Информационные технологии в Metro Cash & Carry Russia
Статья посвящена развитию ИТ в Metro Cash & Carry Russia.
Содержание |
2023
Metro в России добился многомиллионной экономии благодаря внедрению виртуальных касс и генеративного ИИ
Выступая на TAdviser SummIT 29 ноября 2023 года, директор дивизиона электронной коммерции Metro Russia Денис Марфутин рассказал о ключевых технологиях, которые развивает компания в области электронной коммерции. Он напомнил, что по итогам первого полугодия 2023 года Metro вошла в топ-3 по продажам среди ритейлеров в e-grocery.
В офлайн-продажах традиционный клиент Metro – это взрослый мужчина на машине, потому что Metro расположены далеко, и это покупатель с высоким чеком. С подключением e-commerce компания получила более широкую аудиторию, которая раньше не могла добраться в Metro: в том числе, покупатели без машины, женщины с детьми.
Компания работает с разных витрин – собственных и внешних. В доставке у Metro есть направления B2B и B2C, и есть внешние витрины в доставке. Фулфилмент и последнюю милю для B2B заказов компания делает самостоятельно, а для B2C заказов привлекает партнёров. Metro является стратегическим партнёром «СберМаркета» и развивается с ним в тандеме. Работает компания, соответственно, со своего приложения, с приложения партнёра и небольших региональных игроков.
В области автоматизации одна из историй, которой поделился Денис Марфутин, — это виртуальные кассы. Они дают возможность сборщику в магазине, проходя и делая сборку заказа, не выкладывать товары на ленту и не использовать софт-чек. Софт-чек — это хорошая история, отмечает Денис Марфутин: когда ты приходишь на кассу, показываешь QR-код по отсканированным товарам, и кассир, сканируя этот QR-код, сразу видит состав заказа.
При этом раньше сборщики комплектовали заказы и вставали в очередь на кассе торгового центра Metro вместе с обычными офлайн-покупателями или использовали кассы самообслуживания. Но сейчас виртуальные кассы в Metro уже на таком этапе, когда не нужен кассир: реализована прямая интеграция с виртуальной кассой, которая позволяет пробивать заказ прямо в момент окончания сбора заказа пикером без присутствия кассира. К примеру, от «отпикал» 40 товарных позиций, нажал на кнопку «Завершить заказ», и происходит транзакция между Metro и партнёром без эквайринга, что экономит до 200 млн рублей в год. Виртуальные кассы также позволили сократить время сборки онлайн-заказов в Metro на 25%.
Ещё одна история, над которой работает компания, — даркстор, открытый в центре Москвы. Это существенно позволяет ускорить сборку и доставку. Другой проект – приложение Metro. Изначально оно было базовым и имело небольшой рейтинг, но, проделав большую работу, компания его улучшила, и рейтинг приложения повысился.
Отдельно Денис Марфутин остановился на применении генеративных нейросетей. Сейчас они активно используются в маркетинге Metro, и это только примерно 5% от потенциала, говорит директор дивизиона электронной коммерции. Например, нейросеть применяется для рекламных креативов, что позволяет заменить фотосъёмку и существенно на этом сэкономить, потому что новые креативы нужны каждую неделю. TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Используя агентство, которое находится на территории «другой страны», где не блокируется использование MidJourney, ChatGPT и проч., по брифу Metro создаются различные креативы. Пример приведён ниже на слайде. Денис Марфутин отмечает, что такие креативы дают прирост конверсии.
Генеративные нейросети используются и для создания видео – например, роликов для соцсетей. В этом случае не нужно платить операторам, моделям, гримёрам и др., что тоже даёт существенную экономию. В этом случае сценарий пишет ChatGPT, изображения генерируются отдельно MidJourney.
ИИ, ChatGPT, в частности, также применяется для общения с клиентом. Например, его используют для ответов на вопросы клиентов в группе Telegram. Ответы вызывают много комментариев и реакций, говорит Денис Марфутин, но пока по количеству реакций побеждает человек.
