2019/11/05 21:50:16

«Россети». «Цифровая трансформация 2030»:
риски и вызовы проекта в общеэкономическом контексте

Целью программы цифровизации является переход к новому состоянию электрической сети, которая соответствует новому технологическому укладу с качественно новыми характеристиками надежности, эффективности, доступности, управляемости и клиентоориентированности всего электросетевого комплекса страны. Масштаб заявленных целей обусловливает масштаб соответствующих рисков и вызовов. Посмотрим на них внимательнее.

Содержание

Основная статья: Цифровизация в Россетях

Вопросами модернизации технической инфраструктуры, в том числе, на базе технологий цифровизации, «Россети» занялись некоторое время назад. Так, в группе компаний выполняется программа инновационного развития ПАО «Россети» на период 2016–2020 гг. и с перспективой до 2025 г. Уже в ходе ее выполнения стали проявляться системные проблемные точки проектов цифровизации

Крайне неравномерный уровень модернизации инфраструктуры

В Программе инновационного развития «Россетей» подчеркивается, что «модернизация существующих энергосистем на обновленной технико-технологической базе, не говоря о перестройке энергосистемы на новых, инновационных принципах, требует в силу ее масштаба, сложности и критического характера для функционирования экономики и общества, огромных инвестиций и иных видов ресурсов». Отмечается, что такая ситуация характерна для других стран, и в большинстве стран мира она усугубляется следующими факторами:

  • Наличие объективных социально-экономических ограничений на рост тарифов, усиленный федеральным (центральным) и региональным (местным) регулированием.
  • Масштаб электроэнергетической системы (критически важно для РФ и других крупных государствах) при ограниченной экономической оптимальности «оазисного» подхода к реновации и инновационному развитию сети.
  • Либерализация электроэнергетики, закрепившая инвестиционную привлекательность прежде всего «последней мили» и генерирующих активов (для России справедливо частично, в отношении генерации).

Такое положение дел привело к перекосу в инвестировании: недоинвестирование в модернизацию одних сетевых активов и активную технико-технологическую модернизацию других.

Первое следствие сложившейся практики - моральное и физическое старение активов ПАО «Россети», высокий уровень износа сетевой инфраструктуры, а также нарастающий уровень износа инфраструктуры.

Источник: Цифровая трансформация 2030, доклад генерального директора компании «Россети» П.А. Ливинского 21.12.2018 г.

Второе следствие ситуации, складывавшейся в течение многих лет, - крайне высокий разброс уровня текущей цифровизации в структуре электроэнергетического комплекса: от 60-80%, сравнимых в ряде случаев с лучшими международными показателями, на сетях ФСК ЕЭС до нуля на устаревших линейных подстанциях.

«
ТЭК России остро нуждается в глубокой и всесторонней модернизации, которая поможет разрешить проблему высокого износа значительной части инфраструктуры и производственных фондов, а также технологического отставания ТЭК России от уровня развитых стран и повышения производства энергоносителей с высокой добавленной стоимостью (светлые нефтепродукты, газомоторное топливо, продукция нефте- и газохимии). Глубокая модернизация инфраструктуры отрасли – это главный внутренний вызов настоящего момента,- говорится в материалах «Россетей».
»

Где проходит граница «Цифровой трансформации 2030»

Летом 2019 г. в рамках Круглого стола «Цифровая трансформация электросетевого комплекса – 2030. Региональный аспект» на выставке ИННОПРОМ-2019[1] состоялась экспертная дискуссия. О ключевой проблеме цифровизации рассказал Андрей Шульгин, руководитель цифровой трансформации «Россети Урал»:

«
Основная головная боль - сети 6 (10) кВ, это основная масса сельских поселков и малых населенных пунктов. Оптоволокно туда тащить смысла нет – это проблемы не решит, там даже связи сотовых операторов нет.

»

Летом компания начала пилотный проект в Свердловской и Челябинской областях на территории 227 кв. км, где расположены 13 ПС и 375 трансформаторных подстанций.

