2020/12/21 14:46:44

Александр Молодцов, iFellow:
«В сложном 2020 году мы выросли почти в 4 раза»

Компания iFellow работает на рынке с 2015 года. Далеко не каждая российская ИТ-компания за пять лет сумеет выйти на такой уровень развития, которого сегодня достигла эта компания: широкий спектр партнеров-вендоров из числа мировых лидеров, собственные инновационные ИТ-решения, сложные проекты для крупных заказчиков. Александр Молодцов, генеральный директор компании iFellow, поделился с TAdviser секретами быстрого и успешного развития, в том числе, на фоне пандемии

Александр
Молодцов
Для нас важно быть стратегическим партнером, на которого можно положиться

Александр, как руководство компании расставляло приоритеты развития в момент старта бизнеса, и как они менялись по мере набора опыта, компетенций? Как удалось найти оптимальный «рецепт» смеси ИТ-консалтинга, системной интеграции и собственной разработки?

Александр Молодцов: Активное развитие компании началось примерно два года назад с приходом новой команды. В условиях часто изменяющихся внешних условий мы решили не строить стратегию на многие годы вперед. Вместо этого определили ключевые точки: то, как мы видим компанию в будущем, и правила принятия важных решений, влияющих на компанию в целом. Это позволяет нам, с одной стороны, быть очень гибкими, а с другой – не терять фокус развития бизнеса.

Продажи – это локомотив нашего движения вперед. Топ-менеджеры компании занимаются ИТ более 15 лет, большую часть этого времени либо работали в крупнейших российских финансовых организациях, либо взаимодействовали с ними. Фактически это реализация концепции T-Shaped: с одной стороны, мы понимаем потребности бизнеса без необходимости долгого погружения, с другой стороны, всегда можем предложить инновации. Мы выбрали финансовый сектор в качестве отправной точки для нашего увлекательного «путешествия», и сегодня работаем с большинством крупнейших банков, страховых компаний, НПФ, инвестиционных компаний, биржами. Также мы развиваем направления ритейла, телекома, промышленности и ТЭК.

Второй важный аспект – производство. Первым шагом к становлению было создание сильного HR-департамента, реформирование практически всего: начиная от организационной структуры до пересмотра принципов подбора, адаптации и мотивации команды. Правильная HR стратегия позволила нам четко и быстро формировать компетентные команды по абсолютно разным направлениям деятельности: от бизнес-аналитики до разработки и сопровождения высоконагруженных информационных систем.

Поясните, пожалуйста, как выглядят ключевые точки развития бизнеса сегодня?

Александр Молодцов: Поясню на примере. На текущем уровне развития компании iFellow важная часть бизнеса – направление аутсорсинга. У нас заключены серьезные контракты с Сбером, ВТБ, Альфа-Банком и рядом других крупных клиентов. И мы, безусловно, не останавливаемся на достигнутом – эта часть бизнеса в денежном выражении растет серьезными темпами. При этом мы понимаем, что в целом наш приоритет – выделенные центры разработки и практики. Поэтому в процентном соотношении рост этих направлений, по сравнению со стаффингом, выше.

Как идет движение в стратегическом направлении – центры разработки и практики?

Александр Молодцов: Мы уже построили одну из сильнейших в России практик по продуктам Atlassian. Надо сказать, что Jira как продукт уже давно перешел из разряда «IT ticket management system» в многофункциональную платформу, автоматизирующую немалую часть бизнес-процессов. Наша команда обладает всеми компетенциями для настройки и выполнения доработок любого уровня сложности, включая разработку плагинов. В дополнение к этому мы уже разработали ряд собственных конфигураций.

Также мы хорошо разбираемся в технологиях и продуктах Data Warehouse и BI. Частью практики является развитие отношений с ArenaData, одним из ключевых российских вендоров в сфере Enterprise Data Platform.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.1 т

Кроме этого, мы активно занимаемся созданием центров компетенций. Сейчас мы работаем по нескольким основным направлениям. В первую очередь, это ИТ-консалтинг в части построения ИТ-стратегий, разработки микросервисных архитектур и последующего надзора за имплементацией как в ИТ-решения, так и ИТ-аудит. Еще одно важное направление – разработка программного обеспечения на общепризнанных технологических стеках и тестирование, где отдается приоритет автоматизированно-функциональному и нагрузочному тестированию.

