Автоматизация рекрутмента
Ключевыми преимуществами по-настоящему эффективного рекрутинга является привлечение мотивированных сотрудников, которые способы добиться высокой производительности труда и обеспечить стабильный рост человеческого капитала. Программное обеспечение для рекрутмента в первую очередь позволяет сократить время и затраты, связанные с наймом сотрудников. Кроме того, такие системы уменьшают нагрузку на отдел кадров, упорядочивают процесс найма, повышают шансы принять на работу «правильного» сотрудника.
Каталог HRM-систем и проектов смотрите на TAdviser
Содержание |
Мировой рынок
2024: Объем глобального рынка рекрутинговых систем за год вырос на 8% и достиг $12,39 млрд
По итогам 2023 года объем мирового рынка программного обеспечения для онлайн-рекрутинга достиг $12,39 млрд. Годом ранее затраты в данном секторе оценивались в $11,44 млрд. Рост зафиксирован на уровне 8%, о чем говорится в обзоре Market Research Future, опубликованном в конце октября 2024 года.
Авторы исследования выделяют несколько факторов, стимулирующих увеличение спроса на рекрутинговые системы. Компании и организации осознают важность привлечения ценных специалистов для повышения своей конкурентоспособности, а поэтому все чаще обращаются к специализированным программным решениям для онлайн-рекрутинга, которые упрощают и автоматизируют различные этапы поиска и трудоустройства сотрудников. Такие системы, в частности, облегчают публикацию вакансий, отслеживание кандидатов и планирование собеседований, что в конечном итоге приводит к более быстрому заполнению вакансий и снижению затрат на найм.
Работодатели обращают внимание на платформы, которые предоставляют комплексные решения, выходящие за рамки базовых объявлений о вакансиях. Интеграция технологий искусственного интеллекта и машинного обучения расширяет возможности систем для онлайн-рекрутинга, предоставляя такие функции, как интеллектуальный подбор кандидатов, прогнозная аналитика и автоматизированные ответы. Алгоритмы ИИ могут быстро обрабатывать огромные массивы данных, позволяя компаниям быстрее и точнее выявлять наиболее подходящих кандидатов. Это не только оптимизирует процесс поиска работников, но и повышает качество найма.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Рекрутинговые системы также помогают организовать поиск специалистов в географически распределенных регионах, что важно с учетом того, что многие сотрудники выбирают удаленный и гибридный форматы работы. Плюс к этому рекрутинговые платформы предоставляют интуитивно понятные интерфейсы, мобильные приложения и персонализированные коммуникации, что повышает удобство для соискателей. Организации, которые делают упор на управление взаимоотношениями с кандидатами, могут получить конкурентное преимущество. Софт для рекрутинга интегрируется с социальными сетями и другими интернет-ресурсами, что позволяет расширить область поиска потенциальных сотрудников.
Авторы исследования подразделяют рынок ПО для онлайн-рекрутинга на средства отслеживания кандидатов, маркетинговые инструменты, онбординг (поэтапное вовлечение специалиста в социальную и рабочую среду компании), средства привлечения кандидатов через рекомендации и инструменты оценки. В 2023 году затраты в данных сегментах составили соответственно $4 млрд, $2,5 млрд, $2 млрд, $2,89 млрд и $1 млрд. В список ведущих игроков отрасли входят:
SAP SuccessFactors; Glassdoor; Workday; Indeed; iCIMS; Bullhorn; SmartRecruiters; LinkedIn; Jobvite; ADP; Monster; CareerBuilder; Oracle Taleo; ZipRecruiter.
В 2023 году Северная Америка лидировала с оценкой в $5,0 млрд, что отражает значительный спрос в секторе рекрутинга, обусловленный внедрением передовых технологий и зрелым рынком труда. Далее следует Европа с затратами на уровне $3,5 млрд. В Азиатско-Тихоокеанском регионе расходы на рекрутинговые системы составили около $2,7 млрд. На Южную Америку пришлось $0,9 млрд, на Ближний Восток и Африку — $0,29 млрд.
