Андрей Саломатин, «Ренессанс Кредит»: Мы заменили MDM-систему без остановки бизнес-процессов
В 2022 году «Ренессанс Кредит» завершил проект, аналогов которому в России еще не было. Банк заменил действующую систему по управлению клиентскими данными (MDM), не меняя и не останавливая ключевые бизнес-процессы. Партнером банка в этом проекте стала российская ИТ-компания HFLabs. О ходе проекта, его результатах и окупаемости клиентского MDM в интервью TAdviser рассказал Андрей Саломатин, вице-президент и технический директор банка «Ренессанс Кредит».
В связи с чем появилась необходимость замены MDM в банке «Ренессанс Кредит»?
Андрей Саломатин: До этого наш банк использовал кастомизированное MDM-решение на базе розничной АБС. Его внедрили еще в 2011 году. Понятно, что оно устарело как морально, так и технологически. Для поддержки и регулярных обновлений требовалось все больше ресурсов. Команда разработки и аналитики тратила массу усилий при работе на устаревшем технологическом стеке. Мы понимали, что чем дальше, тем сложнее будет такую команду мотивировать, и тем дороже она будет обходиться.
Кроме того, в последние годы усложнились законодательные требования к работе с клиентскими данными. Все это требовало от MDM значительного уровня автоматизации – в процессах идентификации, сбора клиентских данных, их накопления, очистки, сопоставления, проверки качества. Так что мы встали перед выбором: либо поддерживаем устаревшую систему и реализуем множество автоматизированных алгоритмов своими силами, либо ищем коробочное решение, которое будет соответствовать новым требованиям и встроится в банковские процессы.
Какие варианты нового решения рассматривал банк?
Андрей Саломатин: В 2020 году «Ренессанс Кредит» объявил открытый конкурс. К участию в нем пригласили все известные на рынке компании. Победителем конкурса стал HFLabs с программным продуктом «Единый клиент». Это предложение оказалось оптимальным как с точки зрения TCO (совокупная стоимость владения – Прим. авт.), так и по функционалу.
В чем заключаются преимущества решения HFLabs?
Андрей Саломатин: Во-первых, преимущество в открытом API с адаптированными под банковские микросервисы методами идентификации, поиска и редактирования клиентских данных.
Во-вторых, в гибкой модели данных. Она позволяет банку, не ломая штатные алгоритмы MDM, создавать клиентские карточки, состоящие как из коробочных, так и из кастомных банковских атрибутов. Это было очень важно для бесшовного перехода на новый MDM. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
В-третьих, «Единый клиент» имеет готовые алгоритмы исправления и дедупликации (устранение избыточных копий) клиентских данных, а также удобный интерфейс для работы с ними.
За какой срок удалось реализовать проект? Расскажите об основных этапах.
Андрей Саломатин: Проект занял примерно два года. На первом этапе – кстати, довольно длительном – мы занимались анализом бизнес-архитектуры. Выстраивали требования к доработкам как на стороне бизнес-систем, так и на стороне нашего подрядчика так, чтобы изменения в действующих процессах продаж и оформления наших банковских продуктов были минимальны. Затем перешли на стадию системного анализа: разработали техническую целевую модель данных и создали интеграционные решения. В результате мы успешно встроили новую MDM-систему в действующий ландшафт банка. Здесь можно привести хирургическую аналогию: наш проект был похож на пересадку сердца человеку, когда все сосуды нужно замкнуть на новый орган.
Поскольку MDM является одной из центральных систем в процессах продаж банковских продуктов и обслуживания клиентов, потребовался длительный этап тестирования. Мы тестировали все процессы, которые хоть как-то были связаны с клиентскими данными, поэтапно проводили локальные и кросс-системные проверки.
У длительных проектов есть важная особенность: пока идет стадия анализа и тестирования утвержденного функционала, бизнес не стоит на месте. Меняются требования регуляторов, трансформируются процессы. Так было и в этот раз. А значит, мы все время оказывались в роли догоняющих. Это стало большим вызовом и для банка, и для нашей команды. Ника Суслова, директор банковской практики компании HFLabs.
|
Как именно произошел переход на новое решение?
