2023/09/07 09:49:06

Сергей Ковтун, Notamedia: Важно наладить нормальные, честные и открытые коммуникации с представителями заказчика

На вопросы TAdviser об особенностях работы с госзаказчиками при реализации масштабных ИТ-проектов, а также о разработке Цифровой платформы МСП.РФ ответил Сергей Ковтун, партнер, генеральный директор интегратора Notamedia.

Сергей
Ковтун
По состоянию на 2023 год Россия занимает 10-е место в рейтинге «198 стран-лидеров в области цифровизации госуправления».

Россия сегодня одна из самых оцифрованных стран в мире, в плане взаимодействия государства и гражданина, государства и бизнеса. Вы согласны с такой оценкой?

Сергей Ковтун: Общемировая статистика говорит, что по состоянию на 2023 год Россия занимает 10-е место в рейтинге «198 стран-лидеров в области цифровизации госуправления». Считаю, что такая оценка весьма красноречивая, но оставляет пространство для совершенствования.

Отдельно подчеркну, что российский гостех, частью которого является Notamedia уже более 18-ти лет, далеко не всегда ориентируется на лучшие мировые практики (для многого их в принципе нет). И войти в топ-10 наряду со странами, которые используют «каноничный», международный, типовой софт, который нам теперь недоступен, а госам не был доступен уже давно, — это достойный результат.

Являемся ли мы при этом одними из самых быстрых, удобных и полезных для отдельно взятого человека? Я бы тоже ответил «да». И даже если забыть про тот факт, что я лицо, заинтересованное в оценке российского гостеха, и как рядовой пользователь я бы тоже ответил «да». У меня не самый большой опыт взаимодействия с государственной «цифрой» по миру, но ближайший контрастный пример — ОАЭ, где у Notamedia есть филиал.

Эмираты, бесспорно, привлекательное, быстро развивающееся и перспективное государство. Однако, например, покупка билета на самолет или получение услуг онлайн — настоящее испытание. Сделать это в большинстве случаев можно только через мобильные версии сайтов, с антиинтуитивными интерфейсами, поэтому проще дойти «ногами» и сделать все в офлайне. С получением выписок, справок, документов ситуация обстоит аналогично, достаточно вспомнить нашу жизнь до «Госуслуг». Как последний «штрих»: денежные переводы осуществляются через выписку и обналичивание бумажного чека.

Представители российского гостеха в этом плане проводят колоссальную работу не только с «кодом», но и с конечным пользователем, которого стремятся слышать, чтобы создать полезные, быстрые и, что немаловажно — красивые продукты, которыми захотят пользоваться. Уместно вспомнить опыт «Госуслуг»: сквозь возражения, ироничные «городские легенды» и ошибки, продукт доказал, показал и научил, что можно иначе и лучше. Дистанционный образ государства в плане оказания услуг для гражданина стал более дружелюбным, старательным, доступным и быстрым.

Компания Notamedia обладает большим опытом реализации крупных ИТ-проектов федерального масштаба. Каковы особенности работы с госсегментом на масштабных проектах? Поделитесь опытом.

Сергей Ковтун: Для ИТ-компаний и интеграторов, которые работают с государством как с заказчиком, первая особенность и сложность — это возникающие кассовые разрывы, обусловленные порядком оплаты работ согласно законам № 44-ФЗ и №223-ФЗ. Некоторое время после заключения госконтракта мы работаем за свой счет, а потом получаем оплату и перекрываемся. Пожалуй, это основная отрицательная особенность работы с государством, с точки зрения заказной разработки.

Ведется ли со стороны государства работа по решению проблемы кассовых разрывов? Как справляетесь в текущей ситуации?

Сергей Ковтун: Нужен определенный уровень оборота, но порой требуются и дополнительные решения — например, открытие банковских кредитных линий, покрывающих фонд оплаты труда и иные расходы на 3-4 месяца. Мы берем в банке необходимый объем денег и после закрытия очередного этапа проекта возвращаем.