«
Там будет внедряться самодиагностика оборудования, управление ПС без участия персонала,- поясняет Андрей Шульгин.
»

«
Надо понимать, что цифра - это ГОЭЛРО 21 века. Но электрические сети 6 (10 ) кВ не охвачены цифровизацией и не имеют связи, 30-40% подстанций находятся вне зоны покрытия сотовых операторов,- говорит Андрей Кузяев, президент, «ЭР-Телеком Холдинг». - Что поможет? Телемеханика. Система LoRaWAN помогает безопасно передавать небольшие объемы данных на большие расстояния. С использованием ЛЭП, реклоузеров и батареек.
»

Он рассказал о соглашении, заключенном с «Россети Урал (МРСК Урала)»: в двух регионах и реализуется пилотный проект по автоматизации распределительной сети 6-(10) кВ на базе технологии LoRaWAN.TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам 10.3 т

Кроме того, за пределами ответственности «Россетей» - весь сектор сбыта электроэнергии, связанный с частными потребителями. Однако этот сектор оказывает существенное влияние на финансовые модели ПАО «Россети», в частности, вследствие сложившейся на сегодняшний момент практики перекрестного финансирования (компенсирование неполученных доходов из-за сдерживания роста тарифов для частных потребителей за счет корпоративных потребителей).

Предыдущий опыт модернизации инфраструктуры

В Программе инновационного развития ПАО «Россети» на период 2016–2020 гг. и с перспективой до 2025 г. зафиксирован ряд ключевых направлений развития в области технологических инноваций:

  • Новые технологии и решения — деятельность в области создания новых видов материалов, оборудования, участвующего в основных бизнес-процессах компании (токоограничители, управляемые устройства, изоляторы-разрядники, оборудование на высокотемпературной сверхпроводимости, новые среды дугогашения и изоляции, силовая электроника и т.д.).
  • Оцифровка процессов управления и технологических процессов — переход от аналогового к цифровому принципу управления автоматики релейной защиты и противоаварийной автоматики, автоматизированной системы управления технологическими процессами, учета электроэнергии и связи (применение цифровых измерительных трансформаторов, векторных регистраторов режима, оборудования цифровых сетей, переход к цифровой подстанции и т.д.); цифровое моделирование и проектирование; цифровизация управления производственными активами; внедрение цифровых систем наблюдения технологических процессов в электрических сетях и на подстанциях.
  • Развитие мультиагентных систем — развитие принципов взаимодействия в системах управления peer-to-peer между элементами и системами электрических сетей (внедрение распределенных интеллектуальных систем управления).
  • Повышение активности и адаптивности электрических сетей — развитие свойств сети для повышения устойчивости к возмущениям в сети и автоматического восстановления нормального режима работы (адаптивные устройства РЗА, системы регулирования, логическая автоматика, цифровая онлайн-модель сети).
  • Формирование инновационного окружения компании — стимулирование формирования вокруг ПАО «Россети» и его дочерних зависимых обществ (ДЗО) широкого спектра инновационных компаний, научных организаций и образовательных учреждений, чья деятельность направлена на решение научно-технических и технологических запросов Группы «Россети». С помощью, например, участия в технологических платформах и территориальных инновационных кластерах, реализации соглашений о сотрудничестве с опорными вузами, формирования Фонда поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и участия в отраслевом Фонде электроэнергетики для инвестирования в исследования и разработки и проектные компании отрасли.

В соответствии с ними определены ключевые мероприятия Программы:

  • Инновационные проекты и мероприятия по созданию электрической сети нового технологического уклада.
  • Развитие организационной структуры и механизмов управления Программой инновационного развития.
  • Развитие системы разработки и внедрения инновационной продукции и технологий.
  • Развитие механизмов закупок инновационных решений и взаимодействия с поставщиками инновационных технологий и продукции, включая малые и средние предприятия.
  • Развитие системы управления знаниями.
  • Развитие партнерства в сферах образования и науки.
  • Развитие взаимодействия с технологическими платформами.
  • Реализация инновационного потенциала регионов, развитие взаимодействия с инновационными территориальными кластерами.
  • Для эффективной реализации ключевых мероприятий применяются методы проектного управления.

