2022/12/14 12:21:26

Матвей Ульянычев, «СберТех»: Корпорации испытывают наибольшую потребность в импортозамещении СУБД

Сбер успешно провёл цифровую трансформацию на основе своей облачной платформы Platform V, которая позволила сократить время вывода продуктов и их обновлений на рынок, а также ускорить и удешевить процесс разработки. В 2021 году рынку стала доступна платформа, продукты которой закрывают потребности ИТ на всех уровнях архитектуры предприятия. Директор по развитию цифровой облачной платформы Platform V компании «СберТех» Матвей Ульянычев рассказал, почему многие корпорации испытывают критическую потребность в переходе на российские СУБД и о подходах к импортозамещению этой категории ПО.

Матвей
Ульянычев
В последнее время к нам все чаще обращаются с задачей заместить в ERP-системах СУБД западного вендора

В прошлом году вы вывели Platform V на внешний рынок. Какие решения пользуются наибольшим спросом в условиях ухода западных вендоров ПО?

Матвей Ульянычев:С начала года мы видим кратное увеличение спроса на наши продукты. Самым популярным у корпораций является система управления реляционными базами данных Platform V Pangolin.

Почему корпорации испытывают такую острую потребность в замещении именно СУБД?

Матвей Ульянычев:Если посмотреть на обзоры рынка СУБД в России до ухода зарубежных вендоров, то становится понятно, что большинство крупных государственных и частных компаний, а также госучреждений пользовались решениями иностранных вендоров. Например, в 2019 году в 81% организаций была внедрена СУБД Oracle, в 64% – Microsoft SQL (во многих компаниях установлены оба решения одновременно). В 2022 году многие популярные западные вендоры СУБД ушли с российского рынка, а также частично или полностью приостановили поддержку. Так как СУБД является неотъемлемой частью почти любого ИТ-решения, компании испытывают критическую потребность в импортозамещении этой категории продуктов.

Есть случаи, когда компании просто продолжают пользоваться своими привычными зарубежными СУБД даже после ухода вендора. Чем это чревато?

Матвей Ульянычев:Да, некоторые компании действительно поступают так. Безлимитная лицензия на ПО позволяет даже после ухода вендора продолжать эксплуатировать ПО. Важно понимать, что в таком случае компания остается без технического сопровождения и без обновлений. В обновлениях содержится не только новый функционал, но также исправления для уязвимостей. Таким образом, без поддержки ИТ-ландшафт компании становится более чувствителен к рискам отказа ПО и киберрискам.

А что мешает компаниям взять open source-решение и мигрировать на него?

Матвей Ульянычев:Такой вариант действительно возможен для тех компаний, которые профессионально занимаются разработкой ПО такой направленности. Например, «СберТех» с момента создания, уже больше 11 лет фокусируется на создании программных решений. У ИТ-компаний есть в штате профильные сотрудники, а также необходимые производственные, архитектурные ресурсы, службы и стенды. Это позволяет достоверно оценить сроки и затраты на разработку и внедрение, себестоимость поддержки ПО на промышленном уровне в течение жизненного цикла.

Если для компании разработка ПО - это не часть профильного бизнеса, то она может столкнуться с невозможностью прогнозирования бюджета на разработку, сдвигами сроков, дефектами ПО, которые негативно повлияют на ее основную деятельность. В некоторых случаях стоимость разрабатываемого решения может оказаться значительно дороже приобретения лицензий на готовое ПО. Еще больше рисков и непредсказуемых трат может появиться во время перехода от прототипа ПО к его промышленной эксплуатации.

Какие это риски, например?

Матвей Ульянычев:На этом этапе проявляются ограничения исходного ПО, которые могут выражаться в несоответствии требованиям безопасности и отказоустойчивости, регуляторным требованиям, или в невозможности работы с необходимой производительностью в условиях высоких нагрузок, в ограничении масштабируемости.

В итоге компании придется самостоятельно дорабатывать ПО, обеспечивать исполнение регуляторных требований, включая вопросы безопасности и совместимости ПО, проводить необходимые сертификационные процедуры.Облачные сервисы для бизнеса: особенности рынка и крупнейшие поставщики. Обзор TAdviser 7.3 т

Все это означает затраты и сроки, зачастую непредсказуемые, и может повлиять на непрерывность бизнеса. Таким образом, тем компаниям, бизнес которых не связан с разработкой ПО, проще и экономически выгоднее взять готовые проверенные решения.

