Заказчики: КамАЗ Набережные Челны; Машиностроение и приборостроение Подрядчики: Микротест Продукт: SAP for AutomotiveНа базе: SAP ERP Дата проекта: 2011/03
|
Применение решения SAP for Automotive позволило вывести на новый уровень эффективности такие процессы управления, как планирование производства, управление качеством, планирование логистической цепочки. Оптимизированы производственные затраты, исключены простои. Существенно снижен объем складских запасов, выросла производительность сборочного производства. Оптимизирован ряд ключевых процессов в сфере производства и логистики, создан собственный логистический центр. Этот проект является одним из крупнейших внедрений SAP в российской и мировой автомобильной индустрии, и в совместных планах SAP СНГ и ОАО «КАМАЗ» предусмотрено его дальнейшее расширение и развитие.
В 1970-90-е годы производство ОАО «КАМАЗ» было сосредоточено на массовом выпуске не более чем четырех моделей автомобилей. Для повышения конкурентоспособности группа «КАМАЗ» в 2000-х годах практически полностью перешла на позаказный выпуск автомобилей. Сегодня в среднем выпускается до десяти автомобилей одной модели в месяц. При такой высокой вариативности используемая информационная модель не могла обеспечить необходимый уровень точности и управляемости процессов планирования и производственного учета. Это негативно отражалось на эффективности производства: складские запасы росли, увеличивались объемы незавершенного производства, учащались случаи остановки конвейеров, срывов сроков выполнения заказов.
В 2007 году в группе «КАМАЗ» было принято решение модернизировать процессы управления производством, в первую очередь — информационные системы управления. Был проведен анализ системы управления производством, а также предлагаемых на рынке решений в части автоматизации системы управления. В 2008 году вышел приказ генерального директора ОАО «КАМАЗ» о начале работ по проекту «Внедрение информационной системы календарного управления производством группы организаций ОАО «КАМАЗ». В качестве основной системы был выбран программный продукт SAP for Automotive, основной исполнитель работ по внедрению — компания «Микротест».
Сегодня выполнены работы по внедрению системы SAP для управления производством автосборочного завода — основного производственного предприятия группы, ритмичность работы которого — обязательное условие эффективной работы всей группы «КАМАЗ». Система автоматизирует следующие процессы:
- конфигурирование заказа;
- формирование однозначного состава будущего автомобиля;
- формирование оптимальной последовательности закладки автомобиля на конвейерах с учетом ограничений;
- формирование календарного производственного плана для 25 цехов механосборочного производства;
- оперативное обеспечение материалами, комплектующими рабочих мест из хранилищ и складов;
- оперативный учет движения материалов на более чем 80 складах;
- оперативный учет выполнения производственного плана, списания материалов и комплектующих в цехах, на контрольных точках конвейеров;
- учет и анализ дефектов и брака;
- формирование себестоимости.
Одновременно были проведены существенные организационные изменения, например, создание логистического центра. Кроме того, в ходе проекта развития производственной системы ОАО «КАМАЗ» были изменены существующие бизнес-процессы.Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг
У внедренной системы стандартный промышленный функционал. В SAP вводятся заказы, ведется состав деталей выпускаемых автомобилей - каждая машина получает электронный паспорт с перечнем ее компонентов. Также в производственной системе по заданным ограничениям (например, выпуск не более определенного числа изделий с заданными характеристиками) составляется последовательность работ на конвейерах. Ведется календарный план работ для цехов, автоматизируется работа со складами для снижения остатков на них, рассчитывается себестоимость изделий. Среди внедренных модулей - MM, FI, iPPE, WM, APO, PP, CIF, SD, CO.
Необходимость замены старых ИТ-систем на КАМАЗе связывают с изменением подхода к выпуску автомобилей. В начале 2000-х КАМАЗ перешел от массового производства небольшого числа моделей к позаказному выпуску большого количества их вариаций - сейчас в месяц производится в среднем всего 10 одинаковых машин. Как говорят в компании, такую вариативность старые ИТ-системы поддержать не смогли.
Внедрение SAP - не первая попытка КАМАЗа развернуть комплексную систему управления. В конце 90-х на предприятиях группы стартовали проекты по внедрению ERP BAAN (позже была куплена SSA Global Technologies, в свою очередь вошедшей в Infor Global Solutions). Эта система появилась на заводе «Камаз-Дизель» (дочернее предприятие, отвечающее за выпуск коробок передач и двигателей) и металлургическом производстве «Камаз-Металлургия».
На первом предприятии эта ERP работает до сих пор, на втором - практически выведена из эксплуатации. С начала 2008 г. на «Камаз-Маталлургия» SAP внедряет IBS.[1] На предприятиях группы КАМАЗ развернуты и другие ERP-системы. В феврале 2011 г. о внедрении «1С:Управление производственным предприятием 8» для 40 департаментов сообщила компания «Интелком», а дочерний Туймазинский завод автобетоновозов в 2008 г. выбрал `Галактику`.
«Внедрение новой системы управления совпало с началом финансового кризиса, спадом продаж и производства. В группе «КАМАЗ» в это время была существенно сокращена инвестиционная программа. Однако мы приняли решение продолжать выполнение проекта, и это оказалось правильным. Для проекта спад в производстве пошел на пользу — мы смогли сконцентрировать на проекте лучшие силы, отладить новые процессы. Во многом благодаря этому наша компания оказалась готова к увеличению объемов производства, и при необходимости их корректировки в большую или меньшую сторону. В настоящее время ежесуточный выпуск достиг 180 автомобилей, что соответствует докризисному периоду, но сейчас количество рабочих смен уменьшилось вдвое и как следствие достигнут рост производительности труда в два раза», — отметил Юрий Клочков, первый заместитель генерального директора ОАО «КАМАЗ».
Экономический эффект от создания новой системы управления производством оценивается в 500 млн рублей в 2010 году. Сокращение недостач товарно-материальных ценностей составило 25%, сокращение брака на основном производстве автосборочного завода — 10%. Группа оптимизировала производственные затраты, исключила случаи простоев, при 20-дневном рабочем месяце три рабочих дня были высвобождены. Новая система управления производством позволила получать более объективные оценки затрат на выпускаемые комплектации автомобилей.
После завершения работ на автомобильном заводе началось создание системы планирования межзаводских поставок. До конца 2011 года в ОАО «КАМАЗ» появится логистическая система, объединяющая заводы основной технологической цепочки. Долгосрочные планы развития системы включают в себя внедрение решений для управления сбытом и дилерской сетью, управления прессово-рамным заводом, совершенствование систем финансово-экономического блока.