Фиджитал спорт
Основная статья: Фиджитал спорт
2024
5 самых богатых киберспортивных команд
Киберспорт превратился в гигантскую индустрию, где на кону не только престиж, но и миллионы долларов. Соревнования по популярным играм собирают миллионы онлайн-зрителей, а команды, побеждающие на крупных турнирах, зарабатывают суммы, сопоставимые с доходами профессиональных топ-спортсменов. Рассказываем о пяти организациях, которые заработали больше всех призовых. Подробнее здесь.
В России отменили кибертурниры по League of Legends из-за ЛГБТ-персонажей в игре
8 августа 2024 года стало известно о том, что Федерация компьютерного спорта России (ФКС) отказалась от проведения турнира по игре League of Legends. Причина заключается в том, что в названном многопользовательском проекте в жанре MOBA присутствуют персонажи ЛГБТ («Международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистским и террористическим; запрещено на территории РФ). Подробнее здесь
Первая в мире Олимпиада по киберспорту пройдет в Саудовской Аравии
В середине июля 2024 года Международный олимпийский комитет (МОК) объявил, что первые Олимпийские игры по киберспорту 2025 года пройдут в Саудовской Аравии. МОК заключил соглашение с Национальным олимпийским комитетом (НОК) Саудовской Аравии на 12 лет, в течение которых Олимпийские игры по киберспорту будут проводиться регулярно.
Это решение обусловлено выраженным ростом значимости спорта в Саудовской Аравии в целом, а также социальными и экономическими преобразованиями страны, в рамках которых проводится более ста международных мероприятий для спортсменов, включая киберспорт, футбол, автоспорт, теннис, конный спорт и гольф, привлекающие более 2,6 млн любителей спорта.
В результате спорт становится все более важной частью повседневной жизни в Саудовской Аравии на всех уровнях, от любительского до элитного. Общий уровень участия в спорте увеличился более чем втрое с 2015 года, и теперь в спортивных мероприятиях участвует почти половина населения страны. Число спортивных федераций за это время также увеличилось в три раза, с 32 до 98, причем Федерация киберспорта Саудовской Аравии стала одним из примеров такого роста. Около 67% населения Саудовской Аравии считают себя геймерами, при этом число профессиональных киберспортсменов, которые делают карьеру на постоянной основе, непрерывно растет (сейчас их насчитывается 100).Российский рынок облачных ИБ-сервисов только формируется
В частности, быстро растет и женский спорт, и почти половина из 23 млн геймеров Саудовской Аравии — женщины. В списках Федерации зарегистрировано более 330 000 спортсменок и почти 40 женских национальных сборных, соревнующихся на международном уровне. Массовый спорт также процветает: спорт прочно входит в школьную программу для всех девочек, о чем свидетельствуют 70 000 школьниц, играющих в школьной футбольной лиге каждую неделю. Помимо занятий спортом, реформы обеспечивают представительство женщин в советах всех спортивных федераций: сейчас они насчитывают более 100 женщин, в том числе семь женщин-президентов федераций. Кроме того, все спортсмены женского и мужского пола получают одинаковое вознаграждение за представительство нации на соревнованиях в своем виде спорта.[1]
Российская киберспортивная команда Team Spirit победила в турнире по Counter-Strike в Лондоне
16 июня 2024 года команда Team Spirit, в которой выступают российские киберспортсмены, одержала победу в финале весеннего турнира Spring Final 2024 лиги Blast Premier в дисциплине Counter-Strike 2 (CS2). Состязание проходило в Лондоне, где за пальму первенства также боролся украинский коллектив Natus Vincere. Подробнее здесь.
Киберспортсмены из России отказались без флага проходить отбор на чемпионат мира
Киберспортсмены из России отказались без флага проходить отбор на чемпионат мира IESF-2024. Об этом в пресс-службе Федерации компьютерного спорта (ФКС) РФ сообщили в середине мая 2024 года.
Согласно требованию IESF, в России должны были «сами заставить киберспортсменов играть без флага» для того, чтобы их допустили до чемпионата мира. В ФКС ранее выступили против таких условий, но их не изменили. В связи с этим в федерации и приняли решение отказаться от участия в турнире.
