2024/11/15 09:36:18

Цифровизация промышленности России


Содержание

Основная статья: Информационные технологии в промышленности

Цифровой паспорт промышленной продукции

Основная статья: Цифровой паспорт промышленной продукции (ЦППП)

2024

5 главных барьеров, сдерживающих цифровизацию промышленности в России

Цифровая зрелость промышленных предприятий России характеризуется хаотичным использованием отдельных решений. Причем более чем для половины компаний в рассматриваемом секторе внедрение ИТ-инструментов не является приоритетом. Об этом говорится в исследовании SBS Consulting, с результатами которого TAdviser ознакомился в середине ноября 2024 года.

Под цифровой зрелостью понимается уровень внедрения цифровых технологий, интеграции их в бизнес-процессы, стратегическое управление, а также в цели на всех уровнях управления предприятием и техпроцессами. Отмечается, что дальнейший рост производительности труда в Росси связан с необходимостью повышения уровня цифровизации промышленных предприятий. Авторы отчета подчеркивают, что в промышленном секторе РФ наблюдается прежде всего цифровизация бизнес-процессов, а не производственных операций. Это связано с отсутствием финансовых, кадровых, информационных ресурсов почти в каждой второй компании. Вместе с тем целевая ИТ-архитектура определяется внедрением технологий и обеспечением их связанности, защищенности на всех уровнях управления.

В исследовании оценка цифровой зрелости строится на основании данных Росстата об использовании крупными и средними компаниями цифровых технологий и передовых производственных технологий по отраслям промышленности, а также на базе данных из открытых источников и сайтов компаний. Модель оценки цифровой зрелости включает критерии внедрения инструментов цифровизации по трем направлениям: управление предприятием, управление техпроцессом и общее управление. Авторы отчета выделяют пять главных барьеров, сдерживающих цифровизацию промышленности в России:

  • Использование цифровых технологий не является приоритетом организации — об этом заявили 52% предприятий, которые сталкиваются с трудностями;
  • Слишком высокие затраты по сравнению с выгодами — 49%;
  • Недостаточно развитая ИКТ-инфраструктура — 42%;
  • Нехватка квалифицированных кадров — 41%;
  • Нехватка и низкое качество массивов данных, необходимых для использования цифровых технологий, — 41%.

Исследование показало, что по состоянию на 2024 год бизнес-процессы автоматизированы с помощью ERP-системы у каждого седьмого российского предприятия обрабатывающей промышленности. Более 50% отечественных компаний обладает базой в виде защищенной ИТ-архитектуры для внедрения цифровых инструментов. Вместе с тем руководство только 22% промышленных предприятий внедряет инструменты цифровизации последовательно, отслеживая результаты.

Отмечается, что дефицит рабочей силы, ухудшение экономики производства и рост доступности технологий обуславливают целесообразность внедрения новых цифровых решений в долгосрочной перспективе. С целью повышения уровня цифровой зрелости аналитики рекомендуют обеспечить:

  • Разработку стратегии цифровизации/блока цифрового развития в общей стратегии развития компании;
  • Подготовку персонала к инструментам внедрения цифровизации для устранения сопротивления, а также для понимания сотрудниками своей роли в измененных процессах;
  • Оценку оптимального бюджета, который организация готова потратить на развитие и поддержание цифровых решений;
  • Выбор конкретных инструментов цифровизации, которые приведут к дальнейшему развитию и повышению эффективности;
  • Оценку степени цифровизации компании исходя из предложенных критериев.

Кроме того, предприятиям, по мнению авторов отчета, следует изучить предложение на рынке, убедиться в наличии на рынке труда персонала, обеспечивающего внедрение/обслуживание цифровых решений в связи с уходом иностранных компаний и оттоком ИТ-специалистов.[1]

Нефтегазовые компании в России создали «Консорциум технологической независимости индустриального ПО»

Крупные нефтегазовые компании России объединились для создания автономной некоммерческой организации под названием «Консорциум технологической независимости индустриального программного обеспечения» (АНО «КТН ИПО»). Об этом стало известно в августе 2024 года. Эта инициатива направлена на обеспечение технологической независимости нефтегазового сектора путем разработки и внедрения отечественных ИT-решений. Подробнее здесь

Единое цифровое пространство в промышленности: Миф или завтрашний день - TA мнения

Интеграция различных ИТ-систем предприятия в единое цифровое пространство имеет множество преимуществ, однако на практике такая концепция может быть сложно реализуема. О том, какие появляются проблемы при создании единого цифрового пространства в промышленности, участники рынка рассказали TAdviser в июле 2024 года.

По словам экспертов, интеграция различных ИТ-систем на предприятиях в единое цифровое пространство обеспечивает значительные преимущества с точки зрения эффективности, управления данными, принятия решений и поддержки передовых технологий. Одним из ключевых преимущество единого цифрового пространства является возможность координировать действия и решения, оперативно получать информацию, решать задачи в два клика. Появляется возможность долгосрочного планирования, значительно сокращаются затраты. Интеграционные платформы способны снизить количество ошибок в повседневных процессах на 70%, утверждает директор департамента интеграционных решений компании «Сател» Андрей Коротков.

Единое цифровое пространство» позволяет решать различные задачи от бесшовного выполнения регулярных процессов на всех шагах до автоматизированного формирования отчетности

В МГТУ им. Н.Э. Баумана, например, видят плюсы развертывания единой ИТ-инфраструктуры в нефтяных компаниях, в которых достаточно хорошо работают вертикальные связи (информация поступает в головной офис и оттуда обратно спускаются управленческие решения), и хуже - горизонтальные связи (взаимодействие между подразделениями). Ранее в июле 2024 года «Роснефть» представила собственную единую цифровую платформу, которая объединит все ИТ-сервисы и решения компании.Как DevOps-сервис помогает «разгрузить» высоконагруженные системы BPMSoft 2.3 т

Внедрению единых цифровых пространств мешают отсутствие единых протоколов и сложности при интеграции с корпоративными решениями, считает директор по развитию бизнеса ИТ-компании «Три точки» Сергей Столпер. Дополнительно реализацию усложняют требования по импортозамещению производственных систем, так как не для всех решений существуют сравнимые аналоги, отмечает заместитель директора департамента информационной безопасности Step Logic Денис Пащенко. По его словам, реализация идеи требует достаточной степени стандартизации и документирования производственных и бизнес-процессов.

