Содержание |
Промышленное производство в России
2023
Рост производства пассажирских вагонов на 16,9% до 1,7 тыс. единиц
Производство пассажирских железнодорожных вагонов в России увеличилось на 16,9% в 2023 году, достигнув 1,7 тыс. единиц. О существенном росте в транспортном машиностроении в ноябре 2024 года сообщили официальные статистические органы.
По данным Росстата, декабрьский выпуск пассажирских вагонов составил 302 единицы, что на 26,4% превышает показатели декабря 2022 года. Наиболее значительный рост зафиксирован в производстве вагонов-цистерн — на 60,2% за год, достигнув 8,6 тыс. единиц.
Успешные результаты продемонстрировал сегмент метровагонов, где производство увеличилось на 51,9% и составило 562 единицы за год. Существенный рост отмечен в выпуске магистральных тепловозов — увеличение на 23,2% до 218 секций.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Тем не менее, в некоторых сегментах наблюдается снижение показателей. Производство электровозов сократилось на 2,2% до 314 единиц, выпуск полувагонов уменьшился на 6,5% до 19,9 тыс. единиц, а железнодорожных платформ — на 12,5% до 11,7 тыс. единиц.
В декабре 2023 года производство полувагонов продемонстрировало признаки восстановления, увеличившись на 49,5% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года и достигнув 1,9 тыс. единиц. Выпуск тягового подвижного состава в последний месяц года составил 48 единиц.
Отрасль показывает уверенный рост в сегменте пассажирского транспорта и специализированных вагонов, что отражает изменение приоритетов в развитии железнодорожного машиностроения России. Общий годовой объем производства тягового подвижного состава достиг 532 единиц, сформировав базу для дальнейшего развития отрасли.
Выпуск железнодорожных платформ в декабре 2023 года превысил ноябрьские показатели на 20,6%, что свидетельствует о восстановлении динамики производства в данном сегменте к концу года.[1]
Названы крупнейшие в России производители поездов
В 2023 году российские предприятия выпустили 314 магистральных электровозов, что на 2,2% меньше по сравнению с предыдущим годом, когда объем производства составлял 321 единицу. Такие показатели в конце июня 2024 года обнародовала аналитическая команда RollingStock.
Крупнейшим производителем магистральных электровозов по итогам 2023 года стал «Новочеркасский электровозостроительный завод» (НЭВЗ), входящий в состав «Трансмашхолдинга». Предприятие выпустило 173 машины против 178 в 2022 году. На втором месте располагаются «Уральские локомотивы», у которых объем поставок в годовом исчислении снизился со 128 до 119 штук. Замыкает тройку «Коломенский завод» («Трансмашхолдинг») с 22 электровозами против 15 в 2022 году.
В сегменте магистральных тепловозов объем производства в 2023 году составил 218 секций, тогда как годом ранее было изготовлено 177 единиц такой техники. Лидирует «Брянский машиностроительный завод», который входит в состав группы «Трансмашхолдинг»: предприятие выпустило 214 секций против 173 секций в 2022 году. Еще четыре секции (как и годом ранее) поставил «Коломенский завод».
Объем производства маневровых тепловозов в 2023 году составил 299 единиц против 280 годом ранее. Таким образом, рост в годовом исчислении зафиксирован на уровне 7,9%. Лидером в данном сегменте является «Брянский машиностроительный завод» с 238 единицами техники.
В исследовании также отмечается, что в течение 2023 года российские предприятия изготовили 309 трамваев, что на 17% больше по отношению к 2022-му, когда объем выпуска равнялся 264 единицам. В тройку лидеров входят «ПК Транспортные системы» с долей 49,8%, УКВЗ с 38,5% и «Уралтрансмаш» с 11,7%.
Российскими предприятиями за 2023 год выпущены 63,6 тыс. грузовых вагонов, в частности 19,9 тыс. полувагонов, 11,7 тыс. платформ, 8,6 тыс. цистерн, 18,7 тыс. хопперов и 4,3 тыс. крытых вагонов.[2]
Рост продаж грузовых вагонов на 28% до 64,1 тыс. штук
В 2023 году в России было продано 64,1 тыс. грузовых вагонов, что на 28% больше, чем годом ранее. Такие данные союз «Объединение вагоностроителей» (ОВС) опубликовал в январе 2024 года.
Согласно представленной статистике, реализация крытых вагонов на российском рынке по итогам 2023 года выросла в 4,4 раза в сравнении с 2022-м и составила 4,7 тыс. единиц. Хопперы тоже показали рост спроса у операторского сообщества. Их, по сравнению с 2022 годом, реализовано в 2,3 раза больше, до 18,5 тыс. единиц. Платформы на спаде спроса, реализация их сократилась на 18%, до 12 тыс. штук. Спрос на полувагоны тоже снизился: 2023 году реализовано на 19,7 тыс. единиц, что на 2% меньше чем годом ранее.
В структуре выпуска доля самого массового рода – полувагонов – по итогам 2023 года составила 30,7%. По подвижному составу 25 тс на полувагоны пришлось 53,8%. В исследовании отмечается, доля вагонов с осевой нагрузкой 25 тс составляет 28%, до 18,1 тыс. штук, рост по сравнению с 2022 составляет 46%.
