Логотип
Баннер в шапке 1
Баннер в шапке 2
2024/07/01 15:33:28

Павел Потехин, МТС Линк: Наш опыт показывает, что ускорение перехода с зарубежного софта — вполне выполнимая задача

Очередные санкции и отключение российских пользователей от западных сервисов могут затронуть сегмент решений для корпоративных коммуникаций, лишив многие компании возможности эффективно взаимодействовать как внутри, так и с внешними партнерами. О том, как выбрать российское решение на замену привычным Zoom, Slack и Microsoft Teams и безболезненно мигрировать на него, рассказывает Павел Потехин, исполнительный директор МТС Линк.

Павел
Потехин
Многие компании, особенно крупный бизнес, уже подготовили себе почву для миграции и протестировали отечественные решения.

Кого коснется запрет Минфина США, какие продукты с большей вероятностью окончательно перестанут работать в России?

Павел Потехин: В тексте документа, опубликованного Минфином США, указывается, что запрет коснется всех покупателей программного обеспечения на территории РФ, а не только российских юридических лиц. И хотя сейчас в документе отмечаются отдельные категории ПО — EMS-системы и сервисы для проектирования и производства — можно говорить о возможности распространения ограничений на другие категории, в частности, облачные платформы для корпоративных коммуникаций, такие как Zoom и Microsoft Teams, популярные рабочие программы, например, Jira и Slack, и облачные операционные системы.

Западные вендоры уже реагируют на эти предпосылки: например, ряд российских клиентов корпоративного мессенджера Slack получил письмо с предупреждением об отключении сервиса в течении 30 дней. Письмо получают в том числе и компании, которые приобретали лицензию на использование Slack за рубежом.

Как экстренный переезд на российские сервисы может сказаться на бизнесе? Насколько он сложнее, чем запланированная миграция?

Павел Потехин: Замена экосистемы онлайн-коммуникаций — непростая задача: требуется интегрировать новые решения с существующей IT-инфраструктурой, обучить сотрудников, адаптировать коммуникационные процессы. Однако фактически многие компании, особенно крупный бизнес, уже подготовили себе почву для миграции и протестировали отечественные решения.

Наш опыт показывает, что ускорение перехода с зарубежного софта — вполне выполнимая задача. Такой сценарий мы реализовали, например, с нашими клиентами в сфере образования — Российской академией народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) и Библиотекой имени В.В. Маяковского в Санкт-Петербурге. Сейчас мы создаем для потенциальных заказчиков комфортные условия для перехода на наши решения: предлагаем три месяца бесплатного использования корпоративного мессенджера Чаты, сервиса для онлайн-совещаний и видеоконференций Встречи, а также интерактивных онлайн-досок.

Можно ли оценить, какой процент российских компаний все еще пользуется западными сервисами? Сколько компаний до сих пор не выбрали для себя российские решения?

Павел Потехин: Согласно исследованию TAdviser конца 2023 года, 60% крупных компаний используют сразу несколько сервисов для онлайн-коммуникаций — используют привычные зарубежные сервисы и параллельно тестируют российские решения. 39% пользуются только российскими сервисами и всего 1% — исключительно зарубежными. 42% респондентов планировали полный переход на отечественные платформы для бизнес-коммуникаций в 2024 году. Несомненно, доли для малого и среднего бизнеса могут оказаться несколько иными — в этом секторе зарубежные решения распространены шире. Но в целом рост спроса на отечественные разработки актуален для компаний любого размера.

Насколько в целом российские решения способны конкурировать с западными? Уступают ли они им по надежности и качеству связи?

Павел Потехин: Недавнее исследование J’son & Partners Consulting показало, что российские сервисы успешно конкурируют с западными. Аналитики изучили стабильность работы наиболее популярных в России облачных коммуникационных платформ при проведении сеансов видеоконференцсвязи (ВКС) в нестандартных условиях: на улице с мобильного интернета, из движущегося автомобиля, из движущегося закрытого лифта, из метро, через публичный Wi-Fi в кафе и через офисный Wi-Fi. В итоговом рейтинге российские решения обогнали Zoom и Microsoft Teams, а МТС Линк стал его лидером.