Если говорить про изменения в законодательстве, то некоторое время назад началось обсуждение, что надо менять подход, выделять в рамках контрактов больший аванс, давать возможность исполнителям нормально работать. Начинание классное, но есть ощущение, что сотрудники на местах пока будут действовать по старинке. Мы стараемся самостоятельно решать эту проблему, потому что дорожим своей репутацией как работодателя.

Что изменилось на рынке ИТ-проектов в госсегменте после ухода крупных западных вендоров?

Сергей Ковтун: Для нас как для интегратора мало что изменилось. Мы изначально работали с российскими вендорами софта, с «1С-Битрикс24» и с самописными решениями, и напрямую уход западных вендоров нас не зацепил. И в целом к импортозамещению компания готовилась давно: с 2014 года прорабатывали вопросы, каким ПО можно пользоваться, каким нет. Нового сегмента рынка мы тоже не захватили, такой цели не ставилось.

Для заказчиков — да, была определенная проблема с продлением лицензий, поддержки. Так или иначе, все нашли выход из сложной ситуации: кто-то временно приобрел лицензии, условно говоря, в Казахстане, кто-то стал работать на «трофейных» версиях, остальные перешли или переходят на отечественные системы.

Как организовать эффективное взаимодействие с госзаказчиком при реализации крупного проекта?

Сергей Ковтун: На начальном этапе важно наличие в компании профильных юристов. Чтобы они вовремя прочитали контракты, оценили их с точки зрения эффективности и собственных возможностей. Бывают ситуации, когда лучше не начинать или вовремя расстаться и честно признаться, что обеим сторонам стоит поработать с кем-то более подходящим.

На следующем этапе, когда проект уже запущен, важна техническая и продуктовая экспертиза. Высоконагруженные интегрированные госсистемы часто должны объединять в себе множество систем и решений для достижения целей. Бывают ситуации, когда мы озвучиваем, какие системы оптимально использовать в рамках технического задания, чтобы реализовать проект наилучшим образом, а что лучше «написать» с нуля. И этот подход высоко оценивается, поскольку мы по договору не обязаны этого делать, но делимся экспертизой в виде ответов, на поиск которых у заказчика ушло бы гораздо больше времени.

Еще один момент: важно понимать цели госконтракта, грамотно балансируя между обязательным закрытием ТЗ и фактическими целями проекта, ценностью и пользой для людей. Осознание приносимой пользы, должен сказать, дает огромную мотивацию продолжать работать с госзаказчиками, несмотря на определенные проблемы. И еще крайне важны откровенные, честные коммуникации с заказчиком. Впрочем, это работает всегда и везде. Если возникают проблемы, лучше их обсуждать заранее, а не в момент приемочных испытаний.

Как много проектов с госсегментом в портфеле компании? Есть среди них знаковые?

Сергей Ковтун: Проектов много, но не обо всех мы можем рассказывать. Например, Notamedia стояла у истоков и продолжает заниматься разработкой Mos.ru и очень многих систем, которые автоматизируют критическую государственную инфраструктуру.

Один из свежих проектов, о которых можем рассказывать — Цифровая платформа МСП.РФ, разработанная для поддержки малого и среднего бизнеса. Заказчиками являются Корпорация МСП совместно с Минэкономразвития России. На сегодняшний день на платформе доступно более 20-ти сервисов: от госрегистрации бизнеса онлайн до доступа к закупкам крупных госкомпаний. Представленные сервисы — далеко не фантазии заказчика или нас как разработчиков о том, что нужно предпринимателям. То, что вы можете увидеть, зайдя на платформу, — результаты опросов среди тысяч предпринимателей. Понятно, что есть процессы и пожелания, которые еще предстоит реализовать, — но разработка ведется в постоянном взаимодействии с бизнесом.

