Импортозамещение информационных систем
в Федеральном Казначействе
В статье описываются подходы Федерального Казначейства к импортозамещению иностранного программного обеспечения в своих информационных системах.
Содержание |
Основная статья: Информационные технологии в Федеральном казначействе РФ
2022
В вопросе импортозамещения, ГИС Казначейства разложены на компоненты, и ряд этих компонентов всё ещё остаются в зоне внимания. Об этом на TAdviser SummIT в ноябре 2022 г рассказал Александр Албычев, заместитель руководителя Казначейства России. Но в целом в ведомстве достаточно динамично идёт процесс импортозамещения с точки зрения ПО, включая базовый софт. Казначейство уже подходит к завершению этого проекта, и в 2023-2024 гг. рассчитывает выйти на 100-процентный показатель.
2019
В апреле 2019 года в Федеральном Казначействе по просьбе TAdviser рассказали о подходе к импортозамещению программного обеспечения в многочисленных информационных системах.
Политика импортозамещения программного обеспечения была принята российским государством на вооружение более трех лет назад – с создания Реестра отечественного программного обеспечения и дальнейшего принятия планов импортозамещения в государственных органах.Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга
Результаты работ по выполнению этих масштабных планов были практически незаметны в первые два года. Сложилось представление, что ИТ-компании не рискуют инвестировать в разработки на российских решениях и решениях, основанных на использовании свободно распространяемого ПО, а у власти недостаточно настойчивости в последовательном достижении поставленных целей. Как результат - отказаться от продукции крупнейших мировых игроков, фактически на десятилетия поделивших российский рынок, принципиально невозможно. Однако в 2018-м году пришло понимание, что российские разработчики программного обеспечения уже сделали достаточно много. Информация о переводе того или иного российского ПО на импортозамещенные стеки программного обеспечения стала регулярной, российские компании стали брать на себя поддержку решений с открытым кодом, повысился спрос на ИТ-специалистов, обладающих специализированными компетенциями в данной области.
Федеральное казначейство традиционно является лидером по количеству информационных систем, оператором которых является, в их числе несколько подсистем ГИИС «Электронный бюджет ГИИС», ГИС «Государственные и муниципальные платежи», ГАС «Управление», «Единая информационная система в сфере закупок», «Система удаленного финансового документооборота». Сопровождение и развитие информационных систем Федерального казначейства осложняется широким спектром используемых технологий, так как ИС разрабатывались в разное время и независимо друг от друга, с существенным расхождением в понимании изменяющихся функциональных требований различными постановщиками задач и разными исполнителями.
Большая часть информационных систем Федерального казначейства построена на технологиях зарубежных вендоров, и объем работ по импортозамещению в этих ИС масштабный. С одной стороны, это накладывает на Казначейство высокие обязательства, с другой – дает значительно больше возможностей по накоплению компетенций относительно других ведомств: опираться на лучшие практики по унификации технологий и подходов к проектированию, сравнивать на детальном уровне достоинства и недостатки различных предложений по архитектуре, предлагаемых для множества систем, и на основании этого вырабатывать сбалансированные, эффективные, надежные и экономичные решения.
В Федеральном казначействе определены принципы формирования стека технологий для импортозамещения программного обеспечения всех информационных систем, совместно с внешними экспертами сформирован оптимальный стек на ближайшую перспективу и начаты масштабные модернизации информационных систем.
К концу в 2019 году запланирован полный перевод ГИС ГМП и ГАС «Управление» на импортозамещённые унифицированные технологии.
Модернизацию остальных информационных систем Федерального казначейства планируется проводить поэтапно. Эта политика направлена на достижение нескольких важных целей. Во-первых, модернизация используемых технологий, включающая работы по замещению зарубежных программных продуктов продуктами российских производителей проводится не в качестве самоцели, а в контексте непрерывного развития функционала информационных систем. Во-вторых, опыт, получаемый в ходе работ, ведущихся по нескольким информационным системам в течение достаточно продолжительного времени, имеет высокую ценность, и будет масштабирован на дальнейших работах по другим информационным системам. Это снизит риски увеличения сроков проектов и риски возможных дополнительных издержек, а также затраты на развитие и сопровождение систем.
Замещение используемых технологий требует обязательной модернизации архитектуры информационных систем. К примеру, там, где под высокой нагрузкой с поставленными задачами справляется одна из самых мощных СУБД известного бренда, как правило, требуется использование нескольких горизонтально масштабированных и управляемых извне серверов PostgreSQL, хранение бинарных данных в отдельных специализированных хранилищах и дополнительное управляемое кеширование обрабатываемых данных.
Процессы импортозамещения для информационных систем, которые взаимодействуют с другими и могут использовать при этом протоколы проприетарных зарубежных продуктов, должны быть строго согласованы с процессами в связанных системах. В частности, в ГИИС «Электронный бюджет» к таким ИС относятся подсистема обеспечения интеграции и подсистема обеспечения информационной безопасности. Планирование согласованных работ на разных подсистемах, по разным контрактам, выполняемых подчас разными подрядчиками, требует стратегического подхода и высокой степени организации управления. Подсистемы интеграции и безопасности являются едиными точками отказа для всех функциональных подсистем и требуют повышенного внимания как при выборе решений, которой должен быть тщательно взвешенным, так и при тестировании выбранного решения.