По итогам 2024 года мировой рынок рекрутинговых систем оценивается в $13,41 млрд. Аналитики Market Research Future считают, что в дальнейшем показатель CAGR (среднегодовой темп роста в сложных процентах) составит 8,31%. Таким образом, к 2032 году глобальные расходы в данном секторе могут достичь $25,4 млрд.[1]
2013
Мировой рынок рекрутингового софта, по прогнозам GIA[2], достигнет $2 млрд к 2018 году, подогреваемый инвестициями компаний в развитие автоматизированных средств управления человеческим капиталом. По данным Forrester Research[3], на 2010 год на рекрутинговые системы приходилось 11% мирового рынка HRM систем (почти $1 млрд). По прогнозам Forrester, в 2012 году рынок должен был составить в объеме $1,15 млрд, в 2013 году - $1,23 млрд, а к 2014 году достичь $1,33 млрд при среднегодовом темпе роста на 8%.
Учитывая, что в современном мире именно люди составляют один из наиболее ценных активов бизнеса, подбор подходящих специалистов год от года становится все более жизненно важной задачей, позволяющей компаниям достичь намеченных целей. При это найм персонала является достаточно затратным и при том непрерывным процессом, так же как и текучесть кадров, которая неизбежна даже в очень стабильных компаниях.
Текучесть кадров является одним из рисков для бизнеса, который с помощью современных средств автоматизации HR можно значительно минимизировать. Важно отметить, что текучесть кадров также напрямую связана со скрытыми, завуалированными расходами, которые могут достигать 250% и более от совокупного годового оклада одного сотрудника, указывают эксперты GIA.
Ключевыми преимуществами по-настоящему эффективного рекрутинга является привлечение мотивированных сотрудников, которые способы добиться высокой производительности труда и обеспечить стабильный рост человеческого капитала. Программное обеспечение для рекрутмента в первую очередь позволяет сократить время и затраты, связанные с наймом сотрудников. Кроме того, такие системы уменьшают нагрузку на отдел кадров, упорядочивают процесс найма, повышают шансы принять на работу «правильного» сотрудника.
В последние два-три года рост популярности социальных сетей сделал социальный рекрутинг одним из наиболее «горячих» трендов на рынке систем управления персоналом, так как все чаще при подборе персонала кадровые сотрудники опираются на профили в сетях типа Facebook, LinkdIn, Twitter и других. Социальные сети выступают не только платформами для коммуникаций, но и предоставляют дополнительные сведения о претендентах и позволяют выявить тех, кто находится в «пассивном поиске».
По данным CedarCrestone[4] на 2012 год, наиболее часто социальные сети использовались HR специалистами именно в области рекрутмента (такое применение отметили 13% участников исследования), затем следуют обучение и развитие сотрудников (7%) и HR менеджмент (7%). В области рекрутмента наивысший показатель использования социальных сетей достигнут, ожидаемо, в области найма персонала – 49%, а также найма топ-менеджеров – 16%.
Доля SaaS решений в различных сегментах мирового рынка HRM в 2010 году
Forrester Research, 2010
Среди региональных рынков, по данным GIA, крупнейшим рынков автоматизации рекрутмента в мире остаются США. Максимальный темп роста при этом фиксируется в Азиатско-Тихоокеанском регионе, где в среднем на год выручка от продажи рекрутинговых систем увеличивается на 13,6%, в первую очередь это обусловлено здоровым экономическим ростом, бумом населения и промышленности, а также нового бизнеса в целом.
Крупнейшими игроками среди вендоров GIA называет 2LS Limited, Accolo, Bond International Software, ITS Software Systems, Jobvite, Kenexa, Lumesse, Microdec, Newton Software, Oracle, Peoplefluent, Swiftpro Limited, SuccessFactors и других.
Российские реалии
В крупных городах России на протяжении последних пяти лет ситуация с подбором персонала остается крайне сложной. Поэтому система автоматизации нужна всем компаниям, которым приходится бороться за «качественного» соискателя или осуществлять массовый подбор персонала.
