2023/12/14 13:28:38

Open banking и API-интеграция: какие возможности открывает внедрение современных банковских технологий

Открытый банкинг и API-технологии становятся ключевыми технологиями в финансовой индустрии, полностью меняя представление о том, как банки и клиенты взаимодействуют друг с другом. Лидеры рынка развивают собственные системы, а небольшие компании присоединяются к уже реализованным проектам. Тимур Блохин, product owner компании Finative, в интервью TAdviser рассказал о перспективах технологии Open banking, возможностях, которые открываются на рынке автоматизации банковских процессов, и о том, как компаниям работать с новыми вызовами цифровизации.

Тимур
Блохин
В Finative мы смогли сократить время на оформление и рассмотрение кредитной заявки с одного часа до двух минут, в том числе благодаря технологии Open banking.

Какое направление открытого банкинга и API-интеграции сейчас наиболее актуально?

Тимур Блохин: В первую очередь это финансовая инклюзия для любых российских организаций.

Что такое финансовая инклюзия? Это доступность финансовых продуктов и услуг для всех участников рынка: физических лиц и предпринимателей. Такая идея заложена Банком России в «Концепции внедрения открытых API на финансовом рынке» и предполагает использование Open banking всеми участниками рынка к 2024 году. Это значит, что все компании смогут внедрять собственные платежные системы без посредников в лице банков и микрофинансовых организаций.

Такой подход приведет к колоссальной экономии бюджета, так как компаниям не придется приобретать терминалы для эквайринга, оплачивать банку его ежемесячное обслуживание и процент за денежный оборот. Кроме того, открытый банкинг и API-интеграция уже сейчас помогают снизить барьеры для доступа к финансовым услугам: например, получив доступ к данным о кредитной истории клиентов, можно качественно обучить скоринговую модель и сократить время на одобрение кредитной заявки. В Finative мы смогли сократить время на оформление и рассмотрение кредитной заявки с одного часа до двух минут, в том числе благодаря технологии Open banking: проверке данных из БКИ и других кредитных рейтингов.

Также благодаря API-технологиям компании смогут обмениваться пользовательскими данными и предлагать более персонализированные продукты и услуги.

Кто из лидеров рынка внедрил у себя Open banking и API? И почему эту технологию внедряют не все банки?

Тимур Блохин: Многие крупные российские банки уже внедрили OpenAPI в свои бизнес-процессы. Например, Сбербанк разработал SberBusinessAPI — решение для юридических лиц, которое позволяет быстро обмениваться данными с банком. У Тинькофф есть Tinkoff API — технология, которая объединяет данные из десятков сервисов его экосистемы. Аналогичную технологию применяют Московский кредитный банк и Промсвязьбанк.

Однако в России есть большое количество банков, для которых автоматизация бизнес-процессов — не приоритет. Например, они просто выпускают зарплатные карты для сотрудников компаний. Такие организации обычно не внедряют Open banking в свои системы.

Стоит заметить, что благодаря широким возможностям эта технология становится все более распространенной. Без централизованности сложно применять и объединять новые решения, развивать индустрию по общему принципу. За счет этого концепция Банка России по внедрению открытых API на финансовом рынке становится эталонной моделью.

Какой совет вы бы могли дать банку, который хочет предложить использование открытого API другим компаниями? С чего здесь стоит начать?

Тимур Блохин: Можно выложить свои датасеты или услуги на сайт, показывая их рынку. Можно сделать акселератор стартапов и интегрироваться с банком по разного рода направлениям. К примеру, Finative совместно с «Мультикартой» от ВТБ прорабатывали идею создания виртуальной карты, которая позволяет пользователям управлять всеми подписками в одном приложении. Вместо того, чтобы заходить на страницу отдельного сервиса и менять платежные реквизиты, можно было сразу выбрать виртуальную карту из нужного сервиса.

Могу также посоветовать ориентироваться на «СберАналитику»: данные на этой платформе создаются на основе Big data из внутренних и внешних источников банка и его партнеров с применением современных технологий машинного обучения, обработки и визуализации данных.

Какие преимущества и риски есть у использования открытых API?

Тимур Блохин: Я бы сказал, что преимуществ здесь значительно больше. Это и сокращение time-to-market, и более системная автоматизация бизнес-процессов банка. К плюсам также можно отнести повышение эффективности внутренних процессов на участках, не зависящих друг от друга. Например, на участке скоринга кредитования.

К трем основным рискам использования открытых API я бы отнес захват доли клиентов более технологичными игроками рынка, сложность тестирования и несовместимость используемой версии API с системой заказчика.

Технология Open banking позволяет крупным банкам создавать полноценные цифровые экосистемы. Как вы считаете, распространится ли этот тренд на весь рынок?

Тимур Блохин: Сегодня на рынке существует 2-3 крупные экосистемы. Пользователи ведь не покупают сразу на тридцати разных маркетплейсах. Поэтому каждый банк выбирает выгодное для себя направление и присоединяется к уже существующим проектам. Например, «Сбербанк-Телеком» и «Телеком Мобайл» функционируют на базе одной компании — Tele2. В этом случае действует общий провайдер, который дает банкам возможность подключаться к его инфраструктуре и предоставлять свои собственные бонусные системы и кэшбэк.

Экосистема — это «единое окно для продажи», полноценный серьезный сервис, закрывающий финансовые потребности клиента. Получая зарплату в «Сбере» и покупая товары в «СберМегаМаркете», клиент пользуется денежными средствами в одной экосистеме.

Какое место сейчас занимают в банковских экосистемах чат-боты и виртуальные ассистенты?

Тимур Блохин: Огромное, ведь банки тратят значительные средства на коммуникацию с клиентами. Ответы на вопросы, техподдержка, сопровождение клиента при оформлении кредитов и многие другие задачи требуют не только вложения времени, но и материальных затрат.

Автоматизация банка необходима, чтобы удерживать лидерские позиции на рынке. Виртуальные ассистенты помогают автоматизировать многие процессы условно бесплатно, поэтому сейчас они очень востребованы. При необходимости оптимизации расходов и для разгрузки специалистов компании я бы посоветовал первым делом обратить внимание на современные банковские технологии, такие как подключение чат-ботов.

Можете привести пример успешного, на ваш взгляд, кейса цифрового банка?

Тимур Блохин: Лидер в этой отрасли в России - Сбер. Этот банк позволяет клиентам пользоваться своими услугами и банковскими продуктами онлайн, а также имеет бесшовную интеграцию: Sber ID дает быстрый доступ сразу к 128 различным сервисам своей экосистемы. Для того, чтобы потратить накопленные бонусы «СберСпасибо», не нужно вновь регистрироваться у каждого партнера, авторизация на всех сайтах будет идти через Sber ID.

Открытые API — инструмент для быстрой и безопасной передачи данных между разными компаниями. На финансовом рынке он используется для того, чтобы банки открывали доступ к своим данным и сервисам сторонним кредитным организациям и компаниям и обменивались этой информацией друг с другом.

Технология открытых API (Application Programming Interface) представляет собой общедоступный набор программных инструментов, которые работают по установленным правилам. С их помощью различные приложения и сервисы могут взаимодействовать друг с другом. При этом в открытых API используется принцип открытого доступа к данным (Open Data).

Например, приложение А предоставляет набор данных и функций, приложения B и C хотят получить эту информацию. Для этого приложения B и C должны составить запрос по установленным правилам, чтобы приложение А на него ответило и предоставило данные. Участники открытых API должны заранее присоединиться к стандартам технологии, в которых прописаны правила, чтобы участвовать в обмене. В компьютерной программе эти правила взаимодействия прописаны специальным кодом.