Проект знаковый хотя бы потому, что он единственный в своем роде и имеет функционал, о котором лет 10 назад предпринимателю не приходилось и мечтать. Долгое время мы жили в парадигме, что государство и бизнес существуют по отдельности, а если сказать чуть более «народно» — не в самых теплых отношениях. Сейчас, когда технологии минимизируют участие отдельно взятого человека в сложных «бумажных» цепочках, позволяют оцифровывать процессы и делать их прозрачнее, тратить меньше времени на сбор и обработку данных и прочее — стали понятны корни и источники ряда проблем, и с этим уже можно что-то делать.

Например, со стороны Корпорации МСП проведены работы по стандартизации мер господдержки бизнеса во всех субъектах РФ: чтобы в любом регионе от бизнеса требовался один и тот же понятный набор документов, который можно предоставить онлайн, были единые формы заявок, критерии получения, стоп-факторы, сроки принятия решений, качество оказания поддержки и прочее. И так по многим сферам и услугам.

Корпорации уже удалось объединить усилия сотен государственных ведомств, институтов развития и коммерческих структур, которые включены в контур поддержки МСП или работы с ними, на базе платформы.

Конечно, есть много вопросов, которые еще предстоит решить или на которые пока нельзя повлиять, но госструктуры, как и все мы, постоянно чему-то учатся, меняются. И это не просто слова.

Notamedia — разработчик Цифровой платформы МСП.РФ. Какие задачи ставились заказчиком перед вами как перед разработчиками?

Сергей Ковтун: Перед нами стояла задача разработать интегрированную систему как единую точку доступа предпринимателей к сервисам и государственным мерам поддержки, в том числе, с персональным подбором этих мер и услуг. Для этого требовалось, например, создать частичные или полные цифровые двойники государственных и негосударственных услуг, разработать обогащаемый из разных источников цифровой профиль предпринимателя. Как в социальных сетях у вас есть свой профиль, так и у каждого предпринимателя на платформе, с его согласия, формируется профиль бизнеса. Данные для профиля необходимо получать из различных источников и постоянно актуализировать.

Уникальность состоит, в частности, в том, что на основе данных профиля предпринимателю подбирается и рекомендуется поддержка, подходящая и доступная именно для него. При подаче заявки часть данных о бизнесе будет уже заполнена, автоматически сформируется комплект документов. Предпринимателю остается дозаполнить и приложить недостающие. Благодаря этому, время на подготовку документов для получения финансовой поддержки, например, уже сократилось с 1 дня до 15 минут.

Сегодня система объединяет множество сервисов от разных стейкхолдеров, для этого требовалось наладить двусторонний обмен данными между платформой и десятками систем и баз данных. На платформе реализованы защищенные каналы коммуникаций с банками, произведена интеграция с информационными системами регионов, обеспечена отказоустойчивость при высоких нагрузках.

Один из примеров – сервис Big Data-аналитики состояния бизнеса в России на МСП.РФ. Необходимо было не только научиться получать межведомственные данные из нескольких источников, обернуть их в привлекательную и интерактивную BI, но и обеспечить максимальную скорость обработки запросов к системе. На сегодняшний день сервис обрабатывает порядка 3,5 млрд. строк данных и успешно выдерживает нагрузки. Для этого потребовалось повысить производительность ядра BI-системы как минимум на 40%.

Стоит отметить, что в рамках разработки МСП.РФ мы выступали не только как разработчик, но и как компания, обладающая продуктовой экспертизой. Продумывали, аккумулировали инсайты и результаты опросов, проведенных Корпорацией МСП, строили гипотезы, как платформа может работать, какие формы онлайн-заявок должны быть созданы, как доносить информацию до предпринимателей и быть им понятными. После проведения аналитики и создания прототипов, прогоняли все через лабораторию Usability-тестирования, рисовали дизайн и только потом уходили в разработку. Хотя, понятно, что многие работы велись параллельно.

При этом систему нужно было разработать в кратчайшие сроки, чтобы закрыть требования нацпроекта, а сейчас мы продолжаем ее развивать.

Платформа доступна для всех регионов России?

