К уголовному делу ИТ-директора «Почты» привел мега-проект из 10 контрактов с 4 ИТ-компаниями на 9,7 млрд рублей
Заказчики: Почта России Москва; Логистика и дистрибуция Продукт: Проекты ИТ-аутсорсингаДата проекта: 2014/06 — 2020/02
Бюджет проекта: 11,5 млрд + 9,8 млрд руб.
|
Технология: ИТ-аутсорсинг
|
Содержание |
Уголовное дело о превышении полномочий
TAdviser удалось выяснить подробности уголовного дела о превышении полномочий ИТ-директором "Почты России" Сергеем Емельченковым. Оно касается 10 контрактов на обслуживание ИТ-инфраструктуры, заключенных "Почтой" в 2018 году с четырьмя компаниями: Инфосистемы Джет, АйТеко, Сервионика (входит в АйТеко), Новые сервисные технологии (входит в группу Maykor).
Контракты были заключены на 3 года, их общая сумма составила 9,77 млрд рублей. В 2018 году TAdviser подробно освещал этот проект (см. ниже).
Ко всем 10 контрактам Сергей Емельченков подписал дополнительные соглашения, не согласовав их с Минкомсвязи (до того как стать АО, "Почта" была ФГУПом, подведомственным этому министерству). Тем самым, как считает следствие, он превысил свои должностные полномочия.
Подписанные дополнительные соглашения, в частности, изменяли методику расчета штрафов для подрядчиков «Почты России». В соответствии с новой методикой суммы штрафов для подрядчиков уменьшались.
Логику принятия решения об уменьшении штрафных санкций TAdviser объяснил адвокат Сергея Емельченкова Борис Федосимов:
Дело в том, что один из подрядчиков, компания «Сервионика», нарушила условия соглашения, в результате чего «Почта России» наложила на нее непомерные штрафные санкции. Их размер превысил стоимость оплаты за оказанные услуги «Сервионики», которую она должна была получить. То есть необходимые работы были произведены, но оказалось, что «Сервионика» должна еще и доплатить «Почте России» за оказанные ей же услуги. В такой ситуации подрядчик предупредил о приостановке работ, что могло негативно сказаться на работоспособности всех отделений «Почты России» в одном из федеральных округов, что означало бы «социальный взрыв». Именно поэтому решение об изменении методики расчета штрафных санкций было согласовано всеми подразделениями «Почты России». Мой подзащитный просто поставил финальную подпись на готовом и всеми согласованном документе. |
Сумма штрафа «Сервионики» по новой методике снизилась с 350 млн рублей до 37 млн рублей. Если считать разницу между первоначальным и конечным размерами штрафа ущербом, то этот ущерб должен был бы составить 313 млн рублей, говорит адвокат. Однако следствие указывает на 67 млн рублей ущерба и считает эту сумму значительной для «Почты России». На вопросы защиты о том, как была определена эта сумма, по словам адвоката, следствие никаких адекватных объяснений не предоставляет.
Учитывая, что выручка «Почты России» более 206 млрд рублей, 67 млн рублей – это 0,0325%! О каких тяжких последствиях для «Почты России» может идти речь?! - отметил Федосимов. |
Адвокат также обратил внимание, что при снижении штрафов стоимость самих контрактов не изменилась, хотя подрядчики и получили больше, чем если бы штрафы не снижались.
Следствие считает, что дополнительные соглашения Емельченков подписал в корыстных целях, так как исполнение работ подрядчиками влияло на его годовые бонусы. Но адвокат утверждает, что это полностью не соответствует действительности.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России
Защита также не согласна с мерой пресечения в виде домашнего ареста, избранной для Емельченкова. По словам адвоката, он будет обжаловать данную меру в течение положенных законом трех дней, так как считает ее «незаконной и необоснованной в силу того, что следствие не представило ни одного реального доказательства причастности Емельченкова к тому, в чем его обвиняют».
