Проект

В программе "Электронная Москва" выявлены нарушения на сотни миллионов рублей

Заказчики: Департамент информационных технологий Москвы (ДИТ)

Москва; Государственные и социальные структуры



Дата проекта: 2008/04 — 2010/09
По результатам проверки эффективности использования бюджетных средств, выделенных из бюджета города Москвы на реализацию ГЦП «Электронная Москва» в 2008-2010 годах и истекшем периоде 2011 года выявлены финансовые нарушения на общую сумму 282 млн рублей. Установлены факты неэффективного использования бюджетных средств на общую сумму 4,6 млрд рублей.

«Электронная Москва» — городская целевая программа города Москвы, определявшая состав мероприятий по применению информационно-коммуникационных технологий в городском управлении и социальной сфере.

Программа была разработана в 2002 году и стартовала в 2003-м. Правительство города создало специальную компанию ОАО "Электронная Москва" для управления программой, которую возглавил глава компании "Комкор" Юрий Припачкин. Итоги реализизации программы были признаны неудовлетворительными и Припачкин ушел в конце 2005 года.

Реализация программы была передана в ведение управления информационных технологий, которое возглавил Алексей Николаевич Михайлов, через несколько лет эмигрировавший в США. Позже участники ИТ-рынка подозревали, что Михайлов являлся гражданином США и в период выполнения обязанностей на посту в правительстве Москвы.

Продолжение программы в 2008-2010 гг, по результатам проверки, сопровождалось финансовыми нарушениями на сотни миллионов рублей.

В августе 2011 правительством Москвы утверждена новая программа информатизации Информационный город.

Москва Умный город

Координатор программы

В период с января 2008 года по август 2010 года уполномоченным органом управления информатизации в городе Москве и заказчиком-координатором ГЦП «Электронная Москва» являлось Управление информатизации города Москвы.

Постановлением Правительства Москвы от 10.08.2010 № 706-ПП Управление информатизации города Москвы реорганизовано в Комитет информационных технологий города Москвы с передачей всех прав и обязательств Управления информатизации города Москвы. Главой комитета назначен Алешин Михаил Игоревич.TAdviser Security 100: Крупнейшие ИБ-компании в России 59.6 т

Постановлением Правительства Москвы от 28.12.2010 № 1103-ПП Комитет информационных технологий города Москвы преобразован в Департамент информационных технологий путем переименования. Главой департамента назначен Ермолаев Артем Валерьевич.

Результаты проверки итогов реализации программы

Документ подготовлен контрольно-счетной палатой Москвы. Опубликован в августе 2011 г.

О результатах проверки правомерности и эффективности использования бюджетных средств, выделенных из бюджета города Москвы на реализацию Городской целевой программы «Электронная Москва» в 2008-2010 годах и истекшем периоде 2011 года

Проверка проводилась в Департаменте информационных технологий города Москвы (далее – Департамент информационных технологий), Департаменте здравоохранения города Москвы (далее – Департамент здравоохранения), Департаменте образования города Москвы (далее –Департамент образования) и Департаменте экономической политики и развития города Москвы (далее – ДЭПиР).

Всего по результатам проверки выявлены финансовые нарушения на общую сумму 282 668,1 тыс. рублей, в том числе:

  • 10 683,5 тыс. рублей – нарушения в области закупок для государственных нужд;
  • 86 025,3 тыс. рублей – нарушения правил бухгалтерского (бюджетного) учета и отчетности;
  • 185 959,3 тыс. рублей – сверхнормативные и избыточные расходы.

Установлены факты неэффективного использования бюджетных средств на общую сумму 4 692 523,8 тыс. рублей, в том числе:

  • 1 315 144,8 тыс. рублей – затраты государственных средств сверх необходимого на достижение запланированного результата;
  • 3 377 379,0 тыс. рублей – отвлечение, неиспользование государственных средств и имущества по назначению.

В ходе проверки установлено:

Общее финансирование за 2008-2010 гг

Бюджетное финансирование мероприятий по созданию (внедрению, модернизации) общегородских и ведомственных информационных систем и ресурсов (далее – ИСиР) в рамках выполнения плана информатизации города Москвы на 2008 год и Городской целевой программы «Электронная Москва (2009-2011)» (далее – ГЦП «Электронная Москва», Программа) годовыми планами информатизации на 2008-2010 годы было определено в объеме 17 424 078 тыс. рублей.

