Пандемия COVID-19 ускорила цифровизацию, в 2021 году происходили крупные и болезненные для бизнеса инциденты с утечкой персональных данных, а основным трендом 2022 года стала миграция на отечественное программное обеспечение. Разработка и внедрение новых решений и сервисов, увеличение требований к отказоустойчивости, защищенности и безопасности изменили восприятие тестирования. Теперь это не финальный этап разработки, а «самостоятельный вид» — деятельность, серьезно влияющая на качество продукта.
У enterprise-игроков сильная внутренняя экспертиза, но тем не менее она не покрывает все бизнес-потребности. Например, при миграции на отечественное ПО требуются специализированные знания и высокая скорость работы — для решения таких задач привлекаются сторонние кросс-функциональные команды, обладающие нужным уровнем компетенций. Тестирование на аутсорсе становится все популярнее и среди российских вендоров из-за ускоренных темпов развития продуктов — перед выводом на рынок новых решений или обновлений, их необходимо тщательно проверить.
Крупнейшие потребители услуг по тестированию — компании с системами автоматизации. Лидирует банковский сектор, следом идут производственная и сырьевая отрасли. Мы проанализировали ключевые задачи, которые ставят заказчики перед практикой тестирования iFellow. Первая — снижение time to market благодаря вводу автоматизированного тестирования. Вторая — обеспечение отказоустойчивости подведомственных систем. Сейчас мы наблюдаем своего рода ажиотажный спрос на нагрузочное и автоматизированное тестирование.
Еще одной приоритетной задачей является обнаружение дефектов на ранних этапах разработки программного обеспечения с помощью инструментов QAOps. И здесь актуально привлечение тест-аналитиков — специалистов, которые разрабатывают оптимизированные наборы тестовых сценариев. У практики есть все шансы через несколько лет уменьшить стоимость и продолжительность процесса тестирования, что положительно скажется на скорости выпуска продуктов.
К слову, заказчиками не всегда сразу улавливается разница между тестированием и QA. Задача первого — проверка работоспособности программного обеспечения и поиск дефектов, в случае с QA важно обеспечить соблюдение стандартов и предотвратить появление ошибок и багов в ПО. Суть в том, что в тестировании специалисты работают с продуктом как с итоговым результатом, а в QA занимаются решением, находящимся еще в процессе создания. Мы всегда приводим примеры и объясняем отличия в функциях. Сегодня сформировалось понимание, что подключать QA-инженеров эффективнее на старте, еще при разработке архитектуры ПО. Чекап для искусственного интеллекта: зачем и как тестировать ИИ-решения?
Интенсификация цифровизации и миграции на российские решения означает необходимость постоянного мониторинга технологий и инструментов. С 2021 года в iFellow действует центр импортозамещения — мы планомерно накапливаем экспертизу в этой области и советуем нашим партнерам только проверенные решения.
Востребованность тестировщиков привела к дефициту сотрудников на рынке. Наибольшая нехватка квалифицированных специалистов наблюдается в области автоматизированного и нагрузочного тестирования. Сейчас в штате iFellow сформирована сильная команда, но мы планируем расширять практику тестирования в связи с увеличением числа проектов и усложнением задач. В первом квартале 2023 года планируем нанять еще 30 специалистов уровня middle и senior.
Часть специалистов «выращиваем» сами. Накопленная экспертиза позволяет нам обучать студентов, поэтому мы получили государственную образовательную лицензию и открыли Школу iFellow. Все занятия ведут действующие сотрудники, хорошо понимающие потребности заказчиков. В итоге студенты изучают актуальную теоретическую базу и работают над реальными задачами. За 2022 год мы выпустили порядка 140 специалистов уровня junior: по три потока по нагрузочному и автоматизированному тестированию, два — по функциональному. Таким образом мы получаем гарантированный приток молодых специалистов, которым обеспечиваем необходимый опыт в ИТ-проектах.