2024
В России стартовала обязательная цифровая маркировка рыбных консервов
С 1 декабря 2024 года в России началась обязательная маркировка рыбной консервированной продукции в соответствии с постановлением правительства, опубликованным на официальном портале правовой информации.
Как передает ТАСС, в системе маркировки «Честный знак» зарегистрировалось 135 компаний-производителей рыбных консервов. Заместитель генерального директора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов сообщил, что на полки магазинов поступило более 5,1 млн единиц продукции со специальным кодом.
Руководитель Федерального агентства по рыболовству Илья Шестаков подчеркнул, что нововведение позволит контролирующим органам отслеживать все этапы движения рыбной продукции от вылова до прилавка, оперативно выявляя нарушения, включая подмену дорогой рыбы более дешевой.Обзор российского рынка банковской цифровизации: импортозамещение, искусственный интеллект и собственные экосистемы
По данным Научно-исследовательского финансового института (НИФИ) Минфина и Высшей школы экономики (ВШЭ), доля незаконного оборота на рынке консервов варьируется от 7% до 40% в зависимости от продукта. Для поддержки производителей ЦРПТ ввел компенсацию 50% стоимости необходимого оборудования, на что было направлено около ₽10 млн.
Всероссийская ассоциация рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров сообщила, что за девять месяцев 2024 года производство рыбных консервов в России достигло 140,8 тыс. тонн, что на 3% превышает показатели аналогичного периода 2023 года. Производство консервов из ракообразных, моллюсков и морепродуктов выросло на 74% — до 5,1 тыс. тонн, а выпуск консервов в томатном соусе увеличился на 27% — до 46,2 тыс. тонн.
Лидерами по количеству промаркированных рыбных консервов стали Приморский край, Рязанская, Калининградская, Московская, Владимирская области и Санкт-Петербург. В ЦРПТ отметили, что благодаря системе маркировки «Честный знак» доля нелегальных товаров в табачной отрасли сократилась на 25%, на рынке воды — на 33%, а количество просроченных лекарств уменьшилось в три раза.[1]
Минпромторг запускает цифровую маркировку сладостей и кондитерских изделий
Министерство промышленности и торговли России инициировало масштабный эксперимент по маркировке средствами идентификации широкого спектра кондитерских изделий и сладостей в потребительской упаковке. Об этом стало известно в конце октября 2024 года. Пилотный проект стартует 15 декабря 2024 года и продлится до 31 августа 2025 года.
Cоответствующий проект постановления правительства опубликован на Едином портале для размещения проектов нормативных правовых актов. В документе определен порядок проведения эксперимента и подробный перечень продукции, подлежащей маркировке.
Новая система маркировки охватит семь категорий кондитерских изделий. В их число входят все разновидности шоколадной продукции, включая белый шоколад, а также кондитерские изделия из сахара без содержания какао. Маркировка распространится на мучные кондитерские изделия — пирожные, печенье, вафельные пластины и другие хлебобулочные изделия с какао и без него.
В список также включены консервированные с помощью сахара овощи, фрукты, орехи и кожура плодов. Под действие маркировки попадут джемы, фруктовые желе, мармелады, фруктовые и ореховые пюре и пасты, изготовленные методом тепловой обработки с добавлением подсластителей. Отдельным пунктом в перечне значится жевательная резинка.
Участие производителей, импортеров и продавцов указанной продукции в эксперименте носит добровольный характер. По завершении пилотного проекта регулятор примет решение о необходимости введения обязательной маркировки для отдельных категорий сладостей и упакованных кондитерских изделий.
В перечень также вошли фрукты, орехи и прочие съедобные части растений, прошедшие консервацию различными способами, в том числе с добавлением сахара, других подслащивающих веществ или спирта. К этой категории относится продукция, не включенная в другие группы классификации.
