2022/06/01 11:43:32

Как развивать прикладную архитектуру в условиях санкций и быстро автоматизировать предприятия с платформой ITA::Forms

Текущая ситуация в сфере ИТ требует ускоренного импортозамещения. Однако, многие компании не готовы тратить огромные средства на новую инфраструктуру и опасаются, что внедрение затянется на долгие годы. Чтобы максимально защитить инвестиции, бизнесу важно использовать гибкие подходы и готовые бизнес-сервисы, которые могут легко интегрироваться в существующие инфраструктуры. Этим требованиям отвечают сервисы, предлагаемые компанией «АйТи-Альянс».

Содержание

Импортозамещение: старт без спешки

В условиях, когда ряд зарубежных производителей ушли из России или приостановили работу в нашей стране, перед компаниями со всей остротой встала проблема замены существующих систем на российские аналоги. Первый шок сменился растерянностью: что делать дальше? Медлить с принятием решений не надо, но и не стоит кидаться в импортозамещение с головой, пытаясь заменить все и сразу.

«
Тенденция к импортозамещению наблюдается уже больше семи лет, но надо сказать, что до 2022 г. мало кто спешил с этим. Если бы в свое время сами компании-заказчики и российские вендоры отнеслись к этой проблеме более серьезно и стали бы активно накапливать компетенции, понимая, что долго невозможно оставаться «на игле» зарубежных технологий, то сейчас ситуация была бы намного лучше той, что мы имеем. Но, тем не менее, вызов сделан, обратного хода нет, и компаниям придется решать эту проблему в ускоренном темпе, - говорит Лиана Гургенян, генеральный директор компании «АйТи-Альянс».
»

Приступая к импортозамещению, прежде всего надо выделить решения, которые проверены временем и стабильно могут эксплуатироваться без поддержки вендоров. Затем целесообразно определить системы, подлежащие замене незамедлительно. Следующий шаг – оценка технологических и архитектурных возможностей систем к переносу отдельных компонент (СХД, бизнес-процессы, фронт-энд) от зарубежных вендоров (Oracle, IBM и т.д.) на аналоги или свободное программное обеспечение (СПО). Кроме того, можно изучить функционирование аналогов системного и инфраструктурного ПО (шины, серверы приложений, операционные системы и т.д.), подлежащего замене.

Минимизация новых вложений

К настоящему времени не только у крупных, но и у многих средних компаний ИТ-инфраструктура представляет из себя очень сложный комплекс. Во многих случаях есть некий «зоопарк» систем, сложившийся при развитии бизнеса, в том числе в ходе процессов слияний и поглощений. Кроме того, дополнительную сложность инфраструктуре придает существование различных интеграционных подходов. На фоне бурного развития цифровизации во компаниях в последние годы наблюдается тенденция к избавлению от старых и унаследованных «коробочных» решений и переходу на микросервисную архитектуру, но к 2022 году немногие компании успели кардинально поменять свой ИТ-ландшафт. Инфраструктура, как правило, строилась с использованием зарубежных технологий и решений, при этом компании вели внутреннюю разработку по кастомизации зарубежного ПО под свои технологические процессы, запуск бизнес-сервисов, используя Open Source. Поэтому импортозамещение требует очень больших инвестиций, направленных на комплексные проекты замены ИТ-инфраструктуры.

«
Для минимизации затрат следует выбирать аналоги готовых бизнес-сервисов, легко интегрируемых в существующие инфраструктуры, использовать платформы/решения, позволяющие поэтапно переносить функционал текущих систем в отдельные сервисы силами внутренних ресурсов или с помощью поставщиков, которые имеют необходимые компетенции и опыт. За счет этого можно минимизировать затраты и защитить те инвестиции, которые годами вкладывались в выстраивание бизнес-процессов, улучшение обслуживания клиентов, и сделать такой переход, при котором не потребуется все переписывать «с нуля» и тратить на это десятилетия, - объясняет Лиана Гургенян.

»

Ответ на многие вопросы

По оценкам ГК «Цифра», 60% западного промышленного ПО можно заменить готовыми российскими аналогами, еще 40% разработок необходимо дописывать. Эти цифры внушают оптимизм, но, тем не менее, у заказчиков возникают вопросы о процессе перехода на отечественные решения. Рассмотрим главные из этих вопросов.

