EAM-cистема
EAM-cистема (Enterprise Asset Management System) — cистема управления основными фондами. Предназначена для автоматизации бизнес-процессов учета, технического обслуживания и ремонта основных фондов. Обеспечивает комплексную и согласованную деятельность организации, целью которой является идеальное управление физическими активами и режимами их работы, рисками и расходами в процессе жизненного цикла для достижения и выполнения стратегических планов организации. EAM дает возможность уменьшения простоя оборудования, сокращения затрат на техобслуживание, ремонты и материально-техническое снабжение.
Каталог EAM-систем и проектов доступен на TAdviser.
Содержание |
Методология EAM
Методология EAM дает возможность за счет применения информационных технологий, не прибегая к закупкам нового оборудования, увеличить производственную мощность предприятия. EAM-системы позволяют согласованно управлять такими процессами как:
- ТОиР — техническое обслуживание и ремонт;
- МТС — материально-техническое снабжение;
- ТОиР — управление складскими запасами (запчасти для);
- в области ТОиР и МТС — управление финансами, персоналом и документами.
EAM-системы появились из CMMS-систем (систем управления ремонтами). Сечас модули EAM являются составляющими крупных пакетов управленческого программного обеспечения, таких как ERP-систем (IFS Applications, Oracle E-Business Suite, Галактика ERP и др.).Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга
Каждому EAM-объекту любого уровня присваивается карточка-паспорт, которая учитывает десятки административных, технических и экономических параметров оборудования. Каждая такая карточка-паспорт оборудования может иметь связь с корпоративной СУБД для передачи данных.
Задачи и функции
Фактически, задачей EAM-системы является оказание помощи руководству предприятия в поиске оптимального соотношения между затратами на изменение и ремонт производственных фондов — и потерями, которые могут возникнуть вследствие внеплановой остановки производства. В то же время EAM-системы призваны решать четыре основные задачи управления:
- Управление финансами;
- Управление материально-техническим обеспечением (materials management) — подходящие модули обычно объединяются с системами управления закупками, дают возможность автоматически регистрировать поступление комплектующих и деталей на склад, контролируют заказы на доставку;
- Управление кадрами (HRMS);
- Управление активами (asset management) — полное описание активов, предупредительный ремонт, руководство запросами на обслуживание, составление расписания и смет на работы.
Функциями EAM-системы являются:
- Формирование целостной базы оборудования и нормативно-справочной информации по его обслуживанию;
- Составление плана мероприятий по техническому обслуживанию и ремонтам оборудования (ТОРО);
- Организация заявочной компании;
- Наблюдение за процессами обслуживания и ремонта оборудования;
- Контроль реальных затрат в разрезе объектов и мероприятий;
- Фиксация главных технологических подходов в работе оборудования (выходы из строя, простои);
- Прорабатывание требующихся мероприятий по обслуживанию на базе данных АСУТП;
- Обеспечение передачи необходимой информации в ERP;
- Проведение оценки информации по ТОРО и организация корпоративной отчетности.
EAM-системы являются одной из составляющих комплексных корпоративных информационных систем и дают возможность:
- сократить производственные расходы и стоимость владения главными производственными фондами;
- увеличить их окупаемость;
- повысить результативность планирования ремонтов;
- гарантировать действенность и безопасность производства.
Все более расширяющийся круг компаний и организаций в российской нефтегазовой отрасли, проявляющих интерес к развитию систем управления ТОРО на базе современных информационных технологий, объясняется тем, что доля операционных затрат на ТОРО в общей структуре себестоимости добычи может достигать 25-30 %. Поэтому даже относительно небольшое в процентном отношении снижение затрат, может существенно улучшить общие показатели эффективности предприятия. Обычный, практически типовой, набор задач ТОРО включает: оперативный производственный учет наличия оборудования в местах как эксплуатации, так и ремонта или временного хранения; сбор, обработку и хранение сведений о техническом состоянии оборудования, получаемых как средствами инструментальной диагностики, так и в результате визуальных наблюдений за работой оборудования; регистрацию всех событий, связанных с нарушениями или отклонениями от нормальных режимов работы оборудования, планирование и организацию ремонтно-восстановительных мероприятий по устранению нарушений, отказов или аварий; планирование мероприятий, направленных на предупреждение отказов в работе оборудования (планово-предупредительные ТОРО); оперативное управление процессами ТОРО, выполняемыми как внешними сервисными организациями, так и собственными ремонтными подразделениями; годовое планирование ТОРО и оценку потребности в ресурсах, необходимых для ремонтно-эксплуатационных нужд.
Управление ТОиР
Хронометраж рабочего времени механика ремонтной службы (пример)
Достоинства ЕАМ-систем
К числу положительных сторон EAM относится:
- Сокращение трудоемкости процессов управления главными фондами;
- Увеличение показателя готовности оборудования, повышение срока его работы;
- Обеспечение совместного планирования ремонтов оборудования и уменьшение времени их проведения;
- Увеличение продуктивности работы ремонтного персонала;
- Сокращение объема складских запасов ТМЦ и оптимизация расходов на выполнение заявочной компании,
- Способность оценить расходы и эффективность деятельности подразделений по обеспечению работоспособности оборудования.
- Методология управления, с помощью которой можно повысить производственную мощность предприятия используя только ИТ, без приобретения нового оборудования.