В рамках программы реализован ряд решений, в которых апробированы передовые технологии:

  • Создание системы автоматизации распределительных электрических сетей 15 кВ (АО «Россети Янтарь (ранее Янтарьэнерго)»). Срок реализации проекта: 2010-2020 гг.
    Проект включает: внедрение базовых подсистем Smart Grid (распределённая автоматизация аварийных режимов и автоматизация подстанций - DAS; интеллектуальная система учёта электрической энергии – AMS; комплексная DMS/OMS система, система поддержки принятия управленческих 14 решений ОЖУР) в распределительной сети 15 кВ АО «Янтарьэнерго».
  • Создание интеллектуальной распределительной сети 10-110 кВ на территории Санкт-Петербурга (ПАО «Россети Ленэнерго»). Срок реализации проекта: 2016-2020 гг.
    Проект включает: комплексная модернизация существующих электрических сетей Центрального, Петроградского и Курортного районов Санкт-Петербурга и их перевод на единую цифровую активно-адаптивную сеть с распределённой интеллектуальной системой автоматизации и управления. При комплексной модернизации Центрального и Курортного районов предполагается объединение и интеграция в единую систему современных технологий и решений в области автоматизации сетей, диспетчерского управления, интеллектуального учета и применения высокотехнологичного силового оборудования для оснащения центров питания и распределительной сети (в т.ч., 35 кВ).
  • Создание цифровой подстанции ПС 110/10 кВ «Имени Сморгунова» ПАО «Россети Сибирь (ранее МРСК Сибири)». Срок реализации проекта: 2016 г.
    Проект предусматривает: реализация релейной защиты присоединений и автоматики управления выключателями 110 кВ, 10 кВ на базе ПТК (программно-технического комплекса) iSAS, с резервированием традиционными микропроцессорными терминалами, в части автоматики выключателей, защиты трансформатора и защиты шин 10 кВ. ПТК защиты и управления оборудованием подстанции.
  • Внедрение системы автоматизированной защиты и управления ПС (АСЗУ iSAS) (ПАО «Россети Северо-Запад»). Срок реализации проекта: 2016-2017 гг.

Проект включает: реализация релейной защиты присоединений и автоматики управления выключателями 110 кВ, 10 кВ на базе ПТК (программно-технического комплекса) iSAS, с резервированием традиционными микропроцессорными терминалами, в части автоматики выключателей, защиты трансформатора и защиты шин 10 кВ. ПТК защиты и управления оборудованием подстанции.

Подводя итог проектам, выполненным в Калининградской области, генеральный директор «Янтарьэнерго» Кирилл Юткин рассказал в интервью «Российской газете»:

«
В прошлом году компания ввела в эксплуатацию три подстанции на 110 кВ, ветряную электростанцию, а также три стилизованных опоры ЛЭП. Все эти объекты построены по цифровому принципу.
»

Сами проекты были начаты еще раньше: в 2015 году в рамках национальной технологической инициативы EnergyNet компания «Янтарьэнерго» приступила к созданию цифрового района электрических сетей (РЭС) на территории Калининградской области.

Опыт создания цифрового РЭС

Цифровой РЭС – это район электрических сетей, обладающий распределительной сетью с высоким уровнем автоматизации, что обеспечивает наблюдаемость сети в режиме реального времени, позволяет реализовать функции самодиагностики и самовосстановления технических систем, а также интеллектуальный учет электроэнергии. Для создания цифрового РЭС выбрали два района: Мамоновский и Багратионовский, где на тот момент отмечались наихудшие технологические показатели по электроснабжению.

АО «Янтарьэнерго» использовало инновационные решения отечественных производителей (группа компаний «Таврида Электрик» и консорциум компаний-партнеров) для создания передовой структуры Smart Grid – они внедряются с целью повышения надежности электроснабжения, снижения времени ликвидации аварий, сокращения недоотпуска электрической энергии и оптимизации эксплуатационных затрат.

В 2016 году была создана система распределенной автоматизации сетей 15 кВ. В существующую сеть были интегрированы «умные» устройства — реклоузеры, которые позволяют без участия оперативного персонала автоматически находить и выделять повреждённый участок, сохраняя электроснабжение основной части потребителей. Проект «Цифровой РЭС» на тот момент не имел аналогов в отечественной практике, да и по сравнению с аналогичными проектами за рубежом имел ряд существенный преимуществ.

«
Впервые предпринимается попытка создания комплексной отечественной системы управления на открытой платформе данных, - комментировал запуск Smart Grid в Калининградской области Владислав Воротницкий, замгендиректора по маркетингу и сбыту компании «Таврида Электрик».
»

Помимо реклоузеров (сетевых выключателей), было установлено порядка 12 тысяч индивидуальных приборов учета. На следующих этапах проекта была внедрена единая система оперативного управления всем набором оборудования.