Андрей Саломатин: Методом «большого взрыва». Фактически за одну ночь с субботы на воскресенье установили «Единый клиент» на промышленный контур и переключили на него все потоки данных. Уже в воскресенье днем мы смогли выдавать кредиты с использованием новой системы. И с первых минут все было нормально: необходимые клиентские данные подтягивались уже из «Единого клиента». Именно это для меня и означает бесшовный переход.
Естественно, не обошлось без ошибок, но они не мешали стабильной работе сервисов. Их удалось исправить уже на этапе опытно-промышленной эксплуатации системы. Самое главное – не потребовался откат на старое MDM-решение (хотя мы и к этому были готовы). У нас было несколько контрольных точек уже на этапе непосредственного внедрения системы, и последняя из них была преодолена в воскресенье вечером. Тогда мы окончательно поняли, что дальше «Ренессанс Кредит» идет с «Единым клиентом», а со старой MDM можно попрощаться.
В чем, на ваш взгляд, залог успешной замены MDM?
Андрей Саломатин: Успешная замена MDM-решения состоялась благодаря детальной проработке требований к интеграционным потокам и модели данных – на это действительно было потрачено много времени. А еще благодаря длительному и тщательному тестированию: например, мы даже проводили репетиционное развертывание решения с нуля и последующий откат на отдельном тестовом контуре.
Ну и, конечно, залогом успеха стала глубокая вовлеченность команды HFLabs в проект, их готовность к оперативному взаимодействию с ИТ-подразделениями банка и адаптивность к внесению изменений. На столь сложном проекте все с ходу учесть было невозможно, поэтому отдельно благодарю специалистов HFLabs за гибкость и быстрый отклик на все просьбы.
С какими решениями сегодня интегрирована MDM?
Андрей Саломатин: MDM – это сердце нашего розничного бизнеса. На ней завязаны практически все ключевые процессы. «Единый клиент» интегрирован через микросервисы с системой дистанционного банковского обслуживания, кредитным конвейером, розничной АБС, CRM – в общем, со всеми системами банка, для которых требуются клиентские данные. Также MDM напрямую связана с банковским хранилищем через штатный процесс передачи резервной копии клиентских данных.
Какие бизнес-преимущества получил банк? За какой срок планируется окупить внедрение?
Андрей Саломатин: С первых дней работы «Единого клиента» мы убедились, что он снижает процент некачественных клиентских данных в анкетах за счет алгоритмов автоматического исправления. Новое решение эффективно препятствует распространению дубликатов клиентских записей, а раньше это было нашей головной болью. К тому же теперь мы можем автоматически обезличивать данные клиентов при наступлении планового срока. Ну а гибкая модель данных позволяет эффективнее подстраиваться под новые требования законодательства и быстрее внедрять новые продукты.
Переход на новую MDM – это инфраструктурный проект. Он нацелен не на получение прибыли, а на минимизацию рисков. И наша оценка стоимости рисков значительно превышала стоимость нового решения. Поэтому, как только мы перешли на новую MDM-систему, и тем самым закрыли риски, нам, по сути, сразу же удалось окупить ее внедрение.
Планируете ли вы развивать MDM?
Андрей Саломатин: Да, планируем доработать существующий функционал и внедрить дополнительные модули в 2023 году. В частности, мы рассчитываем на поддержку HFLabs при внедрении модуля управления согласиями клиентов на обработку персональных данных. Это позволит банку сократить объемы ручных операций и количество возможных ошибок.
Обычно мы внедряем «Единый клиент» в «чистом поле» – в организации, где раньше не было MDM, и где возможно постепенное подключение процессов. Замена действующего решения – проект иного масштаба. Такого в России еще никто не делал. Нам нужно было учесть существующие практики и интеграции и кастомизировать решение так, чтобы минимально затронуть критичные для банка бизнес-процессы. Сделать это быстро и эффективно мы можем благодаря тому, что «Единый клиент» – полностью российское решение. Ядро продукта находится в наших руках. Команда разработки готова оперативно подстраивать «Единый клиент» под специфические бизнес-требования заказчиков. Ника Суслова, директор банковской практики компании HFLabs.
|