Сергей Ковтун: Да, при этом для представителей органов власти в регионах создана система «Личный кабинет регионального органа исполнительной власти» (ЛК РОИВ), через которую они могут принимать и обрабатывать заявки на оказание поддержки. Регионы передают на МСП.РФ перечень оказываемых услуг в автоматическом режиме, а МСП.РФ, тоже автоматически, передает им заявки от предпринимателей на эти услуги. Дальше они отрабатывают их. Отмечу, что автоматизированный обмен уже оказанными услугами реализован пока пусть и не со всеми, но с большинством регионов.

Когда проект создания МСП.РФ стартовал? Сегодня платформа работает в режиме промышленной эксплуатации?

Сергей Ковтун: Началась разработка в марте 2021-го, уже в начале 2022-го проект перешел на этап открытого бета-тестирования и стал доступен всем пользователям. На данный момент платформа развивается, вводятся новые сервисы. Не так давно на совещании в Правительстве платформу отметил и высоко оценил премьер-министр России Михаил Мишустин.

На каком технологическом стеке запущена платформа?

Сергей Ковтун: Все технологии, разумеется, отечественные или самописные. Например, мы кастомизировали коробочные решения «-Битрикс24: Энтерпрайз», для аналитики взяли BI-систему Visiology. При программировании использовались языки PHP, Python, Java, Golang. Информационную безопасность обеспечивают решения Kaspersky, по web-Application Firewall взаимодействуем с Ростелекомом.

Какие непредвиденные сложности возникли в ходе реализации проекта? Как справились с ними?

Сергей Ковтун: Непредвиденных сложностей не было, и во многом благодаря тому, что с самого начала проекта с заказчиком была выстроена тесная коммуникация. Мы заранее представляли, в каких местах могут возникнуть проблемы, и готовились к ним.

Планы развития платформы МСП.РФ?

Сергей Ковтун: Во-первых, в планах подключение к автоматизированному обмену информацией всех регионов. Во-вторых, подключение дополнительных источников данных. В-третьих, расширение пула сервисов и доработка действующих согласно планам развития. Кроме того, мы стараемся отслеживать, как пользователи взаимодействуют с платформой, думаем, как сделать работу с платформой удобнее. В целом развитие МСП.РФ предусмотрено по 2025 год включительно.

Если отойти от рассмотрения конкретно платформы МСП.РФ, экспертизой на каких направлениях цифровизации госсегмента обладает Notamedia?

Сергей Ковтун: Заказная разработка систем, сервисов, цифровых платформ, корпоративных порталов, сайтов, мобильных приложений, автоматизация целого ряда внутренних процессов госзаказчиков, в частности — на базе CRM-системы собственной разработки, сложные и комплексные интеграции внешних и внутренних систем, внедрение BI, переход на отечественный софт — в общем, самый широкий спектр работ, связанных с автоматизацией и цифровизацией.

И за этим стоит полный комплекс реализации: от системной аналитики, отрисовки прототипов, UX-дизайна и до разработки, интеграции, тестирования, сертификации, мониторинга нагрузок и поддержки.

Также у нас есть отдельное подразделение, которое занимается продуктовой упаковкой, созданием контента для таких систем, чтобы они были понятными пользователям, продвижением и аналитикой трафика.

Сколько сотрудников работает в компании?

Сергей Ковтун: 340

Есть планы по увеличению штата?

Сергей Ковтун: Есть, поскольку наша цель — выполнять работу собственными силами, без привлечения подрядчиков, чтобы не приходилось краснеть перед заказчиком.

Планы Notamedia на текущий год?

Сергей Ковтун: В планах рост бизнеса в 1,5 раза, как минимум. Будем продолжать набирать портфель заказчиков и проектов с целью диверсификации бизнеса, повышения устойчивости компании. Кроме того, планируем ввести внутренние курсы по обучению сотрудников, в том числе с привлечением внешних партнеров. И надеемся, что наши зарубежные команды также продолжат активное развитие бизнеса в филиалах, в частности, в ОАЭ и в Индии.