По функциональности российские решения также не уступают западным аналогам. Они ориентируются на потребности российского бизнеса и запускают уникальные функции. Например, в МТС Линк доступны инструменты для анализа вовлеченности и присутствия участников мероприятий, а также для маркетинговой аналитики. А в прошлом году в экосистему вошел сервис МТС Линк Доски — интерактивная онлайн-доска для совместной работы.

Какие тренды существуют в корпоративных коммуникациях? Соответствуют ли им российские решения?

Павел Потехин: Главным трендом остаются унифицированные коммуникации — объединение всех видов деловой коммуникации в одном интерфейсе. Fortune Business Insights предсказывает, что мировой рынок унифицированных коммуникаций и инструментов совместной работы будет расти на 17,7% в год до 2030 года, в России темп может быть даже выше. К унификации движутся ведущие российские вендоры офисного программного обеспечения. Мы в этом числе: мы постоянно расширяем продуктовый портфель (например, в этом году запустили новый корпоративный мессенджер Чаты) и усиливаем интеграцию IT-продуктов — например, внедрили SSO во все сервисы.

Важнейший драйвер развития корпоративных коммуникаций – широкое распространение технологий искусственного интеллекта. Решения на основе ИИ помогают повышать эффективность рабочих процессов: например, благодаря автоматическому подведению итогов встреч и текстовой расшифровке МТС Линк сотрудник может изучить содержание пропущенного совещания всего за несколько минут. В МТС Линк Чатах мы также тестируем саммаризацию: ИИ-ассистент выдает пользователям краткое содержание длинных переписок.

Еще одно фокусное направление — гибридные коммуникации. Число компаний, в которых часть сотрудников работает из дома, а часть — из офиса, постоянно увеличивается. Согласно исследованию МТС Линк и hh.ru, с 2021 года в России доля вакансий с гибридным режимом работы выросла втрое. Необходимо, чтобы системы видеоконференций позволяли коллегам в офисе и на удаленке одинаково активно участвовать в совещаниях. В этом помогут, например, наш модуль для переговорных комнат Линк Rooms и интеграция платформы с протоколом SIP.

Могли бы вы поделиться успешным кейсом?

Павел Потехин: Трудно выделить один кейс — за год на нашей платформе проходит около 5 млн онлайн-мероприятий, в которых принимают участие до 30 млн пользователей. Многие клиенты пользуются нашими решениями уже несколько лет, другие внедрили МТС Линк в рамках усиления стратегии импортозамещения за последние два года. Наши заказчики представляют самые разные отрасли. Например, крупнейший ритейлер X5 Group интегрировал платформу со своим корпоративным университетом, а один из ведущих производителей лекарственных препаратов Solopharm — с собственной обучающей платформой IQ Provision. Крупнейшие университеты проводят на МТС Линк лекции, семинары и внутренние заседания в онлайн- и гибридном формате. Консалтинговая компания Б1 и крупный медиахолдинг Актион используют наши решения как для проведения обучающих сессий, так и для внутренних коммуникаций. Список можно продолжать.

Что в целом можно посоветовать компаниям, которые все еще работают на западных системах, чтобы ускорить и упростить принятие решения об импортозамещении?

Павел Потехин: Мой совет — взвесить все плюсы и минусы использования российского и зарубежного программного обеспечения. Практика показывает, что преимущества от миграции перевешивают возможные временные неудобства. Отечественные разработчики учитывают специфические потребности российского бизнеса и развивают функциональность сервисов в соответствии с ними. Кроме того, они предоставляют пользователям русскоязычную техподдержку на всех этапах внедрения и использования сервисов.

Пользователи российских решений могут быть уверены в том, что у них не возникнет проблем с продлением лицензий, и сервисы не будут отключены без предупреждения. Повышается уровень информационной безопасности: например, МТС Линк хранит все данные пользователей на серверах на территории России и входит в Единый реестр российского ПО.

Со своей стороны мы обеспечиваем новых пользователей всей необходимой информацией и комфортными условиями для миграции на нашу платформу с минимальными затратами.