2014/12/07 07:00:48

Мобильная аналитика

Рост направления мобильной аналитики в России сопутствует росту интереса пользователей к мобильным версиям других классов бизнес-систем. По мере увеличения проникновения соответствующих аппаратных средств в корпоративном сегменте, это явление в конечном итоге обретет массовый характер.

Каталог BI-решений и проектов доступен на TAdviser.

Содержание

Мировой рынок

Демография оказывает существенную роль на развитие мобильной аналитики: все больше пользователей внутри компаний знакомы с мобильными устройствами и интернетом со школьной статьи, так что по мере омоложения штата организаций именно они будут управлять дальнейшей консумеризацией ИТ. В Gartner прогнозируют, что 33% аналитики будет использоваться «в кармане» уже в 2013году. К концу 2012 года 55% организаций, использующих BI, уже начали или запланировали внедрение мобильных средств анализа данных. В результате уже к 2015 году соотношение мобильных и традиционных BI проектов составит 4:1.

По данным исследования Dresner Advisory Services[1] для MicroStrategy за 2012 год, с 2010 по 2012 годы роль мобильной аналитики возросла в разы. Так, количество участников исследования, уверенных в исключительной важности мобильных инструментов анализа выросло с 52% до 61% за указанные два года.

Проникновение мобильной аналитики на разных вертикальных рынках неравномерно. Максимальную значимость mobile BI придают ритейлеры и прочие торговые компании, именно в этой индустрии уже существует множество позитивных примеров внедрения мобильных инструментов анализа. Достаточно низкий приоритет у мобильной аналитики, напротив, в госсекторе, хотя и здесь есть удачный опыт.

Большинство участников исследования отметили уровень проникновения мобильной аналитики в своих организациях на уровне 10%, правда, здесь нужно оговориться, что в 2010 году у большинства этот показатель стремился к нулю. Довольно агрессивные планы по внедрению мобильных BI-решений у компаний при этом отмечаются вплоть до 2015 года – они показаны на диаграмме ниже.


Dresner Advisory Services, 2013

В исследовании также рассматривались 25 ключевых вендоров BI, предлагающих решения мобильной аналитики. Результаты анализа этих систем представлены ниже, из максимальных 36,5 баллов наиболее высокий результат показали MicroStrategy, Yellowfin, SAP и QlikTech.

Image:Mobile_BI_vendor_rating.png


Dresner Advisory Services, 2013

По данным исследовательской компании Ovum[2] на январь 2013 года, наиболее функциональные BI решения на рынке предлагают компании MicroStrategy, Information Builders и Yellowfin, тогда как мега-вендоры вроде SAP представляют наилучшие мобильные аналитические системы для iOS-устройств. Витрина данных НОТА ВИЗОР для налогового мониторинга

Что касается мобильных платформ, то все без исключения вендоры BI поддерживают платформу Apple iOS, на втором месте по уровню поддержки вендорами – Android (90%), затем с большим отставанием следуют мобильные операционные системы BlackBerry (50%) и Windows (33%). В отчете Ovum не учтены при этом системы, работающие под Windows 8, RT и Phone 8.

По мнению Фредерика Танвалла (Fredrik Tunvall), аналитика Ovum, вне всякий сомнений успех iPad на рынке оказывает существенное влияние на продуктовые стратегии разработчиков BI. Между тем, чтобы мобильные решения бизнес-аналитики достигли большей аудитории, вендорам придется также создать приложения и для платформ Windows и Android, использование которых наиболее широко в особенности на развивающихся рынках.

Хотя у SAP есть определенная «фора» на рынке мобильного аналитики, обусловленная покупкой компанией Afaria, Syclo и Sybase, другие вендоры, такие как IBM, Oracle и SAS также постепенно наращивают долю на этом рынке. Чтобы поддерживать свои решения на конкурентоспособном уровне, вендоры активно будут использовать M&A стратегию, считает Танвалл. Он также полагает, что инновации на рынке BI и аналитики достигнут максимального уровня в ближайшие несколько лет.

Российский рынок

Рост направления мобильной аналитики в России сопутствует росту интереса пользователей к мобильным версиям других классов бизнес-систем. По мере роста проникновения соответствующих аппаратных средств в корпоративном сегменте, это явление в конечном итоге обретет массовый характер.


Так, по прогнозам IDC от февраля 20013 года, в 2013 году российский рынок смартфонов вырастет примерно на 15%. В IDC полагают, что российский рынок смартфонов еще далек от насыщения: тенденция роста сохранится еще два-три года, но и к 2015 году смартфоны не займут 50% в общем объеме рынка телефонов. Доля смартфонов на российском рынке телефонов за 2012 год при этом выросла с 25% до 33%.

В штучном выражении по итогам 2012 года на территории России было реализовано 12,3 млн смартфонов, сообщает J’son&Partners Consulting. Относительно показателей 2011 года рост продаж достиг 52%. В суммарных продажах доля смартфонов составила 30%.

Также важную роль играет и развитие российского рынка планшетных компьютеров. По данным «Евросети», в 2012 году он показал максимальный прирост среди всей портативной электроники – 366% и 256% в количественном и денежном выражении. По разным оценкам, в 2013 году продажи планшетов могут достичь 2-3 млн единиц.

Сегодня практически все крупные BI-вендоры имеют в своих линейках мобильные BI-продукты. У некоторых вендоров, например, Oracle, в мобильной версии доступен весь функционал основной версии аналитического продукта. Большинство этих решений и инструментов уже доступно российским заказчикам, что является дополнительным стимулом для развития мобильной аналитики. В отличие, например, от BI с открытым кодом, где многие серьезные решения до сих пор в России не представлены, а потому не могут быть оценены потенциальными заказчиками.