В указанном периоде бюджетные ассигнования на создание ИСиР были выделены 23 государственным заказчикам в сумме 18 167 714,3 тыс. рублей, из них 90,5% от общего объема – Департаменту информационных технологий. Кассовые расходы на мероприятия по созданию ИСиР в 2008-2010 годах составили 11 971 354,8 тыс. рублей.

В условиях значительного сокращения объемов работ и объемов бюджетного финансирования мероприятий ГЦП «Электронная Москва» (на 48,7% от начальных показателей Программы) и приостановки финансирования в 2009-2010 годах наиболее ресурсоемких проектов неосвоенный остаток бюджетных средств составил 6 196 359,5 тыс. рублей, или 34,1% от выделенных в 2008-2010 годах бюджетных ассигнований.

В 2008-2010 годах по планам информатизации предполагалось выполнить 197 мероприятий по созданию ИСиР с лимитом финансирования 17 424 078,0 тыс. рублей.

Более 28,9% от запланированного объема финансирования предполагалось выделить на мероприятия в интересах ГУВД по городу Москве, по Департаменту образования – 6,2%, по Департаменту здравоохранения – 4,9%. Пользователи (получатели) результатов работ по 51 мероприятию с плановым объемом финансирования 3 701 741,5 тыс. рублей (или 21,1%) годовыми планами работ определены не были.

Заявленные в ГЦП «Электронная Москва» социальные приоритеты информатизации не были обеспечены бюджетным финансированием в объемах, установленных годовыми планами информатизации. Работы по созданию ИСиР в интересах ведомств и бюджетных учреждений Комплекса социальной сферы города Москвы в 2008-2010 годах фактически были профинансированы в объеме до 23,7% от заявленной потребности.

Размещение заказа

Размещение государственного заказа города Москвы на создание ИСиР в рамках выполнения годовых планов информатизации в 2008-2010 годах осуществлялось в крайне поздние сроки. Основной объем государственного заказа на работы по созданию (модернизации) ИСиР размещался: в 2008 году – во II полугодии, в 2009-2010 годах – в IV квартале. В среднем до 85,2% запланированных расходов по заключенным в IV квартале государственным контрактам на создание ИСиР переходило в обязательства последующих финансовых периодов.

Размещение государственного заказа на создание ИСиР в 2011 году по состоянию на июль не осуществлялось.

Государственный заказ на создание ИСиР в 2008-2010 годах размещался путем проведения 192 процедур торгов (252 лотов) с общей начальной ценой 14 177 806,8 тыс. рублей. Торги по семи процедурам с общей начальной ценой 67 812,9 тыс. рублей не состоялись.

По результатам размещения государственного заказа было заключено 185 государственных контрактов на общую сумму 13 302 658,1 тыс. рублей (из них Департаментом информационных технологий – 138 государственных контрактов на общую сумму 12 184 994,3 тыс. рублей). Тендерное снижение по состоявшимся торгам в целом за три года составило 807 335,7 тыс. рублей, или 5,7% от начальных цен лотов.

В 2010 году по сравнению с результатами размещения государственного заказа 2009 года отмечено увеличение объемов размещения заказа у единственного поставщика (с 46,7 до 56,7%) и увеличение количества участников размещения заказов, допущенных к участию в торгах (с 2,2 до 2,5 заявки на лот).

В ходе проверки расходов на эксплуатацию ИСиР установлено, что доля заказов, размещаемых без проведения торгов способом проведения закупок малого объема (до 100,0 тыс. рублей), резко возросла.

В системе образования города Москвы в 2008 году доля закупок малого объема в общем объеме расходов на эксплуатацию ИСиР окружных управлений образования в среднем составляла 36,8%, в 2009 году – 64,5%, в 2010 году – 71,6%.

Организациями системы здравоохранения города Москвы в проверяемом периоде путем заключения договоров с ценой до 100,0 тыс. рублей произведены расходы на общую сумму 648 136,6 тыс. рублей, или 25,8% от всех расходов на эксплуатацию ИСиР. По отдельным бюджетополучателям исполнение бюджета на эксплуатацию ИСиР путем закупок малого объема составило до 70-80%.