Чем Platform V Pangolin отличается от PostgreSQL и других коммерческих продуктов, основанных на его базе?

Матвей Ульянычев:Прежде всего, Platform V Pangolin – готовое поддерживаемое решение для хранения и обработки данных в высоконагруженных приложениях. Мы значительно доработали PostgreSQL до высоких требований корпораций в сфере безопасности, удобства сопровождения, отказоустойчивости и надежности.

Например, в продукте реализованы механизмы защиты от хищения дисков или файлов с данными СУБД, включая резервные копии, которые в том числе предотвращают подмену данных через их изменение в файлах. Чтобы обеспечить защиту данных от несанкционированного доступа, в Platform V Pangolin реализованы расширенные механизмы разграничения доступа пользователей и контроля расширений PostgreSQL.

Следующее ключевое направление, в котором мы развиваем продукт – повышение удобства эксплуатации. Реализованная нами функциональность позволяет уменьшить время выявления проблемы и анализа причин ее возникновения. В состав дистрибутива входит набор отдельных инструментов для: диагностики состояния СУБД (сформированный отчет пригоден для передачи на анализ производителю СУБД и не содержит чувствительной информации), анализа истории активности СУБД Platform V Pangolin, анализа блокировок и причин их возникновения с целью принятия решения о дальнейших действиях в рамках сопровождения, отслеживание времени последнего изменения объекта, что могло привести к деградации скорости работы СУБД.

С какими задачами к вам сегодня чаще всего приходят клиенты?

Матвей Ульянычев:В последнее время к нам все чаще обращаются с задачей заместить в ERP-системах СУБД западного вендора на Platform V Pangolin. Недавно подобный кейс реализовал «Первый Бит» – один из лидеров рынка автоматизации бизнеса. Компания перевела всю внутреннюю инфраструктуру на СУБД Platform V Pangolin.

Расскажите об опыте миграции на Platform V Pangolin и его эксплуатации в Сбере?

Матвей Ульянычев:Несколько лет назад Сбер импортозаместил иностранную СУБД на Platform V Pangolin. В среднем миграция занимает от пары недель до нескольких месяцев. Мы разработали унифицированный процесс миграции, который помогает выбрать правильный сценарий для конкретного приложения. При переезде важно решить, стоит ли переводить приложение на новый стек в изначальном виде или необходимо переписать его в микросервисной парадигме. Если приложение имеет старый технологический стек, не способно обеспечить масштабирование бизнеса, имеет информационные риски или основано на монолитной архитектуре, его стоит переписать.

В результате Platform V Pangolin стал целевым решением и уже 3 года используется в ИТ-архитектуре Сбера.

Какие другие ваши компоненты вместе с Platform V Pangolin используются при построении высоконагруженных хранилищ для приложений федерального масштаба?

Матвей Ульянычев:Совместно с Platform V Pangolin можно использовать распределенную базу данных для высокопроизводительных вычислений в оперативной памяти Platform V DataGrid, облачное решение для хранения и управления данными Platform V DataSpace и комплекс продуктов для интеграции и оркестрации микросервисов Platform V Synapse.

Один из наших клиентов также успешно заместил зарубежную аналитическую платформу, разработав и внедрив собственное решение на базе продуктов платформы. Такой масштабный проект успешно реализован в короткие сроки благодаря использованию специализированных платформенных продуктов, которые созданы для работы под высокой нагрузкой. Компания использовала Platform V Pangolin в комбинации с уже упомянутыми Platform V Synapse и DataSpace.

На базе продуктов создана отраслевая аналитическая платформа, которая автоматизирует бизнес-процессы взаимодействия с клиентами и специалистами компании, повышает качество анализа и документирования данных, а также управления коммерческими данными компании. Новое решение позволяет оказывать услуги, контролировать, систематизировать и осуществлять анализ показателей продаж в реальном времени.

Созданная аналитическая платформа не уступает в производительности, отказоустойчивости и надежности зарубежному аналогу, а также имеет возможности быстрого введения в эксплуатацию новой функциональности.