Причиной стали неправомерные действия секретариата, который вопреки уставу и решениям руководящих органов выступает против участия российских спортсменов. Путем многочисленных бюрократических уловок, проволочек и прямого давления генсек IESF поставил ФКС России перед выбором: либо подписать добровольный отказ от флага за всех участвующих спортсменов, либо не участвовать в чемпионате мира. Такие действия полностью противоречат решению съезда IESF, где большинство федераций проголосовало за полное снятие с ФКС России санкций и возвращение национальной символики. Тем не менее секретариат уведомил нас 27 апреля [2024 года], что мы от соревнования отстранены за неподписание соглашения, - заявили в ФКС. |
По состоянию на май 2024 года в IESF входят 143 страны. Организация проводит чемпионаты мира по Counter-Strike: Global Offensive, Dota 2, Tekken 7, eFootball, PUBG Mobile, Mobile Legends: Bang Bang. Отборочные соревнования чемпионата мира 2024 года по киберспорту начнутся в июне 2024 года.
Ранее IESF вернула россиянам флаг, после чего все украинцы снялись с чемпионата мира, а украинская федерация позднее пригрозила выходом из организации. В январе 2024 года после жалобы украинской стороны на то, что ФКС России начала работать в присоединившихся в 2022 году регионах, IESF приостановила членство России.[2]
В Петербурге построят арену для киберсоревнований за миллиарды рублей
В апреле 2024 года стало известно о том, что в городе-спутнике «Южный» в Пушкинском районе Санкт-Петербурга «ИТМО Хайпарк» будет построена арена для киберспортивных соревнований. Подробнее здесь.
2023
Победители киберспортивных игр в России будут поступать в вузы без экзаменов
1 ноября 2023 года «Единая Россия» внесла в Госдуму законопроект о праве победителей крупных международных соревнований на поступление в спортивные вузы без экзаменов. Инициативу поддержали Минобрнауки и Минспорта. Подробнее здесь.
Российские киберспортсмены выиграли чемпионат мира по Dota 2
В конце октября 2023 года российская киберспортивная команда Team Spirit стала победителем чемпионата мира по дисциплине Dota 2 - The International 2023. Турнир с призовым фондом $3,1 млн прошел в американском Сиэтле. Подробнее здесь.
Российские вузы начали добавлять баллы к ЕГЭ для киберспортсменов
Все больше российских вузов стали практиковать начисление дополнительных баллов при поступлении абитуриентам, достигшим успехов в киберспорте. Об этом 11 сентября 2023 года сообщил президент Федерации компьютерного спорта России Дмитрий Смит. Подробнее здесь.
Студент единственного в России факультета киберспорта победил в турнире по Counter Strike с призовым фондом в $1 млн
В августе 2023 года европейская команда G2 Esports по Counter-Strike стала победителем престижного турнира Intel Extreme Masters Cologne 2023, призовой фонд которого составил $1 млн. В состав коллектива входит 18-летний россиянин Илья Осипов, который играет под ником m0NESY. Подробнее здесь.
В России введены разряды и звания по киберспорту
В России введены разряды и звания по киберспорту. Об этом 23 июня 2023 года сообщила пресс-служба Федерации компьютерного спорта (ФКС) РФ.
На первом этапе спортивные разряды и звания по компьютерному спорту смогут получить киберспортсмены, выступающие в дисциплине «Тактический трехмерный бой», Это стало возможно благодаря внесению соответствующих изменений в положение о Единой всероссийской спортивной классификации.
Соревнованиями, в рамках которых спортсмены смогут получить разряды, станут турниры по игре «Мир танков», которые будут проводиться Федерацией компьютерного спорта России (ФКС России) совместно с Lesta Games на платформе VK Play.
По словам президента ФКС России Дмитрия Смита, сотрудничество с «Миром танков» и VK Play направлено на популяризацию киберспорта, развитие виртуальных турниров и продвижение отечественных разработок в данной сфере.