Государственными заказчиками разработки ИСиР допускались нарушения на этапе размещения государственного заказа:

  • расчеты начальной (максимальной) цены государственных контрактов, технические задания и иные документы, обосновывающие расчеты начальных (максимальных) цен государственных контрактов, Департаментом информационных технологий и ДЭПиР в Оперативном календаре Единой автоматизированной информационной системы торгов города Москвы (далее – ЕАИСТ) не размещались;

  • размещение государственного заказа на создание (внедрение) второй очереди Автоматизированной информационной системы управления бюджетным процессом (далее – АИС УБП-2) в 2010 году осуществлено ДЭПиР с нарушением ч.11 ст.9 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ) и отдельных положений распорядительных документов Правительства Москвы в части организации размещения заказов2 ;

  • Департаментом здравоохранения в нарушение п.п.2, 6 ч.1 ст.15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов с реестровым номером 11-0216960-10 в перечень требований по выполнению работ были включены условия, ограничивающие конкуренцию;

  • Департаментом образования в нарушение положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ в государственных контрактах на эксплуатацию ИСиР не устанавливались объемы выполняемых плановых и дополнительных работ в количественном выражении.

  • В период 2008-2010 годов Департаментом информационных технологий не обеспечено в полной мере выполнение требований ч.4 ст.9 Закона города Москвы от 24.10.2001 № 523 в части разработки требований к формированию, созданию и использованию ИСиР, организационно-методическому руководству процессами информатизации, обеспечению учета и защиты права собственности города Москвы на создаваемые в результате выполнения работ объекты права собственности, формированию и представлению в установленном порядке на утверждение нормативных документов по вопросам управления в области информатизации.

  • Организационно-методические основы единой системы формирования начальных цен государственных контрактов на выполнение работ по созданию ИСиР не разработаны.

Нарушения в определении цен на работы

Фактически нормативы и тарифы на работы (виды работ) по созданию ИСиР, формированию и использованию информационных ресурсов за счет средств городского бюджета в законодательстве города Москвы отсутствуют. Действующие федеральные отраслевые нормативы, определяющие трудоемкость отдельных видов и этапов работ по созданию ИСиР, государственными заказчиками не применяются.

Отсутствие четко регламентированной системы ценообразования и нормирования позволяло государственным заказчикам формировать начальные цены государственных контрактов в отсутствие сметных расчетов, что приводило к несоизмеримым (необоснованным) с затратами ценам за одну единицу выполняемой работы (операции), различиям в стоимости однотипных работ (операций).

При формировании начальных (максимальных) цен государственных контрактов анализ рыночной цены закупаемых товаров (работ, услуг) в сопоставимых экономических условиях государственными заказчиками не проводился.

Государственными заказчиками не учитывались положения подп.16 п.3 ст.149 Налогового кодекса Российской Федерации и в начальные цены контрактов на выполнение финансируемых за счет средств городского бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (далее – НИОКР) включался НДС.

Нарушения в принятии работ у исполнителей

В отсутствие организационно-методических документов по учету и защите прав собственности города Москвы на результаты мероприятий ГЦП «Электронная Москва» государственные заказчики разработки ИСиР и пользователи не принимали своевременных мер по правовой охране результатов работ.

Предельные сроки приостановки выполнения НИОКР (в случае дальнейшей нецелесообразности их продолжения) и порядок принятия государственными заказчиками решений о прекращении работ распорядительными документами Правительства Москвы не установлены.

В проверяемом периоде по соглашению сторон были расторгнуты 13 заключенных Департаментом информационных технологий государственных контрактов на выполнение НИОКР на общую сумму 1 158 666,8 тыс. рублей. Кассовый расход по расторгнутым государственным контрактам составил 629 525,1 тыс. рублей. Согласованные с пользователями решения Департамента информационных технологий об использовании результатов научно-технической деятельности по расторгнутым государственным контрактам на создание ИСиР отсутствуют.

Кроме того, по состоянию на 15.06.2011 девять незавершенных государственных контрактов Департамента информационных технологий на общую сумму 3 795 054,9 тыс. рублей имеют истекший срок действия (до 31.12.2010). Из них семь государственных контрактов с общим кассовым расходом 1 601 411,4 тыс. рублей, по сведениям Департамента информационных технологий, планируется расторгнуть.

Отсутствуют распорядительные документы Правительства Москвы, устанавливающие предельные сроки принятия решений о вводе ИСиР в промышленную эксплуатацию после завершения государственных контрактов на их создание.

По состоянию на 15.06.2011 на балансе Департамента информационных технологий числились расходы бюджетных средств на общую сумму 227 411 тыс. рублей, принятые к учету в качестве капитальных вложений в нематериальные активы по результатам исполнения 18 государственных контрактов на создание 16 ИСиР в 2003-2007 годах.

Не имеют перспектив ввода в промышленную эксплуатацию 45 ИСиР, разработанных в рамках шести государственных контрактов 2008-2009 годов на общую сумму 338 470 тыс. рублей.

Не обеспечена практическая реализация положений ст.8 Закона города Москвы от 24.10.2001 № 52 «Об информационных ресурсах и информатизации города Москвы» по включению ИСиР в хозяйственный оборот путем оказания на их основе информационных услуг.