Что касается производства комплектующих, выпуск цельнокатаных колес снизился на 6% (до 1542 единиц), по другим категориям — вагонные оси, рамы, балки и подшипники — зафиксирован рост. За 2023 год в России было реализовано 386,6 тыс. кассетных подшипников, показатель вырос на 72%. Причем в спросе отечественные комплектующие, доля реализованной в 2023 году импортной продукции – 15%. Согласно данным ОВС, зарубежные поставки сокращались в течение всего 2023 года.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров в разговоре с «Коммерсантом» отметил, что фактором сдерживания спроса выступает цена, которая резко выросла в 2023 году: инновационный полувагон стоит 5,1–5,3 млн рублей без НДС, тогда как еще в 2020 году некоторые крупные покупатели могли приобрести его за 2,7–2,8 млн рублей.[3]
2022: Производство вагонов в России выросло на 6%
В 2022 году производство типовых вагонов в России выросло на 6%. Всего за указанный период было выпущено более 50 тыс. грузовых вагонов. Такие данные в июне 2023 года привел первый замглавы «Ростеха» и председатель наблюдательного совета союза «Объединение вагоностроителей» Владимир Артяков.
Это говорит о том, что экономика страны приспособилась к новым условиям, растет активность грузоперевозок. Это в очередной раз подтверждает, что отрасль грузового вагоностроения является одной из самых технологически независимых, - сказал он, комментируя итоги работы отечественной вагоностроительной отрасли. |
Отдельно Владимир Артяков отметил поддержку отрасли со стороны органов власти и правительства, которая в совокупности с мерами, предложенными отдельными вагоностроительными предприятиями и Объединением вагоностроителей, позволила справиться с санкционными ограничениями. Результатом такой совместной работы стало обеспечение минимального порога выпуска грузовых вагонов и сохранение рабочих мест.
Среди других значимых для рынка достижений 2022 года Артяков назвал появление в линейке отечественной продукции четвертой инновационной тележки с нагрузкой 25 тонн на ось. Кроме того, дан старт проектированию скоростной грузовой тележки, осваиваются смежные рынки по производству универсальных контейнеров, танк-контейнеров и рефконтейнеров, продвигается экспорт нашей продукции на «пространство 1520», добавил он.
Отмечая сложности, с которыми столкнулась вагоностроительная отрасль, Владимир Артяков назвал нехватку комплектующих – кассетных подшипников, которая затронула производство инновационных вагонов. В то же время, как пояснил представитель «Ростеха», предприятия прилагают максимум усилий для выправления ситуации.
К концу апреля этого года нашими совместными усилиями удалось почти полностью восстановить прежний объем отгрузок: за четыре месяца поставлено более 140 тысяч кассетных подшипников, - добавил он.[4] |
2020: Сокращение производства вагонов в РФ на 29%, до 56,2 тыс. штук, рейтинг производителей - Infoline
Производство вагонов в России в 2020 году сократилось на 28,7% относительно 2019-го и составило 56,2 тыс. штук. Об этом свидетельствуют данные аналитиков Infoline.
Указанное количество вагонов было поставлено в РФ и страны «пространства 1520» (где ширина железнодорожной колеи совпадает с российской и составляет 1520 мм). Выпуск полувагонов, самого массового типа подвижного состава, сократился на 42,2% (до 21,8 тыс. шт.). На 21,3% (до 11,9 тыс. единиц) сократилась закупка фитинговых платформ, на 21,9%, (до 7 тыс.) — зерновозов. При этом закупки цистерн в 2020 году выросли на 73,7%, до 6,4 тыс., а крытых вагонов — на 60,3%, до 5 тыс. Плановое списание вагонов по итогам года составило 22,9 тыс. единиц.
НПК «Объединенная вагонная компания» (ОВК) в 2020 году осталась крупнейшим производителем грузовых вагонов на «Пространстве 1520», поставив на рынок России и стран дальнего и ближнего зарубежья 16,6 тыс. вагонов (-20% к 2019-му). По итогам 2020 года компания является третьей в мире по производству грузовых вагонов после китайской CRRC и американской Greenbrier. «Уралвагонзавод» (УВЗ) в 2020 году сократил производство более чем на 40%, до 10,7 тыс. вагонов.
По словам экспертов, вторая половина 2020 года оказалось позитивнее прогнозов, что связано в том числе со снижением цен, к которому прибегли производители в четвертом квартале. При этом специалисты говорят, что не понятно, как вагоностроители справятся с поставками по низким ценам с учетом подорожания металла.
По данным Росстата, в 2020 году производство пассажирских вагонов в России выросло на 21,3%, до 2 тыс. единиц. Выпуск грузовых вагонов сократился на 28,3%, до 57,1 тыс. единиц. Также уменьшился выпуск локомотивов: электровозов на 13,9%, до 342, тепловозов на 17,7%, до 233.[5][6]
Примечания
- ↑ Динамика промышленного производства в 2023 году
- ↑ Железнодорожное машиностроение России. Второе издание инфографики
- ↑ Выпуск грузовых вагонов и составных частей за 2023 год
- ↑ Владимир Артяков подвел итоги работы вагоностроительной отрасли в 2022 году
- ↑ INFOLine об итогах 2020 года в вагоностроительной отрасли и на рынке грузового железнодорожного подвижного состава России
- ↑ Росстат представляет данные о промышленном производстве в декабре 2020 года