| Customer Relationship Management Управление взаимоотношениями с клиентами | ||
|
Генеральный партнёр обзора:
Партнёры обзора:
| |
Российский рынок CRM-решений претерпевает серьезные изменения. После ухода западных вендоров он активно прирастает отечественными решениями. Крупный бизнес осторожно подходит к импортозамещению, и, если не находит подходящего аналога зарубежным системам, предпочитает разрабатывать его самостоятельно. Как участники рынка оценивают его состояние, какие требования предъявляют заказчики к ПО и что драйвит рынок – в новом обзоре TAdviser.
На российском рынке CRM происходит глобальное перераспределение между зарубежными и российскими вендорами. Часть российских разработчиков сегодня предлагают относительно дешевые коробочные CRM-решения, другие – предпочитают самостоятельно или с партнерами заниматься продажей и внедрением своих продуктов. Независимые интеграторы CRM-решений в большей степени двигаются в сторону разработки CRM для заказчика на базе low-code-платформ или open-source-компонентов, чем в направлении внедрения российских CRM. Также широко применяются решения на базе микросервисной архитектуры, где для каждого заказчика создается уникальный набор модулей и решений.
По мнению некоторых экспертов, со временем это может привести к увеличению числа вендоров на рынке и расширению предложения CRM-продуктов для заказчиков. В целом, компании сформировали планы по импортозамещению и начали активно выбирать партнеров. А разработчики, под воздействием клиентских запросов, стали делать упор на развитие и расширение функциональности своих решений.
По оценке TAdviser, рост рынка в 2022 году замедлился до 8%, его объем достиг 23,5 млрд руб. По предварительным итогам 2023 года объем российского рынка CRM увеличится до 28,2 млрд руб. при динамике 20%. Подробнее...
Крупнейшие поставщики CRM-систем
Лидером рейтинга крупнейших поставщиков CRM-систем в России по итогам 2022 года стала группа компаний Ланит. Её выручка от внедрения собственных и сторонних CRM составила 2,3 млрд руб. В первую пятерку также вошли компании Лига Цифровой Экономики, 1С-Рарус, Инфосистемы Джет и GlowByte.
TAdviser поговорил с экспертами российского рынка CRM-систем и выделил ряд технологических трендов, актуальные в 2023-2024 годах. По мнению экспертов, заказчикам нужна в первую очередь гибкость систем и возможность расширять ее функциональность. Поэтому растет интерес к микросервисной архитектуре и Low-code инструментам. Подробнее...
Последние полтора года на рынке CRM-систем множество заказчиков столкнулись с тем, что сроки использования иностранных систем подходят к завершению, или что в будущем произойдет отключение от этих систем. В более удачном положении находятся клиенты, чей бизнес сохранился, несмотря на все изменения (международные компании, не ушедшие с российского рынка). В первую очередь со сложностями сталкиваются пользователи облачных версий иностранных СRМ-систем. Если у вендора была принципиальная возможность «приземления» решения, то клиенты использовали в основном ее. Если не было – переходили на отечественные решения. Подробнее...
Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в трех отраслях - в торговле, в сфере информационных технологий и в области финансовых услуг. На их долю приходится более 34% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.
С 2020 по 2023 год база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1400 проектов. Если рассматривать этот массив данных с точки зрения вендоров CRM, то можно выделить компании-лидеры, разработки которых внедряются чаще всего.
Больше всего CRM-проектов за этот период было реализовано на решениях компании Creatio (Террасофт). Другие лидирующие вендоры отмечены на диаграмме ниже.
Всего же за весь период наблюдений TAdviser аккумулировал данные о почти 5000 CRM-проектов.