Мероприятия по оценке рыночной стоимости ИСиР города Москвы и прав на них с целью вовлечения в хозяйственный оборот, предусмотренные постановлением Правительства Москвы от 06.12.2005 № 982-ПП4 , не проводились. Не осуществлялась передача прав юридическим и физическим лицам на оказание информационных услуг на основе использования ИСиР города Москвы в соответствии с положениями постановления Правительства Москвы от 19.06.2007 № 497-ПП5 .

Распорядительными документами Правительства Москвы не определены источники бюджетного финансирования для осуществления государственными заказчиками эксплуатации ИСиР внеплановых (оперативных) закупок вычислительной техники, оборудования и программного обеспечения с целью восстановления функционирования систем, функциональной реализации в ИСиР оперативных изменений действующего законодательства и развертывания дополнительных вычислительных ресурсов в ограниченные сроки. Как следствие, государственные заказчики эксплуатации ИСиР не располагают бюджетными ассигнованиями по подразделу «Связь и информатика» КОСГУ 310/320, что в ряде случаев приводит к невозможности восстановления работоспособности информационных систем жизнеобеспечения.

В 2008-2010 годах отдельные государственные заказчики не выполняли надлежащим образом условия заключенных государственных контрактов на создание ИСиР.

Департамент информационных технологий и ДЭПиР не обеспечили принятие мер ответственности к недобросовестным исполнителям государственных контрактов. В нарушение п.6 постановления Правительства Москвы от 18.11.2008 № 1050-ПП6 Департаментом информационных технологий своевременно не были приняты меры по взысканию неустойки с исполнителей шести государственных контрактов в сумме (расчетно) 15 871,0 тыс. рублей.

В 2010 году государственные контракты на создание и внедрение АИС УБП-2 были заключены ДЭПиР без установления обязательных условий в соответствии с требованиями законодательства в части ответственности исполнителей за нарушение обязательств по государственным контрактам.

ДЭПиР и Департамент информационных технологий (по отдельным проектам 2008 года) в нарушение условий государственных контрактов не осуществляли комиссионную приемку результатов работ. Непосредственная приемка результатов работ выполнялась конечными потребителями в отсутствие у них технических заданий и иных сведений о существенных условиях государственных контрактов (информации по срокам, объемам работ, видам испытаний).

При организации работ по внедрению систем узлов АИС УБП-2 итоговые акты приемки работ (этапов работ) подписывались ДЭПиР в отсутствие первичных учетных документов, подтверждающих факт поставки оборудования и выполнения работ на объектах внедрения (Департамент здравоохранения, Департамент образования, Департамент социальной защиты населения города Москвы, Государственное учреждение «Центр организации дорожного движения» и Объединенный музей-заповедник «Коломенское»).

Оценка результативности программы

В ходе оценки результативности мероприятий по созданию (внедрению, модернизации) ИСиР установлено следующее.

Департаментом информационных технологий по результатам исполнения 33 государственных контрактов на общую сумму 3 296 359,7 тыс. рублей предполагалось разработать и ввести в промышленную эксплуатацию 86 ИСиР и отдельных подсистем.

По состоянию на 15.06.2011 распорядительными документами Правительства Москвы в промышленную эксплуатацию введено 25 ИСиР (подсистем), кассовый расход на их создание составил 542 131,9 тыс. рублей.

Не введена в промышленную эксплуатацию 61 система (подсистема), расходы в сумме 2 754 227,8 тыс. рублей произведены безрезультатно.

В ходе выборочной проверки установлено, что для нужд города более пяти лет не используется оборудование и вычислительная техника на общую сумму 452 428,5 тыс. рублей, закупленные в рамках проектов по созданию общегородских ИСиР.

Практический задел Департамента здравоохранения в области информатизации, сформированный в 2003-2007 годах, не используется. Созданные в указанном периоде медицинские информационные системы в лечебно-профилактических учреждениях (далее – ЛПУ) оставлены без бюджетного финансирования на развитие и модернизацию.

Департаментом информационных технологий не обеспечено тиражирование и внедрение типовых решений по автоматизации деятельности государственных ЛПУ.

Разработанные прототипы медицинских информационных систем Департаментом информационных технологий до промышленного внедрения не доведены, работы прекращены в 2008 году. Системы информационной поддержки главных медицинских специалистов (терапия, онкология, судебная медицинская экспертиза и другие) в период 2008-2010 годов не модернизировались и не соответствуют текущим требованиям.