В заведенном в отношении Емельченкова деле 90% всех материалов – те, что связаны с ним самим. Его допросы, указание ему того, в чем он подозревается и так далее. Есть только один допрос другого человека, однако и из него не следует, что Емельченковым совершались какие-то противоправные действия, - рассказал Борис Федосимов. |
Защите Емельченкова уже удалось добиться смягчения меры пресечения – изначально следствие намеревалось заключить его под стражу, добавил адвокат.
Обслуживание техники и ПО в 2018-2021 годах
Экономия - более 1 млрд рублей
«Почта России» изменила подход к аутсорсингу обслуживания ИТ-инфраструктуры, отказавшись от модели Single-Sourcing, когда услуги оказывает один поставщик, в пользу Multi-Sourcing, при которой поставщиков несколько, и достигла существенной экономии. Об этом «Почта России» сообщила в январе 2020 года.
В частности, эффективность расходов на обслуживание вычислительной, офисной и контрольно-кассовой техники повысилась на 36%, составив 1,04 млрд рублей в денежном выражении в 2018 году, утверждают в организации.
Ранее эти услуги оказывал один поставщик – Maykor. В «Почте России» отметили, что продолжают сотрудничать с Maykor, но помимо нее теперь аутсорсинговые услуги по обслуживанию ИТ-инфраструктуры также оказывают другие поставщики, в числе которых - «Инфосистемы Джет» и ГК «АйТеко». Подробнее обо всех поставщиках см. в блоке ниже.
При использовании модели Multi-Sourcing между потенциальными участниками проекта создается среда справедливой рыночной конкуренции, что дает выгоду заказчику как с точки зрения стоимости, так и с точки зрения качества оказываемых услуг, поясняют в «Почте России».
По этому принципу «Почта России» в 2018 году передала на сервисное обслуживание более 650 тыс. единиц вычислительной, офисной, контрольно-кассовой техники и весового оборудования на всех эксплуатируемых объектах почтовой связи.
В масштабах всей сети компания в 2018 году смогла сэкономить более 1,04 млрд рублей и создать на территории РФ новый рынок по оказанию услуг инфраструктурного ИТ-аутсорсинга, - заявляет заказчик. |
В 2019 году в автоматизированной системе управления ИТ-процессами (АСУИП) Naumen Service Desk было зарегистрировано более чем 4,25 млн запросов пользователей, которые исполнялись объединенной командой «Почты России» и внешних подрядчиков с общей численностью более 3 тыс. человек.
Переход к формату Multi-Sourcing и внедрение новой системы диверсификации дали нам возможность максимально эффективно работать с поставщиками в регионах, выбирая наиболее выгодные для компании ценовые предложения. Параллельно, мы смогли высвободить дополнительные средства, которые планируется направить на развитие новых технологичных платформ и востребованных у клиентов цифровых продуктов», - говорит заместитель гендиректора по ИТ и развитию цифровых сервисов «Почта России» Сергей Емельченков. |
В организации также рассказали TAdviser, что оптимизация расходов на ИТ планируется по всем существующим направлениям: помимо поддержки ИТ-инфраструктуры, она также затрагивает центры обработки данных, корпоративные сети, работу с системами передачи данных.
Конкуренты потеснили Maykor в многомиллиардных проектах техподдержки «Почты России»
В конце января 2018 года «Почта России» подвела итоги 10 аукционов на оказание услуг по технической поддержке и техническому обслуживанию программно-аппаратных комплексов, включая контрольно-кассовую технику. Суммарная начальная стоимость этих закупок составляла 9,77 млрд рублей.
Закупки осуществлялись для 10 макрорегиональных центров: "Волга-1", "Волга-2", "Дальний Восток", "Москва", "Северный Кавказ", "Северо-Запад", "Сибирь", "Урал", "Центр" и "Юг".
Самая дорогая закупка проводилась для МРЦ "Москва" (в т.ч. для Аппарата управления предприятием) – 1,329 млрд рублей. Меньше всего планировалось потратить на услуги для макрорегиона "Северный Кавказ" – 415 млн рублей.
По итогам проведенных аукционов победителями стали 4 компании - Инфосистемы Джет, Сервионика, АйТеко, Новые сервисные технологии (входит в группу Maykor). Подробности представлены в таблице ниже. В предыдущий период Maykor через дочку "ЦРТ Сервис" выиграл аналогичные конкурсы во всех регионах.