В связи с большим количеством поддерживаемых информационных систем и соответствующим масштабом работ по оптимизации их связанной архитектуры при проведении импортозамещения в Федеральном казначействе проведены организационные изменения – выделены группы системной архитектуры, системной аналитики, архитектуры инфраструктуры. Систематический характер приняли следующие процессы:
- Архитектурный контроль на всех этапах создания и модернизации информационных систем;
- Актуализация и контроль базового стека технологий и контроль дальнейшего развития информационных систем в рамках заданной унификации;
- Ограничение кастомизации базисного ПО в новых доработках информационных систем для обеспечения возможности гарантированного обновления и облегчения дальнейшей поддержки;
- Перевод информационных систем на современные технологии и связанное с этим снижение зависимости от компетенции подрядчиков в поддержке устаревших либо малоиспользуемых технологий;
- Перевод информационных систем из поддержки подрядчиками в собственную поддержку силами ФКУ «Центр по обеспечению деятельности Казначейства России», на сопровождении которого уже находится практически вся инфраструктура ЦОД;
- Анализ актуальности бизнес-требований, заложенных в реализацию информационной системы при ее создании, и оптимизация архитектуры под современную совокупность требований, свободную от накопленных противоречий;
- Анализ актуальности требований к производительности и доступности информационных систем, а также оптимизация архитектуры под современные требования;
- Унификация механизмов интеграции программных продуктов под современные требования к взаимодействию с единой системой обмена данными, подходов к проектированию архитектуры;
- Развитие собственных компетенций в разработке и поддержке программных продуктов.
Наработки в подходе к архитектуре в целом и к унифицированному стеку программного обеспечения, являющегося предпочтительным для использования при импортозамещении, отражены в документе «Требования к системной архитектуре и используемым технологиям при создании и развитии информационных систем Федерального казначейства», опубликованном на сайте Федерального казначейства.
Отдельно стоит упомянуть про переход на импортозамещенные технологии сервисов для конечных пользователей. Кроме явных общеизвестных проблем с переобучением пользователей и служб поддержки для работы с новыми интерфейсами, а также с большими трудозатратами со стороны системных администраторов, есть критичные вопросы совместимости ОС с аппаратным обеспечением и базисным ПО. Например, переход с наиболее распространенной зарубежной ОС на ОС российских вендоров в Федеральном казначействе, ввиду большого количества рабочих мест, должен быть максимально автоматизирован, чтобы сократить время и ресурсы, требуемые на выполнение замещения ОС, системного, базисного и прикладного ПО. По каждому замещаемому продукту на рабочей станции проводится анализ его актуальности, возможности использования как есть или наличия версии для отечественной ОС, наличия аналогов продукта в случае отсутствия такой возможности. Кроме этого, анализируются способы использования данного программного обеспечения на временных схемах с планированием работ разработчика по импортозамещению клиентской части данного продукта. Ввиду невозможности одномоментного перехода на отечественные ОС при миграции пользователя из текущего домена в домен, построенный на отечественных технологиях, необходимо предусмотреть возможность последовательного переключения пользователей с одного домена на другой. При отсутствии у продуктов аналогов, работающих под Linux, в качестве временного решения организуется терминальный доступ к этим продуктам под требуемой ими ОС.
Особое направление в импортозамещении рабочих мест - обеспечение требований безопасности в конфиденциальном контуре. Эти требования актуализированы, далее необходим поиск путей их реализации, а также оптимизации существующей экосистемы для построения ландшафта систем безопасности на основе отечественных продуктов.
Отдельной проблемой в процессе импортозамещения информационных систем в Федеральном казначействе является активное использование бизнес-инструментов, аналоги которых в явном виде отсутствуют в Реестре отечественного ПО. Таким, к примеру, является бизнес компонента стека крупного зарубежного бренда, выполняющая задачи сквозных контролей и формирования бухгалтерских записей для всех движений государственных средств. Планы по замене подобного программного обеспечения не могут быть сформированы на март 2019 года, требуется время на анализ как присутствующих в Реестре продуктов на предмет хотя бы частичной реализации необходимой функциональности, так и информации, поступающей от российских вендоров о ведущихся ими перспективных разработках.
Сотрудничество Федерального казначейства и разработчиков ИТ-систем взаимовыгодно. В Казначействе сформирована собственная компетенция, которая дает архитекторам ИТ-компаний дополнительную возможность знакомиться с опытом коллег и последними общемировыми подходами. Стремительное развитие программных продуктов, на которых основывается импортозамещение, постоянно изменяет текущие представления о предпочтительных решениях. Используемые современные технологии проходят проверку практикой на большом количестве высоконагруженных систем Федерального казначейства, что повышает интерес потенциальных пользователей к данным технологическим решениям и дает дополнительный стимул к их дальнейшему развитию.
Федеральное казначейство, как и другие государственные органы Российской Федерации, является одним из первопроходцев в глобальных планах импортозамещения программного обеспечения. Накопление положительного опыта неизбежно приведет к тому, что проекты по переходу на российское программное обеспечение станут типовыми, с низкими рисками и затратами. Участвуя в подобных проектах, разработчики получают поддержку государства, а также возможность создавать современные технологии, повышать качество своих продуктов, уровень специалистов и создавать дополнительные рабочие места. В совокупности с возможностью отказа от высоких затрат на использование проприетарного программного обеспечения зарубежных лидеров применение импортозамещенных технологий имеет высокий потенциал развития в тесной взаимосвязи с развитием российских разработчиков и интеграторов.
Смотрите также
- Информационные технологии в Федеральном казначействе РФ
- Обзор: Импортозамещение информационных технологий в России
- Импортозамещение информационных технологий в России
- Импортозамещение программного обеспечения в госсекторе
- План перехода госорганов на российское программное обеспечение
- Статья о регулировании госзакупок отечественного программного обеспечения