Автоматизация деятельности детских поликлиник на уровне регистратур и лечащих врачей фактически отсутствует. Более стабильная ситуация с автоматизацией деятельности городских клинических больниц, научно-практических центров и городских поликлиник обусловлена наличием собственных специалистов в области информатизации и возможностью использования внебюджетных источников финансирования.

В условиях неритмичных централизованных поставок обновление парка средств вычислительной техники, оборудования и лицензионного программного обеспечения, в том числе для обеспечения эксплуатации и использования действующих ИСиР, осуществляется с опозданием на три-пять лет.

Анализ итогов информатизации системы образования города Москвы показал низкую результативность внедрения и применения ИСиР.

Единая образовательная информационная среда, создание которой декларируется Департаментом образования с 2008 года, отсутствует. Не создана интегрированная межведомственная информационная система, обеспечивающая персонифицированный учет детей с момента рождения и предоставляемых им образовательных услуг (включая детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности). Содержащаяся в базах данных управленческих ИСиР информация является неполной (неактуальной).

По состоянию на 01.04.2011 из 116 комплектов КМИС «Карта учащегося», поставленных в государственные образовательные учреждения Северного административного округа города Москвы в 2008 году, не используется по назначению (для организации питания) 110 комплектов общей стоимостью 104 206,5 тыс. рублей.

Работы по внедрению «типовых решений» в школах города Москвы с оснащением их необходимым оборудованием, программными средствами и проведением обучения не проводились.

Наиболее успешным проектом 2008-2010 годов, результаты которого доведены до конечных пользователей (учителей и учащихся) и применяются в образовательном процессе, является оснащение 210 образовательных учреждений города Москвы вычислительной техникой и оборудованием в целях перехода на новый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (396 988,5 тыс. рублей, государственный заказчик – Департамент информационных технологий, 2010 год).

Департаментом образования не использовался положительный опыт подведомственных бюджетных учреждений в части создания ИСиР. Например, в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Московский институт открытого образования» (далее – ГОУ ВПО МИОО) по состоянию на 01.04.2011 эксплуатировалось семь общегородских информационных систем с общей активной аудиторией более 400 000 пользователей (работники системы образования Москвы, учащиеся учреждений общего среднего образования города Москвы, учителя основных предметов, учащиеся, участники олимпиад, дети с ограниченными физическими возможностями). Указанные информационные системы ГОУ ВПО МИОО разработаны учреждением в рамках своей основной деятельности, в Реестре ИСиР города Москвы не зарегистрированы, бюджетные средства на их эксплуатацию не выделяются.

Более половины бюджетных средств, выделяемых окружным управлениям образования города Москвы на эксплуатацию ИСиР, расходовалось на обеспечение эксплуатации бухгалтерского программного обеспечения (с 40,2 процента в 2008 году до 54,2 процента в 2010 году). Годовые затраты на обеспечение эксплуатации одного автоматизированного рабочего места (далее – АРМ) в составе бухгалтерских информационных систем в среднем по городу составляют более 35 тыс. рублей, что почти в 40 раз превышает аналогичные затраты на эксплуатацию АРМ в образовательных учреждениях.

Районные опорные сети передачи данных

Департаментом информационных технологий не обеспечена приемка результатов работ и эффективная эксплуатация элементов системы обеспечения безопасности города (далее – СОБГ), включая районные опорные сети передачи данных (далее – РОСПД), общие затраты на создание и развитие которых составили более 6 136 000 тыс. рублей.

По состоянию на 15.06.2011 из 29 государственных контрактов на монтаж оборудования СОБГ, заключенных в период 2006—2008 годов, 28 контрактов не исполнены (из них 24 контракта имеют истекшие сроки действия). Дебиторская задолженность в виде выплаченных авансов по состоянию на 01.01.2011 составила 43 870,6 тыс. рублей.

На складах поставщиков находится закупленное и неиспользуемое оборудование СОБГ на общую сумму 22 996,4 тыс. рублей. Применение оборудования на общую сумму 4665,7 тыс. рублей не предусматривается в связи с сокращением потребности префектур административных округов города Москвы.

Работы по поставке и монтажу оборудования для создания телекоммуникационных узлов РОСПД с общей ценой работ 1 566 137,8 тыс. рублей (1526 комплектов) были завершены в декабре 2008 года. По состоянию на 15.06.2011 Департаментом информационных технологий решение о приемке работ не принято. Государственные контракты на эксплуатацию РОСПД в период 2008—2011 годов не заключались, сроки гарантийного обслуживания оборудования истекли.