МРЦ Почты России | Начальная (максимальная) цена договора | Начальная суммарная стоимость единиц услуг/месяц, руб. | Победитель | Итоговая суммарная стоимость единиц услуг/месяц, руб. |
"Москва" и Аппарат управления предприятием | 1 329 404 361,84 | 9 487 835,48 | Инфосистемы Джет | 5 645 252,05 |
"Сибирь" | 1 235 687 046,12 | 25 229 523,07 | Сервионика | 20 940 503,99 |
"Юг" | 1 232 444 383,56 | 18 343 248,07 | АйТеко | 14 032 584,79 |
"Центр" | 1 147 801 275,72 | 24 920 966,35 | Сервионика | 17 419 755,48 |
"Северо-Запад" | 1 145 339 264,88 | 24 583 761,31 | Новые сервисные технологии | 17 085 714,11 |
"Волга-2" | 945 052 842,24 | 12 968 604,10 | АйТеко | 11 088 156,51 |
"Волга-1" | 839 146 322,16 | 14 986 539,35 | Сервионика | 11 015 106,27 |
"Дальний Восток" | 754 312 589,64 | 26 323 252,39 | Новые сервисные технологии | 18 821 125,57 |
"Урал" | 729 453 054,24 | 13 480 457,71 | Новые сервисные технологии | 9 908 136,35 |
"Северный Кавказ" | 415 373 591,88 | 16 500 272,83 | Сервионика | 16 417 771,47 |
Сумма | 9 774 014 732,28 |
Услуги по технической поддержке и обслуживанию программно-аппаратных комплексов включают в себя: ввод различных компонентов в эксплуатацию, плановое ТО, ремонтные услуги, обслуживание контрольно-кассовой техники, обслуживание СКС, техподдержку ПО, установленного на рабочих местах пользователей.
Список оборудования включает персональные компьютеры, ноутбуки, серверы, информационные киоски, платежные терминалы, принтеры и МФУ, средства связи (телефоны, факсы, коммутаторы и пр.), банковскую технику (счетчики, детекторы и сортировщики банкнот, счетчики монет) и прочие устройства.
Перечень ПО также разнообразен. В него входят, например, ОС Windows, офисные приложения Microsoft Office или Open Office, Skype for Business, почтовые клиенты Outlook, The Bat и другие, антивирусные решения Kaspersky Total Space Security или Endpoint Security и т.д. Помимо этого, в состав решений, для которых требуется техподдержка включены: ЕАС ОПС (Единая автоматизированная система отделений почтовой связи), ППП WinPost, ИС «Подписка», АРМ продажи ЖД билетов, АРМ продажи Авиа-билетов, ИС «Лотереи» - уровень ОПС, ИС «Коммунальные платежи», СЭД ИС «Почтамт. Регистратор документов», Платежная система «Свободная касса», ИС «Western Union» и другие решения.
Исполнители проектов должны будут приступить к работам в течение 5 рабочих дней с даты подписания договора, но не ранее 1 февраля 2018 г. Прием и регистрация запросов должны производиться круглосуточно в режиме 24 часа/7 дней в неделю, 365 дней в году. При этом, сроки решения задач варьируются в зависимости от вида запроса и категории оборудования.
Все услуги должны оказываться непрерывно в течение 3 лет.
Обслуживание техники и ПО в 2014-2017 годах
Весной 2014 года "Почта" проводила конкурс по выбору подрядчика для оказания услуг по технической поддержке и техническому обслуживанию программно-аппаратных комплексов, включая контрольно-кассовую технику. Проект охватывал 42 тысячи отделений по всей стране[1]. Закупка была разделена на три лота по регионам предоставления услуг.
Победителем всех трех лотов стала входящая в Maykor компания "ЦРТ Сервис", предложившая оказать услуги за 11,5 млрд рублей. В тендере также участвовали "Техносерв" и несколько региональных компаний.
В Maykor в ответ на вопросы TAdviser сообщили, что в исполнении контракта задействованы все 83 филиала компании. По специальным работам привлекаются точечные субподрядчики.