«
Не все на практике готовы это сделать, поэтому проект может сорваться на уже данном этапе. Готовности самой среды мало – нужны инвестиции и возможность полноценно реализовать все идеи на ее базе, - полагает Пащенко.
»

Руководитель направления инновационных технологий TeamIdea Алексей Пономарев согласен с этой точкой зрения. Он добавил, что в реальности многие промышленные предприятия не готовы инвестировать часть прибыли для внедрения гипотетически удобного и эффективного ПО, не понимая реальную конверсию от этого проекта.

Реализовать единое цифровое пространство на предприятии очень сложно из-за многообразия классов решений (от АСУ ТП и КИПиА до CAD / CAM / CAE, PLM / ILS, MES, ТОиР, ERP и BI / DSS) и их технологических стеков (от устаревших программируемых контроллеров КИПиА до современных платформ с элементами искусственного интеллекта), рассуждает менеджер группы разработки цифровых решений направления производственного консалтинга «Рексофт Консалтинг» Александр Чернов. Это приводит к необходимости создания универсальной и развитой интеграционной платформы, что требует существенных ресурсов, как людских, так и финансовых. Также в компании должен быть руководитель высокого уровня, который курировал весь процесс, добавил собеседник TAdviser.

По словам директора продуктового офиса BIA Technologies Дмитрия Владимирова, использование разрозненных инструментов и сервисов может привести к тому, что в будущем для создания единого цифрового пространства придется заново строить всю инфраструктуру. Кроме того, как подчеркнул эксперт, такой подход создает взаимозависимость: использование нескольких инструментов подразумевает риск сбоев в работе любого из них.

Технический директор DIS Group Олег Гиацинтов видит в создании единого пространства данных «прекрасную возможность» получить «единую версию правды» - точный дубликат данных из систем организации, используемый для целей аналитики и отчетности, а также других систем.

«
С другой стороны, сам процесс построения такого пространства часто сопряжен со сложностями понимания сути данных и возможности их извлечения из каждой конкретной системы организации. Да и решение проблем качества данных никто не отменял. Постранство должно быть удобным для работы с данными, а не просто складом, к которому невозможно подступиться. В противном случае оно просто не будет использоваться, - сказал Гиацинтов.
»

Руководитель QA-отдела ИТ-компании SimbirSoft Алексей Статенин обращает внимание на то, что разработка единого цифрового пространств потребует глубокого погружения в технологии, особенности и бизнес-процессы производства, это сильно повышает стоимость проекта при привлечении интегратора или разработчика ПО на заказ. Реализации такого отечественного решения может столкнуться с тем, что внутренние процессы предприятия не отлажены и перед цифровизацией их предстоит выстроить. Кроме того, переход к единому цифровому пространству потребует изменений в рабочих процессах и необходимости адаптации к новым технологиям, отметил Статенин. Требуются значительные вложения и перестройка процессов, чтобы выйти на интегрированную систему, согласен заведующий лабораторией молекулярного моделирования Центра НТИ «Цифровое материаловедение: новые материалы и вещества» МГТУ им. Н.Э. Баумана Евгений Александров.

Опрошенные TAdviser эксперты, несмотря на многочисленные барьеры, мешающие развитию единых цифровых пространств на предприятиях, считают такие проекты важным шагом на пути повышению конкурентоспособности российской промышленности. Глобально задача состоит в том, чтобы выработать единые стандарты и правила интеграций, заставить сервисы работать совместно, подытожила директор по развитию Simpl Вероника Теплоухова.

Минпромторг разработал правила хранения промышленных данных

Минпромторг разработал правила хранения промышленных данных. Об этом в мае 2024 года рассказал член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Артем Шейкин.

«
Сохранность таких данных имеет стратегически важное значение, а для этого необходимо сформировать правовые основы, которые урегулировали бы порядок обращения с такой информацией, – отметил сенатор в разговоре с ТАСС.
»

Минпромторг разработал правила хранения промышленных данных

По его словам, промышленные организации, разработчики ПО и профильные ассоциации заинтересованы в распространении таких практик работы с промышленными данными.

Как отмечают «Ведомости», документ, подготовленный Минпромторгом, разделяет промышленные данные на государственные (федеральные и региональные органы государственной власти) и на коммерческие. Вторые касаются данных и сведений о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют коммерческую ценность.

Согласно инициатива Минпромторга, Центры компетенций будут следить за деятельностью отраслевых субъектов промышленных данных на предмет соблюдения ими требований и разрабатывать национальные стандарты. Согласно законопроекту, ответственность за нарушения требований определяется действующим законодательством. Вред, причиненный субъекту промышленных данных, должен быть возмещен в соответствии с законодательством РФ.

Артем Шейкин выразил уверенность в том, что оборот промышленных данных положительно скажется на процессах цифровизации, развития технологий искусственного интеллекта, повлияет на повышение качества, эффективности и производительности промышленного производства в России. Также, по словам сенатора, это будет способствовать повышению конкурентоспособности российской продукции, получаемой в промышленной деятельности.[2]

В России создали цифрового двойника работника на производстве. Что он может

В Национальном исследовательском университете ИТМО создали создали цифрового двойника рабочего на производстве. Благодаря новой технологии можно будет снизить число производственных травм и поломок оборудования, сообщили в конце апреля 2024 года в пресс-службе Платформы Национальной технологической инициативы (НТИ). Подробнее здесь.

«Северсталь», «Норникель» и ММК реализуют 25 проектов импортозамещения промышленного ПО

В начале марта 2024 года стало известно о том, что «Северсталь», «Норникель», «Металлоинвест» и ММК намерены реализовать 25 совместных проектов. Речь идет об импортозамещении программного обеспечения для металлургической отрасли. Подробнее здесь.

ММК внедрил российскую нейросеть для беспроводной диагностики металлургического оборудования

Магнитогорский металлургический комбинат (ММК) внедрил нейросеть для беспроводной диагностики металлургического оборудования. Технология разработана в Южно-Уральском государственном университете (ЮУрГУ), сообщила пресс-служба Министерства промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области 28 февраля 2024 года. Подробнее здесь.

2023

Мишустин утвердил стратегию цифровой трансформации обрабатывающих производств. Основные положения

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым утвердил новую редакцию стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности, относящейся к сфере деятельности Минпромторга. Соответствующий документ был опубликован в ноябре 2023 года. Он содержит пять ключевых экосистемных проектов:

  • «Умное производство»;
  • «Цифровой инжиниринг»;
  • «Продукция будущего»;
  • «Технологическая независимость»;
  • «Интеллектуальная господдержка».

