«Инфосистемы Джет» построила ЦОД для онлайн-магазина «Утконос». Как устроен дата-центр и почему был выбран моновендорный подход?
Вычислительные мощности необходимы для современного бизнеса как воздух. И даже больше, если речь идет о цифровизации ключевых процессов. Практически вся деятельность знакомого многим москвичам онлайн-магазина «Утконос» строится на активном использовании информационных технологий. И вполне закономерно, что очередной мощный виток развития бизнеса и расширения клиентской базы потребовал создания нового ЦОДа. Строительство его было поручено компании «Инфосистемы Джет». Об основных целях, характеристиках, особенностях проектирования и построения ЦОДа для одного из крупнейших в нашей стране онлайн-магазинов рассказывает Сергей Андронов, директор Центра сетевых решений «Инфосистемы Джет».
Какие причины побудили Утконос ОНЛАЙН к строительству нового ЦОДа и почему для выполнения этого проекта была выбрана ИТ-компания «Инфосистемы Джет»?
Сергей Андронов: Наша компания сотрудничает с Утконос ОНЛАЙН практически с момента их создания, более 15 лет. На тот момент сервис стал одним из первопроходцев, реализовавших идею заказа продуктов через интернет и их доставки либо до дверей квартиры, либо до пункта самовывоза, находящегося в шаговой доступности.
Основная особенность организации такого бизнеса заключается в сложной логистике, которую невозможно реализовать по классической модели сетевого ритейла. Помимо огромного числа операций, которые требуется осуществить для доставки заказа конечному покупателю по множеству различных адресов, итоговый «продукт» — заказ — состоит из разных компонентов, и каждый — уникален. Чтобы оставаться высококонкурентным игроком на этом рынке необходимо поддерживать широкий ассортимент товаров, жестко соблюдать условия их хранения, обеспечивать высочайшую скорость комплектования и транспортировки.
Очевидно, что в таких условиях системы управления складом, выбор и компоновка продуктов, отслеживание условий хранения и т.д. должны быть максимально детализированы и проработаны. Для поддержки такой модели требуются мощные системы автоматизации логистики, масштабные вычислительные мощности.Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
Первый ЦОД Утконос ОНЛАЙН был также построен при участии «Инфосистемы Джет» в 2005 году. На тот момент у онлайн-магазина «Утконос» уже была довольно большая клиентская база и широкое присутствие в оффлайне. Со временем компания полностью перешла в онлайн, а число клиентов продолжало постоянно увеличиваться — в Москве и области жителей становится все больше и больше. В 2019 году было принято решение о реконструкции исторической площадки в Южном Бутово и строительстве второго ЦОД на территории фулфилмент центра. Выбор исполнителя проводился на основе открытого тендера, проведенного в начале 2020 года. Мы со своим предложением были признаны победителем по основным объективным критериям: техническое решение, цена, сроки.
В 2020 году прирост клиентской базы сделал гигантский скачок. Существующие мощности компании были практически полностью загружены, что дополнительно подтвердило правильность принятого руководством Утконос ОНЛАЙН решения.
Почему был выбран путь создания собственного ЦОД, а не аренда вычислительных ресурсов у публичных провайдеров?
Сергей Андронов: Первый фактор — гарантии провайдеров в случае аварии в ЦОД. Дата-центр обеспечивает поддержку ключевых, критически важных бизнес-процессов Утконос ОНЛАЙН. Поэтому, при любом, даже самом незначительном сбое в работе ЦОД, потери будут колоссальными, так как нарушатся миллионы логистических цепочек. Отчасти такие риски можно было бы нивелировать за счет дополнительных, в том числе и финансовых, гарантий операторов. Например, штрафных санкций в случае сбоя. Но, к сожалению, на сегодняшний день провайдеры пока не готовы работать в такой модели.
Второй очевидной причиной стала необходимость размещения ЦОД как можно ближе к бизнесу, пользователям и процессам, которых этот дата центр должен поддерживать.
И третий довод в пользу собственного ЦОДа — человеческий фактор. Для своих сотрудников можно создать среду, где четко контролируется выполнение ими своих обязанностей, инструкций и регламентов. Персонал стороннего поставщика услуг действует по своим правилам и это дополнительно увеличивает риски.
В итоге, учитывая все существующие реалии, Утконос ОНЛАЙН решил строить свой ЦОД. На начальном моменте это, безусловно, обходится дороже. Но в общем объеме финансирования реконструкции фулфилмент-центра эти затраты не радикальны, учитывая то value, которое ЦОД даёт бизнесу.
Справка о проекте
- Заказчик: Утконос ОНЛАЙН
- Исполнитель: «Инфосистемы Джет»
- Вендор: Huawei
- Дата реализации проекта: 2020 год
- Расположение объекта: г. Москва, ул. Поляны, 50
Существовали ли особые требования при создании нового ЦОДа?
Сергей Андронов: Площадка, где должен расположиться ЦОД, уже была введена в эксплуатацию, поэтому удалось избежать большого числа проблем, связанных с взаимодействием со строителями. Хотя ряд вопросов, касающихся «большой стройки», особенно усиления несущих конструкций, мы были вынуждены решать. Если перекрытия стандартных офисных площадей должны выдерживать нагрузку 450 кг/м2, то в случае размещения серверов это цифра увеличивается до 1500 кг/м2, а источники бесперебойного питания требуют уже 3000 кг/м2. «Доусиливать» уже построенное здание невозможно, поэтому так важно было сформировать требования к несущим конструкциям и проконтролировать их исполнение строительными компаниями, проверить качество бетона, убедиться, что используется правильная схема армирования, верно увязаны металлоконструкции.