Компьютерный спорт стал общедоступной частью современного общества, и мы стремимся проводить как можно больше различных турниров: в разных режимах и форматах, позволив сделать их не только регулярными, но и массовыми вовлекая многомиллионную аудиторию наших игр, — отметил операционный директор «Мира танков» Борис Синицкий. |
25 мая 2023 года ФКС России добилась признания новой киберспортивной дисциплины «Тактический трехмерный бой». Этот раздел компьютерного спорта включает в себя трехмерные экшены Counter-Strike, Valorant, Rainbow Six: Siege, Warface, Armored Warfare, Overwatch, World of Tanks и War Thunder. Признание данной дисциплины позволяет проводить официальные соревнования, такие как чемпионат и Кубок России по компьютерному спорту, по вышеперечисленным видам программ на территории Российской Федерации.[3]
Геймер купил скин для оружия в Counter Strike по цене квартиры в Москве
13 марта 2023 года богатый коллекционер из Китая совершил историческую сделку в многопользовательском онлайновом шутере Counter Strike: Global Offensive (CS:GO). Состоятельный геймер приобрёл скин для автомата Калашникова AK-47 приблизительно за $160 тыс. (около 12,2 млн рублей по курсу на 17 марта 2023-го). Подробнее здесь.
Кабмин выделил 5,2 млрд рублей на проведение первых киберспортивных игр, финансируемых из федерального бюджета
В феврале 2023 года премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым выделил 5,2 млрд рублей на проведение первых киберспортивных игр, финансируемых из федерального бюджета. Речь идет о соревнованиях «Игры будущего». Подробнее здесь.
2022
Как растет российский рынок киберспорта
Объем российского рынка киберспорта по итогам 2022 года достиг $35,08 млн против $31,33 млн. Об этом свидетельствуют данные аналитической компании Statista, о которых стало известно в ноябре 2023 года.
Как пишут «Ведомости» со ссылкой на материалы Statista, рынок киберспорта в РФ находится на подъеме и сохранит рост по меньшей мере до 2027 года, когда выручка на рынке будет измеряться $52,9 млн.
Сооснователь студии Vengeance Games Константин Сахнов в разговоре с изданием отметил, что киберспортивные соревнования и турниры по компьютерным играм в основном переместились из России в другие регионы.
Сейчас наш сегмент киберспорта можно охарактеризовать как более национальный и самостоятельный, – добавил он в середине ноября 2023 года. |
С весны 2022 года крупнейшие российские киберспортивные клубы стали лишать права участия в международных соревнованиях. Например, организатор турниров по дисциплине CS:GO ESL Electronic Sports League (ESL) отстранил от турнира ESL Pro League российские клубы Virtus.pro и Gambit.
Профессиональный российский киберспорт в том виде, в котором он был до 2022 года, больше не существует, — сообщил «Коммерсанту» источник, близкий к одной из ведущих команд, покинувших РФ. — Крупные клубы, принадлежавшие российским компаниями, проданы, поскольку их не допускали на крупнейшие международные турниры. |
Один из информаторов газеты оценил объем российского рынка киберспорта в РФ в $10 млн по итогам 2022 года, что, по словам источника, вдвое меньше показателя годичной давности. Эксперт «Технологий Доверия» (ТеДо, бывший российский офис PwC) Кирилл Тихонов согласен, что в связи с релокацией или закрытием ключевых организаций объем профессионального сегмента киберспорта заметно снизился[4]
Правительство РФ утвердило введение киберспортивных дисциплин в вузах
В середине декабря 2022 года правительственная комиссия по цифровому развитию утвердила дорожные карты «Новое индустриальное программное обеспечение» и «Новое общесистемное программное обеспечение». Согласно одному из документов, к 2024 году в программу российских вузов должны быть включены курсы киберспортивных дисциплин, причем как для технических, так и для гуманитарных специальностей.
Как пишут «Ведомости», в утвержденной дорожной карте ответственными исполнителями по первому этапу указаны «Ростелеком» и Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М. А. Бонч-Бруевича (СПбГУТ). До начала 2023 года они должны провести исследование и найти примеры дополнения действующих образовательных программ киберспортивными дисциплинами в других странах. Затем к июню 2023-го «Ростелеком» и АНО «Цифровая экономика» должны собрать рабочую группу из представителей экспертного и университетского сообщества. К 2024 году должны быть определены первые образовательные программы «для внедрения в заинтересованных высших учебных заведениях с помощью заинтересованных компаний», следует из документа.