Михаил Мишустин

Первые три проекта были доработаны по сравнению с предыдущей версией направления, а два последних появились в нем впервые, отмечает пресс-служба кабмина. В проекте «Умное производство» сделан акцент на профессиональной переподготовке сотрудников для работы с российским программным обеспечением, учитывая задачи по переходу на использование отечественного инженерного и промышленного софта. Также данный проект предполагает формирование модели образовательных и учебно-методологических центров, которые смогут обеспечивать промышленные предприятия высококвалифицированными кадрами. Наиболее успешные модели будут масштабированы на всю страну, подчеркнули в правительстве.

Новшества в проекте «Цифровой инжиниринг» связаны с созданием универсальных промышленных маркетплейсов, где будет представлена готовая инфраструктура для создания и реализации продукции по принципу «от идеи до рынка».

В проекте «Продукция будущего» заложен переход предприятий на более гибкую модель конвейерного производства, что позволит выпускать продукцию, соответствующую индивидуальным требованиям потребителя.

В числе задач нового проекта «Технологическая независимость» – стимулирование спроса на российское программное обеспечение и отечественную компьютерную технику, а также технику и ПО из дружественных стран. Также проект предполагает увеличение доли предприятий, использующих российские средства защиты информации. Кроме того, в рамках проекта промышленными предприятиями должно быть организовано взаимодействие с Национальным координационным центром по компьютерным инцидентам для своевременного реагирования на киберугрозы.

Утверждена новая редакция стратегического направления в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности

Новый проект «Интеллектуальная господдержка» предполагает переход к цифровой модели государственной финансовой поддержки. Так, планируется увеличить долю предприятий, использующих в работе Государственную информационную систему промышленности (ГИСП) в качестве навигатора по мерам господдержки. Также стоит задача увеличить число предприятий, использующих ГИСП как площадку для отбора и экспертизы заявок на получение финансовой поддержки. Помимо этого, предполагается снизить отчетную нагрузку промышленных предприятий за счет организации на базе информационной системы электронного взаимодействия между участниками рынка и органами власти.

Комментируя обновленную редакцию стратегического направления на заседании правительства 9 ноября 2023 года, Михаил Мишустин отметил, что реализация его ключевых проектов также предполагает существенное расширение применения на предприятиях искусственного интеллекта, нейротехнологий, математического моделирования и виртуальных испытаний, робототехники и мехатроники.

«
Новое направление станет частью Сводной стратегии развития обрабатывающей промышленности на ближайшие семь лет, которую реализует сейчас правительство, и должно положительно отразиться на общей динамике валового внутреннего продукта страны и, конечно, на уровне благосостояния наших граждан, – подчеркнул Мишустин.
»

Правительство Российской Федерации Распоряжение от 7 ноября 2023 г. № 3113-р

Что влияет на цифровизацию в промышленности в России

Модернизации российской экономики и цифровизации в промышленности способствует иностранный капитал. Об этом говорится в исследовании Высшей школы экономики (ВШЭ) и Уральского федерального университета (УрФУ), результаты которого обнародованы в начале сентября 2023 года.

Отмечается, что в РФ наблюдаются положительные сдвиги в цифровизации. Этому способствует внедрение робототехнических комплексов, искусственного интеллекта и 3D-печати. Однако в сложившейся геополитической обстановке потенциал модернизации предприятий может заметно сократиться. Дело в том, что именно иностранный капитал способствует внедрению роботизации в промышленности, а компании с зарубежными собственниками демонстрируют более высокую производительность.

Иностранный капитал активно способствовал модернизации российской экономики, выяснили исследователи ВШЭ и УрФУ

Ввозимые роботы до начала 2022 года занимали до 96% соответствующего рынка в РФ. При этом доля прямого импорта компаниями не превышала 9% и приходилась менее чем на 1% предприятий. Газета «Коммерсантъ» отмечает, что это преимущественно крупные компании с иностранным капиталом и предприятия-экспортеры, то есть интернационализированные компании, обладающие более высокой производительностью. Исследователи пришли к выводу, что импорт роботов не дает таким компаниям преимуществ в производительности, однако «премия в производительности от импорта роботов для неинтернационализированных компаний сопоставима по размеру с эффектом от экспорта или привлечения иностранного капитала».

По состоянию на начало сентября 2023 года усилия по технологическому развитию РФ направлены на реинжиниринг и разработку уже существующих на глобальном рынке технологий, доступ к которым утрачен в связи с геополитической обстановкой. Аналитики полагают, что это приведет к замедлению цифровизации в промышленности.[3]

Минпромторг насчитал 96 проектов в области отечественного промышленного ПО

При поддержке Минпромторга реализовывается 96 комплексных проектов в создании отечественного промышленного программного обеспечения, в отношении более 50% из них уже получены успешные результаты внедрения. Об этом 22 августа 2023 года министр промышленности и торговли Денис Мантуров на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, который провел президент РФ Владимир Путин.

«
Тем самым мы последовательно обеспечиваем технологическую независимость в сфере цифрового проектирования, испытаний, самого производства и управления жизненным циклом, а также послепродажного обслуживания, - отметил он.
»

Реализовывается 96 комплексных проектов в создании отечественного промышленного программного обеспечения

В части программно-аппаратных решений заделы формируются в специализированных индустриальных центрах компетенций (ИЦК), рассказал Мантуров. Всего по линии Минпромторга правительством одобрено 53 проекта индустриальных центров компетенций. К числу особо значимых министр промышленности и торговли отметил разработку средств инженерного анализа, а также управление производственными и технологическими процессами.

Также подчеркнул необходимость проведения технологических аудитов в отношении государственных компаний и компаний с госучастием с выработкой рекомендаций по роботизации. По их результатам будут устанавливаться требования по повышению ее уровня. Для этого планируется создать центры развития промышленной робототехники.

Из заявления главы Минпромторга также следует ,что к августу 2023 года проводится оценка уровня цифровой зрелости предприятий. Этот показатель около 45%, к 2030 году планируется увеличить его до 85%.

