2015/06/09 11:44:15

Степан Томлянович: Массового перехода на свободное ПО мы пока не наблюдаем

В интервью TAdviser Степан Томлянович, генеральный директор «ФОРС-Центр разработки», рассказал об итогах работы компании в 2014 году и о своем видении ключевых тенденций в отрасли.



TAdviser: Какими для компании стали итоги 2014 года? Оправдались ли ожидания?

Мы вполне довольны результатами. Компания продемонстрировала рост (хоть и небольшой), что обеспечило ей подъем на несколько позиций в рейтингах ИТ-компаний. К примеру, по версии Эксперт РА мы вошли в ТОП-10 разработчиков программного обеспечения и в ТОП-5 дистрибуторов, уступив только первую позицию.

Несмотря на сложную ситуацию в экономике, нам удалось не просто удержать свою долю рынка, но и развиваться. Не все компании могут этим похвастаться, свидетельством чему то, что многие из них предпочли не разглашать публично итоги своей финансовой деятельности за прошлый год и не участвовать в рейтингах.

Более 50% нашей выручки приходится на услуги - мы были и остаемся, прежде всего, сервисной компанией, которая видит свою задачу в том, чтобы помочь клиенту извлечь максимум преимуществ из ИТ – неважно, нами была поставлена система или нет.

По-прежнему существенную долю выручки (свыше 20%) у нас обеспечивает разработка информационных систем на заказ. Это говорит о том, что, какие бы новые готовые программные продукты ни появлялись, как бы ни унифицировались бизнес-процессы, сделать их абсолютно одинаковыми не удастся никогда. А настройка и модификация базового функционала часто может обойтись дороже разработки с нуля. Поэтому мы ожидаем, что спрос на заказные системы будет сохраняться и дальше, причем не только в госсекторе. Дмитрий Бородачев, DатаРу Облако: Наше преимущество — мультивендорная модель предоставления облачных услуг



TAdviser: Наибольшая доля выручки в отраслевом разрезе приходится у вас на госсектор. Что изменилось в работе с госзаказчиками сегодня – какими стали бюджеты, цели, задачи проектов? Приведите примеры.

Госструктуры действительно являются нашими важнейшими заказчиками. В связи с экономическим кризисом, общий объем заказов, конечно, сократился. Но все не так просто. Ограничение бюджетов при наличии задач не меньшей сложности привело к тому, что государственные заказчики стали избирательнее подходить к выбору исполнителя, повысились требования к качеству разработки. Резко сократилось число масштабных, дорогих проектов, но многие заказчики не отказались от решения долгосрочных задач, а стали их фрагментировать на краткосрочные проекты, с более четко прописанными промежуточными результатами.

Вполне закономерно, что мы наблюдаем рост спроса на системы, обеспечивающие доходную часть бюджетов, т. е. связанные со сбором налогов и прочих платежей, комиссий за предоставленные государственными органами услуги.

Новых проектов появляется, конечно, гораздо меньше, но они есть. К примеру, в целях обеспечения рационального использования ресурсов и информации создается система технического учета объектов дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы.

Вообще, хотелось бы отметить, что мы очень многое делаем для города. Эксплуатируется более десятка различных информационных систем, в числе которых система управления объединенной диспетчерской службы Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы, система учета нарушений для поддержания порядка на улицах и во дворах и многие другие. Важно, что все эти системы интегрированы между собой и с другими информационными системами столицы, а также федеральными ресурсами.

К числу новых проектов можно отнести аналитическую систему в Московском фонде ОМС, развернутую на основе новейшего высокопроизводительного программно-аппаратного комплекса Oracle Exalytics. В ходе внедрения было настроено свыше 100 аналитических отчетов, которые теперь формируются автоматически.



TAdviser: В 2014 году рыночные реалии кардинально изменились. В чем вы видите наиболее значимые изменения, и как меняется сама компания?

Мы, как и все, стараемся придерживаться антикризисной стратегии - более четко ставить задачи, планировать бюджеты, сроки, оптимизировать расходы на долгосрочное развитие, сохраняя при этом команду и конкурентоспособность на рынке. Большое внимание уделяется повышению эффективности проектного планирования, росту рентабельности.

Мы стараемся делать все, что в наших силах, чтобы снизить стоимость проекта для заказчика, поэтому разработали облачные версии своих готовых решений, сделав их доступными практически любой компании. К примеру, SmartSport Cloud – система для управления деятельностью футбольного клуба – будет «по карману» даже университетской сборной, ведь плата будет состоять только из абонентских взносов за эксплуатацию нужного им функционала. Сколько пользуются – столько и платят.

Произошли структурные изменения и в самой компании. Ряд наиболее перспективных направлений, требующих консолидации ресурсов и определенных инвестиций, были выделены в отдельный бизнес. Так в составе ГК ФОРС появилась новая компания – «Ай-ФОРС», деятельность которой будет сосредоточена на разработке и продвижении на рынок готовых к внедрению инновационных решений по трем стратегическим направлениям - информатизации спорта, медицины и технологиях больших данных.



TAdviser: Какова стратегия компании с точки зрения политики импортозамещения, есть ли намерение переводить свои решения на СПО?

