CRM

Customer Relationship Management
Управление взаимоотношениями с клиентами

2024/12/25
Image:CRM_24_logo.png

Генеральные партнеры обзора:

 

 

Российский рынок CRM-систем сегодня стремительно растет и адаптируется к новым условиям и запросам заказчиков. Какие тенденции влияли на рынок в 2023 году, что драйвит его развитие сейчас, на что делает ставку бизнес при выборе системы и вендора – в новом обзоре TAdviser.

1 Российский рынок CRM-систем

По итогам 2023 года объём российского рынка CRM-систем превысил 28 млрд рублей. Для него это был период адаптации и переориентации. После стрессового 2022 года, когда многие компании были вынуждены в срочном порядке искать альтернативу западным CRM-решениям, процесс импортозамещения приобрел более осознанный и планомерный характер.

Рынок вновь начал расти, во многом благодаря именно стартовавшим миграциям на отечественное ПО. Компании стали взвешенно и системно подходить к оценке рынка: рассматривать предложения различных вендоров, сравнивать функционал и интеграционные возможности решений.

По предварительным оценкам TAdviser, по итогам 2024 года российский рынок CRM увеличится на 15% и достигнет отметки в 32,4 млрд руб. В этом году на рынке CRM наблюдался настоящий бум – росла конкуренция из-за появления новых игроков с инновационными решениями. В свою очередь старые компании активно обновляли свои продукты, внедряя передовые технологии и улучшая интерфейсы. Разработчики стали больше внимания стали уделять UI/UX-дизайну, что соответствует общемировому тренду. Также усилилось развитие аналитических инструментов, которые постепенно стирают границу между операционной и аналитической CRM.

Компании смотрят в сторону гиперавтоматизации и роботизации, активно внедряют технологии искусственного интеллекта в бизнес-процессы. Завершение периода «переосмысления» отраслевых тенденций приведёт к созданию продуктов, которые смогут составить достойную конкуренцию глобальным решениям.

Крупнейшие поставщики CRM-систем

Рейтинг крупнейших российских поставщиков CRM-систем собрал 21 участника. Лидером стала компания "Лига Цифровой Экономики" с выручкой более 2 млрд руб. В первую тройку также попали компании "БПМСофт" и "1C-Рарус".

Суммарная выручка всех участников рейтинга составила 13,7 млрд руб.

! Интервью с экспертами

Low-code — технология №1 следующего года Юрий Востриков,
Генеральный директор BPMSoft

 

Гибкость и скорость разработки — ключевые характеристики CRM в B2B-сегменте Александр Стародубцев,
Владелец продукта SimpleOne B2B CRM

 

О цифровой платформе для развития бизнеса нового поколения Андрей Обухов,
Директор по развитию SberCRM

 

Об опыте внедрения современной CRM-системы Сергей Сироклин,
Директор по проектам PRO AQUA

 

2 Приоритеты и сложности заказчиков CRM

Сегодня заказчики CRM-систем при выборе решения акцентируют внимание на таких ключевых аспектах как функциональность системы, соответствующая специфике бизнеса и задачам, гибкость и кастомизация, надежность и безопасность данных. Имеет значение и экспертиза команды вендора, наличие технической поддержки.

Немаловажную роль играют вопросы бюджета и самостоятельного администрирования системы. Заказчики заинтересованы в возможности обучения и наличии ресурсов на рынке для поддержки работоспособности CRM. Часто они сталкиваются с проблемой нехватки квалифицированных специалистов для обслуживания уже установленных систем.

При выборе подрядчиков для бизнеса на первом месте стоит их способность быстро реагировать на изменяющиеся требования и обеспечивать высокое качество сервиса в установленные сроки, готовность к внедрению новых продуктов и технологий, наличие широкого опыта работы с различным технологическим стеком.

Развитость партнерской сети вендора тоже важна для клиентов, так как позволяет им находить компетентных интеграторов и экспертов.