По мнению директора по стратегическим коммуникациям ESforce Holding Ярослава Мешалкина, новая правительственная инициатива поможет привлечь в университеты больше учащихся.
Наличие киберспортивных программ повышает привлекательность проживания в студгородках, способствует набору студентов и диверсифицирует обучение, – говорит он. – Статистика показывает, что 44% образовательных учреждений нуждаются в стимулировании интереса к обучению по техническим специальностям (STEM). |
Директор Ассоциации развития киберспорта и руководитель проекта LANGAME Павел Голубев считает, что в данном вопросе необходимо разделять два понятия: «гейминг» и «киберспорт».
Если речь идет о более широком понятии «гейминга», то ввиду последних инициатив государства по поддержке игровой индустрии – это достаточно логичный и правильный шаг, – говорит эксперт. – По крайней мере, это позволит попробовать хотя бы частично компенсировать нехватку кадров для реализации этих госпрограмм.[5] |
Россиянин стал чемпионом и лучшим игроком турнира по Counter Strike с призовым фондом $1 млн
18 декабря 2022 года в Абу-Даби завершился турнир по Counter Strike: Global Offensive, в котором победила немецкая киберспортивная команда G2 Esports. При этом самым ценным игроком (MVP) соревнований стал 17-летний россиянин Илья "m0NESY" Осипов, выступающий за G2 Esports. В решающей серии игрок сделал 39 убийств при 28 смертях. Для Ильи это первая подобная награда. Подробнее здесь.
Российская киберспортивная команда выиграла главный турнир по CS:GO и заработала $500 тыс.
13 ноября 2022 года состоялся финал турнира IEM RIO Major 2022 — крупнейшего соревнования серии Major по Counter-Strike: Global Offensive. Победителем стала российская компания Virtus.pro, которая в связи с антироссийскими санкциями выступала под нейтральным названием Outsiders. Подробнее здесь.
В России открылась первая государственная киберспортивная школа
В июле 2022 года России открылась первая государственная киберспортивная школа. Она расположена в Новосибирске, сообщает официальный Telegram-канал Новосибирской области. Подробнее здесь.
VK занялся разработкой метавселенной для первой в России Олимпиады киберспортсменов
Как стало известно 16 июня 2022 года, холдинг VK занялся разработкой метавселенной для первой в России Олимпиады киберспортсменов - «Игр будущего». Они пройдут в Казани в феврале 2024 года. Подробнее здесь.
Министерство спорта официально признало игру CS:GO киберспортом
Министерство юстиции России признало новую кибеспортивную дисциплину — «тактический трехмерный бой». В нее вошли 3D-шутеры Counter-Strike: Global Offensive, Overwatch, Valorant, Tom Clancy`s Rainbow Six Siege, Warface, а также трехмерные экшены World of Tanks, Armored Warfare, War Thunder. Об этом Федерация компьютерного спорта (ФКС) в России сообщила 26 мая 2022 года.
Официальное признание Минспорта РФ дисциплины «тактический трехмерный бой» открывает уникальные новые возможности для развития профессионального и массового киберспорта в масштабах всей России. В ближайшей перспективе это позволит миллионам россиян реализовать свой потенциал в качестве профессиональных киберспортсменов в данных видах программы. Как внутри страны, так и на международной арене, - заявил президент ФКС России Дмитрий Смит. |
Признание данной дисциплины позволяет проводить официальные соревнования, такие как чемпионат и Кубок России по компьютерному спорту, по вышеперечисленным видам программ на территории Российской Федерации. По словам Смита (его заявление опубликовано 26 мая 2022 года), в ближайшее время планируется включать турниры по новой дисциплине в официальный план массовых соревнований ФКС России.
Мы давно ожидали признание официальной дисциплины «Тактический трехмерный бой». Такие популярные и любимые участниками наших турниров виды программы, как CS: GO и Valorant, давно входят в пул дисциплин «Московского Киберспорта» и Московской студенческой киберспортивной лиги, которые проводятся при поддержке департамента спорта города Москвы на площадке cybermos.ru, но мы не могли включать соревнования по ним в единый календарный план спортивных соревнований. Теперь такая возможность есть. Она позволит нам выдавать спортивные разряды по этим видам программы и сформировать сборные команды столицы. Это даст новый стимул и перспективы для киберспорта в Москве и России в целом, — заявил президент Федерации компьютерного спорта города Москвы Максим Флер.[6]» |
Киберспортивные команды с наибольшим ростом стоимости
Минспорта РФ утвердило программу подготовки киберспортсменов
В январе 2022 года был зарегистрирован приказ Министерства спорта РФ от 01.12.2021 № 938 «Об утверждении федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «компьютерный спорт». Этим документом ведомство согласовало программу подготовки киберспортсменов в стране.