Возможно ли быстро перенести всю бизнес-логику учетных, продуктовых систем, реализующих многолетние регуляторные требования, технологические процессы каждого бизнеса и не уйти в долгострой?28 мая министр цифрового развития Максут Шадаев выступит на TAdviser SummIT 8.9 т

Что делать с 40% несуществующих еще аналогов?

Поможет ответить на вопросы и ускорить процессы импортозамещения российская Low-Code платформа ITA::Forms v4 «Системы управления процессами организаций» от компании «АйТи-Альянс».

Рисунок 1. Компоненты платформы ITA::Forms.

Платформа основана на Java/Spring технологиях и SOA, которая является де-факто промышленным стандартом при построении информационных систем предприятия. Предоставляет набор изолированных компонент, используемых для разворачивания продуктовых сервисов, высоконагруженных систем.

Использование микросервиса как основного паттерна архитектуры позволяет разворачивать высоконагруженные системы, продуктовые сервисы с использованием множества изолированных компонент. Это обеспечивает возможность проще и быстрее вносить изменения в решения, масштабировать их, управлять количеством запускаемых приложений, при этом сокращая риски серьезных сбоев и длительных простоев.

Безопасность решения обеспечивается с помощью keycloak и API gateway, что позволяет быстро интегрироваться с любыми существующими в компании службами обеспечения доступа.

Реализация приложений в форме Web-интерфейса (Angular, React) позволяет минимизировать требования к аппаратному и программному обеспечению рабочих мест пользователей. Требуется лишь наличие Web-браузера и подключение к Internet.

Использование кастомизированного BPM Camunda вместе с разработанными редакторами интерфейсов и сервисов, позволяет автоматизировать бизнес компании в формате low-coding.

ITA::Forms позволяет собрать в едином окне сервисы с различным функциональным назначением. Взаимодействуя с компонентами заказчика при полном сохранении и поддержке сквозных бизнес-процессов, платформа не заменяет существующие системы, а интегрирует их в единую систему управления процессами организации через информационную среду ITA::Forms.

Такой подход гарантирует быстрый и плавный перенос бизнес-процессов и бизнес данных из импортозамещаемых систем, поэтапный переход функционала на импортозамещенный аналог, сохранение инвестиций на цифровизацию, а также существенное снижение операционных затрат.

Готовые бизнес-сервисы, построенные на базе платформы, позволяют сократить время на цифровизацию продуктовых политик и организовать быстрый старт продаж за несколько шагов.

Используйте удобный редактор для настройки форм

  • Создавайте формы задач в удобном редакторе без программирования.
  • Добавляйте собственные поля, располагайте их в нужном порядке. Группируйте информацию, используя вкладки. Скрывайте или отображайте поля в зависимости от того, какие данные исполнитель вносит во время рабочего процесса с задачей. Проверяйте удобство пользовательского интерфейса в режиме предпросмотра.

Моделируйте бизнес - процессы своими руками

  • Создавайте процессы в режиме реального времени, приглашайте коллег к выполнению задач по настроенным бизнес сценариям, получите обратную связь и запустите процесс в целевое использование
  • Автоматизируйте постановку задач сотрудникам, используя доступные мессенджеры, подключите свои сервисы и базы данных в `Один клик мыши`, используя сервис открытой интеграции

Настраивайте маркетинговые идеи без программирования

  • Моделируйте новые маркетинговые идеи для фокус-групп
  • Настраивайте персонализированные предложения, продукты любой сложности, используя гибкую параметризацию.

Настраивайте коммуникации

  • Публикуйте в каналах продаж
  • Отслеживайте отклики клиентов, адаптируйте в онлайн режиме интерес

Предлагайте индивидуальные продукты своим клиентам

По статистике клиент, получивший персональный и уникальный продукт, остается лоялен компании на 89% и приводит новых покупателей.

С 2014 года платформа эксплуатируется в различной функциональности крупными банками и успешно зарекомендовала себя для решения специфических отраслевых задач.