О достигнутых результатах рассказывает Кирилл Юткин:

«
Время восстановления электроснабжения резко уменьшилось. Если раньше это было по этому району в среднем 5,5 часов, то сейчас это порядка одного часа. Что касается, например, потерь, то после установки приборов учета они снизились в три раза. Время локализации технологического нарушения, когда мы видим то место, где непосредственно произошел либо обрыв провода, либо другое нарушение, с полутора часов уменьшилось до одной минуты. Мы в автоматическом режиме получаем все данные. Поэтому теперь в срок до одной минуты техника может определить место нарушения и показать электромонтеру, куда нужно выезжать.
»

Реализация программы инновационного развития показала болевые точки массового внедрения передовых технологий в практическую деятельность энергетических предприятий. К ним, в первую очередь, относятся проблемы тиражирования типовых решений на устаревшую инфрастуктуру, а также отсутствие нужных для таких процессов технологий.

Утраченные связи энергетической промышленности с научно-исследовательскими организациями

Еще один существенный вызов для успешной цифровизации - восстановление утраченного инновационного цикла: фундаментальные исследования - прикладные исследования - опытно-конструкторские разработки - головные образцы – производство. Для того чтобы задача «Цифровая трансформация 2030» была успешно решена в полном объеме требуется:

  • выявление критических технологий в ТЭК;
  • разработка банков и справочников наилучших доступных технологий;
  • государственное финансирование фундаментальной и прикладной науки в энергетической сфере.

Однако на вопросы госучастия в реализации крупномасштабных отраслевых программ существенно влияют макроэкономические условия, а они в последние годы тоже существенно меняются.

Изменение макроэкономической среды, в которой должна исполняться программа цифровизации

Самый серьезный макроэкономический вызов последних лет – замедление внутреннего потребления первичных топливно-энергетических ресурсов (ТЭР) и потребления электроэнергии. Это связано, прежде всего, с изменением прогноза развития российской экономики в целом. Эти процессы настолько сильны, что привели к необходимости серьезной корректировки Энергетической стратегии России на период до 2030 года (ЭС-2030), а именно в ней расставляются приоритеты государства в отношении энергетической отрасли в целом.

Необходимость существенной корректировки Энергетической стратегии России на период до 2030 года

ЭС-2030, запущенная распоряжением Правительства РФ г. № 1715-р от 13 ноября 2009 г., предусматривает три этапа:

  1. Первый этап - этап выхода из кризиса и формирования основ новой экономики, завершился в 2015 году.
  2. Второй этап - этап перехода к инновационному развитию и формированию инфраструктуры новой экономики: 2016 - 2022 гг.
  3. Третий этап - этап развития инновационной экономики, завершается в 2030 г.


Однако в 2018 г. ЭС-2030 реализовывалась в условиях, существенно отличающихся от прогнозных, принятых при разработке данной стратегии, что обусловлено макроэкономическими и геополитическими процессами последних лет, а также существенным изменением ситуации на мировых энергетических рынках.

Кроме того, обозначенная в ЭС-2030 проблема возможного дефицита установленной мощности электростанций России сменилась проблемой избыточного резерва генерирующих мощностей и необходимостью разработки специальных механизмов по выводу неэффективной генерации с рынка электрической энергии и мощности.

«
Очевидно также, что разрыв с макроэкономическими параметрами Концепция долгосрочного развития (КДР) до 2020 года, за период 2018 – 2020 гг. будет только нарастать,- отмечается в докладе Минэнерго России о реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года по итогам 2018 года.

»

В докладе отмечается также, что

«
остро проявился один из недооцененных при разработке ЭС-2030 вопросов, превратившихся после введения указанных ограничений в проблему, а именно – преобладание импорта в потреблении российским ТЭК технологий, оборудования, комплектующих, материалов и программного обеспечения.

»

Новые вызовы и угрозы развитию российской энергетики формируются в рамках международной климатической политики, в частности, в результате присоединения России в 2016 году к Парижскому соглашению.

«
В целом, несмотря на достигнутые положительные сдвиги, усилия государства по повышению энергоэффективности пока не привели к формированию эффективной системы, которая бы обеспечивала достижение целевых результатов ЭС-2030»,- отмечается в докладе Минэнерго России.
»

Динамика индикаторов развития электроэнергетики 2017 – 2018 гг.
Источник: Доклад о реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года по итогам 2018 года, Минэнерго России, 2019 г.