Согласно документу, опубликованному на официальном интернет-портале правовой информации, физическая подготовка киберспортсмена должна занимать 25-40% тренировочного времени, тактическая — 25-35%, техническая — 4-5%. На теоретическую подготовку должно уходить 15-25% времени, психологическую – 15-20%.
Попасть в группу высшего мастерства смогут только те киберспортсмены, которые сдали норматив. Для мужчины это бег на дистанцию три километра не более чем за 15 минут и приседания без остановки 25 раз. Женщина должна будет пробежать два километра за 12 минут и выполнить приседания 23 раза. Помимо этого спортсменам необходимо совершить наклоны вперед и подъемы туловища, а также сдать тест на определение технического мастерства. Киберспортсмены должны также выполнять нормы игровой технической программы на тренажерах — ПК и игровых консолях.
Помимо физических упражнений, в документе закреплена необходимость тактической, теоретической и психологической подготовки. Подробности этих частей тренировочного процесса к 21 января 2022 года не раскрываются.
Зато указаны требования к техническому оборудованию киберспортсмена. Это должен быть компьютер с башенным кулером для охлаждения процессора, оперативной памятью не менее 16 Гбайт, монитором с диагональю не менее 19 дюймов и накопителем объёмом не менее 2 Тбайт.
Минспорта по документу предлагает проводить обучение киберспортсменов в 4 этапа. Причем возраст на этапе высшего спортивного мастерства может быть от 17 лет.
Примечания
- ↑ IOC announces Olympic Esports Games to be hosted in the Kingdom of Saudi Arabia
- ↑ Российские киберспортсмены отказались проходить отбор на ЧМ без флага
- ↑ Российские киберспортсмены смогут получить спортивные разряды в новых дисциплинах
- ↑ Создатели компьютерных игр получат процент от букмекеров
- ↑ Правительство подготовило план по введению киберспорта в вузах
- ↑ В РОССИИ ОФИЦИАЛЬНО ПРИЗНАНА НОВАЯ ДИСЦИПЛИНА КОМПЬЮТЕРНОГО СПОРТА — «ТАКТИЧЕСКИЙ ТРЕХМЕРНЫЙ БОЙ»
2021
Российско-украинская киберспортивная команда Na`Vi выиграла турнир по CS:GO и заработала $0,5 млн
Киберспортивная команда Natus Vincere (NAVI), состоящая из российских и украинских игроков, в декабре 2021 года выиграла турнир BLAST Premier по Counter Strike: Global Offensive (CS:GO). За победу в соревновании геймеры получили приз в $500 тыс. при общем призовом фонде в $1 млн. Турнир проходил с 14 по 19 декабря в Копенгагене. Подробнее здесь.
Смерть киберспортсмена из России Алексея Малышева при странных обстоятельствах
17 октября 2021 года стало известно о смерти бывшего лидера команды киберспортсменов Политехнического университета Алексея Малышева. 23-летнего молодого человека обнаружили возле гаражей в городе Никольское (Ленинградская область). Подробнее здесь.
Победа Team Spirit из РФ в международном турнире по компьютерной игре Dota 2
17 октября 2021 года российская киберспортивная команда Team Spirit победила в международном турнире по компьютерной игре Dota 2. Речь идет о соревновании The International, которое спортсмены из РФ выиграли впервые. Чемпионат проходил в Румынии. Подробнее здесь.
2020: Рост рынка в США
Ожидается, что рынок киберспорта в США в 2020 году вырастет на 12% (в то время как остальные спортивные отрасли терпят убытки) и приблизится к $200 млн. В 2021 году рост продолжится и ускорится.
2018
В 2018 году около 6 миллиардов часов население Земли потратило на просмотр киберспорта.