2022/12/08 12:53:21

Роман Ковалев, "СберМегаМаркет": Смена Tableau на Visiology дает нам преимущества в долгосрочной перспективе

Роман Ковалев, руководитель группы развития систем отчетности "СберМегаМаркет", рассказывает о миграции BI-практик с западной платформы Tableau и раскрывает причины выбора Visiology в качестве основного аналитического инструмента.

Роман
Ковалев
Мы прошли очень важный этап и проверили продукт на боевых задачах в рамках пилота

Ваша компания в процессе миграции на российскую BI-платформу. Расскажите, насколько это сложно?

Роман Ковалев: Исторически мы работали в Tableau. Эксперты из сферы BI знают, что это дружелюбный для пользователя инструмент, который развивается уже почти два десятка лет. Он был удобен в работе, но в марте 2022 года стало ясно, что Tableau уходит с рынка и продление лицензий становится огромной проблемой. Мы сохранили часть лицензий и начали искать альтернативу среди доступных в России продуктов.

После тщательного анализа рынка выбор был сделан в пользу Visiology. Чтобы познакомиться с системой, мы оставили заявку на сайте вендора и буквально через пару дней получили доступ к demo-серверу, на котором можно было самостоятельно изучить систему, потрогать ее руками.

Не буду скрывать, сначала у нас был небольшой шок. Архитектура решения кардинально отличалась, была непохожей на то, что мы видели в Tableau. Мы ожидали много негатива от сотрудников, ведь все это выглядело как переход с автоматической трансмиссии на ручную коробку передач. Да, она тоже работает, но приходится привыкать.Как с помощью EvaProject и EvaWiki построить прозрачную бесшовную среду для успешной работы крупного холдинга 2.1 т

Это напряжение значительно сняло обучение. На бесплатные курсы вендора записалось порядка 40 человек и для нас сделали отдельные вебинары, разделили сотрудников на 2 группы и провели курс за два дня вместо одного. Нам это было намного удобнее, потому что забрать у людей 2-3 часа рабочего времени в день вполне реально, а 5-6 уже проблематично. В первый день мы знакомились с теорией, во второй была практика. И уже на тот момент система стала восприниматься спокойнее. Коллеги сами увидели, что нам предлагают рабочий инструмент, что нужные нам функции в Visiology действительно есть, и если не паниковать и не говорить "Верните мне Tableau", а посмотреть на альтернативу, работать с решением оказывается не так уж сложно.

Дело в том, что для достижения "красоты" в Visiology требуется немного кода на JS. Не все аналитик хотят изучать JS, хотят использовать drag&drop. Как максимум — SQL-запросы. Поэтому моя группа взяла разработку шаблонов визуализаций на JS на себя. И уже сегодня нам понятно, что для получения удобных, интерактивных и качественных дашбордов требуется не так уж много времени.

Роман, расскажите, какой у вас опыт работы с различными BI-платформами? Были ли вы знакомы с Visiology до начала проекта?

Роман Ковалев: Нет, для меня это была совершенно новая платформа. В прошлом я работал с Oracle BI, а последние 7 лет вёл проекты на базе Tableau в различных компаниях, включая как СберМегаМаркет, так и проект в Учи.ру, в котором мы с коллегами с нуля создавали хранилище данных и BI-решение.

В СберМегаМаркете у меня небольшая команда — всего 2 сотрудника. Но мы справляемся с поддержкой серверов, разработкой BI и консультированием аналитиков. Вообще мы не планировали менять BI-платформу, но сложившаяся ситуация вынудила искать новое решение. Выбор в пользу Visiology был сделан после всестороннего анализа и сопоставления возможностей системы с нашими потребностями, а также тестирования на "боевых задачах".

Пример дашборда Visiology

Расскажите подробнее о критериях, по которым вы выбирали BI-платформу

Роман Ковалев: Если честно, это было достаточно сложно. Компании с мировым именем исторически доминировали на рынке, их все специалисты знают хорошо. Российских решений оказалось достаточно много, но, разумеется, ни одно из них не является полной заменой импортных систем — в частности Tableau, которой мы пользовались.

Поэтому мы составили список требований к BI. Их было достаточно много, но среди ключевых я бы отметил наличие реальной поддержки и сопровождения со стороны вендора, гибкие возможности визуализации, базовые элементы self-service, подключение ко всем корпоративным базам данных, а также рассылка по заданным параметрам на электронную почту.

Кроме этого стоит сказать, что у нас уже было единое хранилище данных, поэтому мы не видели смысла переплачивать за аналогичный функционал, если он уже зашит в BI-систему. Tableau мы использовали исключительно для визуализации, и от новой BI-платформы требовалось то же самое, без лишних дорогостоящих модулей.

Разобраться в ситуации и расставить оценки помогли профильные публикации — например, для меня было открытием наличие такого исследования как "Круг Громова", а также консультации с системными интеграторами и самими вендорами BI-платформ.