Автоматизации рекрутмента в первую очередь, позволяет компании формировать свою базу соискателей, то есть формировать кадровый резерв компании и уже за счет этого сокращает время и стоимость на поиск нового сотрудника. В таких системах после первого собеседования информация о его результатах, сильных и слабых сторонах сохраняется в базе компании.
При автоматизации набора персонала оптимизируются следующие процессы:
- для вакансий четко задаются критерии подбора;
- кандидаты в любой момент могут увидеть информацию о вакансиях и подать заявки;
- рекрутеры могут работать с кандидатами по шаблонам (отправлять письма, проводить анкетирования), вовлекая в процесс других заинтересованных участников на нужном этапе;
- вся информация хорошо структурирована и хранится в одном доступном участникам процесса месте.
Процесс подбора персонала принимает необходимую форму, избавляя всех участников от лишних действий и ненужной информации. Кроме того, предоставляется возможность сбора отчетности по HR, сокращаются временные издержки.
При этом автоматизация рекрутмента выгодна, когда она является элементом полного цикла, то есть когда ведется учет компетенций, кадрового резерва и планирование персонала. Только в совокупности с этими задачами автоматизация рекрутмента дает свои результаты. Но если весь контур не автоматизирован, автоматизация рекрутмента сама по себе бесполезна. Максимум, что можно получить, это экономию на трудозатратах.
Что касается размеров бизнеса, то жизненно необходима автоматизация рекрутмента в больших компаниях (например, в торговых сетях), в компаниях с большим количеством вакансий, например, в организациях, ведущих проектную деятельность, и быстроразвивающихся компаниях.
Продукты для автоматизации подбора персонала на российском рынке можно условно разделить на две категории: первые предназначены для кадровых агентств, вторые - для всех остальных компаний. Агентства используют в работе хорошо зарекомендовавшие себя системы, выпускаемые в специализированной версии В этой категории лидером по популярности является решение E-Staff.
Компании из второй категории внедряют 1С или программы собственной разработки, большая часть которых совсем не задействует автоматизированные системы рекрутмента. Среди прочих крупных вендоров, предлагающие автоматизацию рекрутмента в рамках своих HRM платформ, можно упомянуть Oracle, SAP E-Recruiting (компания IBS предлагает собственное индустриальное решение Рекрутинг на базе SAP HCM на ее базе), Microsoft Dynamics АХ, систему «Диасофт» (Diasoft FA# Balance), «Контур-Персонал», «БОСС-Кадровик». Небольшие компании используют E-Staff (ранее E-Staff Рекрутер), «Резюмакс», Experium.
Тем не менее, как считает Александр Шишилов, начальник управления автоматизации процессов управления персоналом «ЕАЕ-Консалт», автоматизация рекрутмента как отдельного бизнес-процесса востребована в той мере, в какой компания готова ограничить свои требования.
«Иными словами, отдельный процесс по определению снижает возможности по использованию всего потенциала единой HRMS системы. В частности, это касается взаимосвязи рекрутмента с процессами по оценке персонала, по планированию обучения и адаптации работников, по управлению карьерой. Поэтому для многих компаний автоматизация рекрутмента как отдельного бизнес-процесса может быть рассмотрена только в качестве временного решения на пути к построению интегрированный системы управления персоналом», - полагает он.
Среди крупных проектов по автоматизации рекрутинга последних лет по автоматизации рекрутинга в России можно отметить, например, внедрение SAP E-Recruiting в «Россети Центр (МРСК Центра)», для которого была реализована методология подбора персонала. Также на базе E-Recruiting автоматизирован найм персонала в компании «Евросеть». Среди проектов ка базе Diasoft FA# Balance, например, модуль подбора персонала был задействован при внедрении в «Юниаструм Банке». На базе решения IBS крупные проекты реализованы в компаниях Сбербанк РФ и Уралсиб ФК.