Сейчас технологии генеративный нейросетей на хайпе, а дальше, возможно, людям это будет не так интересно, отмечает Денис Марфутин. Но пока это интересно, надо использовать.
Также нейросети применяются для товарного контента. Его создание требует множества рутинных операций, и этот процесс можно оптимизировать с помощью готовых промышленных решений, что вдобавок выходит и дешевле.
О TAdviser SummIT
Конференция TAdviser SummIT, прошедшая 29 ноября, стала одной из крупнейших за всю историю её проведения: в общей сложности мероприятие посетили более 1,4 тыс. делегатов, в выставочной зоне было развёрнуто свыше 40 стендов, а с докладами в пленарной части и восьми тематических сессиях выступили более 150 спикеров. В конференции принял участие министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев, который в формате интервью на сцене ответил на острые вопросы участников ИТ-индустрии.
Metro подключила оплату по QR-коду во всех торговых центрах
С июля все 93 торговых центра Metro во всех регионах подключены к Системе быстрых платежей (СБП). Это даёт возможность оплаты без карты, с использованием мобильного телефона. Также СБП стала удобной заменой бесконтактных NFC-платежей.
Механика оплаты следующая: на платежном терминале на кассе покупатель сканирует QR-код с помощью камеры смартфона и подтверждает оплату со счета. Оплата по QR-коду доступна в том числе и на кассах самообслуживания.
В настоящее время клиенты Metro могут осуществлять оплату товаров наличным или безналичным способом, а также по QR коду. Для B2B клиентов также доступны все виды оплат и предусмотрены дополнительные кредитные линии. С июня 2023 года В2В клиенты могут заказывать экспресс-доставку товаров, оформляя все необходимые документы прямо через мобильное приложение Metro.
2022: Metro автоматизировала управление расходами
Metro, управляющая 93 торговыми центрами, внедрила систему управления расходами. Об этом компания сообщила в декабре 2022 года. В результате компания переходит от работы в разрозненных таблицах Excel и системах к бесшовному единому процессу управления затратами компании.
В качестве платформы была выбрана система SAP, которая была кастомизирована под потребности заказчиков. Тестирование системы началось в августе 2022 года. А внедрение началось с 1 октября. Масштабирование происходит по четкому плану, департаменты подключаются постепенно, что дает командам гибкость и понимание, когда они перейдут на новый процесс.
В ходе проекта проведена интеграция с системой внутреннего документооборота, что позволило уйти от разрозненных процессов и организовать сквозной процесс. Это минимизирует количество согласований на разных этапах закупки, отображает в одном месте и услугу, и ее стоимость, и поставщика. Реализация активного контроля бюджета для закупок торговых центров и центрального офиса позволяет получать всю необходимую аналитику из системы (включая план-факт), а не по огромным таблицам, данные для которых собирались разными отделами. Теперь вся информация собрана в одном месте и находится в доступе ответственных за контроль бюджета лиц.
2017: Запуск касс самообслуживания
Весной 2017 года в торговом центре Metro в Санкт-Петербурге впервые для компании были запущены кассы самообслуживания. В первую неделю работы системы кассами самообслуживания воспользовались более 1000 человек, а по состоянию на апрель ими пользовались около 11% клиентов.
Целью пилотного внедрения проекта стало повышение скорости совершения операций клиентов и их комфорт. Кассы самообслуживания позволяют клиенту самостоятельно производить сканирование товаров, применять купоны и оплачивать покупки. А для оптовых клиентов кассы самообслуживания означают отсутствие необходимости выкладывать тяжелый товар на весы и в возможности ввода количества товара вручную.
Внедрение системы самообслуживания в торговом центре Metro – это первый подобный опыт не только в России, но и во всех странах присутствия компании. По итогу успешного внедрения данной системы компания планировала запуск касс самообслуживания в одном из торговых центров в Москве.