе – учет эффекта каннибализации
- Учет промо-акций в традиционной и современной рознице
- Учет планов включения продукции в listing и исключения из него
- Прочие Volume Building Blocks - около 12
- Планирование осуществлялось на уровне «Канал сбыта» - «Географический дивизион» - «Бренд»
- Ставилась задача по дезагрегации данных планирования спроса до уровня «SKU» – «Бизнес-партнер»
- Планирование осуществлялось в MS Excel, поддержка форматов данных осуществлялась вручную силами подразделения ИТ-поддержки
- Подготовка данных базы дезагрегации также осуществлялось вручную силами подразделения ИТ-поддержки
- Ставилась задача по дезагрегации данных планирования спроса на недельный уровень и осуществление краткосрочного планирования
Процесс среднесрочного прогнозирования
Подготовка прогноза
- Сбор исторических данных
- Очистка истории
- Создание базового плана
- Подготовка базы каннибализации – перечня подобных товаров для новинок и коэффициентов поглощения
Совещание с отделами маркетинга и продаж
- Сбор данных по маркетингу и продажам
- Обновление событий
- Определение и оценка влияния
Проверка непротиворечивости
- Консолидация прогнозов
- Проверка непротиворечивости
- Оценка расхождений с бизнес-данными
- Предложение прогноза
PreDRM; DRM
- Выполнение DRM: согласование плана
- Предоставление обратной связи отделам маркетинга, продаж и финансов
- Обновление событий и оценка прогноза
- Выполнение детального согласованного плана
Совещание S&OP
- Проведение совещания S&OP
- Предоставление обратной связи отделам маркетинга, продаж, финансов и SC
- Обновление событий и оценка прогноза
- Выполнение детального согласованного плана
Очевидные сложности
- Возможности MS Excel как средства комплексной автоматизации бизнес-процесса планирования спроса недостаточны
- Низкая автоматизация базовых процессов требовала большого объема ручного труда по выверке данных смежных подразделений и устранения ошибок человеческого фактора
- Ограничения MS Excel как вычислительной платформы затрудняли:
- Осуществление дезагрегации
- Архивирование и повторное использование данных прошлых сессий прогнозирования
- Сценарии и версии
- Управление полномочиями на доступ к данным
- Автоматически формируемая отчетность в различных разрезах
- Неизбежность автоматизации бизнес -процесса на промышленной платформе стала очевидной
Вехи проекта
Процесс среднесрочного прогнозирования
Системная архитектура
Интеграционные потоки:
- Входящий поток основных данных: SAP BW -> IBP
- Входящий поток транзакционных данных: история продаж SAP BW -> SAP IBP
- Входящий поток данных плана промо в Modern Trade: Excel (с VBA) -> SAP IBP
- Исходящий поток транзакционных данных: результаты прогнозирования SAP IBP -> SAP BW
Тестирование
Прототипирование осуществлялось на ограниченном объеме данных:
- 2 самых массовых бренда
- Все регионы/бизнес-клиенты/сети – полная клиентская база
Интеграционное тестирование проводилось в 4 этапа:
- Отработка математики на ограниченном объеме в тестовой среде
- Отработка интеграции на полном объеме в продуктивной среде
- Отработка дезагрегации на полном объеме в продуктивной среде
- Стресс-тест в продуктивной среде
Итог проекта