Видеонаблюдение

По данным инвентаризации, проведенной инженерными службами административных округов города Москвы, по состоянию на 15.06.2011 системами видеонаблюдения оборудовано 74 666 подъездов, или 61,1% от общего количества подъездов в жилищном фонде города Москвы (без учета подъездов, оборудованных в домах-новостройках в период 2007-2011 годов в рамках Адресной инвестиционной программы города Москвы). В период с июля 2010 года по апрель 2011 года количество учтенных комплексов видеонаблюдения СОБГ в подъездах жилых домов сократилось на 481 единицу.

Охват жилищного фонда города Москвы работоспособными системами подъездного видеонаблюдения СОБГ в апреле 2011 года составил 56,6%. Запланированный к 2011 году уровень обеспеченности жилищного фонда города Москвы системами видеонаблюдения в объеме 82,7% (до 100 570 подъездов) не достигнут.

Государственной программой города Москвы «Информационный город (2012—2016)» предусматривается дальнейшее развитие проекта СОБГ в рамках сервисной модели, а именно: камеры видеонаблюдения и каналы передачи данных будут принадлежать операторам связи, а городские пользователи будут получать сервис в виде видеоизображения требуемого качества.

Предлагаемый в Программе вариант дальнейшего развития проекта СОБГ подготовлен без проведения предварительной оценки возможного нанесения ущерба городскому бюджету в объеме затрат на создание инфраструктуры СОБГ в 2004-2010 годах. Кроме того, использование принадлежащих операторам связи камер видеонаблюдения и каналов передачи данных может привести к монополизации рынка государственного заказа города Москвы с объемом до 1,9 млрд. рублей ежегодно.

«Социальная карта москвича» (СКМ)

Проект «Социальная карта москвича» (далее – проект СКМ) создавался в целях повышения социальной защищенности жителей города Москвы и оказания поддержки малоимущим и незащищенным слоям населения. Общие затраты бюджетных средств на разработку (модернизацию) проекта СКМ и эмиссию социальных карт москвича в период 2002-2010 годов и истекший период 2011 года составили 1 172 659 тыс. рублей.

Всего за период реализации проекта было эмитировано 9 839 601 единица социальной карты москвича, по состоянию на 15.06.2011 в обращении находится более 4,6 млн. социальных карт москвича.

В рамках дисконтных программ осуществлялось предоставление скидок держателям социальных карт в 3387 торгово-сервисных точках. Коммерческими структурами в период 2002-2010 годов и истекший период 2011 года держателям социальных карт были оказаны меры социальной поддержки в форме предоставления скидок на общую сумму 767 712 тыс. рублей (от общей суммы совершенных покупок 15 674 696 тыс. рублей).

Планом информатизации на 2011 год и Государственной программой города Москвы «Информационный город (2012—2016)» мероприятия по модернизации проекта СКМ с целью дальнейшего расширения перечня предоставляемых услуг или по использованию компонентов проекта СКМ в качестве основы для создания регионального проекта «Универсальная электронная карта», не предусмотрены.

За восемь лет (2003—2010 годы) расходы бюджетных средств на реализацию проекта по созданию в рамках городских программ информатизации составили 846 800 тыс. рублей. Затраты 2010 года на тиражирование объектов системы и обеспечение опытной эксплуатации в этом году составили 248 100 тыс. рублей.


В ходе поверки установлено, что итоги работ 2010 года по тиражированию узлов АИС УБП-2 не соответствуют запланированным результатам, система в установленных объемах не функционирует.

Совместным решением ДЭПиР, Департамента информационных технологий, Департамента финансов города Москвы и Департамента города Москвы по конкурентной политике от 07.04.2011 дальнейшая реализация проекта АИС УБП-2 признана нецелесообразной.

Достижение целевых показателей

Оценка результативности работ по информатизации (созданию ИСиР) в 2008-2010 годах в разрезе целевых показателей, определенных в паспорте ГЦП «Электронная Москва», показала, что по восьми из 12 целевых показателей результаты не были достигнуты, в том числе:

  • проектный уровень доли информационных услуг, предоставляемых заявителям органами исполнительной власти города Москвы с использованием сети Интернет и электронных форм, результатами работ не обеспечен (22% из запланированных 25%);

  • из 607 регламентов автоматизированного информационного взаимодействия органов исполнительной власти и городских организаций было реализовано 48, или 7,9% от запланированного количества;