С Вашей точки зрения, что в последние годы наиболее сильно определяет способность ИТ-компании вашего профиля к устойчивому росту бизнеса? Это, в первую очередь, опыт практических внедрений, объем и «качество» клиентской базы или, скорее, способность учитывать на тактическом уровне рыночные изменения, например, тенденцию импортозамещения?

Александр Молодцов: Здесь нужно указать несколько факторов. Первый – умение анализировать тренды, технологические изменения в отраслях и внедрять инновации. Посмотрите на Gartner Hype Cycle и его изменение на протяжении последних 10 лет: как много технологий провалилось, как предполагалось, с пика завышенных ожиданий в яму разочарования, но так и не вышло затем на плато продуктивности! Но в рамках цифровизации все больше наших клиентов переходят из разряда «позднего большинства», если не в инноваторы, то, как минимум, в «ранние последователи». Они хотят пробовать! И мы помогаем им в этом.

Второй фактор – работа с людьми, как со своей командой, так и с сотрудниками заказчиков. Как правильно нанять сотрудника? Как его адаптировать? Как научить принимать постоянно меняющийся мир и самому генерировать полезные изменения? Все это надо уметь проговаривать и поддерживать. Мы, кстати, в конце 2019 года получили государственную лицензию на осуществление образовательной деятельности и теперь создаем собственную ИТ-школу. Ее деятельность направлена на развитие внутреннего персонала, однако в планах следующего года – услуги обучения на открытом рынке. Третьим фактором успеха является диверсификация клиентской базы. Она позволяет ИТ-компаниям предлагать рынку и реализовать кросс-функциональные решения, ориентироваться в создании экосистем, состоящих из различных институтов финансового сектора. Это повышает вашу капитализацию в глазах клиента и, как следствие, вам доверяют реализацию стратегических кросс-функциональных проектов.

Тенденция импортозамещения дала возможность создавать собственные решения и предлагать их нашим клиентам. За 2020 год нам удалось довольно серьезно продвинуться в части Big Data, BI-инструментов, создания корпоративных хранилищ данных и предиктивной аналитики. В июле нынешнего года мы представили прототип нашей платформы по управлению проектами и ресурсами, что позволило нам стать резидентом «Сколково». В основе проекта лежит облачное решение, что особенно актуально сейчас для поддержки распределенной работы команд в условиях распространения коронавируса. Продукт создается с использованием технологии искусственного интеллекта для планирования и привлечения ресурсов, расширенной аналитики для принятия квалифицированных решений, оптимизации работы команд для увеличения их производительности и эффективности.

Текущий 2020-й год стал настоящим испытанием на прочность и экономики страны, и бизнеса конкретных предприятий. Расскажите, пожалуйста, чуть подробнее о показателях бизнеса компании по итогам 2019 года и о том, как скорректировала планы дальнейшего развития пандемия, санкции и прочие испытания, выпавшие на долю бизнеса в этом году?

Александр Молодцов: Знаете, психологически мы не были готовы к пандемии и тем испытаниям, которые коснулись нас всех. Если говорить про процессы работы в компании, то инфраструктурно мы выстроили всё таким образом, что независимо от того, где находится наш сотрудник, все сервисы доступны ему 24/7 из любой точки планеты. В результате переход сотрудников на удаленный формат работы вообще не вызвал у нас каких-либо сложностей.

А наши ключевые заказчики за короткое время сделали много процессных и инфраструктурных изменений для организации удаленного доступа. Причем, для многих из них фактор пандемии стал драйвером процесса организации удаленных рабочих мест, который до этого, возможно, не работал вовсе.

Самым сложным периодом в части обеспечения персонала техническими средствами стала весна 2020 года, когда оказалось практически невозможно купить технику корпоративного стандарта. Надо отдать должное совместной работе наших службы закупок и департамента ИТ – им все же удалось обеспечить техникой всех новых сотрудников.

Говоря о финансовой стабильности компании, хочу еще раз упомянуть о крупнейших в масштабе России заказчиках. Диверсификация клиентов, финансовые резервы, а также различия в графиках платежей и сроках реализации проектов позволили нам минимизировать риск кассовых разрывов.