Сегодня на российском рынке активно обсуждают китайские альтернативы Tableau. Вы рассматривали эти решения?

Роман Ковалев: Да, на рынке есть FineBI, которую называют "Китайской копией Tableau", и мы, конечно, ее рассматривали. Но как опытный разработчик я вас могу заверить, что под капотом — это совсем не Tableau. Сходства внешние очевидны, но это ведь всего лишь графика и форма организации работы. Не стоит питать иллюзий: для перехода на FineBI тоже придется переучиваться, это тоже затратно, не так уж просто и вы начинаете работать с другой платформой.

На момент, когда мы проводили анализ, веб-интерфейс содержал и английские слова, и даже иероглифы. Я понимаю, что это, вероятно, будет исправлено. Но остаются вопросы: "Когда?", "Насколько хорошо?" В сети встречаются мнения, что лучше оставить интерфейс китайских решений английским, чтобы не сталкиваться с излишней изобретательностью перевода. Но для большего удобства мы выбрали российское решение, в котором весь интерфейс и вся документация на русском языке, и получили большое количество положительной обратной связи от бизнеса.

Второй вопрос — это расчеты в валюте. Сколько это будет стоить завтра? Куда пойдут курсы валют? Что если курс будет плохим? Что если курс будет хорошим, но компания пересмотрит свои тарифы?

Но самое главное, сможем ли мы вообще докупить лицензии при необходимости? Ведь если даже ничего не случится в будущем, FineBI разрабатывает крупная компания. А если она начнет активно продвигаться на мировом рынке и в какой-то момент от них потребуют уйти из России? Думаю, ответ на вопрос, какой рынок выберет компания, не будет слишком сложным. Ничего личного, тут просто бизнес.

Мы же хотим развивать свою экспертизу BI и по максимуму исключить риски, ни на что не оглядываясь в этом вопросе.

Расскажите о потребностях в BI-инструментах в вашей компании? Какие задачи они решают?

Роман Ковалев: СберМегаМаркет — онлайн платформа, которая позволяет покупать и продавать. Мы помогаем партнёрам (так называются в нашей системе продавцы) выкладывать товары, организуем их рекламу и продвижение, а потом — проводим всесторонний анализ основных процессов.

Как вы понимаете, без данных нам просто никуда. С первого момента, как только сотрудник открыл дашборд, он должен знать, что происходит с теми или иными аспектами деятельности компании. Вся динамика должна быть представлена наглядно.

Более детальное знакомство с Visiology показало, что в платформе есть весь стандартный набор BI-инструментов: фильтры, чтобы четко определить срез данных для анализа, механизмы drill-down, позволяющие провалиться глубже и изучить статистику, например, с точностью до дня, а не недели. В системе предусмотрены интерактивные действия (actions) - вы можете в один клик перестроить весь дашборд, и это очень важно для анализа.

Функционал почтовой рассылки, которого мы не нашли у ряда других доступных на сегодня продуктов, важен для ТОП-менеджеров, которые могут вообще не заходить в BI-систему, потому что у них нет на это времени. Вместо этого каждое утро они получают письмо с наглядными результатами деятельности, и если дашборд показывает просадку по каким-то параметрам, могут быстро дать сигнал ответственным лицам, чтобы исправить ситуацию.

Сравнение панелей Tableau и Visiology

Как именно используются интерактивные возможности BI в вашем бизнесе?

Роман Ковалев: У нас работает порядка 40 аналитиков, которые обрабатывают запросы от бизнеса и формируют отчеты. Учитывая, что в текущей версии Visiology подготовка дашбордов требует некоторого знакомства с Java Script, мы разрабатываем и стандартизируем шаблоны визуализаций, стараясь быть на шаг впереди наших аналитиков. На сегодняшний день наша задача — знать платформу лучше и больше, чтобы помогать аналитикам в кратчайшие сроки.

Как в динамике, которая в основном идет в рассылку, так и при работе в режиме реального времени, мы изучаем, сколько у нас товаров, как они продаются, сколько у нас активных партнёров, как они распределяются по регионам и так далее.

Если на дашборде показаны общие суммы по регионам, вы всегда можете выбрать один из них и перестроить дашборд для изучения ситуации только по Москве. Мне больше нравится, когда все можно сделать в один клик — не нужно выбирать пункты из выпадающего меню, вводить какие-то команды.

Например, если вы видите, что за какой-то период снизилось количество активных партнёров, BI позволяет выяснить причину такого снижения. Проваливаясь в детализацию по дням, вы можете выяснить, в какой день пошел спад. А далее нужно проанализировать, что за события происходили в этот день. Например, если все дело в новых условиях для партнеров, которые были введены как раз в то время и для того региона, мы узнаем об этом сразу же. Система позволяет решить задачу за считанные минуты вместо дней, а также помогает увидеть проблему намного раньше, чем она окажет значительное влияние на общую финансовую статистику.

