2022: Как будет развиваться рынок агрегаторов площадок для мероприятий
События последних лет сильно повлияли на привычки людей в потреблении контента и отношение к оффлайн-событиям. Несмотря на то, что «онлайн» оказался удобным форматом, бренды осознают важность event-маркетинга и ценность живого общения. Event-индустрия по-прежнему остается востребованным направлением для продвижения продукта, бренда или услуг. Плюсы «оффлайна» много: от эффективного позиционирования брендов с применением передовых цифровых технологий и актуальных коллабораций до нетворкинга и профессионального развития. Выбор правильной локации остается ключевым вопросом, и в этом призваны помочь платформы-агрегаторы. Как они работают, чем отличаются друг от друга и каким образом привлекают инвестиции — в новом исследовании Агентства инноваций Москвы.
Агрегаторы площадок — это платформы, позволяющие подбирать локации и сервисы для мероприятий. По функционалу они классифицируются на традиционные и нового поколения.
Традиционные агрегаторы собирают информацию о существующих площадках и услугах. Среди них выделяют три категории:
- Информационные порталы, которые позволяют искать площадки для мероприятий, сравнивая их по ключевым параметрам, но не дают возможность напрямую забронировать и оплатить площадку через агрегатор.
- Поисковики площадок. Они помогают подобрать, забронировать и оплатить площадку непосредственно на платформе.
- Поисковики площадок и сервисов. Помимо поиска и бронирования площадки, они предлагают заказать сопутствующие услуги для проведения мероприятий (например, забронировать фотографа, декораторов и др.).
Агрегаторы последнего поколения создают дополнительное ценностное предложение для пользователей, запускают собственные сервисы.
- Сервисные маркетплейсы сами оказывают дополнительные услуги, например, по организации мероприятия под ключ или предоставляют собственные программные продукты для организаторов мероприятий и площадок.
- Direct-to-consumer развивают собственную сеть площадок для мероприятий (как правило, нишевых) и используют платформу для продвижения своих товаров или услуг.
Также агреготоры классифицируются по типу мероприятий:
- Неспециализированные — собирают информацию по площадкам для мероприятий разных типов.
- Нишевые — специализируются на площадках для одного типа мероприятий, например, свадьбы, бизнес-ивенты или выставки.
Агрегаторы площадок для мероприятий — сравнительно небольшой сегмент индустрии EventTech. Так, доля агрегаторов площадок в общем объеме венчурных инвестиций в EventTech составляет всего 3-5% в мире. К тому же, этот сегмент довольно молодой, поэтому инвестиционно нестабильный. Например, в 2018 и 2020 году объем венчурных инвестиций в агрегаторы площадок составлял более $30 млн, в 2019 году — всего $1 млн.
Согласно исследованию, на мировом рынке агрегаторы стремятся расширить свое ценностное предложение при помощи дополнительных сервисов и функционала. Этому способствует и интерес инвесторов, которые предпочитают вкладываться в нишевые агрегаторы и сервисные маркетплейсы, предлагающие расширенный набор услуг.
HeadBox предлагает комплекс услуг для разных игроков ивент-индустрии. Проект помогает заказчикам организовать событие под ключ, организаторам мероприятий предоставляет софт для планирования, а площадкам — доступ к лидам (потенциальным клиентам, которые еще не приняли решение о бронировании). В 2021 году выручка компании составила $10-15 млн. Проект занимает 9-е место в рейтинге «100 стартапов Великобритании».TAdviser выпустил Гид по российским операционным системам
Больше распространены B2C-сервисы, которые в формате маркетплейса консолидируют услуги events-планировщиков, фотографов, кейтеринга, визажистов, парикмахеров и т.д. Сервисы для самих площадок или организаторов мероприятий, например, управление бизнес-процессам, контент-маркетинг, профессиональный нетворкинг — практически не представлены.
В России, как и в мире, платформы-агрегаторы занимают небольшую долю событийного рынка (30 из 2695 компаний). Большинство из них ориентируются одновременно на B2B и B2C-аудиторию, хотя среднегодовой объем выручки компаний, работающих только в B2B-сегменте, в девять раз выше.
На российском рынке преобладают неспециализированные и традиционные маркетплейсы с наиболее простым функционалом. В среднем оборот таких компаний в 3-10 раз ниже, чем у агрегаторов нового поколения. Например, у поисковика площадок и сервисов Eventbooking выручка в 2021 году составила только 0,35 млн рублей, а у B2B-платформы для управления полным циклом мероприятий (от поиска площадки до подготовки закрывающих документов) Click To Mice — 276,9 млн рублей.
Сервисный маркетплейс почасовой аренды площадок Bash Today развивает экосистему сопутствующих event-услуг: предлагает инструменты индивидуального подбора площадок по запросу, а также ведет блог с идеями и лайфхаками по организации масштабного ивента. Проект стал одним из наиболее популярных агрегаторов площадок для мероприятий среди инвесторов, закрыв два раунда от бизнес-ангела и Сбера на общую сумму $500 тыс.
По мнению аналитиков Агентства, на рынке будут преобладать три ключевых направления развития агрегаторов площадок для мероприятий:
- 1. Выход на новые рынки за счет предложения нестандартных типов площадок (церквей, загородных домов, пивоварен, школ и др.).
- 2. Представление сопутствующих услуг (фотографы, кейтеринг, др.) и сервисов для площадок (например, инструменты аналитики).
- 3. Развитие профессионального сообщества участников event-индустрии (организаторов мероприятий, поставщиков и др.) на платформе.
Например, в США и Канаде работает профессиональная сеть и маркетплейс в сфере корпоративных мероприятий — The Vendry. Проект развивает сообщество организаторов мероприятий, которое объединяет более 15000 специалистов. В качестве дополнительных сервисов агрегатор предлагает заказчикам более 40 видов услуг и постоянно добавляет новые «фишки»: например, возможность подбора поставщиков с полностью вакцинированным персоналом.