Новая идеология работы с информацией позволит "Почте России" отказаться от создания файлов в Excel и Word
Заказчики: Почта России Москва; Логистика и дистрибуция Подрядчики: Бином интегратор, МойОфис (ООО Новые облачные технологии) Продукт: Новые облачные технологии: МойОфисДата проекта: 2017/09 — 2022/03
Бюджет проекта: 357,65 млн руб.
|
Технология: SaaS - Программное обеспечение как услуга
Технология: Офисные приложения
Технология: Почтовый сервер
|
Содержание |
2019
CIO "Почты России" Емельченков: внедрение "МойОфис" позволит перейти к новой идеологии, отказаться от создания файлов в Excel или Word
Заместитель генерального директора по информационным технологиям и развитию цифровых сервисов "Почты России" Сергей Емельченков в интервью главному редактору TAdviser Александру Левашову рассказал о цифровой трансформации предприятия, ИТ-стратегии и ключевых проектах импортозамещения. В частности, в ходе беседы речь зашла о проекте внедрения в компании офисного пакета «МойОфис».
По словам Сергея Емельченкова, замена Microsoft Office – это огромная по сложности работа.
Просто так его не заменить. Количество кода, которое сделано в виде макросов в Excel, превышает любое количество кода любых других систем, которые мы используем. Чего греха таить – лучшая система бюджетирования это Excel. Лучшая система анализа – это Excel. Любой экономист скажет, что Excel – это наше всё. Заменить напрямую все эти макросы в Excel мы не сможем. Да и в современной архитектуре это не важно. Мы используем «МойОфис» как платформу для работы с информацией, - рассказал Сергей Емельченков. |
CIO "Почты России" отметил, что вся базовая информация находится в «озере» данных, и в компании хотят, чтобы все пользователи видели одно и то же, а не создавали свои Excel-таблички.
Для доступа к информации, для просмотра используется табличный процессор «МойОфис», а вся аналитика создаётся в бэкофисных системах, в гипер-кубах, и потом предоставляется нашим сотрудникам. Так, например, мы полностью меняем всю систему отчетности для 42 000 отделений. Как только мы внедрим эту систему, ни одного документа в формате Excel или Word в отделениях создаваться не будет, - пояснил Емельченков.Станислав Обухов, Т1 Иннотех: Автоматизация меняет функцию закупок |
По его мнению, такие важные архитектурные и процессные изменения свойственны современным компаниям. "МойОфис" позволил "Почте" перейти к принципиально новой идеологии, при которой пользователям запрещается создавать свои персональные сущности данных.
Изменения очень сложно внедряются, но мы считаем, что, введя новые процессы, мы принципиально ускорим работу с информацией и оптимизируем потоки данных. Мы проходим этот путь с самим производителем продукта «МойОфис» - компанией «Новые облачные технологии». Говорить, что мы преуспели, пока рано. Но мы и не планировали завершить эту историю в течение одного года, учитывая наши масштабы, - заключил Сергей Емельченков. |
ИТ-руководитель "Почты" также рассказал о снижении объема закупок продуктов Microsoft, однако пока компания вынуждена использовать эти решения.
Ту закупку, которая была проведена в феврале 2019 года (поставка лицензий Microsoft на 296 млн руб., - прим. TAdviser), мы спланировали так, чтобы к концу третьего года аренды – к концу 2021 года – выйти практически на ноль, - отметил Емельченков |
Контракт с интегратором-партнером "МойОфис" на 352,6 млн рублей
27 марта 2019 года «Почта России» подвела итоги аукциона на приобретение отечественного офисного ПО для комплексного взаимодействия и совместной работы с документами на различных платформах.[1]
Начальная цена закупки составляла 464,5 млн рублей. Всего на конкурс поступило 5 заявок, при этом в торгах приняли участие только 4. Названия компаний-участников в протоколе аукциона указаны не были.
