2023/01/17 12:37:02

Александр Казаков, «Инфосистемы Джет»: Запросы заказчиков по Open Source заметно выросли

На вопросы TAdviser об особенностях техподдержки Open Source решений в новых реалиях ответил Александр Казаков, заместитель руководителя направления ИТ-аутсорсинга «Инфосистемы Джет».

Александр
Казаков
Администратор Open Source становится не просто сервисным инженером, а кем-то вроде «полуразработчика»

Что сейчас происходит на рынке Open Source в сегменте enterprise?

Александр Казаков: О степени проникновения Open Source решений в крупный бизнес красноречиво говорят увеличивающиеся листы совместимости коммерческого ПО, которые включают в себя всё больше поддержки открытого софта. Проникновение, безусловно, разное: где-то Open Source только проходит тестирование специалистами, у кого-то идут пилотные проекты, кто-то уже успешно использует решения в продуктивных средах на отдельных участках, а у кого-то на Open Source построена вся продуктивная среда. Трудно вспомнить хотя бы одного заказчика, который не применял бы открытое ПО в той или иной степени.

Поменялось ли отношение заказчиков к Open Source решениям в 2022 году? Наблюдаете ли вы повышенный спрос на них?

Александр Казаков: Безусловно, спрос на Open Source решения вырос. И если раньше компании смотрели на продукты с открытым исходным кодом с точки зрения возможной экономии, то сейчас они рассматривают Open Source еще и как альтернативу недоступным западным продуктам. Тем не менее, нельзя сказать, что рынок готов к такому всплеску интереса. В первую очередь я говорю о дефиците специалистов и отсутствии в компаниях соответствующих компетенций. Кроме того, не все оказались готовыми к неожиданным изменениям — некоторые всё еще ищут способы поддерживать существующий софт.

Тем более, сложно решиться на миграцию, если речь идет о больших системах, например, СУБД или ERP. В компании десять раз подумают, а не лучше ли оставить всё как есть. Мы проводили такие миграции, например, с Oracle на PostgreSQL, и знаем, что это — сложный многоступенчатый проект, требующий очень точного расчета и экспертизы высокого уровня. Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется 2.6 т

Если говорить о внедрении более простых систем, тут компаниям гораздо легче решиться. Недавно, например, мы внедрили, а потом и взяли на поддержку системы мониторинга Zabbix и Grafana в Алмазэргиэнбанке — крупнейшем региональном банке Якутии. На основе платформ с открытым кодом создали эффективное решение, которое может непрерывно контролировать и прогнозировать состояние более 1000 объектов ИТ-инфраструктуры банка.

А в 2021 году мы реализовали проект с Росбанком, который был направлен на ускорение Time to Market. Мы создали частное облако на основе Open Source решения ManageIQ. Облачная платформа позволила автоматизировать процесс выделения инфраструктурных сервисов для разработчиков, а также точно рассчитывать потребление ресурсов отдельными подразделениями. Кстати, благодаря тому, что проект был реализован на Open Source, срок его окупаемости сократился до двух лет.

Какие Open Source продукты наиболее востребованы крупным бизнесом? Что находится у вас на поддержке?

Александр Казаков: Стек применяемых Open Source решений очень разнообразен. У наших заказчиков — крупных финансовых и промышленных компаний, транспортных и торговых организаций — мы поддерживаем множество систем с открытым кодом, интегрированных в их инфраструктуру. Это, например, базы данных PostgreSQL, Cassandra, MongoDB, операционные системы на базе Linux, системы мониторинга Zabbix, Elastic, Grafana, Prometeus, системы управления гибридным облаком ManageIQ, OpenStack, контейнерные платформы Kubernetes и OKD, различное интеграционное ПО и многие другие — всего несколько десятков наименований.

Каковы основные преимущества и недостатки использования «свободного» ПО?

Александр Казаков: В мире Open Source решений всё зависит от зрелости проекта, а также от количества и активности разработчиков. Если используемое решение популярно, то, скорее всего, вы получите бесплатный, надежный, безопасный, документированный и поддерживаемый сообществом продукт. На его основе можно строить информационные системы, дорабатывать их под задачи бизнеса и уменьшать «зависимость» от вендоров — так называемый «vendor-lock». Однако, если проект небольшой, уже утратил свою популярность или команда разработчиков распалась, ситуация может быть прямо противоположной. Отдельно следует выделить возможные сложности с обновлением ПО, если у вас имеются собственные наработки, а мейнтейнеры проекта по каким-то причинам не хотят их принимать.

А можно ли снизить эти риски?

Александр Казаков: Да. Для их минимизации мы настоятельно рекомендуем при работе с Open Source продуктами содержать локальный репозиторий всех исходных кодов, которые использует наш заказчик.

Казалось бы, очевидная рекомендация. Тем не менее, многие компании ею пренебрегают, поскольку привыкли к тому, что есть GitHub.

При работе с Open Source мы также советуем всегда создавать инфраструктуру под исходный код. И быть готовыми к тому, что в один «прекрасный» момент модули, которые вы используете, могут перестать поддерживаться, в них обнаружат уязвимость или их забанят.

С точки зрения технической поддержки есть достаточно много нюансов, о которых мы также всегда рассказываем. Важно правильно выстроить процессы, в том числе по резервному копированию и информационной безопасности.

К сожалению, не все компании понимают, что подвергают себя неоправданным рискам, когда не вникают в особенности эксплуатации «свободного» софта. И это характерно не только для российских заказчиков.

Как поддерживать актуальность Open Source библиотек?

Александр Казаков: Этот процесс не сильно отличается от поддержки enterprise-решений. Главное, зафиксировать конкретные версии используемых продуктов и собрать «матрицу совместимости». Особенно это актуально при наличии собственных наработок на базе открытых проектов. Она пригодится при обновлениях компонентов информационных систем, установке патчей безопасности и позволит выстроить понятное дерево зависимостей.

Каковы в целом особенности технической поддержки Open Source решений?

Александр Казаков: Техподдержка такого софта требует постоянного обучения, работы с документацией и исходными кодами. Администратор становится не просто сервисным инженером, а кем-то вроде «полуразработчика».

Эксплуатируя «свободное» ПО, необходимо помнить, что в случае нештатной ситуации вы остаетесь один на один с проблемой. Поэтому при построении системы на Open Source решениях необходимо иметь стенд или тестовую среду, которые позволят отточить рабочие процессы, проверить совместимость компонентов, подготовиться к обновлению или смоделировать аварийную ситуацию.

Безусловно, эта задача непростая и требует не только времени, но и определенной экспертизы. Именно поэтому сейчас мы фиксируем увеличение числа вопросов и обращений со стороны заказчиков с проблемами эксплуатации Open Source, которые они не могут решить самостоятельно. И мы понимаем, что их число будет только расти.

Могут ли компании сами осуществлять техническую поддержку Open Source?

Александр Казаков: Конечно, могут — силами собственного штата ИТ-специалистов. Однако сейчас мы наблюдаем серьезный дефицит профессионалов с соответствующим опытом и квалификацией, и компаниям приходится либо вступать в конкуренцию за кадры, перекупая специалистов, либо «взращивать» экспертизу внутри — и то, и другое очень дорого. Те компании, которые отдают поддержку Open Source на аутсорсинг, серьезно оптимизируют затраты на специалистов. Кроме того, им не приходится думать о рисках, о которых мы уже упомянули, и они могут сосредоточиться на развитии ИТ и основных бизнес-процессах.

Если у вас есть вопросы в области поддержки Open Source решений, напишите нам на itcare@jet.su.