Основные преимущества использования ITA::Forms:

  • Ускорение процессов автоматизации за счет low-coding
  • Сохранение прошлых инвестиций за счет легкой интеграции существующих процессов и ИТ-ресурсов в единую систему управления процессами организации через информационную среду ITA::Forms
  • Минимизация затрат на поддержку и сопровождение
  • Быстрый запуск онлайн клиентских сервисов
  • Самостоятельная адаптация процессов под потребности бизнеса
  • Сокращение срока Time to market

Хотя платформа от «АйТи-Альянс» и «заточена» на использование в банках, она применима для автоматизации процессов деятельности предприятий вне зависимости от отраслевой специфики и масштабов. С помощью этого ПО можно легко и быстро описать процессы взаимодействия между сотрудниками организации и связать их с необходимыми ИТ-ресурсами. Удобный редактор позволяет сократить время автоматизации бизнес-процессов до нескольких недель.

Для малого среднего бизнеса бесплатный облачный аналог платформы «SILVAN» позволит избавиться от рутины, повысить управляемость бизнеса за несколько простых шагов.

Ключевые преимущества для малого среднего бизнеса

Облегчение операционной деятельности сотрудников. Следование регламентам и распределение задач в нужном порядке отслеживается автоматически. Работа по стандартизированным процессам, установленным руководителями не требует повторного принятия решений от исполнителей. Это упрощает их работу, снижает требования к квалификации и уменьшает количество управленческих ошибок.

Быстрота тиражирования единых стандартов деятельности по всей сети. Бизнес-процессы легко могут масштабироваться и передаваться между разными регионами. Подобные принципы используются при создании франшизы. Процессы, успешно показавшие себя в одном месте, могут быть легко скопированы в другие подразделения организации.

За счет автоматизации достигается эффективный сбор статистики по управленческим процессам: Данные о времени исполнения или задержках между задачами сотрудников. Данные о количестве использования альтернатив при выполнении задач и многое другое.

За несколько шагов

Если сравнить реализацию проектов одинакового уровня сложности пять лет назад и за последние годы, то можно сказать, что скорость внедрения возросла примерно в два-три раза, отмечает Лиана Гургенян. Например, внедрение кредитного конвейера в 2016-г. заняло больше двух лет на LowCode платформе зарубежного поставщика. В 2020 г. компания «АйТи-Альянс» за 8 месяцев запустила аналогичный конвейер на платформе ITA::Forms. К настоящему времени за счет расширения возможностей low-code инструментария скорость реализации решений выросла еще в два раза. Сейчас автоматизация процессов в соответствие с UserStory занимает от 1-2 недель в зависимости от уровня сложности.

«
Поскольку компания «АйТи-Альянс» ориентирована на минимизацию трудозатрат внутренней разработки по реализации сложных-масштабных проектов, то при развитии платформы учитывали такие факторы как: скорость и простота разработки, кроссплатформенность, надежность, масштабируемость, независимость от операционных систем, серверов приложений, баз данных, … . Кроме того, акцент был на том, что мы не создаем «велосипеды», а используем Open Source технологии, востребованные на рынке и проверенные временем. Сейчас мы с уверенностью говорим, что с помощью компонент нашей платформы можно быстро запускать высоконагруженные системы, способные обеспечить предоставление услуг в режиме 24/7», - подтверждает Лиана Гургенян.
»

Риски развития в условиях санкций

Лиана Гургенян напоминает, что в 1990-е и 2000-е годы ИТ-рынок во многом был олигопольным, то есть фактически монополизированным по ряду направлений. Но со временем, когда появилась возможность широко использовать Open Source, монополисты отдельных решений перестали быть таковыми, так как появилось много аналогов. И хотя эти аналоги в основном являлись зарубежными, тем не менее, на российском рынке значительно выросла конкуренция.

«
В связи с последними событиями мне видится, что этот тренд высушится. Есть риск того, что оставшиеся на рынке компании будут вести некую монополистическую борьбу. Так что мы отнюдь не рады уходу зарубежных конкурентов. Если не будет конкуренции, не будет развития. Мы исповедуем подход расширения партнерства. Когда наши клиенты обращаются к нам с просьбой решить ту или иную задачу автоматизации, то мы, изучив потребности бизнеса и ИТ, предлагаем комплексный подход к автоматизации процессов с использованием готовых сервисов, в том числе и от других компаний, позволяющих решить определенные задачи заказчика быстро и качественно, - говорит Лиана Гургенян.
»