Кроме того, Денис Мантуров отметил, что в работу предприятий интегрируются современные роботизированные решения. К августу 2023 года производством промышленных роботов занимается 7 отечественных компаний, в 2022-м они отгрузили заказчикам 120 единиц продукции.[4]

Минпромторг разработал новую стратегию цифровой трансформации обрабатывающей промышленности до 2030 года

В августе 2023 года Минпромторг разработал обновленную стратегию цифровой трансформации обрабатывающей промышленности до 2030 года. Новая версия пришла на смену редакции от 2021 года и отличается от нее отсутствием проекта «Новая модель занятости» — вместо него ведомство решило развивать проекты «Технологическая независимость» и «Интеллектуальная господдержка».

Эти изменения в Минпромторге связали с «геополитической обстановкой и внешними экономическими условиями», а также с узившимися возможностями федерального бюджета. Кроме того, в министерстве указали на новые тренды в цифровизации, курс на достижение технологического суверенитета и внедрение технологий искусственного интеллекта.

Минпромторг разработал обновленную стратегию цифровой трансформации обрабатывающей промышленности

Проект «Новая модель занятости», которого больше нет в стратегии, предполагал создание биржи компетенций и сервисов, обеспечивающих повышение производительности труда. и переход к цифровому госуправлению, то есть оказанию услуг господдержки с использованием инфраструктуры цифровых платформ, а также создание межотраслевых моделей данных (дата-сеты для использования предприятиями и ИТ-компаниями).

Как пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на новый документ, в него перекочевали проблемы из действующей стратегии — низкая производительность труда, высокая доля брака при производстве технологичных товаров, длительный путь от идеи до рынка. Среди новых угроз названы возросший уровень киберпреступности и технологическая зависимость от иностранных решений.

Центральным стратегии цифровой трансформации обрабатывающей промышленности остался проект «Умное производство», который станет индикатором цифровой зрелости предприятий. На него в 2024-2026 гг. планируется потратить 8,5 млрд рублей, из которых 42% придется на средства из федерального бюджета.[5]

Российские промышленники хотят создать открытую архитектуру АСУ ТП в противовес Siemens и GE

В промышленном секторе в последнее время активно обсуждается идея создания открытой архитектуры АСУ ТП для российских предприятий. В обсуждении этой инициативы участвуют компании из нескольких индустриальных центров компетенций (ИЦК), включая «Северсталь», рассказал 17 мая 2023 года на демодне ИЦК «Металлургия» зампред этого ИЦК, гендиректор «Северсталь-Инфоком» Сергей Дунаев. Подробнее здесь.

Минпромторг начинает субсидировать внедрение, а не разработку цифровых платформ для промышленности

В апреле 2023 года стало известно о переносе в России субсидирования цифровых платформ для промышленности с разработки на внедрение. На эти цели правительство выделяет около 1,6 млрд рублей.

Минпромторг представил проект постановления, предполагающий, что с 2023 года постановление правительства от 30 апреля 2019 г. № 529 «Об утверждении Правил предоставления субсидий российским организациям на возмещение части затрат на разработку цифровых платформ и программных продуктов в целях создания и (или) развития производства высокотехнологичной промышленной продукции» будет реализовано в форме поддержки внедрения цифровых платформ и (или) программных продуктов в отраслях промышленности.

Стало известно о переносе в России субсидирования цифровых платформ для промышленности с разработки на внедрение
«
Проектом постановления устанавливаются цели, условия и порядок предоставления субсидий российским организациям, выпускающим промышленную продукцию, произведенную в процессе осуществления экономической деятельности, относящейся к обрабатывающему производству, на возмещение части затрат на внедрение цифровых платформ и программных продуктов в целях повышения уровня «цифровой зрелости» отраслей промышленности, – говорится в пояснительной записке.
»

В материалах Минпромторга также сказано, что приоритет на получение субсидий будут иметь следующие проекты:

  • предусматривающие внедрение цифровых продуктов и решений, разработанных в рамках реализации особо значимых проектов индустриальными центрами компетенций (ИЦК) по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, в ключевых отраслях экономики;
  • предусматривающие внедрение цифровых продуктов и решений, функционирующих с использованием современных технологий, включая технологии искусственного интеллекта;
  • проекты российских организаций, в отношении которых автономной некоммерческой организацией «Цифровые технологии производительности» проведена оценка цифрового развития и даны рекомендации по повышению производительности труда за счёт роста «цифровой зрелости».[6]

2022

В России запущена госплатформа для цифровизации предприятий

5 октября 2022 года стало известно о запуске в России платформы «Эффективность.рф», которая, по словам инициаторов проекта, поможет бизнесу без найма дорогостоящих специалистов и создания собственных вычислительных мощностей начать цифровизацию предприятия. Подробнее здесь.

Цифровизация промышленности: крупнейшие ИТ-поставщики, ключевые тренды и новые приоритеты. Обзор TAdviser

Цифровая трансформация - одна из национальных целей Российской Федерации до 2030 года, утвержденных Указом Президента РФ №474 от 21 июля 2020 года. Оценивать ее в документе предлагается по целевому показателю «достижения цифровой зрелости ключевых отраслей экономики». Понятно, что промышленность, как добывающая, так и обрабатывающая, входит в число таких отраслей и что ее цифровая трансформация, начатая до пандемии коронавируса, необходима. Как изменение состава представленных в России поставщиков индустриального ПО повлияло на этот процесс?

О трудностях, с которыми столкнулись предприятия, а также российские поставщики и интеграторы решений для цифровизации промышленности, о задачах, которые неожиданно вышли первый план, а также об ожидаемых результатах 2022 года – читайте в новом обзоре TAdviser.

Мишустин выделил десятки миллионов на оснащение видеорегистраторами опасных производственных объектов

Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение, которым выделил из бюджета дополнительные на оснащение видеорегистраторами опасных производственных объектов. Об этом пресс-служба Правительства РФ сообщила 19 июля 2022 года.

Согласно документу, Ростехнадзору из резервного фонда кабмина выделяется более 82,6 млн рублей. Видеорегистраторами будут оборудованы производственные объекты I и II классов опасности. Это необходимо для достоверного подтверждения состояния таких объектов, а также представления при необходимости результатов видеофиксации в правоохранительные органы или в суд в случае выявления нарушений.

Мишустин выделил бюджет на оснащение видеорегистраторами опасных производственных объектов

Системы видеонаблюдения на предприятиях имеют повышенный уровень сложности установки, поскольку она должна охватывать множество участков, как внутренних, так и наружных — основное производство, вспомогательное производство, склады, административные здания, периметр и т.д.

Отмечается, что решение о дополнительном финансировании на оборудование видеорегистраторами опасных производственных объектов принято по поручению президента России Владимира Путина.