Таким образом, использование EAM-систем позволяет сократить время простаивания, уменьшаются затраты на техобслуживание оборудования, и эксплуатация базовых средств становится наиболее эффективной.
Главные требования к EAM-системе
- Детальное изображение активов, основываясь на иерархической модели оборудования, выполнение подробного долговременного графика сервиса оборудования, создание списка деталей, которые необходимы для планового и непланового производственного ремонта;
- Руководство персоналом, с помощью которого можно назначать персонал на работы по обслуживанию в соответствии с его квалификацией;
- Проработка статистики производительности и качества оборудования;
- Электронный мониторинг главного оборудования;
- Приобретение необходимых комплектующих;
- Осуществление политики предупредительного обслуживания (Preventive, predictive maintenance) и политики обслуживания, которое основано на распределенной надежности (reliability-centered maintenance, RCM);
- Контроль и списывание серийных номеров отдельного оборудования;
- сервисное обслуживание оборудования по вызову и на месте, приготовление наряд-заказов;
- Оценка финансового состояния на основании полного контроля расходов на обслуживание оборудования;
- Монтаж и управление проектом строительства;
- Обслуживание с учетом предоставления гарантии;
- Отдельный контроль главных и оборотных видов активов.
Каталог EAM-систем, разработчиков, интеграторов и проектов
Ознакомиться с решениями EAM, которые были внедрены на российских предприятиях можно в статье ИС ТОиР (рынок России). А также в этом EAM-каталоге.
Оценки рынка
2023: Продажи ИТ-систем для управления корпоративными активами за год достиг $5,4 млрд
По итогам 2023 года объем мирового рынка ИТ-систем для управления корпоративными активами составил $5,4 млрд. При этом Северная Америка обеспечила наибольшую долю дохода — более 30%. Об этом говорится в обзоре BCC Research, опубликованном в конце 2023-го.
Спрос на средства управления активами растет по нескольким причинам. Такие инструменты помогают организациям максимизировать ценность физических активов, снизить затраты, повысить производительность, а также улучшить безопасность и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. Разработчики ИТ-систем для управления корпоративными активами интегрируют в свои продукты функции на основе искусственного интеллекта, что открывает дополнительные возможности. В частности, ИИ позволяет анализировать активы на каждом этапе жизненного цикла. Кроме того, ИИ предоставляет информацию и оценки будущих операций в режиме реального времени, помогая предприятиям повысить эффективность деятельности.
Аналитики говорят об увеличивающейся популярности облачных решений. Переход на такие системы обусловлен несколькими причинами, включая безопасность, экономическую эффективность, удобство, простоту развертывания и доступность. Более того, стоимость внедрения облачных систем оказывается ниже по сравнению с традиционными продуктами.
Развивается направление решений для управления активами с поддержкой IoT. Такие системы предлагают множество преимуществ для предприятий, включая повышение жизненного цикла активов, улучшение эффективности использования оборудования, снижение ошибок, обеспечение прогнозного обслуживания, отслеживание параметров и повышение безопасности. Многие компании разрабатывают интеллектуальные решения с поддержкой IoT для своих клиентов.
Среди ведущих поставщиков продуктов для управления корпоративными активами аналитики называют следующие компании:
· IBM;
· SAP;
· Oracle;
· Infor;
· IFS;
· ABB;
· CGI;
· Rfgen Software;
· Assetworks;
· Ultimo Software Solutions;
· UpKeep;
· Asset Panda;
· EZOfficeInventory;
· Intelligent Process Solutions;
· Maintenance Connection;
· Aveva;
· Aptean;
· Emanit;
· EZMaintain.com;
· Pazo;
· Asset Infinity;
· KloudGin;
· Fracttal;
· InnoMaint Software;
· Aladinme;
· Limble;
· Redlist;
· TrackX;
· Cheqroom;
· The Asset Guardian;
· GoCodes.
Если рассматривать рынок по отраслям, то в 2023 году на сферу производства пришлось $1,06 млрд от общего объема затрат в области ИТ-систем для управления корпоративными активами. Расходы сектора энергетики и коммунальных услуг оценены в $845 млн, транспортных предприятий — в $708 млн. Нефтегазовая отрасль обеспечила вклад в размере приблизительно $496 млн. Еще $453 млн пришлось на госсектор и оборонные предприятия, $378 млн — на здравоохранение, $282 млн — на ИТ и телекоммуникации.
В сегменте крупных предприятий по итогам 2023 года затраты на ИТ-системы для управления корпоративными активами составили примерно $2,7 млрд. Небольшие компании и организации среднего размера израсходовали на соответствующие продукты около $1,9. Говорится, что внедрение новейших технологий в системы управления активами помогает организациям провести радикальную трансформацию, а также позволяет улучшить операционные процессы.
Аналитики BCC Research прогнозируют, что показатель CAGR (среднегодовой темп роста в сложных процентах) на мировом рынке ИТ-систем для управления корпоративными активами с 2023-го по 2028 год составит 13%. Таким образом, к концу рассматриваемого периода объем отрасли достигнет $10 млрд. Ожидается, что спрос на облачные решения покажет самый высокий рост.[1]
Ссылки
- ISB — Система управления основными фондами предприятия (EAM, Enterprise Asset Management)
- Библиотека публикаций о EAM-системах
- EAM — Википедия