В документе особо отмечены вафельные облатки для запечатывания, пустые капсулы для фармацевтического использования и рисовая бумага, которые также войдут в периметр эксперимента по маркировке.[2]
В России запускается обязательная цифровая маркировка консервов
27 мая 2024 года правительство России утвердило обязательную маркировку консервов. Отслеживание соответствующих продуктов питания будет осуществляться с помощью системы «Честный знак», оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Маркировка вводится с 1 декабря 2024-го. Сначала средства идентификации должны появиться на упаковках консервированной рыбы, икры (кроме красной и черной), ее заменителей, морепродуктов. С этой же даты производители таких продуктов обязаны отправлять информацию о вводе товара в оборот в систему маркировки. С 1 марта 2025-го предстоит маркировать большинство консервов из мяса, мясных субпродуктов, овощей, фруктов, грибов, ягод и направлять информацию об их вводе в оборот.
Фермеры, производящие консервированную продукцию, включаются в систему маркировки с 1 марта 2026 года. Информация в выводе продукции из оборота должна предоставляться с 1 октября 2026-го. При этом нереализованные консервы, которые произведут или ввезут в Россию до даты обязательной маркировки, разрешено продавать без QR-кодов до окончания срока их годности.
Как отмечает ТАСС, предприятия по производству консервов, включая Bonduelle, «Кубань-ти», «Юнона инвест ЛТД», «Славянский консервный комбинат», «Грин рэй — Кубань» и другие компании, входящие в союз «Консервы Кубани», готовятся к внедрению маркировки непосредственно на линиях при поддержке специалистов ЦРПТ и интеграторов. QR-коды могут наноситься на упаковки разного типа, например, жестяные банки или пластиковую тару. При этом, как отмечается в обнародованных требованиях, информационная система мониторинга не допускает повторного формирования (генерации) кода маркировки, содержащегося в средстве идентификации.[3]
В России вводится обязательная цифровая маркировка растительных масел
В конце мая 2024 года правительство России утвердило обязательную маркировку отдельных видов пищевых растительных масел и масложировой продукции. Речь идет о подсолнечном, оливковом, арахисовом, пальмовом и других маслах.
Введение маркировки указанной продукции средствами идентификации будет осуществляться в два этапа. С 1 октября 2024 года требование начнет распространяться на масла в стеклянной и полимерной упаковках, а с 1 февраля 2025-го — на масла в остальных видах упаковки. Продукция будет отслеживаться с помощью средств маркировки системы «Честный знак», оператором которой является Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ).
Зарегистрироваться в системе «Честный знак» производители и импортеры растительных масел обязаны с сентября 2024 года. Информация о выводе продукции из оборота должна передаваться в систему с 1 ноября 2025-го. С этой же даты к маркировке присоединятся предприятия розничной и оптовой торговли.
Средство идентификации наносится в виде двумерного штрихового кода в формате Data Matrix в соответствии с требованиями национального стандарта ГОСТ Р ИСО/МЭК 16022-2008. Преобразование кода маркировки должно осуществляться с использованием метода коррекции ошибок ECC 200 и кодируемым набором знаков ASCII. Причем способ нанесения средства идентификации должен обеспечивать сохранность (устойчивость) средства идентификации в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных производителем условий хранения и транспортировки.
Участники российского рынка говорят о готовности к введению маркировки. Так, директор по маркетингу ООО ВГМЗ «Сарепта» Татьяна Захарова отмечает, что в ходе тестирования на горчичное масло были нанесены коды маркировки, которые «хорошо считываются и имеют четкую печать». А компания «Русская олива», входящая в состав НПХ «Амарант агро», заявляет, что «процесс регистрации, создания карточек продукции, печати кодов и нанесения их на упаковку прошел гладко».[4]
В России запускается цифровая маркировка семечек и перца
В конце апреля 2024 года в Минпромторге сообщили о предстоящем запуске эксперимента по цифровой маркировке бакалейной продукции. В частности, речь идет о следующих категориях продуктов:
- лук репчатый сушеный (целый, кусками, ломтиками, в виде порошка) без дальнейшей обработки;
- овощи прочие, сушеные (целые, кусками, ломтиками, в виде порошка) без дальнейшей обработки;
- перец рода piper; плоды рода capsicum или pimenta, сушеные, дробленые, молотые;
- ваниль, корица и цветки коричного дерева, гвоздика, мускатный орех, мацис и кардамон;
- семена аниса, бадьяна, фенхеля, кориандра, тмина, ягоды можжевельника; имбирь, шафран, куркума, тимьян, чабрец, лавровый лист, карри и прочие пряности;
- прочие растения, используемые в парфюмерии и фармации;
- готовые пищевые продукты из зерна злаков; хрустящие хлебцы;
- сухари, гренки и их аналоги;
- прочие экструдированные или вытянутые продукты, острые или соленые; прочие хлебобулочные и мучные кондитерские изделия;
- картофель немороженый, без добавления уксуса;
- продукты для приготовления соусов и готовые соусы; горчичный порошок и готовая горчица;
- супы и бульоны, заготовки для их приготовления;
- уксус и его заменители.