В начале 2022 года Путин поручил к 1 апреля 2022-го обеспечить установку видеорегистраторов при госнадзоре на опасных производственных объектах.

«
Правительству Российской Федерации обеспечить использование средств видеофиксации (видеорегистраторов) при осуществлении федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов I и II классов опасности в целях достоверного подтверждения состояния объектов в период проведения проверки, фактов нарушений обязательных требований, а также представления при необходимости результатов видеофиксации в правоохранительные органы или в суд, - говорилось в поручении российского лидера. [7]
»

Создан отечественный PLM-комплекс для машиностроения. К 2025 году им смогут пользоваться авиа- и судостроители

Российские предприятия массово используют иностранное инженерное ПОSiemens, Dassault Systemes, Autodesk и др., т.к. отечественных полнофункциональных аналогов тяжелых PLM-комплексов в России нет. Те российские решения, которые доступны на рынке, пока закрывают лишь часть функционала иностранных CAD, CAE, CAM, CAPP, MES, PDM, PLM и других инженерных систем. С их помощью до недавнего времени нельзя было создавать сложные проекты, включающие миллионы деталей, например, турбины, самолеты, морские и речные суда.

В 2015 году российские разработчики инженерного ПО объединились в консорциум «Развитие», чтобы эволюционно из отдельных систем и решений на основе собственного геометрического ядра собрать полнофункциональный PLM-комплекс, который сможет конкурировать с западными разработками. По состоянию на 2022 год в «Развитие» входят «Аскон», ТеСИС, Eremex, ADEM, АПМ и «Сигма Технология». Партнерами консорциума выступают «Ладуга», SeaProject, «Цифровая мануфактура».

Председатель совета директоров ГК «Аскон» Александр Голиков рассказал, что в 2019 году консорциум опубликовал дорожную карту создания тяжелого PLM-комплекса. К апрелю 2022 года создано решение, которое позволяет проектировать машиностроительные изделия высокой сложности. Оно проходит апробацию на производстве, после чего будет дорабатываться. По его словам, российский PLM-комплекс уже может применяться в машиностроении. Подробнее здесь

2021

Правительство раскрыло детали стратегии цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности

В ноябре 2021 года Правительство РФ раскрыло детали стратегии цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности. Документ фиксирует ряд отраслевых проблем:

  • низкая производительность труда;
  • нерациональное использование ресурсов, высокая себестоимость производимой продукции;
  • низкая эффективность производственных мощностей;
  • высокая доля брака;
  • длительный процесс вывода продукции на рынок;
  • высокая стоимость владения промышленной продукцией;
  • высокие трансакционные издержки и сложность формирования ответственных кооперационных цепочек.

Правительство утвердило стратегию цифровизации промышленности

Центр стратегии составляет проект «Умное производство» — в его рамках будет сформирована инфраструктура поддержки внедрения российского ПО и программно-аппаратных комплексов. По словам премьер-министра Михаила Мишустина, финансовая поддержка отечественных проектов в области промышленного ПО вырастет в четыре раза. В частности, речь идет о внедрении отечественных систем автоматизированного проектирования (CAD/CAE/CAM) и управления жизненным циклом изделий (PDM/PLM), параллельно предлагается вводить ограничения на иностранные аналоги (запреты и квоты в закупках).

Задачами цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности определены:

  • стимулирование спроса на промышленную продукцию на внутреннем рынке;
  • формирование условий для роста инвестиций в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, в том числе в разработку новых производственных технологий;
  • формирование условий для повышения уровня кооперации между российскими предприятиями, стимулирование интеграции российских производителей в мировые цепочки поставок, стимулирование повышения производительности труда и стимулирование экспорта российской промышленной продукции.

Реализация стратегического направления будет осуществляться при участии институтов развития, субъектов деятельности в сфере промышленности и ИТ-отрасли.

СТРАТЕГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности

Мишустин утвердил программу цифровой трансформации промышленности

Председатель Правительства РФ Михаил Мишустин утвердил программу цифровой трансформации обрабатывающей промышленности. По мнению авторов инициативы, она простимулирует процессы цифровизации в промышленности, позволит создать дополнительные инструменты для решения проблем, присущих обрабатывающим отраслям. Об этом было объявлено 8 ноября 2021 года.

Как сообщает пресс-служба кабмина, документ предусматривает активное внедрение в производственную практику шести ключевых новаций: искусственного интеллекта, робототехники, интернета вещей, технологий дополненной реальности, новых производственных и коммуникационных технологий. Они, как ожидается, помогут повысить производительность труда, снизят себестоимость продукции и ускорят вывод товаров на рынок.

Михаил Мишустин утвердил программу цифровой трансформации промышленности

Распоряжение предусматривает реализацию четырех проектов:

  • В рамках проекта «Умное производство» планируется сформировать эффективную систему поддержки российских программных решений для обрабатывающей промышленности.
  • «Цифровой инжиниринг» предусматривает внедрение технологий виртуальных испытаний продукции.
  • «Новая модель занятости» направлена на совершенствование механизмов подбора кадров.
  • «Продукция будущего» — на расширение возможностей по кастомизации продукции (выпуск изделий под заказ конкретного потребителя).

Как заявил Михаил Мишустин, в результате реализации четырёх инновационных проектов в обрабатывающей отрасли российская промышленность сможет к концу 2030 года выпускать не менее 70% высокотехнологичной продукции.

Документ синхронизирован с государственными программами и национальными проектами и утверждается на период до 2030 года. Чтобы он сохранял свою актуальность, раз в год допускается вносить в него изменения, уточнили в кабмине.[8]

Создание маркетплейса для промышленного софта

Минпромторг создает маркетплейс для промышленного программного обеспечения, о чем стало известно в середине октября 2021 года. Проект получил название «Модульная мультисервисная промышленная платформа» (ММПП). Подробнее здесь.

Россия первая в мире утвердила стандарты в области цифровых двойников

В середине сентября 2021 года Россия первая в мире утвердила стандарты в области цифровых двойников. Соответствующий документ, одобренный Росстандартом и вводимый в действие 1 января 2022 года, получил название «Численное моделирование» - ГОСТ Р 57700.37–2021 «Компьютерные модели и моделирование. Цифровые двойники изделий. Общие положения». Подробнее здесь.