В документах регулятора ТЭК определяется главная задача для внутренних рынков: обеспечить формирование благоприятного инвестиционного климата, развитие конкуренции и совершенствование государственного регулирования с фокусом на его оптимизацию и повышение прозрачности деятельности участников рынка. С этой целью в Минэнерго России разработан перечень предложений по совершенствованию мер государственного регулирования. К ним, в частности, относятся следующие меры:

  • разработка и внедрение механизма привлечения инвестиций в модернизацию (реконструкцию) генерирующих мощностей тепловых электростанций и увеличение сроков проведения конкурентного отбора мощности до начала поставки мощности;
  • создание механизмов вывода неэффективной генерации;
  • запуск новых механизмов поддержки ВИЭ, ориентированных на дальнейшее развитие технологической и производственной базы внутри страны, а также экспорт российского оборудования ВИЭ;
  • развитие конкуренции и долгосрочных отношений на оптовом и розничных рынках электрической энергии;
  • ликвидация перекрестного субсидирования в электроэнергетике;
  • совершенствование процедуры технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям;
  • введение стимулов для потребителей и сетевых организаций к повышению эффективности использования электросетевого оборудования;
  • практическое создание системы лицензирования энергосбытовой деятельности;
  • изменение модели отношений в сфере теплоснабжения на основе принципа «альтернативной котельной»;
  • реализация плана мероприятий по совершенствованию законодательства;
  • совершенствование системы перспективного развития и прогнозирования в электроэнергетике.

Проект Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года

Ежегодный мониторинг ЭС-2030 показывает, что ряд главных количественных параметров ТЭК (объемов внутреннего потребления и общего производства первичной энергии и электрической энергии) находится в диапазонах, предусмотренных ЭС-2030.

Наряду с этим, однако, сформировались тенденции, противоположные тем, которые необходимы для реализации ЭС-2030. Так, пересмотра прогнозов развития потребовал начавшийся в 2014 г. геополитический кризис и введение рядом стран финансовых и технологических ограничений против России, изменение динамики мировых цен на энергоносители, ускорение научно-технологического развития и начало нового этапа существенно более жесткой глобальной конкуренции за ресурсы и рынки.

Указом Президента Российской Федерации № 216 от 13.05.2019 утверждена новая Доктрина энергетической безопасности Российской Федерации, в которой большое внимание уделено планированию мер по обеспечению энергетической безопасности страны. С учетом положений данной доктрины, в Минэнерго России идет работа над проектом Энергетической стратегии Российской Федерации на период до 2035 года (ЭС-2035), который, как ожидается, будет направлен на согласование в федеральные органы исполнительной власти во второй половине ноября 2019 г.

Основные изменения ЭС-2035, по сравнению с ЭС-2030:

  • Скорректирован прогноз развития российской экономики: кризис привел не только к временному спаду экономической активности, но и к среднесрочному замедлению темпов экономического роста в связи с усилением долгосрочных структурных и институциональных ограничений развития российской экономики.
  • Перспективы роста ВВП и внутреннего потребления энергоносителей значительно понижены по сравнению с ЭС-2030. В базовом для ЭС-2035 инновационном сценарии среднегодовые темпы роста в 2013 - 2035 гг. составят 3,8%, а в консервативном риск-сценарии – 2,8%.
  • Задачи, поставленные в ЭС-2035, в целом отражают задачи, обозначенные в ЭС-2030, но существенно расширены и уточнены. В частности, добавлены положения о развитии внутренней энергетической инфраструктуры (преодоление традиционного дисбаланса в пользу экспортных проектов и экспортной инфраструктуры); о повышении доступности и качества энергетических товаров и услуг; о внедрении принципов устойчивого развития в управление энергетическими компаниями и государственное регулирование развития энергетики.

Наиболее значимым изменением является трансформация центральной идеи Энергетической стратегии страны.

Так, центральной идеей СтратегииЭС-2030 было представление о том, что ТЭК должен стать локомотивом развития экономики страны. Выступая в роли крупнейшего заказчика для многих смежных отраслей промышленности и экономики, отрасль ТЭК должна была внести весомый вклад в инвестиционное обеспечение инновационного развития отечественной экономики.

В ЭС-2035 центральной идеей является переход от ресурсно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию ТЭК. Фактически речь идет о смене ключевой парадигмы: вместо «локомотива развития» - «стимулирующая инфраструктура». Новая парадигма сфокусирована на обеспечивающей роли ТЭК, то есть создании условий для развития российской экономики, включая ее диверсификацию, рост технологического уровня, минимизацию инфраструктурных ограничений.