Победителем закупочной процедуры стала компания «Бином», предложившая наименьшую цену контракта - 357,65 млн рублей. Таким образом, итоговое снижение стоимости договора составило 107 млн рублей. Позже, в апреле, с «Бином» был заключен госконтракт по еще более низкой цене - 352,6 млн рублей, указано на портале госзакупок.
ООО «Бином» (работает под брендом «Бином интегратор») было учреждено в 2008 году. По данным сервиса «Контур-фокус», с ноября 2018 года единственным учредителем компании числится Екатерина Куликова. Выручка компании в 2017 году составила 3,167 млн рублей. До участия в тендере «Почты России» крупнейшим госконтрактом для «Бином» был договор с производственным объединением «Северное Машиностроительное предприятие» в 2016 году – около 3,5 млн рублей, следует из информации в базе «Контур-фокус».
На момент победы в тендере «Бином интегратор» является партнером 2-х компаний: «Новые облачные технологии» и Dialog. По состоянию на апрель 2019 года сайта в интернете у компании нет, есть только страница в соцсети Facebook.
В рамках проекта заказчику требуются пакеты приложений в составе редакторов для рабочих станций и web клиентов, решений централизованного хранения и обработки документов, а также взаимодействия с внешними получателями.
Согласно ТЗ, «Почта России» должна получить пакеты офисного программного обеспечения двух видов. Первый должен включать настольные версии почтового клиента, редактора текстов, редактора таблиц, средства просмотра и редактирования презентаций. Всего – 28 тыс. таких наборов приложений.
Второй пакет вместе с настольными версиями должен включать в себя web-клиенты для перечисленных выше программ. Кроме того, в его состав должны быть включены мобильные приложения для управления документами, редактирования текстов и таблиц, а также мобильный почтовый клиент. Дополнительно во втором пакете должно быть серверное программное обеспечение подсистемы объединенных коммуникаций, файлового хранилища, электронной почты и средств администрирования. Всего требуется 2 тыс. таких пакетов.
Все лицензии должны быть предоставлены на 3 года. В течение этого же периода заказчику потребуются услуги техподдержки: консультационное сопровождение пользователей, корректирующее и адаптирующее сопровождение системы.
Конкретное наименование программного продукта в документации не указывается. При этом, отмечено, что закупаемое офисное программное обеспечение должно быть включено в реестр отечественного ПО.
Среди других требований указано, что пакет должен устанавливаться на рабочие станции и работать под управлением операционных систем Windows (XP, 7, 8, 10, Server 2008 R2, Server 2012 R2, Server 2016), Альт Рабочая станция 8.1 и Astra Linux Common Edition (релиз «Орел»).
Программное обеспечение для мобильных платформ должно работать на устройствах под управлением Apple iOS 10.x и выше (для устройств iPad, iPhone), а также Android 4.4 и выше (для устройств с аппаратной платформой ARM).
Web-клиенты должны работать в браузерах Chrome, Internet Explorer, Edge, Firefox, Safari, «Спутник» и «Яндекс Браузер».
Перечисленным требованиям удовлетворяет пакет офисных приложений «МойОфис», который «Почта России» тестировала в 2017 – 2018 годах.
По данным TAdviser, это крупнейшая закупка российского офисного пакета.
2018: Результаты «пилота» «МойОфис», планы по миграции
Пилотное тестирование офисного пакета «МойОфис» прошло успешно, и по его итогам «Почта России» предъявила разработчикам дополнительные требования для внесения улучшений в работу продукта. Об этом в марте 2018 года рассказал TAdviser заместитель гендиректора по ИТ и развитию новых продуктов «Почты России» Сергей Емельченков.
Мы находимся в заключительной стадии переговоров с возможными поставщиками, - сообщил Емельченков TAdviser, - В ближайшее время «Почта России» планирует провести первый конкурс на закупку отечественного офисного ПО. Объем закупки и ее условия будут объявлены позднее. |
Заместитель гендиректора по ИТ добавил, что специалисты «Почта России» несколько месяцев проводили анализ доступных на рынке отечественных решений в области офисного ПО.