Новости
- «Улей» создал для Milfoods площадку для взаимодействия сотрудников
- «Атлантис-Пак» повышает эффективность бизнеса с помощью CRM BPMSoft версии 1.3
- «БАТ Россия» перешла на отечественную low-code платформу BPMSoft
- "Грейн Холдинг" с помощью "Акам" внедрил CRM-систему с целью модернизации работы отделов продаж
- "СберКорус" автоматизировал управление ассортиментом товаров в каналах продаж для Mondelēz International
- Как «Крок» автоматизировал продажи для TFS Group. Обзор проекта
- Beluga Group автоматизировала процессы B2B-продаж и маркетинга
- Как Beluga Group автоматизировала процесс открытия новых магазинов
- Сеть пекарен «Волконский» перешла на цифровую платформу управления на базе Microsoft Dynamics 365
- "Монолит-Инфо" выпустил обновленную версию системы «Управление маркетинговыми кампаниями» на SQL2019
№ | Вендор | Продуктов | Проектов в отрасли |
---|---|---|---|
1 | CDC (Центр Корпоративных Разработок, СиДиСи) | ||
2 | Creatio | ||
3 | 1С-Рарус | ||
4 | Microsoft | ||
5 | 1С-Битрикс | ||
6 | Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) | ||
7 | Comindware (Колловэар) | ||
8 | Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) | ||
9 | Alexrovich (Элиас-Новосибирск) | ||
10 | БПМСофт (ранее ЛАНИТ Омни) |
Распределение вендоров по количеству проектов внедрений (систем, проектов) с учётом партнёров
CDC (Центр Корпоративных Разработок, СиДиСи) (1, 38)
Creatio (1, 18)
1С-Рарус (3, 9)
Microsoft (4, 8)
Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) (5, 6)
Другие (27, 60)
Creatio (1, 6)
Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) (1, 4)
Comindware (Колловэар) (1, 3)
1С-Рарус (2, 2)
Alexrovich (Элиас-Новосибирск) (1, 2)
Другие (2, 2)
1С Акционерное общество (1, 1)
1С-Рарус (1, 1)
1С-Битрикс (1, 1)
Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) (1, 1)
Другие (0, 0)
Alexrovich (Элиас-Новосибирск) (1, 3)
БПМСофт (ранее ЛАНИТ Омни) (1, 2)
1С-Битрикс (1, 1)
Другие (0, 0)
Вендор | Количество продуктов самого вендора | Проектов в отрасли | Систем партнёров на базе продуктов вендора | Проектов партнёров на базе решений вендора |
---|---|---|---|---|
CDC (Центр Корпоративных Разработок, СиДиСи) | 1 | 38 | 0 | 0 |
Creatio | 1 | 18 | 0 | 0 |
1С-Рарус | 3 | 9 | 0 | 0 |
Microsoft | 4 | 8 | 0 | 0 |
Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг) | 5 | 6 | 0 | 0 |
Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) | 1 | 6 | 0 | 0 |
Comindware (Колловэар) | 1 | 6 | 0 | 0 |
1С-Битрикс | 1 | 6 | 0 | 0 |
Alexrovich (Элиас-Новосибирск) | 1 | 5 | 0 | 0 |
БПМСофт (ранее ЛАНИТ Омни) | 1 | 5 | 0 | 0 |
Бизнес Навигатор, КГ (Monitor CRM) | 1 | 3 | 0 | 0 |
Монолит-Инфо | 1 | 3 | 0 | 0 |
Первый Бит | 1 | 3 | 0 | 0 |
Аксистем / Axistem Group | 2 | 2 | 0 | 0 |
SAP SE | 2 | 2 | 0 | 0 |
Системы КлиК (ранее BMicro, БМикро) | 1 | 2 | 0 | 0 |
1С Акционерное общество | 1 | 2 | 0 | 0 |
Эмбер (Amber) | 1 | 2 | 0 | 0 |
Астор | 1 | 2 | 0 | 0 |
Первая Форма (1Форма) | 1 | 1 | 0 | 0 |
Copiny | 1 | 1 | 0 | 0 |
Сберкорус (ранее Корус Консалтинг СНГ) | 1 | 1 | 0 | 0 |
Умная Логистика | 1 | 1 | 0 | 0 |
Original-Group (АО Оригинал) | 1 | 1 | 0 | 0 |
Tops Consulting (Топс Консалтинг) | 1 | 1 | 0 | 0 |
ASoft (АСофт) | 1 | 1 | 0 | 0 |
Свежие решения FreshOffice (SMTsoft) | 1 | 1 | 0 | 0 |
Loymax Solution (Лоймакс) | 1 | 1 | 0 | 0 |
Navicon (Навикон) | 1 | 1 | 0 | 0 |
Ultimate Humanless Enterprises, Ultimate H.E. (Интеллектуальные управляющие системы предприятия) | 1 | 1 | 0 | 0 |