!Актуальные проекты



 

 

3 Технологические тренды и перспективные направления развития CRM-систем

Среди трендов, которые будут влиять на рынок в ближайшем будущем можно выделить:

1. Внедрение AI и ML для улучшения аналитики и прогнозирования.
2. Автоматизацию рутинных операций, связанных с управлением взаимодействия с клиентами.
3. Развитие мобильных решений и приложений для работы с CRM-системами.
4. Развитие визуальных инструментов для настройки и использования CRM-систем, анализа данных и бизнес-процессов.
5. Развитие систем на основе микросервисной архитектуры.
6. Юзабилити и удобство использования CRM-систем.
7. Развитие универсальных CRM-систем.
8. Усиление информационной безопасности.

! Актуальный продукт

 

4 Отраслевая специфика внедрений CRM

Согласно информации о проектах, содержащейся в базе TAdviser, за последние 4 года CRM-системы чаще всего внедрялись в четырех отраслях - в торговле, в сфере финансовых услуг, а также в строительстве и области информационных технологий. На их долю приходится более 43,6% от всех реализованных проектов, известных TAdviser.

5 Вендоры, лидирующие по количеству внедрений CRM

За 2021-2024 годы база TAdviser пополнилась информацией о более чем 1 тыс. проектов внедрения CRM-систем. В этот период такие проекты чаще всего реализовывались на решениях четырех вендоров - Creatio, Elma, 1С и Alexrovich.

# Карта российских CRM-систем

Фонд «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) совместно с аналитическим центром TAdviser провели масштабное исследование российского рынка CRM (Customer Relationship Management, системы управления взаимоотношениями с клиентами). В исследовании приняли участие разработчики 23 российских CRM, а также их заказчики из банков, розничной торговли, химической промышленности, фармацевтики, металлургии и страхования.

Image:Graf_CRM2024-full.jpg

По результатам исследования определена группа лидеров среди универсальных CRM систем с широким функционалом, наиболее полно покрывающим процессы относительно предложенной референтной модели: BPMSoft, ELMA, Битрикс24, Persona.CRM и Amber.

6 Мировой рынок CRM

В 2023 году затраты на CRM-системы (средства управления взаимоотношениями с клиентами) в глобальном масштабе достигли примерно $40,2 млрд. Данная отрасль демонстрирует устойчивую положительную динамику с 2018-го, о чем говорится в обзоре Market Research Future, опубликованном в конце октября 2024 года.

Одним из драйверов рассматриваемого рынка аналитики называют внедрение искусственного интеллекта и машинного обучения. Интеграция этих инструментов с CRM-платформами позволяет расширять функциональность и улучшать клиентский опыт. В частности, становится возможным сбор данных с применением речевых технологий. Кроме того, боты и виртуальные помощники помогают автоматизировать рутинные задачи, такие как формирование отчетов и извлечение данных из больших массивов информации, а также сократить количество ошибок, связанных с человеческим фактором.

7 Дополнительные и архивные материалы

Что такое CRM система: доступно о технологии, Базовые модули CRM, Классификация CRM, Сочетание CRM и BPM, CRM от Oracle, Российский рынок CRM, Перспективные CRM технологии в России, Отраслевая специфика внедрений CRM, CRM в России: прогнозы экспертов, Может ли ERP заменить CRM, 10 ошибок при внедрении CRM системы, CRM: как определить ROI, SaaS CRM, Мировой рынок CRM, Мобильные CRM, Open-Source CRM


Реклама на этой странице

Статьи

Новости

Системы по количеству проектов внедрений (CRM / Сельское хозяйство и рыболовство)

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Creatio (ранее bpm’online)
  Microsoft Dynamics CRM
  1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)
  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)
  Первая Форма (система управления)
  Другие

  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
  1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)
  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)
  Другие

  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2
  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)
  Другие