Новая роль отрасли ТЭК в экономике обусловливает ряд других изменений в ЭС-2035:

  • Ориентир «энергетическая эффективность» в ЭС-2035 получил обновленные индикаторы. Подчеркивается, что, в целом, энергетическая эффективность – это более широкое понятие, чем энергосбережение. Поэтому ориентир «бюджетная эффективность энергетики» в ЭС-2035 расширен до понятия «экономическая эффективность энергетики». Очевидно, что для этого необходим анализ эффективности функционирования ТЭК в экономической системе страны в целом. В этой системе анализ бюджетной эффективности деятельности ТЭК оказывается не финальным индикатором, а одной из составных частей экономической эффективности. В связи с расширением данного стратегического ориентира для него разработана новая система индикаторов.
  • Основные целевые ориентиры взаимодействия экономики и энергетики на период до 2035 г. предусматривают снижение зависимости российской экономики от ТЭК преимущественно за счет опережающего развития инновационных малоэнергоемких секторов и реализации технологического потенциала энергосбережения. В частности, к 2035 г. доля малоэнергоемких отраслей (машиностроение, легкая, пищевая промышленность и др.) в валовом внутреннем продукте вырастет в 1,5 - 1,6 раза при таком же сокращении доли энергоемких сырьевых производств.

В таких условиях при целевом росте экономики в 2,5 раза потребление первичной энергии в России увеличится только на 25 – 27%. При этом наибольшими темпами будет расти спрос на электроэнергию и моторное топливо (в 1,45 - 1,55 раза за 2010-2035 гг.). Душевое потребление первичной энергии возрастет за период 2010 - 2035 гг. на 30%, а электроэнергии - на 57%, что существенно повысит электро-вооруженность труда в стране.

Основными стратегическими ориентирами Энергетической стратегии России на период до 2035 г. должны стать:

  • энергетическая безопасность;
  • энергетическая эффективность;
  • экономическая эффективность и устойчивое развитие энергетики.

Важнейшим направлением обеспечения энергобезопасности России в ЭС-2035 является рационализация структуры топливно-энергетической базы (ТЭБ).

Особое внимание в ЭС-2035 уделяется повышению энергоэффективности как главному направлению повышения эффективности экономики страны. Так, ЭС-2035 предполагает снижение уровня электроемкости ВВП на 40%, а энергоемкости – на 50% к 2035 г. (от уровня 2010 г.), без чего энергетический сектор неизбежно будет сдерживать социально-экономическое развитие страны.

Главной проблемой при этом называется значительный нереализованный потенциал организационного и технологического энергосбережения, превышающий 1/3 общего потребления ТЭР в стране. В этой связи необходимо завершить начатую в 2009-2013 гг. работу по формированию целостной системы стимулов и механизмов для развития технологического энергосбережения. Основные меры государственной энергетической политики в этой сфере включают: - развитие механизма энергосервисных контрактов;

  • развитие механизмов налогового стимулирования приобретения энергоэффективного оборудования;
  • предоставление государственных гарантий по кредитам на реализацию проектов в области энергоэффективности и энергосбережения.

В проекте ЭС-235 отмечается необходимость доработки и обновления регламентов, методик и стандартов в области энергоменеджмента, совершенствования СНиПов, а также разработки справочников наилучших доступных технологий, пакетов тиражируемых типовых инженерных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, примеров лучших практик их применения, развитие системы стандартизации и маркировки класса энергоэффективности для зданий, строений и сооружений, оборудования и техники, в том числе для транспорта.

Требуется также федеральная поддержка лучших региональных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, пилотных энергосберегающих проектов, организация обязательного энергетического аудита организаций (предприятий) с определенной периодичностью. Особое значение имеет реализация специальных мер по повышению энергетической эффективности жилищно-коммунального хозяйства как крупнейшего потребителя топливно-энергетических ресурсов в стране.

Читайте также

«Россети»: «Цифровая трансформация 2030». Основные положения и параметры

«Россети»: «Цифровая трансформация 2030». Подробнее о модернизации сетевой инфраструктуры

«Россети»: «Цифровая трансформация 2030». Подробнее о том, что такое цифровая электрическая сеть

«Россети»: «Цифровая трансформация 2030». Целевая модель цифровой трансформации

«Россети»: «Цифровая трансформация 2030». Подробнее об источниках финансирования и экономической модели преобразований

«Россети»: «Цифровая трансформация 2030». Проблемные точки финансирования