Минпромторг представил 5 проектов цифровой трансформации промышленности России

В середине июля 2021 года Минпромторг представил стратегию цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности. В этом документе ведомство предложило пять главных проектов в этой области:

  • Формирование эффективной инфраструктуры и системы поддержки внедрения отечественного программного обеспечения и программно-аппаратных комплексов (проект «Умное производство»).
  • Создание национальной системы стандартизации и сертификации, базирующейся на технологиях виртуальных испытаний (проект «Цифровой инжиниринг»).
  • Переход к кастомизированной промышленной продукции и ремонтам по состоянию (проект «Продукция будущего»).
  • Формирование новой модели занятости в промышленности (проект «Новая модель занятости»).
  • Переход к цифровому государственному управлению (Ведомственная программа цифровой трансформации Минпромторга России).

Минпромторг представил 5 проектов цифровой трансформации промышленности РФ

По планам Минпромторга, реализация этой стратегии приведет к тому, что к 204 году 30% высококвалифицированных работников, занятых в промышленности, будут получать заказы с использованием цифровых платформ (маркетплейсов). На 25% будут сокращены затраты на обслуживание высокотехнологичной продукции за счет перехода от «ремонта по регламенту» к «ремонту по состоянию» и использования технологии предиктивной аналитики. Другие ожидаемые результаты к 2024 году:

  • На 50% будет повышена фондоотдача за счет использования кооперационных цепочек;
  • На 45% сокращено время вынужденного простоя производственных мощностей;
  • В 1,5 раза сокращены сроки вывода высокотехнологичной продукции на рынок за счет признания результатов виртуальных испытаний;
  • На 30% снижены сроки окупаемости инвестиций в российские промышленные предприятия;
  • Создана биржа мощностей промышленных предприятий на базе ГИСП.

К 1 января 2022 года Минпромторгом будут сформированы не менее 550 цифровых паспортов системообразующих промышленных предприятий, к концу 2024-го — не менее 9 тыс.[9]

Минпромторг совместно с Минцифры, Минфином, Минэкономразвития и ФАС установят условия допуска иностранного инженерного ПО при осуществлении закупок (запреты, ограничения, квоты, преференции при покупке отечественного ПО). До этого времени уже будут внесены изменения в нормативные правовые акты в части установления условий допуска.

Контролировать реализацию стратегии будет Правительство РФ на основании доклада Минпромторга, говорится в документе.

Среди рисков Минпромторг выделяет, например, социальные, к которым относится сохранение вредных производств, травматизм, скрытая безработица и отток кадров с российских предприятий в зарубежные. Помимо этого, министерством отмечается высокий уровень межрегиональных различий в развитии инфраструктуры, кадрового потенциала, качества государственных институтов, что может снизить общий эффект от предпринимаемых мер по стимулированию цифровой трансформации промышленности.

Также существуют экономические риски, которые обусловлены «неудовлетворительным текущим финансовым положением значительной части промышленных компаний» (низкая прибыльность или убыточность текущего производства), высокой финансовой нагрузкой на компании (практически все компании на данный момент имеют значительные портфели кредитов), сложностью возврата кредитов из-за больших сроков окупаемости и отсутствием свободных оборотных средств для осуществления программ цифровой трансформации.

С учетом того, что степень износа основных фондов в обрабатывающих отраслях промышленности составляет около 60%, велика вероятность техногенных аварий и нанесения ущерба окружающей среде, а также возникновения дополнительных расходов при создании новых и техническом перевооружении старых производств, говорится в документе.

В обрабатывающую промышленность входит черная и цветная металлургия, химическая и нефтехимическая промышленность, машиностроение и металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность, пищевая и микробиологическая промышленность, медицинская, а также полиграфическая промышленность. Доля российского рынка ни по одному из ключевых классов систем не превышает 30% — это крайне низкий показатель для решения таких задач как обеспечение преобразования промышленности посредством внедрения отечественных программных продуктов, отмечается в документе. К проблемам промышленных предприятий при осуществлении функций по цифровому проектированию относится полная или частичная импортозависимость, сложности с взаимодействием предприятий в части интеграции из-за разных форматов данных, несоответствие ПО необходимому уровню информационной безопасности[10].

К 2023 году 75% предприятий будут иметь комплексные дорожные карты по цифровой трансформации

2 июля 2021 года Rockwell Automation совместно с IDC сообщила результаты исследования, которое выявляет основные тенденции цифровизации промышленности в регионе EMEA (куда входит и Россия) на 2021 и последующие годы. Основываясь на результатах опроса представителей более 400 промышленных компаний, исследование рассказывает, как компании скорректировали свой подход к цифровизации в условиях неопределенности и как эти изменения повлияли и будут продолжать влиять на них в будущем.

Цифровизация охватывает большинство крупных производственных компаний. Однако пандемия заставила предприятия пересмотреть свой подход к внедрению технологий, продемонстрировав необходимость ускорить этот процесс и тем самым приблизиться к Индустрии 4.0.

2020 год продемонстрировал необходимость в глобальной стратегии цифровизации. Компании, не справляющиеся с «цифровым разрывом», пытались адаптироваться, в то время как те, кто воспользовался случаем и добился значительных успехов в Индустрии 4.0, активно развивались. В частности, исследование показало, что 70% производственных компаний в регионе EMEA ускорили инвестиции в технологии в ответ на вызовы. А к 2023 году 75% предприятий будут иметь комплексные дорожные карты по цифровой трансформации.

Ключевые моменты, рассматриваемые в исследовании:

  • Управление прорывными технологиями на производстве;
  • Разработка стратегического подхода к цифровизации;
  • Создание высокоэффективных процессов;
  • Трансформация кадрового опыта;
  • Защита технологической инфраструктуры в будущем;
  • Повышение эффективности за счет реализации целостной стратегии цифровизации;
  • Достижение реальных бизнес-результатов за счет фокуса на конвергенции технологий и процессов;
  • Наличие подключенного технологического набора инструментов и высокое качество данных.

«
Согласно данным исследования Rockwell Automation и IDC, большинство предприятий в самых разных отраслях будут наращивать объём инвестиций в технологии. В частности, инвестиции в технологии сбора, обработки больших данных и управления ими к 2022 году вырастут на 40%, - комментирует генеральный директор Rockwell Automation в России и СНГ Геннадий Былов.
»

«
IDC ожидает, что к концу 2021 года 90% всех производственных поставок будут инвестированы в технологии и бизнес-процессы, необходимые для обеспечения устойчивости, что, в свою очередь, приведет к повышению производительности на 5%, - отметил Ян Буриан (Jan Burian), глава IDC Manufacturing Insights EMEA, IDC.
»

В РФ разработаны нацстандарты умного производства

18 января 2021 года стало известно о разработке в России национальных стандартов для умного производства. Документы созданы инфраструктурным центром НТИ «Технет».