Точно так же с помощью BI ведется оценка эффективности рекламных кампаний. Можно отслеживать корреляции между подъемом показателей и телевизионной рекламой или размещением на билбордах. Если по соответствующей категории товаров происходит всплеск, значит эффекта от рекламы присутствует, а если нет, значит, нужно переставать тратить на нее деньги.

Расскажите, насколько сложно вам дается переход с Tableau на Visiology?

Роман Ковалев: Когда вопрос миграции встал ребром, нельзя было просто брать и менять платформу. Отчетность, которая копилась годами, не перенести на новый продукт за пару месяцев: это более длительный процесс, поэтому, чтобы получить хороший результат, мы проделали огромную работу для наиболее мягкого перехода. И, разумеется, работа продолжается, потому что это долгосрочный проект.

К тому же нужно понимать, что Visiology — это решение для тех, кто знает, что хочет сделать. В отличие от Tableau тут нельзя поэкспериментировать с данными в drag&drop и прийти к нужно результату спонтанно. Нужно получить внятное ТЗ, подготовить источники, разработать проект визуализации и уже сделать дашборд. Таким образом, порог входа оказывается несколько выше, чем у Tableau, но при этом ниже, чем у других решений со встроенными ETL процессами, которые мы рассматривали.

К тому же, всегда стоит учитывать наличие опыта и структуру мышления. Например, когда мы только начинали строить BI еще на Tableau, приходилось тратить немало времени на то, чтобы вникнуть в систему: это нормальное явление. Условно, даже если вы меняете почтовый клиент, нужно время на адаптацию: кнопки "Написать письмо" в другом месте, настройки выглядят иначе и так далее.

Сегодня происходит аналогичная картина с Visiology. Например, я уже несколько месяцев практически не работаю со старой системой. И когда коллеги меня спрашивают: "Как сделать это в Tablaeu?", я уже не могу ответить быстро, приходится вспоминать, разбираться. Дело в том, что мышление перестраивается, и за полгода я поймал себя на том, что уже мыслю в контексте архитектуры Visiology.

Подобная трансформация мышления происходит у всех, кто работает с новой BI-платформой. В частности, разработка дашбордов пока происходит дольше, чем мы делали до начала миграции, но за последние полгода эти временные издержки сократились. Судя по всему, еще через несколько месяцев мы начнем затрачивать на разработку новых компонентов столько же времени, как было в Tableau.

Как вы оцениваете финансовые затраты на новую BI-платформу?

Роман Ковалев: Первый год получается дороже, но совокупная стоимость владения уже на три года делает Visiology гораздо привлекательнее.

Уже со второго года мы начинаем экономить, потому что платим только за поддержку и сопровождение, которая, кстати говоря, оказывается на высшем уровне. Сперва мы закупили пакет лицензий "Оптимальная +" на 50 пользователей для пилотного проекта, который закончился в сентябре. После этого количество лицензий было расширено до 500 пользователей, а BI-платформа начала свой переход в продуктив. Учитывая, что в Tableau у нас было порядка 350 лицензий, на сегодня новая платформа позволяет предоставить доступ к аналитике большему количеству пользователей с меньшими затратами в перспективе.

Есть ли такие аспекты, в которых новая платформа превзошла ваши ожидания?

Роман Ковалев: Конечно, у каждого продукта есть свои сильные и слабые стороны. Один из плюсов Visiology — это встраивание любой визуализации в другие порталы и приложения. Один из ярких примеров – портал по статистике бизнеса, созданный Корпорацией МСП, на котором очень наглядно и эффектно отображается статистика деятельности малого и среднего бизнеса по регионам России.

Я понимаю, что конкретно этот пример — очень высокая планка, подобные ресурсы требуют большого количества разработки. Но мы будем стремиться к созданию комфортных порталов, в том числе для наших многочисленных партнёров, чтобы они могли не просто запросить выгрузку статистики (что уже возможно), но и отслеживать важные показатели в реальном времени.

Как вы оцениваете перспективы развития BI в вашей компании?

Роман Ковалев: Мы прошли очень важный этап и проверили продукт на боевых задачах в рамках пилота. Я придерживаюсь идеологии "не верь никому", когда речь идет о проверке заявленных функций и возможностей. Нередко обещания вендоров выглядят намного привлекательнее, чем реальность. В случае с Visiology мы также нашли немало моментов, которые мы обязательно попросим вендора доработать. Но главное, что система удовлетворяет все наши ключевые потребности.

Коллеги из аналитического отдела стали делать хорошие и наглядные отчеты в Visiology, и мы уже имеем положительные отзывы бизнеса. Некоторые прямо говорят: "Отлично выглядит, чего мы боялись?". У нас уже есть корректное отображение важных данных и поле для дальнейшего улучшения как визуальных характеристик, так и структуры их представления.

В ближайшее время наши аналитики перенесут свою работу в Visiology, а новые графики, отчеты, выборки и дашборды уже сегодня создается только в Visiology. Сейчас наша задач состоит в том, чтобы перенести весь BI в Visiology, и мы планируем полностью "переехать" в течение полугода.