  1С-Битрикс24
  BPMSoft
  Другие


Название продуктаВендорПодрядчиковПроектов внедрений
1 Creatio (ранее bpm’online) Creatio 2 (список) 11 (список)
2 Microsoft Dynamics CRM Microsoft 4 (список) 4 (список)
3 1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) 1С Акционерное общество 1 (список) 3 (список)
4 Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) Alexrovich (Элиас-Новосибирск) 1 (список) 3 (список)
5 Первая Форма (система управления) Первая Форма (1Форма) 1 (список) 2 (список)
6 1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 1С-Рарус 1 (список) 2 (список)
7 Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform) Comindware (Колловэар) 1 (список) 2 (список)
8 ELMA CRM+ Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ) 2 (список) 2 (список)
9 1С-Битрикс24 1С-Битрикс 2 (список) 2 (список)
10 1С:CRM КОРП 1С-Рарус 2 (список) 2 (список)

Распределение базовых систем по количеству проектов, включая партнерские решения (проекты, партнерские проекты)

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Creatio (ранее bpm’online) - 11 (11, 0)
  Microsoft Dynamics CRM - 4 (4, 0)
  1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 3 (3, 0)
  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 3 (3, 0)
  Первая Форма (система управления) - 2 (2, 0)
  Другие 17

  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 1 (1, 0)
  1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 1 (1, 0)
  Другие 0

  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 1 (1, 0)
  Другие 0

  BPMSoft - 1 (1, 0)
  Другие 0

Распределение систем по количеству проектов, не включая партнерские решения

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Creatio (ранее bpm’online) - 11
  Microsoft Dynamics CRM - 4
  1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 3
  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 3
  Первая Форма (система управления) - 2
  Другие 21

  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 1
  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 1
  1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) - 1
  Другие 0

  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 - 1
  Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich) - 1
  Другие 0

  1С-Битрикс24 - 1
  BPMSoft - 1
  Другие 0

Название продуктаВендорПодрядчиковПроектовПроектов на базе
Creatio (ранее bpm’online)Creatio2110
Microsoft Dynamics CRMMicrosoft440
Alexrovich: Модуль Управление отделом продаж для 1С:Предприятие 8 (CRM Alexrovich)Alexrovich (Элиас-Новосибирск)130
1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM)1С Акционерное общество130
1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА21С-Рарус120
1С:CRM КОРП1С-Рарус220
ELMA CRM+Elma (Элма, Интеллект Лаб, Практика БПМ)220
Comindware Platform (ранее Comindware Business Application Platform)Comindware (Колловэар)120
Первая Форма (система управления)Первая Форма (1Форма)120
БИТ:CRM 8Первый Бит120
1С-Битрикс241С-Битрикс220
Microsoft Dynamics 365Microsoft110
BPMSoftБПМСофт (ранее ЛАНИТ Омни)110
Оптимум АСУМТCDC (Центр Корпоративных Разработок, СиДиСи)110
SAP Cloud for CustomerSAP SE110
RegionSoft CRMRegionSoft Developer Studio110
ASoft CRMASoft (АСофт)110
1С:CRM ПРОФ1С-Рарус110
Sales Creatio (ранее Bpm`online sales)Террасофт (Terrasoft, ТС-Консалтинг)110
Monitor CRMБизнес Навигатор, КГ (Monitor CRM)110

Распределение систем по количеству лицензий,
включая продукты партнёров на базе базовых решений вендора

За всю историю
2022 год
2023 год
2024 год

  Первая Форма (система управления) (345)
  Sales Creatio (ранее Bpm`online sales) (210)
  Microsoft Dynamics CRM (45)
  1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) (37)
  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 (36)
  Другие (42)

  1С:Предприятие 8. Управление торговлей и взаимоотношениями с клиентами (CRM) (30)
  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 (20)
  Другие (0)

  1С:CRM. Модуль для 1С:ERP и 1С:КА2 (16)
  Другие (0)

Данные не найдены


Источник — «https://gov.tadviser.ru/index.php/CRM»