Ранее в марте, отвечая на вопрос TAdviser на пресс-конференции, глава «Почты России» Николай Подгузов упоминал, что организация планирует перейти с Microsoft Office на «МойОфис» в 2018 году. Изначально миграцию рассчитывали начать в 2017 году (см. раздел ниже о пилотном проекте).
Возможную стоимость контракта на поставку лицензий «МойОфис» для «Почты России», ориентируясь на другие контракты, оценить сложно, поскольку на масштабных закупках вендоры зачастую предлагают заказчику большие скидки. Например, в апреле 2017 года закупку «МойОфис» проводило Росимущество (подробнее о проекте - по ссылке). Стоимость договора с поставщиком - компанией Softline - в данном случае порядка 8,9 млн рублей и включает 1 тыс. бессрочных лицензий «МойОфис».
Сергей Емельченков отмечает, что парк компьютеров «Почта России» является одним из крупнейших среди компаний в стране и насчитывает около 160 тыс. компьютеров. При реализации планов по замене Microsoft Office, проект «Почты России» станет одним из крупнейших внедрений «МойОфис» и одним из крупнейших проектов импортозамещения ПО на предприятии в России.
Более масштабное внедрение «МойОфис» на замену ПО Microsoft, ведется, например, в Москве. Правда, речь в данном случае только о почтовом сервисе. В 2017 году ДИТ Москвы говорил о планах перевести на него около 600 тыс. пользователей в городе. В ДИТ рассказывали, что внедрение происходит не без сложностей: по состоянию на май 2017 года, по словам главы ДИТ Артема Ермолаева, имела место «как минимум трехмесячная задержка проекта ввиду того, что столкнулись с большим количеством технических тонкостей».
2017: Старт пилотного проекта
«Почта России» запустила пилотный проект по использованию офисного пакета «МойОфис» и в дальнейшем рассчитывает заменить им Microsoft Office на рабочих местах сотрудников по всей стране. Об этом TAdviser в апреле 2017 года рассказал заместитель гендиректора по ИТ и развитию новых продуктов «Почты России» Сергей Емельченков.
По словам Емельченкова, пилотный проект был запущен в макрорегионе «Почты России» «Центр», столица которого находится в Твери. «МойОфис» там используют офисные сотрудники и руководство, говорит он.
Текущий опыт пилотного использования «МойОфис» в «Почте России» заместитель гендиректора по ИТ оценивает как успешный: он отмечает, что этот продукт полностью заменяет сотрудникам Microsoft Office.
«Почта России» рассчитывает начать тиражирование «МойОфис» на рабочие места сотрудников в 2017 году. По словам Сергея Емельченкова, всего в «Почте России» порядка 160 тыс. компьютеров. С учетом такого большого объема, он не уверен, что в этом же году получится полностью завершить миграцию.
В «Новых облачных технологиях» - разработчике «МойОфис» - проект в «Почте России» предпочли не комментировать.
Тендер на поставку «МойОфис» «Почта России» еще не объявляла.
Замену Microsoft Office на «МойОфис» «Почта России» проводит в рамках общегосударственного курса на импортозамещение, рассказал TAdviser Сергей Емельченков. По его словам, для этого в организации существует целая программа. Помимо замены продуктов Microsoft, она предполагает также, например, замену Oracle на СУБД с открытым кодом.
Проект «Почты России» должен стать одним из крупнейших по переходу на отечественное офисное ПО. В 2014 году более масштабное внедрение российского офисного ПО проводила РЖД РЖД (подробнее о проекте - по ссылке). Тогда РЖД заключила контракт на поставку российского решения для объединенных коммуникаций CommuniGate Pro для внедрения на более чем 250 рабочих местах сотрудников. Оно предназначалось для замены решений Microsoft Exchange и Lync. ИТ-директор РЖД Евгений Чаркин рассказывал TAdviser, что по состоянию на апрель 2017 года на это решение перешли около 170 тыс. пользователей.