Мы, конечно, в первую очередь, эксперты по Oracle, но в портфеле уже реализованных проектов есть решения и на СПО, хотя пока их доля в обороте невелика. Есть высококвалифицированные специалисты и хорошая практика. Другое дело – область применения таких систем. Ведь существует целый ряд критичных приложений с высокими требованиями по безопасности, надежности, производительности, масштабированию, уровню технической поддержки, где использование такой платформы нерационально и даже технически невозможно. В каждом конкретном случае мы анализируем задачу и сообщаем заказчику, какие варианты выбора платформы для построения нужной ему системы существуют. И если СПО применимо, то, конечно, используем его в проекте.

Те же системы, которые были развернуты на проприетарном программном обеспечении, на этой платформе продолжают развиваться и дальше. Вообще заказчики очень осторожно относятся к переходу на свободное ПО. Массового перехода с продуктов Oracle или другого импортного базового ПО мы не видим, потому что это сопряжено либо с большими затратами, либо с отсутствием альтернативы. Более 20 лет сотрудничества с Oracle убедили нас в том, что возможности, которые даёт инструментарий этого производителя разработчикам, практически безграничны. С его помощью мы делаем «ювелирную» работу».



TAdviser: В чем вы видите «точки роста» компании?

Таких «точек роста» несколько. В-первых, компания должна развивать ту экспертизу, в которой традиционно сильна - разработка, интеграционные, портальные, аналитические решения, расширенная техподдержка. Это базовые направления нашего бизнеса, на которых он строился с самого начала.

Во-вторых, исследовательские работы в новых перспективных направлениях – технологиях больших данных, «продвинутой» аналитике, телемедицине. Здесь очень важно открывать такие области прикладного применения, которые помогут создавать новые возможности для бизнеса, либо по-новому решать прежние задачи.

В-третьих, создание и продвижение новых ИТ-услуг. Так, сейчас очень востребованы услуги по технологическому консалтингу, аудиту информационных систем, что связано, в первую очередь, со стремлением заказчика максимально использовать возможности существующей ИТ-инфраструктуры и повысить производительность своих вычислительных мощностей без их значительного наращивания.

В-четвертых, весьма высок потенциал продвижения постоянно обновляемой линейки высокопроизводительных программно-аппаратных комплексов Oracle Engineered Systems. Это оборудование представлено в инжиниринговом центре инфраструктурных решений FORS Solution Center компании «ФОРС Дистрибуция» (входит в ГК ФОРС). Здесь заказчики и партнеры могут протестировать свои программные продукты, а также получить профессиональную консультацию по вопросам конфигурирования и оптимизации своих систем на этом оборудовании.

Мы также активизируем работу в регионах и на рынках стран СНГ - Армении, Белоруссии, Азербайджана. В ряде проектов там ФОРС выступает как системный интегратор – поставщик всего комплекса оборудования, ПО и средств связи.



TAdviser: Какие новинки появились у компании в последнее время?

Мы одними из первых на рынке предложили продукт для анализа данных из социальных сетей - FORSMedia, который разработан на основе технологий Больших данных. Это программная платформа для ведения целевого маркетинга, которая позволяет извлекать и анализировать нужные данные, получая разнообразную информацию о существующих и потенциальных клиентах. Важной особенностью решения является автоматизированное массовое обогащение данных о клиентах, являющихся пользователями социальных сетей. Платформу можно использовать как программный̆ продукт, облачный̆ сервис или разовую услугу. Нам приятно сказать о том, что недавно ForSMedia получил статусы Oracle Ready и Oracle Optimized, что означает гарантию наивысшей производительности и надежности при эксплуатации этой системы на оборудовании Oracle Exa-.

Наше решение для автоматизации спортивных организаций SmartSport, хоть и не является новинкой, тем не менее остается «горячим» предложением, поскольку аналогов ему от других производителей так и не появилось. Полагаем, что рынок для него существует не только в России. К слову, мы уже давно сотрудничаем по этому направлению с футбольным клубом «Спартак».



TAdviser: В условиях кризиса заказчики стремятся максимально сократить свои издержки. Можете ли вы поделиться своими профессиональными секретами снижения проектных расходов? И насколько это удается?

Мы каждый день доказываем свою способность решать даже самые нестандартные задачи в условиях ограниченного бюджета. Находим способы более рационального использования имеющихся ресурсов – как своих, так и заказчика. Широко используем наработанные шаблоны процессов, алгоритмов, собственную авторскую методологию ведения проектов. Стараемся выстроить максимально продуктивный диалог с заказчиком с самого начала, чтобы как можно четче определить задачи и средства их решения. Нам это сделать проще, так как доверительные отношения со многими из них уже выстроены в ходе многолетнего сотрудничества.



TAdviser: Какие задачи вы ставите перед собой на 2015 год?

Сейчас важно создать прочный фундамент для дальнейшего роста. Планируем выход на новые для себя рынки СНГ, Западной Европы и Латинской Америки. Надеемся, что по-прежнему будем расти вместе с рынком и, если не бежать, то хотя бы идти на один шаг впереди. Устойчивое положение и стабильное развитие – таковы наши приоритеты.