Как сообщает пресс-служба РВК, новые стандарты формируют основу для создания двух новых серий нацстандартов в области «Индустрии 4.0». Они посвящены виртуальным производственным системам и конвергенции цифровых технологий и ИТ-систем на промышленных предприятиях.

В РФ созданы нацстандарты умного производства, разработкой занимался инфраструктурный центр НТИ «Технет»

Стандарты разработаны в рамках программы национальной стандартизации на 2020-2021 гг., сформированной с учетом предложений технического комитета 194 «Кибер-физические системы» в части стандартизации цифровых технологий. Выпущено два документа:

  • ПНСТ «Умное производство. Каталоги поведения оборудования для виртуальной производственной системы. Часть 1. Общие положения» определяет каталог поведения оборудования (КПО) и требования к КПО для представления динамического поведения экземпляра оборудования. Этот процесс играет важную роль при настройке виртуальных производственных систем, используемых для моделирования и проверки проектируемых производственных процессов, а также для мониторинга текущего производства.

  • ПНСТ «Системы автоматизации производства и их интеграция. Оценка конвергенции информатизации и индустриализации для промышленных предприятий. Часть 1. Структура и типовая модель» определяет основные принципы процесса интеграции информационных технологий в промышленное производство. Применение данного стандарта поможет предприятиям при переходе к системному использованию цифровых технологий в промышленности.

Как отметил проректор по перспективным проектам СПбПУ, соруководитель рабочей группы «Технет» НТИ, руководитель Центра НТИ СПбПУ Алексей Боровков, разработка стандартов позволяет сформировать общие технические требования в области умного производства для всех высокотехнологичных компаний, что в итоге нацелено на формирование технологического превосходства отечественной промышленности.[11]

2020

Выявлены наиболее актуальные проблемы и последствия пандемии COVID-19 для российской промышленности

23 сентября 2020 года стало известно о том, что организация «Цифровая экономика» совместно с Минпромторгом России и ГК «Цифра» провели исследование, направленное на выявление наиболее актуальных проблем и последствий пандемии COVID-19 для российской промышленности, а также препятствий для цифровизации производств. Более всего опрошенные эксперты отмечали высокую стоимость ИТ-решений по цифровизации производственных процессов, недостаточный уровень цифровой зрелости сотрудников бизнеса и нарушение цепочек поставок.

Выявлены наиболее актуальные проблемы и последствия пандемии COVID-19 для российской промышленности. Фото: digital.ac.gov.ru.

Как пояснялось, авторы исследования ставили перед собой цель определить наиболее актуальные проблемы и последствия пандемии COVID-19 для промышленности, необходимые «цифровые» меры для решения каждой из обозначенных проблем, приоритеты цифровой трансформации промышленных компаний в ближайшее время с учетом пандемии, а также роль бизнеса и государства в решении данных проблем.

«
Пандемия COVID-19, безусловно, оказала влияние на происходящие в промышленности изменения. Обнажились проблемы цифровой незрелости компаний. Сложившиеся обстоятельства не только заставили ускорить процесс перехода компаний от автоматизации к цифровизации, но, в результате дефицита инвестиционного ресурса и с пониманием важности внедрения технологий, заставят пересмотреть внутренние цифровые стратегии».

рассказал Павел Христенко, директор по отраслевым направлениям организации «Цифровая экономика»
»

Главным препятствием на пути цифровизации промышленности опрошенные компании видят в высокой стоимости проектов по цифровой трансформации. Две другие актуальные проблемы – изначально низкий уровень автоматизации и цифровизации и недоверие со стороны персонала, сопротивляющегося изменениям - действуя на компании одновременно, порождают «замкнутый круг» недоверия к технологиям.

Как показало исследование, помочь в преодолении озвученных проблем поможет, в первую очередь, обучение персонала работе с цифровыми сервисами и повышение компьютерной квалификации (34% опрошенных отметили это как первоочередную меру). Второй способ преодоления проблем на пути цифровизации – это предоставление финансовых льгот и послаблений бизнесу со стороны государства (29%). Третий способ – модернизация производства и создание предприятиями комплексных стратегий цифровизации (21%). Поправки в нормативное регулирование как способ решения проблем промышленности назвали 18% респондентов.

Опрос также показал, что вопросы безопасности на производстве, сохранение здоровья работников и обеспечение защищенности бизнеса не являлись первоочередной задачей предпринимателей, более важной задачей было сохранение производства. При этом, произошедшие изменения показали, что главным ресурсом предприятий являются люди. И именно улучшение у сотрудников навыков работы с цифровыми технологиями позволит преодолеть последствия пандемии и быть готовыми к повторению таких событий.

«
Промышленность — консервативная отрасль, внедрение инноваций здесь происходит постепенно. Одни компании ждут от «передовиков» положительный опыт использования «умных» технологий, другие – ограничены в финансах и боятся инвестировать последние средства в модернизацию, самые недальновидные — просто не видят в ней смысла. Но можно сколько угодно отрицать необходимость проведения цифрового «апгрейда», факт остается фактом: за искусственным интеллектом и промышленным интернетом вещей — будущее. Отказ руководителей от технологических преобразований тормозит процесс развития IIoT в России и является угрозой утраты конкурентоспособности страны на мировой арене.

отметил Павел Растопшин, управляющий директор ГК «Цифра»
»

Наибольшую заинтересованность участники исследования высказали в пользу производственных технологий. Если заглянуть более детально, то участники опроса отметили актуальность управления ресурсами, управления организационными возможностями (инжиниринг, проектирование) и управления данными о продукте и его жизненным цикле. Второе и третье места по голосам участников исследования среди технологий занимают, соответственно, промышленные робототехнические комплексы и Интернет вещей.

Вероятно, в связи с тем, что главными проблемами для компаний (помимо высокой стоимости ИТ-решений) являются вопросы, связанные с цифровой зрелостью сотрудников и руководителей организаций, а также общий низкий уровень автоматизации – предприятия интересуются как раз технологиями повышения эффективности работников через цифровые технологии управления. Технологии IoT, AI, облачные технологии, AR/VR, системы распределенного реестра в меньшей степени обладают свойствами, ценными для предприятий с точки зрения цифровизации.