В рамках эксперимента, который пройдет с 1 июля 2024 года по 28 февраля 2025-го, планируется протестировать механизмы маркировки с использованием различных технических решений для нанесения средств идентификации на бакалейную продукцию, а также отработать взаимодействие участников оборота с информационной системой, используемой в целях проведения эксперимента, и иные вопросы, касающиеся организации маркировки средствами идентификации отдельных видов бакалейной продукции, предусмотренных в проекте постановления. В Минпромторге сообщили, что участие в эксперименте по маркировке средствами идентификации отдельных видов бакалейной продукции является добровольным для производителей.[5]
2023: В России запускается цифровая маркировка консервов
1 декабря 2023 года в России стартует эксперимент по цифровой маркировке готовых или консервированных продуктов из мяса, мясных субпродуктов, овощей и фруктов, грибов и ягод, рыбы и отдельных видов бакалейной продукции. Об этом стало известно в середине ноября 2023 года.
Как сообщает «РИА Новости» со ссылкой на опубликованный Минпромторгом проект постановления правительства, эксперимент по маркировке консервов и ряда бакалейной продукции (например, чипсы, сухарики, начос и соусы) продлится до 31 августа 2024 года, участие в нем осуществляется на добровольной основе.
В ведомстве подчеркнули, что данный проект предполагает апробацию механизмов цифровой маркировки консервов в стране, а также создание условий для защиты интересов производителей и покупателей такой продукции.
Замгендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор маркировки «Честный знак») Реваз Юсупов в середине ноября 2023 года привел данные НИФИ Министерства финансов РФ, согласно которым доля незаконного оборота мясных консервов составляет 26%, рыбных — 11,5%, соусов — 40%, чипсов — почти 14%, а консервированных овощей и фруктов — 33%. Исследования Роскачества также свидетельствуют о наличии проблемы: около четверти производителей консервов подменяют шпроты более дешевой рыбой, добавил он. По словам Юсупова, именно разросшийся нелегальный рынок этой продукции является основанием органов власти для проведения добровольного эксперимента по маркировке.
Мы к нему готовы как с экспертной, так и с технической точки зрения. Эксперимент не повлияет на стоимость товаров, потому что участие в нем для бизнеса добровольное и бесплатное. Помимо прочего, это возможность принять участие в формировании обязательных требований по маркировке, если такое решение примет правительство, — пояснил замглавы ЦРПТ.[6] |
Система тотального контроля товарооборота
- Государственная информационная система маркировки товаров
- Система мониторинга контрафактных товаров
- Национальная система прослеживаемости товаров (НСП)
- ЦРПТ: Национальный каталог
- Система учета (маркировка) табачной продукции
- Мониторинг движения лекарственных препаратов
- Цифровая маркировка обувных товаров
- Маркировке минеральной и питьевой бутилированной воды
- Маркировка молочной продукции
- RFID-маркировка алкоголя в России
- Маркировка парфюмерии
- Государственная система в сфере контроля за оборотом драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них (ГИИС ДМДК)
- Маркировка шуб и изделий из меха
- Маркировка животных
Примечания
- ↑ В России стартовал первый этап обязательной маркировки рыбных консервов
- ↑ Минпромторг предложил эксперимент по маркировке сладостей и кондитерских изделий
- ↑ В России с 1 сентября будут маркировать безалкогольное пиво, консервы и растительные масла
- ↑ В России с 1 сентября будут маркировать безалкогольное пиво, консервы и растительные масла
- ↑ В России планируется эксперимент по маркировке бакалейной продукции
- ↑ Минпромторг предложил провести эксперимент по маркировке консервов