  • предоставление электронных услуг пациентам ЛПУ через сеть Интернет (удаленная регистратура и онлайновые консультации по медицинским вопросам) в запланированных объемах не осуществляется, что подтверждено актами выездных проверок и отсутствием в Департаменте здравоохранения эксплуатируемых ИСиР, обеспечивающих сервис удаленной регистратуры (предполагалось достичь уровня 20% от объема всех оказываемых услуг);

  • из 90 бланков документов, предусмотренных для подачи заявителями в органы исполнительной власти города Москвы с использованием информационных и телекоммуникационных технологий, реализовано 27, или 30% от запланированного количества;

  • система единого электронного документооборота органов исполнительной власти и бюджетных учреждений города Москвы не создана (предполагалось охватить 60% процента автоматизированных рабочих мест);

  • не достигнуто запланированное снижение удельных затрат на эксплуатацию ИСиР на 10%, фактические затраты на эксплуатацию ИСиР выросли на 11,9% (абсолютное превышение значения показателя от плана составило 21,9%);

  • не достигнут запланированный уровень охвата городских программно-технических структур системой автоматизированного мониторинга и обслуживания (по эксплуатируемым ИСиР процент охвата составил 47,8% из запланированных 60%);

  • не достигнут уровень программно-технической унификации ИСиР на основе типовых проектных решений при плановом значении показателя 100%.

Анализ итогов работ по созданию (внедрению) ИСиР показал, что по основным направлениям Программы поставленные цели и задачи достигнуты не были.

Мероприятия по формированию единого информационного пространства города в 2009-2010 годах и истекшем периоде 2011 года фактически не проводились, не был создан общегородской комплекс метаданных, позволяющих унифицировать представление информации и обеспечить согласованное функционирование ИСиР. Техническая составляющая Среды электронного взаимодействия Метасистемы «Электронная Москва» с 2008 года не развивалась.

Единая система электронного документооборота ведомств, организаций и подведомственных бюджетных учреждений Правительства Москвы, единый городской резервируемый центр обработки данных, система электронных архивов, система формирования и автоматизации исполнения регламентных схем не созданы.

В период 2008-2010 годов практическая реализация требований ч.6 ст.10 Закона города Москвы от 24.10.2001 № 52 в части совместимости ИСиР на основе единых требований к аппаратным и программным средствам, организационным процедурам, формам документооборота и информационного обмена, правилам предоставления и защиты информации Департаментом информационных технологий не обеспечена.

Эффективная среда организационного управления комплексами взаимоувязанных информационных проектов во всех отраслях городского хозяйства не создана. Результаты работ по созданию и внедрению системы проектного управления информатизацией города Москвы (123 800 тыс. рублей) не используются.

В запланированном объеме не реализована система автоматизации процессов мониторинга и обслуживания городской программно-технической инфраструктуры, а также процессов паспортизации ИСиР, расчета и оптимизации бюджетов на их эксплуатацию. В ходе проверки установлена недостоверность учетных данных о составе программно-технических комплексов и эксплуатируемых ИСиР в наиболее ресурсоемком сегменте информатизации – Комплексе социальной сферы города Москвы.

В развитие положений ст.ст.13, 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и п.5 ст.10 Закона города Москвы от 24.10.2001 № 52 Департаментом информационных технологий не были разработаны предложения по классификации государственных (региональных, муниципальных) информационных систем города Москвы.

Особые (специальные) требования к разработке, внедрению и эксплуатации общегородских, межведомственных, отраслевых, ведомственных и локальных ИСиР бюджетных учреждений отсутствуют.

Совместные решения Департамента информационных технологий и пользователей по направлениям информатизации отраслей (ведомств) и организаций не оформлялись. Действующий порядок и процедуры исполнения работ по информатизации отдельных отраслей (здравоохранение и образование) не учитывают потребностей самих пользователей, отраслевой специфики и готовности пользователей к внедрению предлагаемых технологических решений.

В период 2008-2010 годов Департаментом информационных технологий не были выполнены в полном объеме требования ст.9 Закона города Москвы от 24.10.2001 № 52 и п.2.2.17. Положения об Управлении информатизации города Москвы8 в части контроля и координации деятельности по обеспечению информационной безопасности.

Реализация требований действующего законодательства в сфере информационной безопасности и защиты персональных данных при их обработке в информационных системах осуществлялась заказчиками эксплуатации (операторами) ИСиР самостоятельно в условиях дефицита финансовых ресурсов, отсутствия нормативно-методического обеспечения, а также неподготовленности к решению технически сложных задач в указанной области.