С точки зрения предприятий, для полноценного развития цифровой экономики от государства ожидается помощь, прежде всего, в виде создания благоприятных экономических условий для того бизнеса, который реализует цифровую трансформацию, содействия подготовке кадров и повышению квалификации имеющихся сотрудников, выделения субсидий/льготных кредитов на проекты цифровой трансформации и создания среды для появления отечественных поставщиков цифровых решений.

В целом, участники опроса полагают, что пандемия и найденные во время нее цифровые решения помогли улучшить управление предприятиями, но не так сильно повлияли на производство товаров. Тем не менее, определенные изменения в процессе производства произошли. Усиление и улучшение контроля позволило повысить производительность за счет снижения человеческого влияния, ускорить восстановление нарушенных цепочек поставок и вернуть спрос на докризисный уровень. Кроме этого, пандемия как форс-мажорная ситуация позволила снизить регуляторную нагрузку на бизнес, что облегчило деятельность части предприятий. И хорошо было бы сохранение таких послаблений на некоторый срок (1-2-3 года). Сбор данных для исследования осуществлялся путем опроса экспертного сообщества, представителей промышленных предприятий России и Индии различного профиля деятельности, а также представителей отраслевых ФОИВ/РОИВ. В исследовании принял участие 251 респондент.

Глава «Росатома» предложил создать национальную промышленную платформу на базе российских технологий

23 сентября 2020 года глава "Росатома" Алексей Лихачёв предложил, чтобы "Росатом" и "Ростех" создали в России национальную промышленную платформу.

«
У нас есть инициатива. Мы хотели бы при координации Минцифры подумать о национальной промышленной платформе. О серьёзном таком, комплексном, сформированном на российских технологиях, инструменте, позволяющем решить основные проблемы всех промышленных предприятий в горизонте ближайших пяти лет во всех аспектах. Это и работа умных датчиков, и обработка больших данных, и искусственный интеллект, и предиктивная аналитика. Это кратное снижение затрат производственного характера, - сказал Алексей Лихачёв.
»

Алексей Лихачев выступил с амбициозным предложением (фото - strana-rosatom.ru/)

Он также выразил уверенность, что и "Ростех", и "Росатом" обладают такими компетенциями, которые "могут как мозаику сложить эту платформу". По словам Лихачева, её создание - серьёзная, комплексная задача и, "в каком-то смысле, как первый атомный проект".

«
Как когда вся страна создавала систему ядерной безопасности Советского союза, сегодня точно так же вся страна должна заглянуть в будущее и создать систему цифровой безопасности, в первую очередь промышленности - ну, конечно же, оборонно-промышленного комплекса. Задача крайне амбициозная. Мы, в принципе, к ней готовы, - заявил Алексей Лихачев.
»

Карта разработчиков решений для цифровизации промышленных предприятий

Аналитический центр TAdviser совместно с фондом «Сколково» и «Инновационным центром Ай-Теко» создали карту компаний-разработчиков решений для цифровизации промышленных предприятий. Подробнее - здесь.

Карта ИТ-поставщиков для промышленности (кликните, чтобы увеличить)

В России утверждены первые стандарты цифровой промышленности

5 августа 2020 года стало известно об утверждении первых стандартов цифровой промышленности в России. Они разработаны техническим комитетом «Кибер-физические системы» на базе РВК при поддержке Минпромторга РФ.

Как отмечается в сообщении ведомства, стандарты направлены на эффективное внедрение цифровых технологий в российскую промышленность, развитие качественных и независимых решений, а также на обеспечение их совместимости.

В России утверждены первые национальные стандарты для цифровой промышленности
«
Стандартизация, от которой напрямую зависит успех цифровой трансформации, способна приносить в ВВП страны до 1% в год и около 3% в развитие экспорта. Надеемся, что этот шаг станет отправной точкой для активного развития и внедрения цифровых решений в промышленное производство, — заявил глава Минпромторга Денис Мантуров.[12]
»

Перечень утвержденных стандартов:

  • ПНСТ «Умное производство. Двойники цифровые производства. Часть 1. Общие положения»;
  • ПНСТ «Умное производство. Двойники цифровые производства. Часть 2. Типовая архитектура»;
  • ПНСТ «Умное производство. Двойники цифровые производства. Часть 3. Цифровое представление физических производственных элементов»;
  • ПНСТ «Умное производство. Двойники цифровые производства. Часть 4. Обмен информацией»;
  • ПНСТ «Умное производство. Двойники цифровые производства. Элементы визуализации цифровых двойников производства»;
  • ПНСТ «Умное производство. Унифицированная архитектура OPC. Часть 1. Общие положения»;
  • ПНСТ «Умное производство. Интерфейсы для ухода за автоматизированной машиной. Часть 1. Общие положения»;
  • ПНСТ «Умное производство. Интероперабельность единиц возможностей для промышленных прикладных решений. Часть 1. Критерии интероперабельности единиц возможностей согласно требованиям к применению»;
  • ПНСТ «Умное производство. Интероперабельность единиц возможностей для промышленных прикладных решений. Часть 2. Шаблоны возможностей и каталогизация программных блоков»;
  • ПНСТ «Умное производство. Интероперабельность единиц возможностей для промышленных прикладных решений. Часть 3. Верификация и валидация интероперабельности единиц возможностей».

Читайте также

Примечания

  1. Уровень цифровизации предприятий обрабатывающей промышленности в России
  2. Минпромторг разработал законопроект о порядке хранения промышленных данных
  3. Иностранный двигатель российского техно
  4. Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
  5. «Цифру» перезапускают в обработку
  6. Субсидирование цифровых платформ для промышленности переносится с разработки на внедрение
  7. Правительство выделило дополнительное финансирование на оборудование видеорегистраторами опасных производственных объектов
  8. Правительство утвердило распоряжение о стратегическом направлении цифровой трансформации обрабатывающей промышленности
  9. СТРАТЕГИЯ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАБАТЫВАЮЩИХ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЦЕЛЯХ ДОСТИЖЕНИЯ ИХ «ЦИФРОВОЙ ЗРЕЛОСТИ» ДО 2024 ГОДА И НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
  10. Минпромторг придумал 5 направлений цифровой трансформации обрабатывающей промышленности России
  11. Инфраструктурный центр НТИ «Технет» разработал стандарты для Умных фабрик
  12. ЦИФРОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ ПОЛУЧИЛА ПЕРВЫЕ СТАНДАРТЫ