Второй момент касается обеспыливания контура. В ЦОДе не может быть неконтролируемых потоков воздуха, все они должны проходить через специальные системы вентиляции и кондиционирования. Также нельзя допустить никаких возможностей попадания или образования пыли. Не должно быть никаких щелей, неплотного прилегания конструкций и т.д. Очевидно, что всегда пылит сам бетон, но для этого существуют материалы и пропитки, которые позволяют решить эту проблему.
К этому можно прибавить вопросы надежной гидроизоляции, герметизации кабельных проходок, размещения инженерных систем здания, «мокрых зон» и т.д. вплоть до маршрутов заноса оборудования. Последнее требование особенно важно для габаритного оборудования и техники, которую нельзя наклонять. Она даже снабжается специальными датчиками, при срабатывании которых аппаратура может быть снята с гарантии.
Существенные ограничения у специалистов «Инфосистемы Джет» накладывались за счет небольшой площади здания. Тем не менее, благодаря точному инженерному расчету, весь дата-центр удалось компактно разместить всего на 105 м2.
Оборудование ЦОД:
- 19 стоек
- 42 сервера (может быть размещено в 10 раз больше)
- 32 телекоммуникационных шкафа на территории объекта
- Выделенная мощность 300 кВа
- Резервное питание мощностью 460 кВа от отдельной ДГУ
Какие технические решения были предложены компанией «Инфосистемы Джет» для создания ЦОД?
Сергей Андронов: Долгое время в ЦОДостроении был распространен исключительно мультивендорный подход, активно пропагандируемый многими инженерными и ИТ-компаниями. Суть его – взять и интегрировать лучшие решения от разных производителей, получив синергетический эффект. Но целый ряд существенных недостатков такого подхода, в числе которых сложность сопряжения разных продуктов, высокие издержки на эксплуатацию и др. привели к появлению в среде интеграторов и заказчиков адептов моновендорности. К ним относится и наша компания, спроектировавшая ЦОД для онлайн-магазина «Утконос» на базе решений одного производителя, что было одним из значительных требований проекта.
Сейчас на рынке существует крайне небольшой круг производителей, на продуктах которых можно создать относительно законченное решение для ЦОД. В их числе Schneider Electric, Vertiv, Huawei. В результате проработки проекта Huawei был выбран нами для создания ЦОД Утконос ОНЛАЙН.
Важный аргумент в пользу моновендорного подхода — высокая апробированность и совместимость комплексного решения. Мы не сталкиваемся с проблемами интеграции различных инженерных систем, все элементы конструкций точно подогнаны друг под друга, благодаря чему монтаж оборудования проходит несоизмеримо быстрее и удобнее.
Заказчик благодаря моновендорному подходу получил целый ряд выгод. И в первую очередь — выигрыш по цене за счет большого объема закупки и высокой заинтересованности Huawei в российском рынке. Кроме того, у вендора высокий уровень стандартов работы, быстрая реакция при возникновении любых проблем. Специалисты Huawei помогают решать задачи, касающиеся всего комплекса систем ЦОДа, а не его отдельных компонентов.
Надо отметить, что проект для Утконос ОНЛАЙН не был первым опытом «Инфосистемы Джет» по построению моновендорного ЦОДа. Пару лет тому назад мы реализовали большой внутренний проект строительства нескольких собственных дата-центров на базе продуктов Huawei. Поэтому в Утконос ОНЛАЙН мы пришли с решением, апробированным не только вендором, но и нами.
Уверен, что за счет очевидных преимуществ интерес к использованию моновендорного подхода при создании ЦОД в дальнейшем будет только усиливаться.
Какие системы управления и мониторинга используются в ЦОД?
Сергей Андронов: В дата-центре развернута DCIM-система мониторинга и управления инфраструктурой, также разработанная Huawei.
В отличие от других производителей DCIM, чьи решения развивались эволюционно, из локальных подсистем, с дописыванием кода, подключением новых модулей, Huawei сразу вышел на рынок с полным спектром систем для ЦОД. Поэтому он сумел создать единую комплексную DCIM-систему, в которой отражены все компоненты.
Кто осуществляет гарантийное обслуживание и последующую техническую поддержку ЦОД?
Сергей Андронов: Гарантийное обслуживание ЦОД в течение двух лет будут вести специалисты «Инфосистемы Джет». Если заказчик будет проводить конкурс на дальнейшее сопровождение этого объекта, мы с удовольствием примем в нем участие. «Инфосистемы Джет» — это, прежде всего, сервисная компания и у нас работает целое подразделение, занимающееся технической поддержкой ЦОД, которые могут быть созданы не только нами, но и сторонними компаниями.
Надо сказать, что у Утконос ОНЛАЙН существует и своя служба эксплуатации, знающая и умеющая работать с этим оборудованием и технологиями.
Но при любом из вариантов выбора обслуживающей компании, процессы эксплуатации и развития ЦОД на базе решений одного вендора будут значительно проще и быстрее. Производитель здесь берет на себя роль «Службы одного окна», решающего все вопросы — замены оборудования, обновления ПО, устранения инцидентов и т.д. При этом эксплуатирующей организации не надо разбираться, в какой подсистеме или устройстве возникла проблема, а сразу транслировать ее вендору.