История

2002-2003: Старт "Электронной Москвы"

  • 6 августа 2002 г. в соответствии с постановлением Правительства Москвы N 609-ПП открытое акционерное общество "Электронная Москва" образованно с целью координации работ и привлечения инвестиций при выполнении ГЦП "Электронная Москва". Уставный капитал общества составил 4,9 млрд руб. Правительству Москвы принадлежит 94% акций общества.

ОАО "Электронная Москва" представило Городскую целевую программу (ГЦП) "Электронная Москва".

  • 15 апреля 2003 года ГЦП "Электронная Москва" одобрена на заседании Правительства Москвы и утверждена законом "О Городской целевой программе (ГЦП) "Электронная Москва" на заседании Московской городской думы 9 июля 2003 года. Программа "Электронная Москва" рассчитана на 5 лет - 2003-2007 годы.

Программа "Электронная Москва" относится к числу комплексных программ технической и социальной направленности. "Электронная Москва" нацелена на развитие и широкомасштабное использование в городе информационно-коммуникационных технологий и предполагала осуществление и стимулирование масштабных инвестиций в ИКТ. Комплекс мер позиционируется как "рограмма информатизации нового поколения, направленная на обеспечение доступа широких слоев населения к информационным системам и ресурсам, а также на повышение эффективности управления городом". Декларировалось, что программа разрабатывалась и реализовывалась в тесной координации с федеральной целевой программой "Электронная Россия".

Общая стоимость запланированных работ на 2003-2007 г. в рамках ГЦП "Электронная Москва" составляет 62 835 миллионов рублей. Предполагалось, что финансирование ГЦП "Электронная Москва" будет осуществляться из трех источников: бюджет города, инвестиционные средства и привлеченные внебюджетные средства.

2005: Критика мэра и уход Припачкина

  • Московские чиновники не раз упрекали руководителей «Электронной Москвы» в неэффективном распределении бюджетных средств, из-за чего ни один проект не доводится до конца. Правда, и «Электронная Москва», в свою очередь, также не раз упрекала бюджет столицы в недофинансировании: так, раздел, посвященный общественной безопасности, в 2005 году был профинансирован лишь на 40%. Но следует заметить, что в разработке программного обеспечения, которой занимались сами руководители «Электронной Москвы», была профинансирована почти на 100%.

Мэр Москвы Юрий Лужков летом советовал «Электронной Москве» привлечь в проект частных инвесторов, поскольку бюджет не может выделить больше средств при дефиците в 2005 году 17 млрд рублей. Но, по всей видимости, в интересы Припачкина не входило привлечение в проект других инвесторов. В первую очередь – потому, что «Комкор» практически единолично выполнял все заказы московского правительства, связанные с «Электронной Москвой».

  • В конце 2005 года заявление об уходе «по собственному желанию» подал гендиректор компании "Электронная Москва" Юрий Припачкин с формулировкой «по собственному желанию». Мэрия недовольна тем, что ни один проект «Электронной Москвы» не доведен до конца.

Отставка последовала через несколько дней после того, как свой пост в этой же организации покинул другой руководитель программы, председатель совета директоров, Валентин Лазуткин. Он отказался от своей должности, по данным различных источников, по «этическим» соображениям. Вместе с должностью в «Электронной Москве» Валентин Лазуткин покинул сразу все посты, связанные с правительством Москвы, – чиновник ушел как из совета директоров ТВЦ, где был председателем, так и с поста советника Юрия Лужкова.

Но у Юрия Припачкина могли быть другие причины для отставки, кроме как поддержать своего давнего коллегу (Лазуткин и Припачкин вместе пришли в «Электронную Москву» из «Комкора»). Вполне вероятно, что своим добровольным заявлением Припачкин упредил Лужкова, который был крайне недоволен тем, как выполняется программа. Именно на эту причину отставки Припачкина ссылаются источники «Интерфакса».

Действительно, цели, которые заявлялись при создании «Электронной Москвы» в 2002 году не были достигнуты. Предполагалось, что Москва войдет в сотню самых успешных городов по показателю развития ИТ, а система городского управления будет существенно улучшена – прежде всего за счет введения электронного документооборота правительства Москвы. «Будем добиваться взаимопонимания с населением через систему городских порталов, службу «одного окна», информационного обеспечения деятельности Единых информационно-расчетных центров (ЕИРЦ)», – пояснял Припачкин.

Важной частью программы было обеспечение безопасности города с созданием комплексной автоматизированной системы управления (АСУ) ГУВД. Значилась в программе и грандиозная «Метасистема «Электронная Москва» (МЭМ), которая должна была позволить всем информационным системам города общаться друг с другом, не прибегая к параллельным ресурсам.