Участники рынка отмечают, что если в 2011 году мобильный BI был скорее «приятным дополнением» к основному проекту, нежели средством первой необходимости, то в 2012 году наличие такого приложения все чаще становилось общеобязательным требованием заказчиков. При этом если на первых порах основными пользователями мобильной аналитики были топ-менеджмент, инвесторы и владельцы компаний, то теперь в России реализуются проекты, где мобильная аналитика работает «в поле» - например, у представителей торговых компаний.

Владимир Иткин, директор по развитию партнерской сети Qlik (QlikTech) Россия, подтвердил:
«Сегодня уже каждый второй клиент при выборе BI-платформы и решения имеет обязательный критерий – работа на мобильных устройствах. Еще два-три года назад это было больше бонусом к платформе, чем необходимостью. Но мобильные технологии прочно вошли в нашу жизнь, и сейчас планшет в руках рядового сотрудника не является роскошью».

По его словам, современный бизнес-пользователь не может больше ждать, когда отчет будет подготовлен и отправлен ему сотрудниками ИТ-службы. Он уже привык получать информацию в нужное для него время, используя интернет и средства поиска, например, Google. Запросы начинают расти, и мобильного доступа к агрегированным отчетам тоже недостаточно, назревает необходимость видеть детальный уровень данных. От этого зависит скорость принятия решения в конкурентной среде, что будет особенно важно после вступления России в ВТО.

Владимир Иткин отметил и еще один интересный факт: в последнее время больше половины пилотных проектов партнеров QlikTech тестируются клиентами на мобильных устройствах. «То есть до финального принятия решения о покупке платформы, клиент хочет убедиться, что создаваемое решение не будет ограничивать его возможности в анализе при использовании на мобильных устройствах», - пояснил эксперт.

Сергей Шестаков, заместитель генерального директора по развитию бизнеса «Прогноз», рассказал TAdviser, что компания задействует мобильный инструментарий в своих проектах очень активно. В частности, «Прогноз» создает мобильные версии ситуационных центров, систем программно-целевого управления, систем моделирования и прогнозирования. При этом решения на базе мобильной версии Форсайт. Аналитическая платформа (ранее Prognoz Platform) позволяют работать с информацией как в онлайн-, так и в офлайн-режиме: например, в самолете. Вся эта функциональность реализована и в типовом программном продукте «Электронный офис руководителя», который вендор вывел на рынок. Так что инструменты mobile BI есть не только у западных платформ.

С другой стороны, добавил Сергей Шестаков, мобильная аналитика массового потребления на российском рынке практически не представлена. «Подобные решения мы регулярно создаем и развиваем для международных организаций, которые используют мобильные приложения для широкого распространения макроэкономических, экологических и других статистических данных», - пояснил он. Приложения IMF eLibrary, World Bank DataFinder и различные их модификации доступны для свободного скачивания в App Store, в том числе, и в России.

Эксперт «Прогноз» полагает, что подобные аналитические продукты, рассчитанные на неограниченное число конечных пользователей и ориентированные уже непосредственно на российский рынок, должны появиться в ближайшем будущем.

Широкому применению мобильных приложений в корпоративной среде мешают политики безопасности и опасения компаний, связанные с передачей по мобильным сетям своих данных.

Примеры в действии

В качестве примера реализации mobile BI можно привести мобильное приложение для iPad на базе Prognoz Platform, которым пользуется руководство Федеральной налоговой службы России. С его помощью отображается подробная информация о деятельности подразделений ФНС, оперативные показатели по налоговым поступлениям, задолженностям, которые формируются в информационной системе ведомства. Это приложение руководитель налоговой службы России, в частности, использовал, отчитываясь перед премьер-министром РФ.

Также Дмитрию Медведеву недавно было представлено решение, созданное «Прогнозом» для мониторинга инвестиционной деятельности в Северо-Кавказском Федеральном Округе. Оно включает, в том числе, инвестиционный портал СКФО и его мобильную версию для iPad, которая содержит информацию для инвесторов об инвестиционных возможностях и площадках региона, а также о существующих мерах государственной поддержки и уже реализуемых на Северном Кавказе инвестпроектах.

В региональном управлении очень распространено использование приложений для iPad – количество администраций субъектов федерации, заказывающих нам подобные решения, исчисляется десятками. К примеру, руководство Липецкой области одним из первых стало применять мобильные технологии в ежедневной работе, используя их для доступа к единому хранилищу всей региональной информации. В ИАС Липецкой области сегодня действует более 20 тематических подсистем (по территориальному развитию, сельскому хозяйству, социальной поддержке, энергосбережению и др.), на основании которых сводные аналитические материалы предоставляются руководителям региона посредством электронных планшетов.

Пример использования мобильных BI-инструментов в корпоративном управлении – информационно-аналитическая система контроля и управления энергосбережением «Сибур Холдинг». В нее входит централизованное хранилище данных по энергоэффективности всех предприятий холдинга, доступ к которым топ-менеджмент предприятия получает с помощью мобильных устройств. При этом руководителям доступны сводные показатели как по холдингу в целом, так и по каждому предприятию в отдельности. Мобильный BI успешно внедрен и уже приносит свои плоды в ОАО «Сургутнефтегаз» и в «Газпром Нефтехим Салават».

Бесплатные отчеты

Wisdom of Crowds - Mobile Computing/ Mobile Business

См.также

Business Intelligence (рынок России)

География BI-проектов

Главные тенденции рынка BI в России

Российский BI: отраслевая специфика

Внедрения BI в России: типичные ошибки

Примечания