В феврале этого года мы точно определили, что 2020 – это год большого количества возможностей для развития бизнеса. И приняли решение: будем не просто пытаться удержать то, что уже есть, а будем расширяться. Как следствие, мы сделали довольно смелый шаг: продолжили набор новых сотрудников, начали открывать и развивать филиалы. Нашим первым филиалом стал офис в Новосибирске, в июне открыли офис в Томске, а в октябре – в Саратове. Таким образом, почти за год – очень сложный год! – нам удалось создать два новых центра присутствия на территории России, а штат вырос с начала года на 200 человек.

Крупные заказчики – это непростой сегмент. Там велика и конкуренция поставщиков, и требования клиентов к подрядчикам. Кем является для них компания iFellow? Поставщик программно-аппаратных решений? Партнер по развитию?

Александр Молодцов: Я бы дал более широкое определение. Партнер должен быть стабильным, надежным и прозрачным для взаимодействия с клиентами. Лишь такой партнер может обеспечить клиентам, причем в долгосрочной перспективе, высокое качество предлагаемых решений и/или реализуемых проектов.

Для территориально-распределенных структур имеет значение скорость реакции партнера по техподдержке. Это обусловливает особые требования, как к доступности команды поддержки (фактически она должна быть круглосуточной), так и оперативности тех или иных действий, которые должны быть произведены непосредственно на площадке клиента. Эти вопросы Ваша компания решает?

Александр Молодцов: Да, конечно, решает и не только в части сопровождения систем. Наша распределенная сеть филиалов в разных часовых поясах обеспечивает фактически 12-часовый рабочий день. Мы начинаем работу в Томске и Новосибирске (+4 часа к московскому времени), когда центральный регион еще спит. К моменту, когда активизируется Москва, региональные центры уже предоставляют результаты, например, отчеты о найденных ошибках. Такой подход крайне успешен в тестировании, когда команда разработки работает по московскому времени, а команда тестирования по новосибирскому. В планах на следующий год у нас – открытие еще нескольких филиалов для большего покрытия территории страны.

Что касается технической поддержки, то мы поддерживаем 1-2 линии круглосуточно. Более того, у нас есть успешный опыт создания двуязычной поддержки клиентов. Все взаимодействие с клиентами и уровень качества оказываемых услуг (SLA) мы стараемся прописывать для каждой системы в договорах с клиентами.

Цифровая трансформация крупных клиентов – это всегда большая, сложная задача, где велика цена ошибки. По Вашим оценкам, какими компетенциями должны обладать партнеры таких компаний по проектам цифровой трансформации?

Александр Молодцов: Хороший вопрос! Цена ошибки, действительно, велика для обеих сторон, как для клиентов, так и для партнеров, которые помогают в реализации данных трансформаций. Очень важно быть откровенным с клиентом и рекомендовать те практики и новации, в которых вы уверены. Самое страшное, когда недобросовестные партнеры начинают экспериментировать и в конечном итоге заводят клиента в тупик.

Наш опыт участия в таких проектах начался с практики аудита ИТ-компаний. Далее мы научились разрабатывать рекомендации по устранению недостатков и разработке переходных моделей, то есть моделей того, как попасть в желаемое состояние, и соответствующих архитектурных решений. Следующим логичным шагом для нас стала разработка ИТ-стратегий и управляемых ИТ-сервисов небольших компаний в целом.

Ваши ожидания относительно итогов 2020 года и прогнозы на 2021 год: какие тенденции будут доминировать на рынке информатизации крупных компаний, как в целом, так и по отдельным отраслям? Как это скажется на запросах клиентов? Какие решения, услуги iFellow, по Вашим оценкам, будут особенно востребованы? Готовит ли Ваша компания какие-либо новые решения, предложения, услуги, учитывающие особенности бизнеса клиентов в нынешние времена?

Александр Молодцов: В сложном 2020 году мы выросли почти в 4 раза, с точки зрения численности персонала и оборота (выручки) компании. По нашим прогнозам, подобная динамика роста компании сохранится и в 2021 году.

Как я уже упоминал ранее, в целевом состоянии мы планируем сконцентрироваться на развитии выделенных центров разработки и тестирования программного обеспечения, а также на реализации комплексных проектов. Для этого в нынешнем году было создано отдельное направление деятельности – поставка лицензий и оборудования ведущих производителей мира. Это позволяет нам удовлетворить все потребности клиента под ключ. Для нас важно быть стратегическим партнером, на которого можно положиться: заказать поставку сервера или разработку транзакционной высоконагруженной платформы с нуля.